Отдел прикладной педагогической психологии
Отдел прикладной педагогической психологии
Суицидальное поведение: профилактика и коррекция
Cоставитель: Сакович Н.А.
Минск 2011
Аннотация
Предложенные учебно-методические материалы станут хорошим подспорьем тем, кто находится рядом с ребенком, переживающим кризисную ситуацию, специалистам СППС различных учреждений образования, педагогам, методистам учреждений образования и др.
Пособие содержит основные понятия суицидологии, необходимые для понимания специфики организации работы педагога-психолога; систему профилактики; систему психологической помощи, психологическую диагностику, практические материалы из опыта работы.
Оглавление
Введение
Глава 1. Психология суицидального поведения
1.1.Основные понятия
1.2. Причины и мотивы суицидального поведения
1.3. Распознавание суицидального риска
Глава 2. Нормативные, правовые и организационные аспекты профилактики суицида в учреждениях образования
2.1. Нормативно-правовые основы профилактики суицидального риска.
2.2. Некоторые аспекты организации документирования работы по профилактике суицидального риска.
Профилактика суицида
2.1. Модель профилактической работы в учреждении образования
2.2. Содержание профилактической работы в учреждении образования
Глава 3. Кризисная психологическая помощь
3.1. Кризисная поддержка
3.2. Кризисное вмешательство
3.3 Психологические техники и технологии
Глава 4. Психодиагностическое исследование суицидального риска
4.1. Характеристика психодиагностического исследования
4.2. Методы исследования суицидального риска
Приложения
Приложение 1 Психологическая акция «Я выбираю жизнь!»
Приложение 2 Требования к проведению беседы с подростком, размышляющем о суициде (Эрл Гроллман)
Приложение 3 Рекомендации по ведению беседы с потенциальным суицидентом.
Приложение 4 Мифы о самоубийстве
Приложение 5 Памятка для родителей
Приложение 6 Информация для подростков: Что нужно знать о суициде?
Приложение 7 Классный час "Семья в моей жизни" (В помощь классному руководителю)
Глоссарий
Рекомендуемая литература
Введение
Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно, они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это едва уловимые намеки, часто - легко узнаваемые угрозы. Три четверти из тех, кто совершил самоубийства, обращались к психологам, врачам, педагогам или родителям за помощью в разрешении проблем за несколько недель или месяцев до трагедии. Они искали возможности высказаться, сообщить о своих намерениях и быть выслушанными. Однако очень часто врачи, специалисты социально-педагогической и психологической службы (далее СППС), педагоги и родители не слышат их, не умеют распознавать кризисные состояния и суицидальные намерения.
Перед педагогами-психологами и другими специалистами СППС учреждений образования стоит задача профилактики суицидального риска в поведении учащихся. Какова модель профилактики и чем будет наполнена профилактическая работа на каждом этапе психолого-педагогического сопровождения?
Данное пособие содержит необходимую для специалистов СППС теоретическую информацию (основные суицидологические понятия), подробное описание профилактической модели, приемы раннего выявления и распознавания степени риска, основы психологической поддержки и кризисного вмешательства, психодиагностические методики, а так же сценарии профилактических мероприятий и памятки для специалистов, родителей и детей.
Глава 1
Психология суицидального поведения
Мы выбираем жизнь, они – смерть.
Мы пишем письма, они – предсмертные записки.
Мы строим планы на будущее, у них… у них – нет будущего.
Кажется, что мы и они - из разных миров.
Но как велика пропасть между нами, читающими эти строки,
и теми, кто решился на самоубийство?
Как сильно нужно измениться человеку, чтобы сделать этот шаг?
Всего лишь - шаг.
Они не были рождены самоубийцами, но умерли с этим клеймом.
Они продолжают умирать.
(Неизвестный автор)
Основные понятия
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Психологический смысл чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек волей неволей оказался.
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.
К суицидальным покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (например, своевременная реанимация).
Суицидальными попытками считаются демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемых им средств самоубийства. Однако вышесказанное не снижает потенциальной опасности подобных действий.
К суицидальным проявлениям относят суицидальные мысли, намеки и высказывания, не сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.
Выделяется пресуицид, когда у человека появляются сначала недифференцированные мысли, размышления об отсутствии ценностей жизни, которые выражаются в формулировках типа «жить не стоит, устал от такой жизни», «когда все это кончиться?», «достало все!», и тому подобное. Не имеется четкого представления о смерти, а имеется само отрицание жизни. Такие суицидальные формы бывают свойственны всем людям в тех или иных ситуациях.
