Обобщите суть приведенных фрагментов и дайте характеристику личной идентичности человека. Каким образом, на ваш взгляд, и в каких ситуациях проявляется идентичность личности?
1. Понятие идентичности... имеет три главные модальности. Психофизиологическая идентичность обозначает единство и преемственность физиологических и психических процессов организма. Личная идентичность (или эго-идентичность) обозначает единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок, ценностных ориентаций и самосознания личности. Социальная идентичность обозначает единство и преемственность определенной системы социальных характеристик (норм, ролей и статусов), позволяющих дифференцировать индивидов по их общественному положению и групповой принадлежности.
Личная идентичность подразумевает ответ на вопрос «Кто я?» и описывается большей частью в субъективных терминах, хотя самоописание обычно начинается с перечисления социально-ролевых свойств (мужчина, взрослый, учащийся и т.п.) или молчаливо подразумевает их. Социальная идентичность может быть описана как субъективно, изнутри, в рамках оппозиции «Мы—Они», так и объективно, в терминах нормативно-групповых ожиданий... Все это преломляется в индивидуальном самосознании. (И. С. Кон)
2. Э. Эриксон считает, что «...анатомия, история и личность определяют нашу судьбу». Поэтому понятие «идентичность» относится им то... к сознательному ощущению индивидной идентичности; в других случаях к бессознательному влечению к целостности и непрерывности личности; то рассматривается как критерий скрытой работы «я-центра»; и наконец, как поддержание внутренней солидарности с идеалами и идентичностью группы. (И. В. Солодникова)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ/ДОКЛАДОВ
Изучение дисциплины "Психологии (Общая психология)" предполагает обязательную подготовку 1 реферата/доклада по различным темам дисциплины.
1. Проблема биологического и социального в развитии психики и поведения человека.
2. Основные этапы эволюции человека в связи с его психическим, социальным и культурным развитием.
3. Интеллект человека и животных.
4. Проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
5. Функции сна.
6. Психологический анализ привычек людей.
7. Развитие внимания.
8. Приемы развития памяти. Управление памятью.
9. Творческое воображение и личность.
10. Проблемы и пути развития творческого мышления.
11. Особенности внутренней речи.
12. Феномен эгоцентрической речи.
13. Условия развития человеческих способностей.
14. Механизмы формирования характера.
15. Акцентуированные характеры.
16. Теории эмоций. Виды эмоциональных состояний человека.
17. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успехов.
18. Сравнительный анализ общения у человека и животных.
19. Содержание, цели и средства общения людей, находящихся на разных уровнях интеллектуального и личностного развития.
20. Ролевые и внутриличностные конфликты.
21. Подходы и теории социализации и развития личности.
22. Формирование самооценки.
23. Психоанализ. Бессознательное как предмет психологического анализа.
24. Развитие психоанализа: аналитическая психология К. Юнга, индивидуальная психология А.Адлера, гуманистический психоанализ Э. Фромма.
25. Гуманистическая психология. В. Франкл, К. Роджерс.
26. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.
27. Основные направления отечественной психологии (В.Н. Мясищев, Б.М.Теплов, В.Д. Небылицин).
28. Социокультурная теория личности (К. Хорни).
29. Диспозициональная теория личности (Г. Олпорт).
30. Фрустрация и механизмы психологической защиты.
31. Психологическая проблема личностного роста.
32. Психология "жизненных сценариев".
33. Модели девиантного поведения.
34. Роль семьи в становлении агрессивного поведения детей.
35. Психология социального отчуждения и бродяжничества.
36. Психология аддиктивного поведения
37. Психология агрессии и аутоагрессии.
38. Социальные и биологические концепции девиантного поведения и развития личности.
39. Психологическая феноменология одиночества.
40. Виртуальная агрессия: истоки, особенности проявления и преодоление.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет психологии. Особенности психологии как науки.
2. Основные психологические концепции.
3. Основные этапы развития психологической науки и их характеристика.
4. Методы исследования в психологии. Принципы психологических исследований.
5. Методологические принципы исследования. Классификация методов сследования.
6. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.
7. Структура психики человека. Основные функции психики.
8. Психика и организм. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
9. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психическом процессе.
10. Ощущение и восприятие: виды, свойства, характеристика.
11. Внимание, его роль в психической деятельности человека.
12. Виды и свойства внимания. основные методы развития и управления вниманием.
13. Память, основные процессы, виды и уровни. Мнемические процессы.
14. Психология мышления. Виды мышления.
15. Развитие мышления. Мышление и интеллект.
16. Интеллект, его структура и диагностика.
17. Роль воображения в развитии творческого мышления. Основные этапы творческого процесса.
18. Общение и речь. Значение и роль речи и общения в развитии личности.
19. Эмоции и их функции. Эмоциональные свойства личности
20. Основные виды и формы эмоций.
