Донаучный, эмпирический этап

•<« r-f.i;*vrTi;

С незапамятных времен люди используют различные приемы для оценки психических качеств человека. Умение раз­бираться в людях ценилось всеми народами с древнейших вре­мен, а богатый жизненный опыт, связанный с этим умением, хранился в виде многочисленных пословиц и поговорок.

На протяжении всей истории человечества необходимо было отбирать людей для осуществления тех или иных видов деятель­ности, для чего им предлагали испытания верности, ума, стой­кости и других качеств. Уже в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне выпускников школы писцов подвергали ис-

пытаниям, успешное преодоление которых позволяло им занять ответственные государственные должности. В испытание входила проверка знаний четырех арифметических действий, умение из­мерять поля, делить имущество, владеть искусством пения, игры на музыкальных инструментах, а также умение разбираться в тканях, металлах и растениях (Дандамаев М.А., 1983).

Чтобы стать жрецом в Древнем Египте, претендент должен был пройти сложные испытания. Во время предварительного собеседования он рассказывал историю своей жизни и показы­вал свои знания; при этом оценивалась его внешность и умение вести беседу. Затем он подвергался испытаниям на умение тру­диться, слушать и молчать, выдерживать огонь, воду, преодо­левать страх в мрачных подземельях в полном одиночестве. Под угрозой смерти он должен был решить, готов ли он выдержать длительный и трудный путь учения или ему лучше отказаться от него.

Знаменитый Пифагор, пройдя все испытания и получив со­ответствующее образование в Египте, основал в Греции шко­лу, где практиковал сходный способ приема учеников. Он от­давал предпочтение испытанию интеллектуальных способнос­тей с помощью решения математических задач. Если желающий учиться не справлялся с задачей, он проходил повторное испы­тание, которое заключалось в том, что ученики его жестоко осмеивали, грубо унижали достоинство. Если ему удавалось за­щитить себя в этой ситуации, удачно отвечая на нападки, его принимали в школу. Умение смеяться Пифагор считал очень важным человеческим качеством. Современные исследования подтверждают связь между состоянием интеллекта и способ­ностью к юмору. Не только вступление в школу Пифагора тре­бовало испытаний, но и само обучение являлось таким испы­танием. Его ученики должны были первые пять лет молчать и только слушать учителя, не видя его, чтобы научиться сосредо­точиваться, и только последние пять лет они могли говорить с учителем лицом к лицу. Похоже, 3. Фрейд тоже прошел школу Пифагора, так как использовал прием разговора с пациентом, стоя у него за спиной.




донаучный, эмпирический этап - student2.ru донаучный, эмпирический этап - student2.ru ГЛАВА 1

донаучный, эмпирический этап - student2.ru Однако можно ли считать научно обоснованными методы подобных «проверок»? Очевидно, нет. Современные психоло­гические методы диагностики (распознавания) возникли в ре­зультате достаточно длительного и кропотливого пути станов­ления психологии как науки.

';-. ••■ ЧУ.'

НАУЧНЫЙ ЭТАП

РАЗВИТИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Становлению психодиагностики как науки пред­шествовала психиатрическая и в определенной мере педагоги­ческая практика, но ключевым событием стало возникновение экспериментальной психологии.

Первоначально в психиатрии психодиагностическое обследо­вание больных состояло из простых вопросов, касающихся воз­раста, места жительства, даты рождения, цен на обыденные то- | вары, описания предметов из повседневной жизни, простых ма­тематических операций и т. п. Очевидно, что в большей мере оно было направлено на определение умственных способностей че­ловека. Дж. Петерсон (1925) считал, что такие задачи ставились с целью диагностики уже в школе Аристотеля. Во всяком случае, их употребляли задолго до включения в тесты интеллекта.