Но если процесс продолжается, то на следующем этапе пресуицида мы видим пассивные суицидальные мысли, которые характеризуются представлениями, фантазиями на тему лишения себя жизни. Например: «хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться», «хорошо бы заболеть какой-нибудь страшной болезнью!», и тому подобные размышления, выражающие внутреннюю готовность человека к суициду.
На следующем этапе возникают суицидальные замыслы. Это активные формы суицидальности. Идет разработка плана суицида, продумывается способ, выбирается время и место действия.
Следующий этап - это суицидальные намерения: когда принято решение о самоубийстве - непосредственно суждение, возникает суицидальные действия. То есть все эти этапы характеризуют подготовку человека к совершению самоубийства в той или иной форме.
Как правило, суицидальному намерению предшествует дезадаптация. Это состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом человека. У детей и подростков мы можем наблюдать физическую, психологическую и социальную дезадаптации. Объективные проявления дезадаптации выражаются определенным типом поведения, а субъективные - широкой гаммой психоэмоциональных сдвигов (Амбрумова А. Г., 1980). Личностная дезадаптация может привести к формированию суицидального поведения в случае невозможности реализации базовых ценностных установок.
Общей целью для суицида является поиск решения. Суицид не является случайным действием, он никогда не бывает бессмысленным или бесцельным. Он является решением проблемы, частью протестного поведения, выходом из затруднений, психологического кризиса или невыносимой жизненной ситуации. Цель каждого суицида состоит в поиске разрешения проблемы, стоящей перед человеком и причиняющей ему интенсивные страдания. Чтобы понять причину самоубийства подростка, нужно, прежде всего, знать проблемы, решить которые ему необходимо. В качестве примера можно привести случай Яна, ребенка 10 лет. Он учится в школе с музыкальным уклоном. Успешность в учебе и степень овладения инструментом - ниже среднего. По отношению к себе постоянно использует такие выражения: «Я дебил, ничтожество, придурок!», «Ненавижу школу!», «Зачем я родился, лучше бы умер!», «Мне все надоело, никакой радости нет!», «Сейчас спрыгну с 9 этажа и всем легче будет!» и т.п. Часто болеет. Год назад позвонил в милицию и сказал, что школа заминирована. Его вычислили по звонку и поставили на внутришкольный учет. В восприятии Яна суицид стал единственно возможным способом решения невыносимой проблемы, связанной с дезадаптацией в школе, коллективе одноклассников.
По мнению многих авторов, общей задачей суицида является прекращение сознания (уход из жизни). У отчаявшегося подростка возникает мысль о возможности прекращения сознания (уходе из жизни) как ответе или достойном выходе из непереносимой жизненной ситуации. Состояние подростка характеризуется чрезмерным душевным волнением, сильным уровнем тревоги и высоким летальным потенциалом — три обязательных составляющих суицида. После этого возникает инициирующая искра, которая провоцирует начало активного суицидального сценария. Иллюстрировать это положение можно следующей ситуацией: Валерия, студентка, отличница. Один из друзей полгода назад выбросился из окна. Девушка связана с ситуацией, которая стала причиной самоубийства молодого человека. Чувство вины не дает ей покоя. Начала подумывать о самоубийстве, как о единственно возможном способе исправить ситуацию и справиться с чувством вины, которое буквально «постоянно в голове и не дает жить».
Общим стимулом суицида является невыносимая психическая боль. Если прекращение своего потока сознания — это то, к чему движется суицидальный человек, то душевная боль — это то, отчего он стремится убежать. Суицид легче всего понять как одновременное движение по направлению к прекращению своего потока сознания и бегство от психической боли и невыносимого страдания. Никто не совершает суицида от радости, его не может вызвать состояние блаженства. В данном случае речь идет именно о психической боли, метаболи, боли от ощущения боли. В клинической суицидологии есть правило: снизьте интенсивность страдания — подчас весьма незначительно — и человек выберет жизнь. Если переводить этот принцип в плоскость подростковой аудитории, то основными профилактическими задачами становятся выявление источников страдания (социальный, психологический или физический уровень) и содействие решению проблем, вызывающих негативные переживания. Примером ситуации, продуцирующей у подростка невыносимую психическую боль, является случай Насти (15 лет). Учится девочка плохо, часто прогуливает. Употребляет алкоголь. Семья неблагополучная – отца нет, мать - в бегах. Живут с мужем старшей сестры, есть еще младшая сестра и племянник. Первая попытка самоубийства была в 10 лет, после изнасилования, о котором никому не сказала. Повешение не удалось из-за оборвавшегося пояса от халата. Вторая попытка (отравление таблетками) - полгода назад после повторного изнасилования. Попала в отделение токсикологии. Рассказывая о своем состоянии, описывала его как «не жизнь», «сплошное страдание», «непереносимая боль брошенного ребенка» (мать оставила детей со старшей сестрой в достаточно раннем возрасте) и т.п.
Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности. Суицид следует понимать не как бессмысленный и необоснованный поступок, самоубийства совершаются на основании логических предпосылок, образа мышления и сосредоточенности на определенном круге проблем, решение о суициде кажется логичным человеку, который его совершает. Cуицид совершается из-за нереализованных или неудовлетворенных потребностей. Например, случай с Левоном, 11 лет. Родители Левона недавно переехали в Беларусь. В школе испытывает трудности, особенно c русским и белорусским языком. В классе дети прозвали его «Бен Ладеном» и «террористом». Несколько раз дрался «до крови». Прогуливает уроки и заявляет о своем желании уехать на родину. Характеризует себя только с негативной стороны. Стал часто болеть. У Левона фрустрированы такие базовые и возрастные потребности как потребность в безопасности и признание в кругу сверстников и др.
Никогда не бывает бессмысленных и безосновательных самоубийств. Удовлетворите фрустрированные потребности и суицид не совершится.
Общей суицидальной эмоцией является беспомощность-безнадежность. Для начала человеческой жизни наиболее характерно чувственное переживание в виде беспорядочного всеохватывающего интереса и возбуждения. В суицидальном же состоянии возникает преобладающее чувство беспомощности-безнадежности: «Я ничего не могу сделать (кроме совершения самоубийства), и никто не может мне помочь (облегчить боль, которую я испытываю)». Например, случай Артема (11 лет) из областного центра. В школе он был скорее неуспешным ребенком, демонстрировал признаки дезадаптации (прогулы, нарушения поведения, стычки с одноклассниками и др.). Ребенка, как выяснилось позже, не раз избивали в семье. Артем накануне самоубийства украл у собственной матери пятнадцать тысяч рублей. Мать наказала ребенка, заперев его дома, и пригрозила, что приедет с рыбалки отец и разберется с Артемом за воровство. Мальчик повесился в закрытой квартире на бельевой веревке.
Традиционно считалось, что враждебность является доминирующей эмоцией при суициде. Но сегодня суицидологи знают и о других, имеющих к нему отношение, глубоких, базисных эмоциях: стыде, чувстве вины, фрустрированной зависимости, за которыми находится сильное чувство внутренней опустошенности, беспомощности-безнадежности, которое проявляется в смятении и тревоге.
Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность. У нас часто имеются два противоположных мнения по одному и тому же вопросу. Для самоубийства типичным бывает состояние, при котором человек одновременно пытается вскрыть вены и взывает о помощи, и оба эти действия являются истинными и непритворными. Амбивалентность является наиболее характерным отношением подростка к суициду: он чувствует потребность совершить его и одновременно желает (и даже планирует) спасение и вмешательство других.
Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной сферы. Синонимом слова «сужение» является «туннельность», резкое ограничение использования социальных ролей (либо хороший, либо мертвый), вариантов выбора поведения (либо волшебное разрешение проблемы, либо смерть), обычно доступных сознанию данного индивида. Важно противодействовать «сужению» мыслей суицидального подростка, через увеличение числа вариантов выбора решения проблемы (более двух).
Общим действием при суициде является бегство. Бегство отражает стремление подростка удалиться из зоны бедствия. К числу вариантов бегства относятся, например, уход из дома или семьи, прогулы школы, прогулы тренировок (курсов, кружков). Суицид в таком ряду поступков является предельным, окончательным бегством. Смыслом самоубийства является радикальная и окончательная смена декораций. Бегство от проблемы, которую невозможно решить (например, постоянное насилие в семье), часто превращается в бегство из жизни. Предотвратить суицид можно, уменьшая потребности подростка к бегству.
Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении. Клинические психологи отмечают, анализируя случаи летального исхода в ситуации подростковых суицидов, наличие почти в каждом случае явных улик приближающегося летального события. Подростки, намеривающиеся совершить самоубийство, несмотря на амбивалентное отношение, сознательно или бессознательно подают сигналы бедствия, жалуются на беспомощность, взывают о помощи, ищут возможности спасения. Как ни парадоксально, но общим коммуникативным действием при самоубийстве является не вражда, ярость или разрушение, и даже не уход от других людей внутрь себя, а именно сообщение о своих суицидальных намерениях. Эти действия можно проиллюстрировать следующим случаем: Николай (16 лет), обратился к психологу, чтобы обсудить волнующую его тему смерти. Результаты в учебе выше среднего. Увлекается готической культурой. Выглядит соответственно - по всему телу имеет около 9 разного вида пирсингов, несколько татуировок с темой смерти. Пишет стихи о самоубийстве как освобождении и о смерти. Много «чатиться» на сайтах, посвященных этой теме. На встречу с психологом принес тетрадку со своими стихами, предложив «Если хотите, оставьте пока себе, почитайте». Подросток хочет, чтобы до психолога (взрослого) обязательно «дошло», что его беспокоит. Он открыто делится своими суицидальными мыслями, оставляет их специалисту с надеждой на продолжение диалога и возможный выход из тупика.
Существуют характерные признаки такого сообщения (как вербальные, так и невербальные). Их распознавание является незаменимым способом профилактики суицидов, и на них мы остановимся более подробно в отдельной главе.
Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему стилю (паттернам) поведения подростка. Когда мы сталкиваемся с самоубийством, то нас поначалу сбивает тот факт, что оно по своей природе представляет собой поступок, которому нет аналогов и прецедентов в предшествующей жизни человека. И все же ему можно найти глубокие соответствия в стиле и характере поведения подростка. Необходимо вернуться к предыдущим состояниям и переживаниям, оценить способность подростка переносить психическую боль, наличие у него тенденций к суженному или амбивалентному мышлению, попытаться найти уже использовавшиеся способы бегства. Для этого существует, например, следующая технология. Предложите подростку нарисовать на листе бумаги простым карандашом условную линию жизни. Затем, подросток должен отметить на ней периоды в своей жизни, когда происходило что-то сложное для него, возникали трудности, проблемы. После этого, предложите подростку вспомнить и написать рядом с выделенной на линии жизни трудностью, способы, как он справлялся, что помогло ему жить дальше. Проанализировав стратегии преодоления кризисов в жизни, вы сможете оценить наличие внутренних или внешних ресурсов подростка.
Причины суицида очень сложны и многочисленны. Их можно искать в биологических, генетических, психологических и социальных сферах человека. Несмотря на то, что подростки обычно совершают суицид в экстремальных ситуациях, таких, как публичное унижение, проблемы в учебе, предательство, большинство экспертов предполагает, что это скорее повод для совершения суицида, чем его причина.
Рассмотрим некоторые подходы к причинам суицидального поведения.
Глава 2
Нормативные, правовые и организационные аспекты профилактики суицида в учреждениях образования (составила Скиндер С.М.)
Глава 3
Профилактика суицида
У каждого свой тайный
личный мир.
Есть в этом мире самый
лучший миг.
Есть в этом мире самый страшный час.
Но все это запрятано от нас.
И если умирает человек,
С ним умирает его первый снег.
И первый поцелуй, и первый бой
Все это забирает он с собой...
Таков закон безжалостной игры -
Не люди умирают, а миры.
Е. Евтушенко
3.1. Модель профилактической работы в учреждении образования
Целью профилактики суицидального поведения в учреждении образования является оптимизация психологического климата, повышение компетентности участников образовательного процесса в области общей профилактики и предупреждение потенциально возможных ситуаций, связанных с суицидальной проблематикой.
Многоплановость проблем, которые требуют решения в процессе социально-психологической работы с подростками группы риска (в том числе суицидального), предполагают участие в этой деятельности разных специалистов: медиков, инспекторов, социальных работников и др. Однако ведущая роль, по нашему мнению, может принадлежать команде школьных специалистов СППС.