21. Волевые процессы. Функции воли. Волевые свойства личности.
22. Общее и индивидуальное в психике людей. Структура личности.
23. Понятие способностей. Место способностей в структуре личности.
24. Классификация способностей. Основные факторы развития способностей.
25. Понятие личность. Основные подходы к изучению личности.
26. «Я-концепция» личности.
27. Психоаналитические теории личности: основные постулаты.
28. Гуманистические теории личности:
29. Потребности и мотивы. Классификация потребностей.
30. Потребностно - мотивационная структура личности.
31. Теории мотивации.
32. Сущность темперамента, виды.
33. Темперамент, его признаки, влияние на мотивы поведения.
34. Связь темперамента и характера.
35. Сущность характера, особенности формирования и развития.
36. Типология характеров, акцентуации характера.
37. Способности, их виды и уровни развития.
38. Проблема исследования способностей: основные подходы.
39. Психобиологические предпосылки девиантного поведения.
40. Модели девиантного поведения.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Для организации самостоятельной работы необходимо ознакомиться
какие разделы и темы дисциплины предназначены для самостоятельного изучения (полностью или частично);
какие формы самостоятельной работы будут использованы в соответствии с рабочей программой дисциплины и технологической картой;
какая форма контроля и в какие сроки предусмотрена;
как оценивается каждый из видов работ.
Методическими материалами, направляющими самостоятельную работу студентов являются:
учебно-методический комплекс по дисциплине (лекции, хрестоматия доступны в электронном ресурсе)
практикумы; рабочие тетради по дисциплине;
методические указания по выполнению контрольных работ;
Семинар – форма систематических учебно-теоретических занятий, с помощью которых обучающиеся изучают тот или иной раздел определенной научной дисциплины, входящей в состав учебного плана. При подготовке к семинарским занятиям следует использовать основную литературу из представленного списка, а также руководствоваться приведенными указаниями и рекомендациями. Для наиболее глубокого освоения дисциплины рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «дополнительная» в представленном списке.
На семинарских занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь находить полезный дополнительный материал по тематике семинарских занятий.
Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к семинарскому занятию по "Психологии (Общей психологии)":
· проработать конспект лекций; составить глоссарий по основным понятиям темы;
· прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу;
· ответить на вопросы плана семинарского занятия;
· выполнить домашнее задание;
· проработать тестовые задания и задачи (из Сборника задач и упражнений);
· при затруднениях сформулировать вопросы преподавателю для последующего рассмотрения на семинарском занятии.
Психологический практикум включает набор диагностических методик (тестов, заданий), соответствующих логике изучения дисциплины и является обязательным видом самостоятельной работы студентов (как аудиторной, так и внеаудиторной).
Целью психологического практикума является освоение студентами методов и методик, которые используются в психологических исследованиях, а также выработки практических навыков, необходимых для решения широкого круга задач в личной и профессиональной сферах. В течение семестра студены выполняют 4 практикума, в соответствии с инструкциями и рекомендациями. Содержание 3-х Практикумов является обязательным. Обязательные методики выдаются на практическом занятии преподавателем. Методики для 4-го Практикума выбираются студентом самостоятельно.
Выполнение каждого практикума оценивается. По итогам полученных результатов каждой диагностики студент готовит индивидуальное заключение, которое в последующем будет использовано им для подготовки и составления индивидуального личностного профиля.
Требования к написанию эссе
Эссе - это литературное произведение (связный текст), отражающий позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме).
Цель эссе - высказать свою точку зрения и сформировать непротиворечивую систему аргументов, обосновывающих предпочтительность позиции, выбранной автором данного текста.
Эссе/реферат включает в себя следующие элементы:
1. Введение. В нем формулируется тема, обосновывается ее актуальность, раскрывается расхождение мнений, обосновывается структура рассмотрения темы, осуществляете переход к основному суждению.
2. Основная часть. Включает в себя:
- формулировку суждений и аргументов, которые выдвигает автор, обычно, два-три аргумента;
- доказательства, факты и примеры в поддержку авторской позиции;
- анализ контр-аргументов и противоположных суждений, при этом необходимо показать их слабые стороны.
3. Заключение. Повторяется основное суждение, резюмируются аргументы в защиту основного суждения, дается общее заключение о полезности данного утверждения.
Оформление материалов эссе
Эссе представляется в электронном виде. Объем – до 3-х страниц машинописного текста в редакторе Word. Шрифт: Times New Roman, кегль - 13, интервал – 1,5. Все поля по 20 мм.
Слева вверху указывается фамилия, имя, отчество автора эссе, специальность, курс, группа. Далее через один интервал - название эссе жирным шрифтом. Затем через один пропущенный интервал располагается текст.
