Тема 2.3. Развитие человека как субъекта труда.Индивидуальный стиль трудовой деятельности.
Периодизация развития человека как субъекта труда Е.А. Климова (стадии предыгры, игры, овладения учебной деятельностью, «оптации», адепта, адаптанта, интернала, мастера, авторитета, наставника).
Этапы освоения профессии по А.К. Марковой (адаптация человека к профессии, самоактуализация, гармонизация человека с профессией, преобразование и обогащение человеком своей профессии, этап свободного владения несколькими профессиями, этап творческого самоопределения).
Периодизация Д. Сьюпера (этап роста, развитие основных интересов и способностей; этап «разведки»; пробный этап; этап стабилизации, утверждения себя в качестве надежного и преуспевающего специалиста; этап поддержания, сохранения достигнутых позиций; этап спада, ухода).
Периодизации, анализирующие взрослые периоды жизни: периодизация Б. Ливехуда (три аспекта развития – биологическое развитие, психическое развитие, духовная биография; основные фазы жизни после детства – юность, как переходная фаза; первая фаза взрослости; организационная фаза; 35-40 лет – фаза смены ценностей; 40-50 лет – биологический спад и возможность духовного развития; 50-56 лет – если новые ценности не найдены, то возрастает ощущение трагичности (неудачности) жизни и человек все больше уходит в работу. Если новые смыслы найдены, то кроме работы человек находит смыслы (счастье) в иных делах; после 56-ти лет (с 56 до 63 лет). Для многих людей будущего больше нет - все в прошлом, у многих есть ощущение того, что самое главное в жизни ещё не сделал).
Психосоциальная идентичность как интегративное свойство личности – главный критерий развития согласно Э. Эриксону (периоды: базальное «доверие – или недоверие»; автономия – или сомнение и стыд; инициативность – или чувство вины; трудолюбие умелость – или чувство неполноценности; идентичность – или непризнание; сотрудничество – или отчуждение, изоляция; дружба – или изолированность; оценка прожитого, осознание идентичности).
«Срезовая» характеристика структуры субъекта труда в каждый данный момент его развития представлена в виде уровней его возможного рассмотрения: уровень деяний, уровень действий, уровень макроэлементов действия, уровень микроэлементов действия (по Е.А. Климову).
Нормативные кризисы профессионального развития личности, биографический методв изучении кризисов пофессионального развития.
Методы исследования развития личности профессионала.
Концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, уровни исследования индивидуальности. Исследование индивидуального стиля деятельности в психологии труда. Эффективный индивидуальный стиль деятельности и «псевдостиль». Пути и способы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности. Методы изучения индивидуального стиля деятельности.
Тема 2.4. Психология профессионального самоопределения.Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров.
Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор. Сущность профессионального самоопределения, варианты смысла самоопределения. Психологические «пространства» профессионального и личностного самоопределения. Цель и задачи профессионального самоопределения. Типы и уровни профессионального самоопределения.
Основные задачи и конечные цели профориентации. Основные направления профориентации. Формы профессиональной ориентации. Основные методы профориентации (Информационно-справочные методы.Методы профессиональной психодиагностики, методы морально-эмоциональной поддержки, методы помощи в принятии решения). Методы активизации профессионального самоопределения.
Цели и процедура профконсультирования. Типы профконсультаций. Характеристики активизирующей профконсультационной методики, методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Допустимые (желательные) и нежелательные стратегии профориентационной помощи.
Понятия «профессиональный отбор», «профпригодность», «персонал», «кадры», «штаты», «подбор кадров», «найм», «ротация», «увольнение», «анализ работы», «функциональные обязанности», «квалификационные требования», «ориентация», «адаптация», «обучение», «оценка персонала», «управление человеческими ресурсами».
Психологическая сущность и структура профотбора. Основные принципы профотбора. Абсолютная и относительная профпригодность. Основные группы методов, используемые в целях профессионального отбора и профессиональной психодиагностики.
Подбор и взаимная адаптация работников и работодателей. Стратегии поведения кандидатов. Технологии подбора персонала. Стратегии и технологии эффективного найма. Стандартные программы психологического сопровождения (включения) нового сотрудника. Функции и основные направления работы кадровых служб современного предприятия.
Содержание, цели и функции аттестации. Итоговая аттестация, промежуточная аттестация, аттестация по особым обстоятельствам, оценка деловых качеств. Виды оценивания. Методы аттестации. Комплексная система оценки персонала. Общая стратегия аттестации, основные методические приёмы и способы проведения аттестации. Психологические установки, влияющие на эффективность оценивания работников.
Психологические основы профессионального обучения (основные требования; компоненты; организация и формы обучения; средства обучения).