В XIX в. бурно развиваются все науки, в том числе и физи­ология. Активно развивающаяся механика и физика, массо­вое увлечение различного рода измерениями позволили со­здать психофизиологические лаборатории, где изучались фун­кции организма: ощущения, восприятие, время реакции на различные раздражители. Они проводились на животных и по возможности на человеке, что позволило поставить вопрос об объективации изучения психических процессов. Пионером в этой области стал немецкий исследователь В. Вундт (1832-1920). Начав свой научный путь физиологом, он пришел к иде­ям о возможности экспериментального изучения психики че-




Краткая история психодиагностики

донаучный, эмпирический этап - student2.ru ловека, которые изложил в книге «К теории чувственного вос­приятия», окончательно опубликованной в 1862 г. Одновре­менно сходные представления изложил в своей книге «Элемен­ты психофизики» в 1860г. Густав Теодор Фехнер( 1801-1887). В. Вунд заложил основы двух направлений эксперименталь­ной психологии, различающихся методами исследования. Для простейших психофизических процессов — лабораторный, объективный, с применением строгих измерений; для оценки обучаемости, связанной с языком, — метод интроспекции, т. е.

самонаблюдения.

Не менее важным, чем непосредственные результаты иссле­дований, для развития экспериментальной психологии стало появление целого поколения специалистов, прошедших школу

В. Вундта.

От изучения внутренних психических процессов здоровых взрослых людей с помощью интроспекции экспериментальная психология постепенно пришла к исследованию душевноболь­ных и детей.

Важнейший раздел практической психологии — психологи­ческая диагностика, которая имеет много общего с исследова­тельскими методами психологии, но и свою специфику.

Вступив на путь измерения, психологи столкнулись с необхо­димостью сначала разрабатывать основы психометрии по ана­логии, например, с биометрией в биологии, социометрией в со­циологии и т. д. Первые публикации работ Ф. Гальтона (1822-1911) и Дж. Кеттелла (1860-1944) вызвали живой интерес к методу тестов ученых разных стран мира. Одни ученые стали ярыми приверженцами нового метода, другие — его противниками.

Становление и развитие психодиагностики происходит в кон­це XIX в. Оно связано с зарождением дифференциально-психо­логического изучения человека, которое складывалось под вли­янием запросов практики. В конце XIX в. оформилась «индиви­дуальная психология», целью которой было изучение особенностей человека с помощью экспериментально-психоло­гических методов. Первыми достижениями индивидуальной пси­хологии былиисследования учеников В. Вундта — Э. Крепели-

ГЛАВА 1

Краткая история психодиагностики



донаучный, эмпирический этап - student2.ru донаучный, эмпирический этап - student2.ru на, Дж. Кеттелла, а также других ученых — А. Бине, А.Лазурс-кого. В XIX в. произошел коренной перелом в психиатрии в сто­рону гуманного обращения с умственно отсталыми и душевно­больными людьми. Возникла необходимость в единых критери­ях для выявления и классификации этих больных, в частности для разделения душевнобольных и умственно отсталых.

Важный вклад в развитие психодиагностики внес французский психолог А. Бине, который настаивал на том, чтобы детей, испы­тывающих затруднение при обучении в обычной школе, прежде чем отчислять, обследовали и, если они будут признаны обучае­мыми, направляли в специальные классы. Тщательная и кропот­ливая работа завершилась изданием набора тестов для отбора детей в школы умственно отсталых. Этот набор до сих пор ис­пользуется во всем мире в переработанном виде под названием шкала Термен—Перилл (или Стенфордская шкала). Во Франции в конце 60-х годов ее переработал Р. Заззо и его сотрудники.

К началу 30-х годов тесты для определения интеллекта ши­роко использовались во многих странах. К концу XIX в. прак­тическая потребность изучения преобладающих способностей привела к формулированию научной проблемы исследования индивидуальных различий. Существенную роль в решении этой проблемы и в возникновении психодиагностики как отрасли прикладной психологии сыграл английский биолог Ф. Галь-тон, который в своей книге «Изучение способностей человека и их развития» (1883) предложил исследовать общие умствен­ные способности с помощью психометрических опытов. Он осознал, что изучать наследственность человека невозможно без знания характеристик людей, состоящих и не состоящих в родстве. Только обладая этими сведениями, он мог определить, например, точную степень сходства между родителями и их детьми, братьями и сестрами (родными и двоюродными) или близнецами. С этой целью Ф. Гальтон проводил обширные и систематические антропометрические обследования учащихся множества учебных заведений.