Требования к оформлению презентаций
Требования к содержанию информации
· Заголовки должны привлекать внимание аудитории
· Слова и предложения – короткие
· Временная форма глаголов - одинаковая
· Минимум предлогов, наречий, прилагательных
Требования к расположению информации.
· Горизонтальное расположение информации
· Наиболее важная информация в центре экрана
· Комментарии к картинке располагать внизу
Требования к шрифтам.
· Размер заголовка не менее 24 пунктов, остальной информации не менее 18 пунктов
· Не более двух - трех типов шрифтов в одной презентации
· Для выделения информации использовать начертание: полужирный шрифт, курсив или подчеркивание
Способы выделения информации.
· Рамки, границы, заливка
· Различный цвет шрифта, ячейки, блока
· Рисунки, диаграммы, стрелки, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов
· Объем информации и требования к содержанию.
· На одном слайде не более трех фактов, выводов, определений
· Ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
6.1 Основная литература
1.Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 c.
2.Резепов И.Ш. Общая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Резепов И.Ш.— Электрон. текстовые данные, 2012. — 109 c. Саратов: Ай Пи Эр Медиа Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1140.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
3. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 543 c.
6.2. Дополнительная литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. Психология развития: хрестоматия/Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: Омега-Л, 2005. С. 96-106.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: 2008. С. 30-60.
3. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. / Хрестоматия по вниманию. - М., 1991.С.184-219.
4. Гиппенрейтер Ю.Б.: Введение в общую психологию. - М.: ЧеРо, 2009
5. Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей // Вопросы психологии – 1991. - № 4. С. 82-88.
6. Дружинин В.Н.: Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2008
7. Ильин Е.П.: Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2011
8. Ильин Е.П.: Психология творчества, креативности, одарённости. - Спб.: Питер, 2011
9. История психологии. XX век : Хрестоматия для высшей школы / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — 5-е изд. — 832 с М.;Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2003
10. Кон И.С. Самосознание и образ «Я»/ Психология развития: хрестоматия./Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. М., 2005. С.335-352.
11. Крысько В.Г.: Общая психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2008
12. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / Психология мотивации и эмоций: хрестоматия. – М.: «ЧеРО», НОУ Московский психолого- социальный институт. 2002. С. 57-80.
13. Лурия А.Р.: Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2009
14. Маклаков А.Г.: Общая психология. - СПб.: Питер, 2011
15. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. М.: Владос, 2008
16. Психология мотивации и эмоций: хрестоматия. - М.: «ЧеРО», НОУ Московский психолого-социальный институт, 2002.
17. Общая психология: хрестоматия / Под ред. Л.В. Бровиной, Т.А. Сергеевой. – М.: Флинта, 2008.
18. Рубинштейн С.Л.: Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2011
19. Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований. / Социальная психология: хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 2003. С. 327 – 348.
20. Фрейд З. Введение в психоанализ. - М., 2006.
21. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 2008.
22. Экзистенциальная психология./Под ред. Ролло Мэя. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
23. Юнг Г. Проблемы души нашего времени. - М.: Флинта, 2006.
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.
Контрольные работы и задания на межсессионный период для студентов заочной формы обучения
Контрольная работа по дисциплине «Общая психология», являясь формой проверки усвоенного учебного материала, составлена таким образом, что позволяет оценить понимание студентом сущности изучаемых понятий и явлений психологической науки, их закономерностей, умений самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и навыки.
Контрольная работа представляет собой перечень заданий и упражнений, соответствующих тематической программе курса, указанной в рабочей учебной программе дисциплины.
Требования к оформлению контрольной работы:
Контрольная работа оформляется в соответствии с общими требованиями и представляется на кафедру в первый день учебно-экзаменационной сессии.
Текст должен быть набран 13 кеглем (шрифт Times New Roman) через 1,5 интервала с полями по 2см. Титульный лист оформляется по образцу (приложение 1).
Ответы на вопросы должны соответствовать заданию и содержать исчерпывающую информацию, например:
вопрос: Какая закономерность ощущений как психического процесса проявляется в данном случае? Длительно воздействующий неприятный запах перестаёт ощущаться. Ответ: адаптация.
На вопрос, предполагающий аргументированный ответ, следует дать содержательный ответ, ссылаясь на источники (учебники, научные статьи, публикации).
Рекомендуемая литература для выполнения контрольной работы
Базовые учебники
4.Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 c.
5.Резепов И.Ш. Общая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Резепов И.Ш.— Электрон. текстовые данные, 2012. — 109 c. Саратов: Ай Пи Эр Медиа Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1140.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
6. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 543 c.
Научная литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2002. 335С.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2002. 232С.
4. . Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2004.
5. Общая психология. Хрестоматия. / Под ред. Л.В. Бровиной, Т.А. Сергеевой. – М.: Флинта, 2008.
6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х т. -М., 1996.
