Кризисная психологическая помощь
Кризисная поддержка
Рассматривая особенности психологической помощи в суицидоопасной ситуации, феномен суицида чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем это кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий жизненный опыт человека, решившегося на суицид, не может подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой.
Подобный психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Но чаще внутренняя напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью. Человек теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятельства, возникает внутренний конфликт неприятия самого себя, самоотрицания, появляется ощущение потери смысла жизни. Вот почему для предотвращения попытки самоубийства так важно вовремя установить с попавшим в беду человеком контакт, вступить с ним в дружеское общение.
К ребенку или подростку, который обсуждает идею самоубийства или пытается его совершить, следует относиться серьезно. Как мы уже говорили, оценка риска суицида включает выявление лежащего в основе психического или соматического заболевания, наличия или отсутствия социальной поддержки, недавней утраты близких, предшествующих суицидальных попыток или актов насилия, плана самоубийства и доступности средств для выполнения этого плана, возможного влияния психоактивных средств; необходимо также изучение семейного анамнеза (соответствующей истории семьи).
Кризисная поддержка включает в себя следующие этапы:
1. Установление контакта с суицидентом. Необходимо, чтобы подросток был выслушан терпеливо и сочувственно, без сомнения и критики. Задача педагога-психолога – создать у ребенка уверенность в том, что психолог компетентен, разобрался в особенностях его кризиса (проблемы, случая и т.п.), знает, что делать и готов применить адекватные виды помощи. В результате ребенок воспринимает специалиста как понимающего, чуткого и заслуживающего доверия, благодаря чему ликвидируются чувства эмоциональной изоляции и безнадежности.
2. Раскрытие суицидоопасных переживаний. Это возможно при условии безусловного принятия подростка, что повышает его самовосприятие, сниженное в результате психологического кризиса. Сочувственное выслушивание облегчает отреагирование пациентом подавляемых эмоций, что уменьшает аффективную напряженность.
Лучший способ узнать о том, помышляет ли ребенок о самоубийстве – это задать ему прямой вопрос об этом. Факты не подтверждают расхожего мнения, что разговоры о самоубийстве могут посеять мысли о нем в душе человека и спровоцировать его. Напротив, подросток испытает облегчение, когда ему представиться возможность открыть и обсудить темы, которые его волнуют. Вопросы следует задавать, когда ребенок чувствует, что его понимают, когда чувство скованности и неловкости преодолено, и он (она) обсуждают свои переживания; когда он (она) рассказывает о негативных чувствах одиночества, беспомощности и т.п.
Примеры вопросов:
- Бывает ли тебе грустно и тоскливо?
- Появляется ли у тебя чувство, что никому до тебя нет дела?
- Появляется ли у тебя чувство, что жить дальше не стоит?
- Возникает ли у тебя желание совершить самоубийство?
- Что тебя удерживает в жизни?
Из ответа на последний вопрос мы узнаем о стойких антисуицидальных факторах, наличии так называемого антисуицидального барьера. Ситуации, когда «человек оказывается психологически не в состоянии привести даже для своего оправдания жизнеутверждающие аргументы, которые говорили бы против навязчивых мыслей о самоубийстве» (В.Франкл, 2001), могут свидетельствовать о непрочности антисуицидального барьера и повышенном суицидальном риске.
Не имеющий прямого отношения к кризисной ситуации материал игнорируется с помощью избирательного выслушивания, что способствует кризисной ориентации процесса.
Никогда не обещайте подростку держать его планы в отношении суицида в тайне!
3. Мобилизация адаптивных навыков проблемно-решающего поведения. Достигается путем актуализации антисуицидальных факторов и прошлых достижений в значимых для подростка областях, повышения его самоуважения и уверенности в своих возможностях в разрешении кризиса. Проявления личностной несостоятельности подростка в кризисной ситуации не интерпретируются, чтобы не снижать самооценку ребенка и не актуализировать тем самым суицидоопасные переживания.
4. Заключение договора. Это очень важная процедура, которая предусматривает локализацию кризисной ситуации, формулирование ее в понятных подростку понятиях, соглашение с ним о кризисной ориентации коррекционной работы (индивидуального плана сопровождения), сроках реализации этого плана, разделение ответственности за результат совместной работы (в том числе, что будут делать другие специалисты), с признанием за подростком способности самостоятельно контролировать свои суицидальные тенденции и отвечать за принятие решений и их выполнение; оговаривается также посредничество психолога в контактах с другими людьми: близкими, друзьями, врачом, педагогами.