Ф. Гальтон сам разработал большинство простых тестов, применявшихся в его лаборатории. Многие из них используют

до сих пор, сохраняя в своем названии имя автора, например: линейка Гальтона для зрительного различения длины, свисток Гальтона для определения предела восприятия высоты звука, ф. Гальтон, опираясь на учение философа Дж. Локка, пола­гал, что с помощью тестов сенсорного различения можно оце­нивать интеллект человека. Он утверждал, что чем лучше органы чувств различают действительность, тем большее поле создают для интеллекта и рассудка. Подтверждение своим мыслям он находил, например, в том, что при идиотии нарушается способность различать тепло, холод и боль.

Ф. Гальтон был первым, кто применил оценочные шкалы, анкетирование и технику свободных ассоциаций, впоследствии использовавшиеся для самых различных целей. Также его зас­луга состоит в разработке методов математической статисти­ки для анализа данных по индивидуальным различиям. Одним из наиболее талантливых учеников Ф. Гальтона, успешно раз­рабатывавшим методы математической статистики, был Карл Пирсон (1857-1936).

Итак, был сделан первый шаг к научной психологии после длительного периода, когда преобладал интуитивный подбор проверочных заданий и испытаний. В области эксперимен­тальной психологии роль Ф. Гальтона можно сравнить с ро­лью Г. Галилея в физике.

Личность представлялась психологам наиболее трудной для диагностики. Накопленный опыт измерения интеллекта, выра­ботка критериев объективации психических явлений позволи­ли подойти к изучению и этой святая святых психики человека. Для измерения личностных характеристик начали применять тесты действий, или ситуационные тесты, в которых испытуе­мый получал задания, цель которых часто оставалась ему не­известной. Вместе с тем до настоящего времени принципиаль­ной трудностью при оценке личности является достижение объективности при интерпретации реакции испытуемого.

Особенно популярным у клиницистов стали проективные ме­тодики исследования личности. Эти тесты предоставляют испы­туемому наибольшую свободу реакций в ответ на предельно нео-

донаучный, эмпирический этап - student2.ru ГЛАВА 1

пределенное задание. Взрослые и дети охотно сами по своему усмотрению «додумывают» задание, вкладывая в них смысл, ко­торый им подсказывает их жизненный опыт. Это явление в пси­хологии получило название апперцепции. С тестами действия, или ситуационными тестами, проективные методики объединя­ет то обстоятельство, что испытуемый не может угадать их цель, а значит, лишен возможности намеренно создать желаемое впе­чатление. Тест свободных ассоциаций представляет собой один из наиболее ранних типов проективных методик. К этой же ка­тегории можно отнести тест на завершение предложений. В про­ективных тестах широко используют рисование, расстановку игрушек, импровизацию драматических сцен и интерпретацию картинок или чернильных пятен. Согласно оценке ведущего ми­рового специалиста по психодиагностике А. Анастази только немногие проективные методики соответствуют современным психометрическим требованиям.

С точки зрения собственной технологии любая психодиагнос­тическая методика должна отвечать определенным, достаточно строгим требованиям, в частности надежности и валидности, без чего их применение считается недопустимым. Практическая дей­ственность диагностических средств зависит от их теоретической обоснованности. Теория определяет не только строение методи­ки (стимульный материал, способ проведения обследования), но и способ объяснения полученных результатов. Именно этим воп­росам будет посвящен следующий раздел пособия (глава 2).

•1.3. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ

В ОБЛАСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Отечественная психология, выросшая на почве тради­ций медицины и физиологии, придерживалась материалисти­ческой трактовки психических явлений в отличие от воззрений В. Вундта и многих западных ученых. Наиболее значимый вклад 12

Краткая история психодиагностики

донаучный, эмпирический этап - student2.ru в ее развитие внесли физиологи И.М. Сеченов (1829-1905) и И.П. Павлов (1849-1936).

Отечественную психологическую школу отличало стремле­ние к выявлению мозговых механизмов психической деятель­ности, а также социальных условий ее формирования и функ­ционирования.