Статья 4 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» провозглашает неотъемлемость права каждого ребенка на жизнь. В деятельности по профилактике любых проявлений суицидального поведения учащихся специалисты СППС обязаны руководствоваться следующими принципами:
· Принцип ценности личности, заключающейся в самоценности ребенка.
· Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого ребенка.
· Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития ребенка.
· Принцип ориентации на зону ближайшего развития каждого ученика.
· Принцип эмоционально-ценностных ориентаций образовательного процесса.
Центральная роль школы в этом процессе объясняется следующими обстоятельствами:
- во-первых, система образования способна отслеживать судьбу ребёнка от трёх летнего возраста (до трёх лет эту работу могут выполнить работники здравоохранения и специализированных детских учреждений) до момента его совершеннолетия;
- во-вторых, в учреждениях дошкольного, дополнительного, основного и специального образования детей есть специалисты, которые при некотором целевом обучении, могут квалифицированно выполнять эту работу;
- в третьих, в системе образования существует отработанная система повышения квалификации педагогов и специалистов, охватывающая практически все компетенции, связанные с осуществлением социально-ориентированного обучения и комплексной помощи детям разных возрастов;
- в четвёртых, школа имеет давние традиции (методы, технологии) работы с родителями и при некоторой оптимизации этой деятельности может опосредованно (в некоторых случаях напрямую) влиять на тех родителей, которые неэффективно осуществляют свои родительские функции;
- в пятых, это устоявшаяся, проверенная временем система общественного воспитания и образования детей, имеющая свои гуманные цели (ценности) и адекватные решению выше поставленных задач средства, методы и технологии.
На этапе реализации программ сопровождения (кризисной поддержки) школе целесообразно было бы привлекать и включать в команду тех специалистов, которые в комплексе способны более эффективно решать выявленные проблемы, как ребёнка, так и его семьи. Это позволит создавать простую, но эффективную систему сопровождения, а не проводить отдельные несогласованные мероприятия различными ведомствами. Например, зачастую социально-педагогический центр (СПЦ) и школа параллельно проводят в отношении какой-то семьи одну и ту же работу: индивидуальную и семейную диагностику, беседу с родителями или коррекционные мероприятия с ребенком. Эффективнее различным субъектам сопровождения согласовывать действия в отношении ребенка, находящегося в кризисной ситуации, распределяя ресурсы и ответственность.
Формой подобной работы может выступить психолого-педагогический консилиум. Консилиум - это постоянно действующий, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию профилактики ребенка в образовательном учреждении. Консилиум, прежде всего, ориентирован на работу с детьми, имеющими либо неадекватное требованиям школы поведение, либо предрасположенных к социально-дезадаптированным способам поведения. Н. Семаго и М. Семаго предложили классифицировать консилиумы на плановые и неплановые. Плановый консилиум решает следующие задачи:
- определение путей социально-психологического сопровождения ребенка.
- выработка согласованных решений по определению образовательного и социального маршрута.
- динамическая оценка социального и психологического состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
- решение вопроса об изменении образовательного маршрута, социально-психологической работы при завершении обучения (учебного года).
Как правило, плановые консилиумы проводятся один раз в полгода. Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста или педагога. В задачи внепланового социально-психологического консилиума входит: принятие экстренных мер по выявившимся обстоятельствам (например, выявленный острый суицидальный риск), изменение направления сопровождения ребенка и др.
Предварительный этап сопровождения ребенка включает в себя обследование ребенка специалистами консилиума. Практика показывает, что первичное обследование должен проводить психолог и социальный педагог. Психолог собирает психологические сведения о ребенке, а социальный педагог собирает данные о семье и ближайшем окружении ребёнка группы риска. Они определяют, кто еще из специалистов должен подключиться и дополнить первичное обследование школьника (например, логопед, врач, психоневролог, психиатр, участковый инспектор и др.).
На консилиуме обсуждается конкретный случай, причины возникновения проблем у ребенка. При выдвижении гипотез используются мультимодальный подход, который позволяет определить уровень и глубину проблемы и в соответствии с этим наметить адекватные «мишени помощи» подростку и его семье, что, в свою очередь, позволяет разработать обоснованный индивидуальный план сопровождения. Рассматриваются проблемы социального окружения ребенка или его семьи; проблемы, возникающие в самой семейной системе; индивидуальные проблемы ребенка, в том числе когнитивно-поведенческие, эмоциональные, невротические, акцентуации характера, психосоматические и органические проблемы.