Врачи (клинические суицидологи) отмечают, что при работе с человеком в состоянии душевного смятения, с выраженными летальными тенденциями нецелесообразно и бесполезно воздействовать на них путем увещеваний, разъяснительных бесед, порицания, оказания давления или каким-нибудь другим аналогичным образом (что, кстати, любят делать специалисты СППС). При суицидальных тенденциях это воздействие имеет не больше результативности, чем при алкоголизме. Наиболее эффективным путем снижения их интенсивности является непрямое воздействие посредством уменьшения эмоционального напряжения и смятения, прояснение травмирующей ситуации, разработка альтернативных (реальных в достижении) шагов преодоления проблемы. Психолог (социальный педагог) по отношению к подростку в этой ситуации играет роль опекуна, прежде всего, защищая его интересы и стабильное эмоциональное состояние. Целью его вмешательства является снижение давления, оказываемого на подростка реальными жизненными обстоятельствами и вызывающего у него эмоциональное напряжение, через изменение невыносимой ситуации.
Основным принципом помощи является следующий: для уменьшения интенсивности летальных тенденций следует предпринять меры по снижению эмоционального напряжения и волнения, что, в свою очередь, повлечет за собой их дезактуализацию.
В рамках кризисной поддержки целесообразно использовать имеющиеся у суицидента ресурсы (которые вы выявили в ходе беседы и предварительного социального расследования, проведенного социальным педагогом).
Ресурсы (средства решения проблем)- это те сильные стороны человека, которые служат основой его жизнестойкости и увеличивают вероятность преодолеть кризис с позитивным балансом.
Внутренние ресурсы:
- инстинкт самосохранения,
- интеллект,
- социальный опыт,
- коммуникативный потенциал,
- позитивный опыт решения проблем.
Внешние ресурсы:
- поддержка семьи и друзей,
- поддержка медиаторов, сотрудников СППС и персонала школы,
- стабильность в учебной деятельности,
- принадлежность к молодежному объединению (союзу),
-приверженность религии (конструктивному неформальному молодежному объединению),
- медицинская помощь,
- индивидуальная психолого-педагогическая программа сопровождения.
Как следует использовать имеющиеся ресурсы?
- Вначале получить у подростка разрешение привлечь для его поддержки те или иные ресурсы, а затем связаться с ними (при остром риске, рассказать о том, что вы обязаны сделать это по закону).
- Даже если разрешение не будет получено, попытаться найти кого-нибудь, кто сможет быть рядом с ребенком, проявит к нему внимание.
- Поговорить с людьми, источниками поддержки, уточняя их возможности помощи и не вызывая чувства вины (в случае, если они вовлечены в кризисную ситуацию). Учесть потребность этих людей в психологической помощи.
- Рассказать подростку об имеющихся ресурсах и о том, кто и чем может ему помочь, уточнив при этом, в чем он нуждается более всего.
- Привлечь людей из группы поддержки к осуществлению шагов, которые планируется предпринять.
Все действия, которые вы планируете с людьми из группы поддержки, включаются в индивидуальный план сопровождения, с определением сроков реализации и возможностью мониторинга эффективности.
Кроме этого, дети и подростки, подверженные суицидальному риску нуждаются в реабилитации (формировании) адаптивных социальных навыков и умений преодоления стресса. Прежде всего «страдает» саморегуляция, коммуникативная компетентность, фрустрационная толерантность. Ребят необходимо включать в коррекционные группы по данной тематике.
Суицид оказывает разрушительное влияние так же на друзей и родственников суицидента. Умышленная, неожиданная и насильственная смерть человека часто заставляет других чувствовать беспомощность и отверженность. Родители часто страдают от выраженного чувства стыда и вины. Так как суицид рассматривается, как социальная стигма, пережившие суицид и вовлеченные в него стараются избегать общения с другими людьми. Группы психологической поддержки могут играть положительную роль в психологическом восстановлении жертв неудавшегося суицида и их окружения. Педагогу-психологу необходимо иметь телефоны служб и специалистов, где социальному окружению суицидента могут оказать профессиональную психологическую и психотерапевтическую помощь. В ситуации обращения в учреждение образование, специалисты СППС, используя эти контакты, сориентируют нуждающихся в подобной помощи участников суицидального случая.