Г.И. Россолимо (1860-1928), невропатолог и психиатр, в 1909 г. в Московском университете создал методику количе­ственной оценки уровня развития общих способностей, кото­рая, будучи передовой для своего времени, получила призна­ние в России и за ее пределами под названием «Психологичес­кие профили». Она включала 11 субтестов, каждый из которых представлял собой 10 более или менее однородных заданий, правильное выполнение каждого из них оценивалось в один балл. Субтесты были объединены в пять групп, позволявших характеризовать восприимчивость, внимание, запоминание, волю, ассоциативные процессы. Единообразие шкал позволя­ло создавать графический профиль, где наглядно можно ви­деть относительную степень развития измеряемых характери­стик. Были получены нормы для лиц мужского и женского пола в диапазоне от 7 до 18 лет с интервалом в один год. Валидиза-ция методики осуществлялась с помощью показателей школь­ной успеваемости, а также оценок, даваемых испытуемым пе­дагогами и родителями. С ее помощью были обследованы боль­ные с различными нервными и психическими заболеваниями, в том числе с моторной афазией. Среди учащихся школы с помощью методики были выделены различные группы слабо­успевающих учеников.

Кроме решения задач дифференциальной диагностики, ме­тодика позволяла проводить оценку динамики «психологичес­кого профиля» под влиянием различных факторов. В настоя­щее время она не применяется, но представляет важный этап в становлении психологической диагностики, без которого не были бы созданы современные методики.

Значительный вклад в разработку методов психодиагности­ки внес психиатр Ф. Е. Рыбаков (1868-1920), который пред-

донаучный, эмпирический этап - student2.ru ГЛАВА 1

Краткая история психодиагностики



донаучный, эмпирический этап - student2.ru донаучный, эмпирический этап - student2.ru ложил тест специальных способностей, предназначенный для определения уровня развития пространственного воображе­ния. Он представляет собой наборы изображений геометри­ческих фигур (всего 45), из которых можно сложить квад­рат. Время выполнения задания ограничено. Первичная оцен­ка заключается в подсчете количества правильно выполненных заданий. В настоящее время существует не­сколько зарубежных вариантов теста, модифицированного разными авторами. Они находят преимущественное приме­нение при диагностике технических способностей, в психо­логии труда. Рыбакову также принадлежит заслуга изда­ния в 1910 г. «Атласа изучения личности методами экспери­ментальной психологии», предназначенного для решения педагогических и медико-диагностических задач.

Новаторской была предложенная психологом А.Ф. Лазур-ским (1874-1917), сотрудником В.М. Бехтерева (1857-1927). методика естественного эксперимента. Она явилась своеоб­разным компромиссом, как он писал, «между внешним, объек­тивным наблюдением, с одной стороны, и тем лабораторным, искусственным экспериментом, который известен в настоящее вре­мя под именем психологического эксперимента -— с другой» [Лазурский А.Ф., 1997. С. 403]. Суть метода заключалась в том, что, изменяя без ведома испытуемого условия, в кото­рых он находится, мы получаем возможность максимально при­близить свободное наблюдение к строгому эксперименту и вы­явить влияние на его поведение тех или иных интересующих нас факторов. Наблюдая человека в естественной среде, мы, как подчеркивает А.Ф. Лазурский, можем не дождаться появ­ления этих факторов. Но, как отмечал известный нейрофизио­лог X. Дельгадо (1971). в эксперименте мы обычно изучаем только части сложной живой системы, а Ф. Энгельс предель­но заострял эту ситуацию: «Части лишь у трупа». Поэтому предложение А.Ф. Лазурского сохраняет свою актуальность и до настоящего времени. Определенным продолжением раз­вития его метода можно считать вариант объективной соци­ометрии, получивший название «картирование».

Важным шагом в развитии психодиагностики явилась раз­работанная советским психиатром Н.И. Озерецким (1893— 1955) шкала оценки моторики, которую он опубликовал в 1923 г. под названием «Метод массовой оценки моторики у детей и подростков». Методика получила международное признание, была не только переведена на многие европейские языки, но и послужила основой для дальнейших разработок в различ­ных странах. По своим характеристикам она сопоставима с методиками измерения интеллекта и личности, ориентирован­ными на их интегральную оценку. Отдельные задания под­бираются в них преимущественно для того, чтобы охаракте­ризовать изучаемую характеристику в ее полноте и целост­ности. Имеются возрастные нормы в диапазоне от 4 до 16 лет. Тщательно разработана процедура проведения исследо­вания и анализа получаемых данных.