Консилиум утверждает конкретные мероприятия индивидуального плана сопровождения (или плана кризисной поддержки), в который могут быть включены приемы педагогической поддержки для данного учащегося со стороны классного руководителя, педагогов-предметников, услуги школьного психолога, логопеда, социального педагога. Технология консилиума предполагает разделение ответственности между специалистами и педагогами образовательного учреждения за конкретные мероприятия, коррекционные программы.
Каждый член консилиума участвует в реализации плана помощи ребенку и/или членам его семьи. При необходимости, по решению консилиума, может быть назначен куратор семьи (педагог, социальный педагог, педагог-психолог, инспектор ПДН). В ситуации, когда куратор не имеет возможности контактировать с семьей вне школы (удаленность места проживания семьи от образовательного учреждения), он может обратиться за помощью к активным родителям, проживающим рядом с сопровождаемой семьей (использовать ресурсы социальных сетей).
Состав специалистов, реализующих программу профилактики в рамках социально-психологического консилиума, должен быть сформирован таким образом, чтобы каждый из ее членов обладал определенными полномочиями в решении вопросов по оказанию помощи подросткам и их семьям. Кроме этого школа должна использовать диагностику для выявления слабых звеньев в работе по профилактике и вносить предложения в вышестоящие инстанции о целесообразности включения в решение конкретных проблем ребёнка, специалистов системы профилактики для улучшения общего взаимодействия (на основании Декрета Президента №18). Этот запрос может выглядеть в виде докладного письма, в котором содержится информация о необходимости подключения к сопровождению подростка группы риска (в данном случае по суициду) дополнительных сил (специалистов), обоснования подобных мероприятий. К письму прикладывается аналитическая справка по результатам предварительной диагностики или раннее проведенной профилактической работы, подтверждающая обоснования.
Существует необходимость выстраивания внутриведомственных и межведомственных связей для обеспечения качества профилактической работы в сложных случаях. Так, при составлении индивидуальной программы сопровождения подростка в случаях, когда основным источником девиации его поведения является семья и оказать помощь только психолого-педагогическими средствами образовательного учреждения объективно невозможно, предполагается обращение за услугами в территориальные подразделения социально-психологической службы (районные психологические центры). В этом случае в индивидуальные программы сопровождения включаются специализированные психолого-педагогические услуги, такие как родительские студии (на базе СПЦ), подростковые тренинговые группы (СПЦ, ЦКРОиР или ЦВР), услуги семейного психолога (Городской центр семьи), восстановительные программы и др.
В ситуациях, когда между семьей ребенка и школой возник конфликт (например, родители обвиняют педагогов школы в том, что они доводят ребенка до срыва), родители не доверяют специалистам СППС школы, на наш взгляд, консилиум может принять решение о ходатайстве перед СПЦ, о взятии случая на кураторство педагогом-психологом и социальным педагогом центра. В этом случае специалисты СППС школы обращаются в СПЦ с предложением взять ответственность за сопровождение ребенка на себя, и тогда уже в СПЦ составляется индивидуальный план сопровождения ребенка и семьи, в плане обязательно оговариваются пункты по оказанию педагогической и психологической поддержки ребенку, которые берет на себя школа.
Кураторы выстраивают с семьей доверительные отношения, знакомят семью с проектом индивидуального плана сопровождения, вносят после обсуждения с семьей необходимые коррективы и организуют его выполнение. Результаты работы по коррекции рассматриваются на консилиуме каждый месяц. При этом может быть изменена стратегия, тактика вмешательства в семейную ситуацию, внесены новые предложения в индивидуальный план сопровождения, принято решение о прекращении или продолжении коррекционной деятельности.
Поскольку возможности специалистов СППС ограничены, желательно построить такую систему работы по профилактике суицидального риска, в осуществлении которой могли бы принять участие и учителя-предметники, и специалисты дополнительного образования, и волонтеры - старшеклассники, и родительская общественность. Таким образом, деятельность школы по профилактике суицида среди несовершеннолетних в первую очередь предполагает совместную работу с ИДН и КДН, а также плановую работу медицинского работника с учащимися, организацию досуга ребят, поиск возможностей организации их отдыха в каникулярное время.