Кризисное вмешательство
Кризисное вмешательство осуществляется при потенциальном суициде. Слово «интервенция» (вмешательство) происходит от латинских слов inter (между) и venire (приходить). Суицидальная интервенция, являясь «вхождением между», представляет собой процесс предотвращения акта саморазрушения. Она заключается в контакте лицом к лицу с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в социальном, психологическом или экзистенциальном кризисе.
К счастью, никто из людей не является абсолютно суицидальным. Особенно это относится к детям и подросткам. Наблюдения свидетельствуют о переживании ими смешанных эмоций. Даже самое страстное желание умереть по своей психологической сущности является амбивалентным. Часть личности хочет жить, другая стремится уйти в небытие. Суицидальная настроенность является преходящей — эти чувства могут появляться, исчезать, возникать снова, но почти всегда проходят. Эта закономерность является основой суицидальной интервенции.
Кризисное вмешательство - это прерогатива психотерапевтов. Педагоги-психологи не обучены подобным методам работы. Но, учитывая специфику рассматриваемой нами темы, мы понимаем, что многим из них придется оказывать подобную помощь на своих рабочих местах, в учреждении образования. К сожалению не всегда педагог-психолог имеет возможность сопровождать потенциального суицидента, которому параллельно оказывает профессиональную помощь психотерапевт. В связи с этим, мы позволили себе «перевести» психотерапевтические подходы к кризисной интервенции в практическую плоскость педагога-психолога образования.
Выделим следующие этапы кризисного вмешательства:
1. Рассмотрение альтернативных способов решения кризисной ситуации.
На этом этапе необходимо выявить сохранившиеся антисуицидальные факторы и опираясь на них простраивать программу выхода из трудной ситуации. Программа должна быть пошаговая, иметь сроки по реализации каждого шага.
Так же необходимо оценить наличие внутренних и внешних ресурсов подростка, в том числе найти людей из ближайшего окружения, с которыми ребенок мог бы сформировать новые, необходимые ему высокозначимые отношения, облегчающие ему микросоциальную адаптацию (кто и как будет с ним рядом на «остром» этапе, на этапе выходя из кризиса).
2. Выявление неадаптивных психологических установок, блокирующих оптимальные способы разрешения кризисной ситуации. Это имеет важное значение, поскольку данные установки являются одной из основных причин суицидоопасных реакций на кризисную ситуацию.
Как правило, подобные установки формируются в раннем детстве под влиянием неблагоприятных условий воспитания, глубоко интериоризируются, что затрудняет для подростка осознание их неадаптивности и препятствует их психотерапевтической коррекции.
3. Коррекция неадаптивных психологических установок осуществляется, прежде всего, в отношении суицидогенной установки – представления о большей, чем собственная жизнь, значимости той или иной ценности.
Снизить значение доминирующих ценностей удается путем актуализации антисуицидальных факторов. Необходимо отметить, что попытки прямой девальвации ценности, конкурирующей с ценностью жизни, могут привести к нарастанию аффективной напряженности и психологического сопротивления кризисному вмешательству.
5. Активизация терапевтической установки необходима для переключения усилий подростков с попыток разрешения кризисной ситуации не оправдавшими себя методами на повышение собственных возможностей по ее разрешению.
Формат работы – индивидуальный.
Для того чтобы лучше понять стратегии кризисного вмешательства и сопровождения в случае наличия суицидального риска, а так же определить основные мишени коррекционной и социально-педагогической работы, выделим в табличку наиболее распространенные суицидальные факторы и добавим к ним антисуицидальные факторы.