Существенными для создания в дальнейшем методов диаг­ностики были теоретические исследования П,П. Блонского (1884-1941) и Л.С. Выготского (1896-1934), которые с пози­ций материалистической диалектики разрабатывали представ­ления о социальных условиях становления психики человека. В их терминологии это генетическая, или историческая, пси­хология.

Примером удачного воплощения теоретических разработок Л.С. Выготского, значимых для коррекционной педагогики, яв­ляется методика, предложенная А.Я. Ивановой в 1973 г. Она пред­назначена для оценки обучаемости детей в возрасте 5-9 лет. Сти-мульным материалом служат карточки с изображением геомет­рических фигур разной формы, величины и цвета. От ребенка требуется последовательно вычленить каждый из трех отличи­тельных признаков и сгруппировать карточки по этим призна­кам. При этом ему оказывается помощь трех степеней детально­сти: указание различия каких-либо двух конкретных карточек по одному признаку; демонстрация сходства одной из карточек первого уровня с третьей по этому же признаку; объяснение пра­вила раскладки карточек на группы в сочетании с демонстраци­ей правильного выполнения задания. Помощь эксперимента-

донаучный, эмпирический этап - student2.ru тора продолжается до тех пор, пока испытуемый не справится с заданием. Способы и форма помощи строго регламентиро­ваны. Регистрации подвергается способность к логическому переносу в виде понимания и способность объяснить правила действия, а также время выполнения заданий. Производится качественная и количественная оценка результатов.

Контрольные вопросы

1. Что характеризует донаучный этап психодиагностики?

2. Каковы критерии становления психодиагностики как на­
уки?

3. На что были направлены первые психодиагностические
методики?

4. Охарактеризуйте самые значимые, с вашей точки зрения,
работы в области психодиагностики.

5. Дайте характеристику отечественной психодиагностичес­
кой школы.

Рписок литературы :•!:—■• в

1. Анаапази А., Урбииа С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001.688 с.

;: 2. БурлачукЛ. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. СПб.: Пи­тер, 2004. 351 с.

3. Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. М.: Наука, 1983. 245 с. ;

4. Дельгадо X. Мозг и сознание. М.: Мир, 1971. 264 с.

5. Лазурскш А.Ф. О естественном эксперименте//Избр. тр. по пси-
хол^ М.: Наука. 1997. С. 403-411.

6. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, медицин­
ской психотерапии и психологического консультирования /Под
ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. 304 с.

7. Рыбаков Ф. Е. Атлас для экспериментально-психологического ис­
следования личности с подробным описанием и объяснением
таблиц. Составлен применительно к цели педагогического и вра-
чебно-диагностического исследования. М.: Тип. т-ва И.Д. Сы­
тина, 1910.46 с.

Краткая история психодиагностики

8. донаучный, эмпирический этап - student2.ru Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии:
Практ. рук-во. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 448 с.

9. Черны В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических ме­
тодов. Т. 1. Братислава, 1988. 202 с.

10. ШульцД., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер.
с англ. СПб.: Евразия, 1998. 528 с.

11. Ярошевский М.Г. История психологии. 2-е изд., перераб. М.:
Мысль, 1976.463 с.

12. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: В поисках новой психологии.
СПб: Междунар. фонд истории науки, 1993. 301 с.

13. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. М.: Изд-во
Ин-та практич. психол. Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 380 с.

14. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии: Теоретические
проблемы развития психологической науки. М.: Политиздат,
1971.368 с.

f;

 
  донаучный, эмпирический этап - student2.ru

донаучный, эмпирический этап - student2.ru

донаучный, эмпирический этап - student2.ru ■']■;»■'; ..Ji£M 'I-

A3 . ■

Глава

а

Наши рекомендации