Смысл данного взаимодействия - техническая и практическая помощь ребенку «группы риска» в усилении антисуицидальных барьеров. В то же время социальный педагог в деятельности по профилактике социальной дезадаптации выполняет преимущественно функцию социального представительства интересов ребенка. Он объективно не может осуществлять непосредственное консультирование по вопросам, требующим особой компетентности и подготовки, но с другой стороны, специфика проблем социальной дезадаптации, заключается в том, что контактным лицом по отношению к ребенку, переживающему подобную проблему, может стать далеко не каждый педагог. Поэтому социальный педагог - ключевая фигура в профилактической работе с детьми группы риска, осуществляющий представительскую и посредническую функции.
Комплексное сопровождение детей группы риска (в том числе по суициду) должно включать в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности:
· Социальная помощь
· Медицинская помощь
· Правовая защита и правовой всеобуч
· Педагогическая поддержка
· Психологическое сопровождение индивидуального развития
· Обучение детей навыкам социальной компетентности (умениям общаться, справляться со стрессом, разрешать конфликты, работать в команде, преодолевать трудности и др.)
Таким образом, чтобы внедрить модель профилактики суицида среди детей, подростков и молодежи, выстроить эффективную систему сопровождения необходимо:
- обучать и привлекать к работе по раннему выявлению и профилактике суицидального поведения классных руководителей, волонтеров (учеников старших классов), активных родителей.
- внедрять технологию школьных консилиумов по проблемам ранней профилактики суицидов и составлению индивидуального плана сопровождения несовершеннолетних и при необходимости их семей.
- инициировать и внедрять систему межведомственного взаимодействия в сопровождении.
- внедрять технологию координаторов индивидуального плана сопровождения (какие-то случаи может вести социальный педагог, а какие-то - психолог, по решению консилиума).
- внедрять технологию кураторства случая (заключать соглашения с родителями о совместной работе, разрабатывать и реализовывать индивидуальный план сопровождения, предоставлять дополнительные услуги детям и семьям).
- провести в УО обсуждение нормативных документов, определяющих деятельность субъектов образовательного процесса в рамках, модели профилактики суицидального риска.
3.2. Содержание профилактической работы в учреждении образования
Основные направления работы, в рамках модели профилактики суицида, реализуются с учащимися, педагогами и родителями и имеют несколько профилактических уровней: общей, первичной, вторичной и третичной профилактик.
Задачами общей профилактики будут повышение групповой сплоченности детских и педагогического коллективов, оптимизация психологического климата. Могут быть реализованы в следующих мероприятиях: диагностика ученических и педагогического коллективов с целью уточнения особенностей социально-психологического климата; тренинги сплочения и коммуникативной компетентности в детских коллективах; групповые занятия по профилактике эмоционального выгорания для педагогов; а так же все мероприятия по плану, целью которых является оптимизация психологического климата (акции, большие психологические игры, конкурсы и др.).
Как мы видим, на этапе общей профилактики отдельных мероприятий, посвященных тематике самоубийств нет. Все проводимые на этом этапе мероприятия направлены на содействие адаптации ребенка и взрослого в учреждении образования. Адаптация – это состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и поддерживания физического гомеостаза. В норме все субъекты учебно-воспитательного процесса должны адаптироваться к условиям образовательного учреждения, причем на трех уровнях: физическом, психическом и социальном.
В целях эффективной физической адаптации, учреждение образования соблюдает режим учебного процесса, с учетом возрастных особенностей, рассадку детей в классе с учетом рекомендаций врача, организует питание в школе и т.д.
Психологической адаптации будет содействовать наличие благоприятного психологического климата в учреждении образования, психологическое здоровье педагогов и других субъектов образовательного процесса, учет индивидуальных особенностей учеников и педагогов в процессе организации деятельности, возможности личностной реализации и др.
Для эффективной социальной адаптации важным является наличие сплоченного педагогического и классного коллектива, общие для всего учреждения образования правила и нормы, традиции, ценности и др.
Мероприятия в рамках общей профилактики будут «работать» на поддержку адаптации, автоматически формируя (усиливая уже имеющиеся) антисуицидальные барьеры. Для учащихся можно предложить следующие мероприятия: классные часы «Жизнь прекрасна» (цикл занятий, посвященных жизненным ценностям); акции и флэш-мобы («Мы голосуем за жизнь!», «Улыбка», «Жизнь замечательных людей», «День без конфликтов» и т.п.). В рамках акций можно провести конкурс фо