Cуицидальные факторы | Антисуицидальные факторы |
Эмоциональная депривация | Выраженная эмоциональная привязанность |
Неблагополучная семья | Родственные связи и обязанности |
Эгоизм (эгоцентричность) | Чувство долга, понятие о чести |
Положительное отношение к суициду | Зависимость от общественного мнения (в том случае, если общественные нормы не допускают суицида) |
Несформированный образ будущего, несформированный навык целеполагания | Наличие планов, определяющих цель в жизни |
Алкоголизация (наркотизация) | Внимание к собственному здоровью |
Сужение сознания (туннельность) | Представление о неиспользованных возможностях |
Негативный когнитивный стиль мышления | Наличие эстетических критериев мышления |
Утрата или несформированность ценностной стороны жизни | Экзистенциальное осмысление конфликта |
Экзистенциальная пустота | Наличие веры |
Как мы видим из таблицы, на каждый суицидальный фактор есть антисуицидальный. Усиливая антисуицидальные факторы, мы снижаем риск. Фактически, через развитие эмоциональных связей и коммуникативной компетентности, через развитие ответственности и целеполагания, через развитие здорового образа жизни и жизненных ценностей мы занимаемся реабилитацией, способствуем, адаптации суицидентов и реализуем модель профилактики суицидального поведения.
Давайте рассмотрим стратегии кризисной интервенции на одном случае.
Приведу пример суицидальных переживаний девочки Даши, 13 лет, которая в течение года пережила смерть матери и дяди. Она стала жить с бабушкой, которая стала ее опекуном. При этом бабушка переживает смерть своих детей и часто проговаривает о том, что сама хочет «уйти» к своим детям. Даша много времени проводит на кладбище, на могиле матери, прогуливает занятия в школе, нарушились отношения со сверстниками. Часто проговаривает подруге и бабушке, что хочет умереть, что не может пережить расставания с матерью. В течение последних двух месяцев начались сильные головные боли, и бабушка ходила с Дашей к участковому педиатру. Со слов бабушки сильно изменилось пищевое поведение: «ест как не в себя». Часто страдает бессонницей и тогда сильно и долго плачет. В разговоре с психологом выяснилось, что четкого плана самоубийства у ребенка нет, при этом мысли возникают достаточно часто и носят устойчивый характер.
Это средний уровень риска и в такой ситуации желательно как можно скорее направить ребенка к подростковому психиатру или психотерапевту. Если у вас нет такой возможности, тогда возвращаясь к предложенной выше схеме первое, что необходимо это оценить наличие внутренних и внешних ресурсов подростка, в том числе найти людей из ближайшего окружения, с которыми ребенок мог бы сформировать новые, необходимые ему высокозначимые отношения.
Психолог выяснила у бабушки, есть ли кто-то из родственников и друзей (взрослые), кто мог бы сейчас оказать поддержку Даше. Нашлась крестная, подруга мамы, которая с радостью согласилась встречаться с Дашей, разговаривать с ней о маме, их дружбе, вере, планах на будущее и даже согласилась, чтобы Даша несколько раз в неделю оставалась у нее погостить. Антисуицидальным фактором здесь станет формирование или реабилитация эмоциональной привязанности, способной удержать ребенка от необдуманных действий.
Кроме этого, педагог-психолог предложил для класса, в котором учится Даша, тренинговую программу по формированию фрустрационной толерантности. Таким образом, решаются задачи профилактики суицидальных настроений в классе и реабилитация эмоциональных связей Даши с одноклассниками. С учителями была проведена групповая консультация по специфике взаимодействия с Дашей на период сопровождения. Так же психолог пригласил на индивидуальную консультацию подругу Даши, где подробно рассказал ей, что делать сейчас, чтобы поддержать Дашу, а что делать категорически нельзя.
Во-вторых, необходимо выявить неадаптивные психологические установки, которые подпитывают суицидальные мысли. На индивидуальной консультации педагог-психолог прояснил следующие установки: «Я не смогу жить без мамы», «Бабушка тоже умрет», «Я одна», «Зачем жить, все равно все умрут». Для изменения этих установок специалистам СППС необходимо работать на следующие антисуицидальные факторы: поиск нереализованных возможностей, вера, ценность жизни и построение планов на будущее. Решить эти задачи можно в индивидуальной коррекционной работе с Дашей по формированию ценностного отношения к жизни, первичной профилизации, повышению самоинтереса и т.п.
В-третьих, необходима активизация терапевтической установки для переключения усилий Даши с попыток разрешения кризисной ситуации не оправдавшими себя методами на повышение собственных возможностей по ее разрешению. Важно вместе с подростком разработать пошаговую программу достижения чего-то важного для него (это проясниться в процессе работы).
Педагог-психолог в разговоре с Дашей на одной из встреч прояснила, что девочка мечтает иметь свой дом, дочку и хочет, как настоящий ландшафтный дизайнер уметь создавать на клумбах и около дома цветочные композиции. Эти мечты – важный антисуицидальный фактор. Вместе с Дашей необходимо простроить программу достижения всего того, о чем она мечтает: что она будет делать уже сейчас, завтра, через неделю, месяц, год, пять. Где будет учиться, какой именно дом хочет и т.д. Так же важно в этом плане прописать, кто и что ей сможет помочь этого достичь.
В процессе можно использовать диагностику, чтобы анализировать динамику состояния подростка, например, исследовать, как меняется уровень тревожности, аутоагрессии, фрустрационной толерантности. Применять клинические шкалы при среднем риске нецелесообразно.
При проведении кризисной интервенции специалисты не застрахованы от ошибок. Это связано с низким уровнем компетентности в вопросах суицидологии. Наиболее частыми ошибками являются (по К. Дернеру и У. Плогу):
- недостаточное внимание к сигналам пациента о его суицидальных намерениях, которое обычно связано со страхом терапевта перед смертью;
- навязывание пациенту позитивного решения, чтобы успокоить собственный страх;
- бесконечные расспросы, скрывающие от пациента страх и недостаточную эмпатию;
- взятие на себя полной ответственности зажизнь пациента, активные профессиональные воздействия без учета их влияния на пациента, которому остается пассивная роль.
Собственные страхи (смерти, некомпетентности, ответственности за жизнь, заражения темой смерти и др.) мешают эффективной работе в рамках кризисного сопровождения. Важно осознать причину подобных ошибок и решить, какие шаги специалист должен предпринять, чтобы их не совершать. Например, обучиться на специализированных курсах по тематике суицида, заниматься собственным здоровьем, в том числе психическим, учиться консультированию, работать в команде и др.
При организации работы в рамках кризисной поддержки и кризисного вмешательства всем задействованных специалистам важно учитывать следующие важные моменты (И. А. Степанов):
1. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Суицидальная превенция состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание ее принципов и стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь. Делясь ими с другими, вы способны разрушить мифы и заблуждения, из-за которых не предотвращаются многие суициды.
Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения самоубийства из перечня основных причин смерти.
2. Примите суицидента как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Иногда соблазнительно отрицать возможность того, что кто-либо может удержать человека от суицида. Именно поэтому тысячи людей — всех возрастов, рас и социальных групп — совершают самоубийства. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.
3. Установите заботливые взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.
Вместо того чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.
4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.
У вас может появиться фрустрация, обида или гнев, если человек не ответит немедленно на ваши мысли и потребности. Понимание, что у того, о ком вы заботитесь, существует суицидальная настроенность, обычно вызывает у помощника боязнь отвержения, бессилия или ненужности. Несмотря на это, помните, что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы можете сказать: «Я очень ценю вашу откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от вас требуется много мужества». Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.
Как психологи, так и неспециалисты должны развивать в себе искусство «слушать третьим ухом». Под этим подразумевается проникновение в то, что «высказывается» невербально: поведением, аппетитом, настроением и мимикой, движениями, нарушениями сна, готовностью к импульсивным поступкам в острой кризисной ситуации. Несмотря на то, что основные предвестники самоубийства часто завуалированы, тем не менее, они могут быть распознаны восприимчивым слушателем.
5. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.
Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.
6. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если человек ответит: «Нет», - то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.
Лучший способ вмешаться в кризис, это задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.
Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор вы считаете свою жизнь столь безнадежной? Kaк вы думаете, почему у вас появились эти чувства? Есть ли у вас конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой? Если вы раньше размышляли о самоубийстве, что вас останавливало?» Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, вы говорите...» Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.
7. Не предлагайте неоправданных утешений. Одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация. После того, что вы услышали от кого-то о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, вы так на самом деле не думаете». Для этих умозаключений зачастую нет никаких оснований за исключением вашей личной тревоги.
Причина, по которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности и отзывчивости, то депрессивный человек может посчитать суждение типа: «Вы на самом деле так не думаете», — как проявление отвержения и недоверия. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе.
Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», — и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.
8. Предложите конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.
Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с вами случилось за последнее время? Когда вы почувствовали себя хуже? Что произошло в вашей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и, как можно точнее определил, что ее усугубляет.
Отчаявшегося человека необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если человек все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив: «Мне кажется, вы очень расстроены», — или: «По моему мнению, вы сейчас заплачете». Имеет смысл также сказать: «Вы все-таки взволнованы. Может, если вы поделитесь своими проблемами со мной, я постараюсь понять вас».
Актуальная психотравмирующая ситуация может возникнуть из-за распада взаимоотношений с супругом или детьми. Человек может страдать от горя или какой-либо соматической болезни. Поэтому следует принимать во внимание все его чувства и беды.
Если кризисная ситуация и эмоции выражены, то далее следует выяснение, как человек разрешал сходные ситуации в прошлом. Это называется «оценкой средств, имеющихся для решения проблемы». Она включает выслушивание описания предыдущего опыта в аналогичной ситуации. Для инициирования можно задать вопрос: «Не было ли у вас раньше сходных переживаний?» Существует уникальная возможность совместно раскрыть способы, которыми человек справлялся с кризисом в прошлом. Они могут быть полезны для разрешения и настоящего конфликта.
Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для человека. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо альтернатив? Не появился ли луч надежды?
9. Вселяйте надежду. Работа со склонными к саморазрушению депрессивными людьми является серьезной и ответственной. Психотерапевты давно пришли к выводу, что очень ценным является сосредоточение на том, что они говорят или чувствуют. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли: «Я так и не знаю, как разрешить эту ситуацию. Но теперь, когда ясны мои затруднения, я вижу, что, быть может, еще есть какая-то надежда».
Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве. В недавней истории примером может служить поведение евреев во время холокоста, когда Гитлер стремился их полностью истребить. Перед 1940 годом среднемесячное число самоубийств составляло 71,2. В мае того года, сразу после вторжения нацистов, оно возросло до 371. Люди шли на самоубийства из-за страха попасть в концентрационные лагеря. Евреи, которые не избежали этой кошмарной участи, вначале сохраняли веру в освобождение или воссоединение семей. Пока оставалась хотя бы искра надежды, происходило сравнительно мало суицидов. Когда же война стала казаться бесконечной, и начали доходить слухи о расправах гитлеровцев над миллионами людей, то суициды среди узников лагерей приняли форму эпидемии. Еще одна волна самоубийств прокатилась в самом конце войны, когда люди узнали о смерти своих близких или в полной мере прониклись ужасом смертников, содержащихся в лагере.
Потерю надежд на достойное будущее отражают записки, оставленные самоубийцами. Саморазрушение происходит, если люди утрачивают последние капли оптимизма, а их близкие каким-то образом подтверждают тщетность надежд. Кто-то по этому поводу остроумно заметил: «Мы смеемся над людьми, которые надеются, и отправляем в больницы тех, кто утратил надежду». Как бы то ни было, надежда должна исходить из реальности. Не имеет смысла говорить: «Не волнуйся, все будет хорошо», когда все хорошо быть не может. Надежда не может строиться на пустых утешениях. Надежда возникает не из оторванных от реальности фантазий, а из существующей способности желать и достигать. Умерший любимый человек не может возвратиться, как ни надейся и ни молись. Но его близкие могут открыть для себя новое понимание жизни. Надежды должны быть обоснованны: когда корабль разбивается о камни, есть различия между надеждой «доплыть до ближайшего берега или достичь противоположного берега океана». Когда люди полностью теряют надежду на достойное будущее, они нуждаются в поддерживающем совете, в предложении какой-то альтернативы. «Как бы вы могли изменить ситуацию?», «Какому вмешательству извне вы могли бы противостоять?», «К кому вы могли бы обратиться за помощью?» Поскольку суицидальные лица страдают от внутреннего эмоционального дискомфорта, все окружающее кажется им мрачным. Но им важно открыть, что не имеет смысла застревать на одном полюсе эмоций.
Человек может любить, не отрицая, что иногда испытывает откровенную ненависть; смысл жизни не исчезает, даже если она приносит душевную боль. Тьма и свет, радости и печали, счастье и страдание являются неразделимо переплетенными нитями в ткани человеческого существования. Таким образом, основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности человека, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство не бесповоротно.
10. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не