7. Психология и этика делового общения. Учебное пособие./Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юнити, 2006.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2011.
Выбор варианта осуществляется в алфавитном порядке:
А – Ж вариант № 1
З – Р вариант № 2
С – Я вариант № 3
Вариант №1
Задание 1. Напишите 5 пословиц, несущих психологическое содержание.
Задание 2. Согласны ли вы с приведенными тезисами? Найдите в них ошибки и неточности, если они есть.
Сознание есть отражение действительности – истинное или превратное.
При объективном изучении человека психолог не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием. Сознание и его подразделения, являются, поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить – в незамаскированной, правда, форме – старое религиозное понятие души.
Сознание – это всегда знание о чем-то, что вне его. Оно предполагает отношение субъекта к объективной реальности, к предмету, находящемуся вне сознания.
Сознание способно отражать и самое себя, явления субъективной реальности. Эта особенность сознания именуется его рефлексивностью или способностью отражать отраженное.
Мое отношение к моей среде есть мое сознание.
Если психика связана с рефлексами, значит, психика и сознание есть рефлекс.
Сознание – это коллективное идеальное.
Бессознательное немыслимо без осознаваемого.
Сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальностью.
Задание 3. Прочитайте текст. Определите эффект, возникший у участников в процессе эксперимента, опишите его суть и возможное влияние на результаты исследования.
В классическом эксперименте 12 студентам раздали крыс, которые должны были научиться ориентироваться в лабиринте. Половине студентов сказали, что их крысы относятся к специальной породе сообразительных. Остальные студенты получили информацию о том, что их крысы относятся к породе бестолковых. Как вы догадываетесь, все крысы были одинаковыми. Тем не менее результаты, полученные студентами, соответствовали их ожиданиям от крыс. Крысы, названные сообразительными, оказались более способными к научению, чем те, которых считали бестолковыми.
Задание 4. Перечисленные ниже индивидные свойства человека разделите на группы. дайте обоснование полученной классификации. По вашему мнению, могут ли они влиять на психическое развитие человека?
Высокая скорость психомоторной реакции.
Леворукость.
Высокий рост.
Низкая звуковысотная чувствительность.
Врожденная склонность к абстракциям.
Полнота.
эмоциональность.
Мужской пол.
Пятилетний возраст.
Гермафродитизм.
Пониженная вкусовая чувствительность.
Отставание в физическом развитии.
Резкость в движениях.
Склонность писать справа налево.
Цвет волос.
Пассивность.
Слезливость.
Врожденная глухота.
Низкий темп речи.
Дальтонизм.
Задание 5. Определите возможный тип темперамента.
При поручении ответственного задания инженер быстро разработал план конструкции, сделал расчеты и за короткий срок выполнил чертеж.
Порученное задание вызвало у работника недовольство, он долго не мог приступить к выполнению, говоря о том, что это задание слишком сложно для него.
При составлении проекта инженер-конструктор сильно увлекается, придумывает различные варианты, полностью поглощен работой и раздражается, когда его отвлекают.
Узнав о предстоящей контрольной работе по высшей математике, студент плохо спал всю ночь.
Несмотря на неожиданно полученную тройку за диктант, ученик был активным на уроке, как обычно.
Подчиненный очень сильно реагирует на замечания начальника, долго переживает из-за допущенных ошибок, малейшие неприятности могут вызвать ухудшение настроения. Если необходимо срочно выполнить работу, не может сразу сосредоточиться.
После того, как его любимая команда победила в сложном матче, болельщик бурно радовался, кричал "Ура!", хлопал по плечу сидящего рядом и показывал на спортсменов.
Задание 6. Определите, к какой категории эмоциональных явлений /а) положительные и отрицательные эмоции, б) стенические и астенические эмоции, в) настроение, аффект, страсть, стресс/ относится переживание, описанное в каждом случае. По каким признакам это можно установить?
Прочитав эпизод, где Белый Бим Черное ухо погибает, девочка горько заплакала, а потом целый вечер пребывала в печали.
Во время сдачи вступительного экзамена по математике сильный ученик, отличник, не может справиться с простенькой задачей. Говорит, что у него какое-то странное состояние: всё забыл.
Подросток рассказывает, что когда он очень расстроен, то всегда всем начинает говорить грубости. Злоба так захватывает его, что он хочет её вылить на других. Из-за этого возникают ссоры, драки и прочие недоразумения. Позже он жалеет о случившемся и раскаивается.
Отмечалось, что к концу полета космического корабля "Апполон -7" космонавты все чаще проявляли раздражительность и нетерпение. Они иногда начинали вступать в спор с операторами наземных наблюдательных станций. дело кончилось тем, что космонавты сняли с себя все биодатчики. Космонавт Эйзел отказался даже обсуждать данный инцидент с руководителями полета и обвинил наземный центр в том, что там наговорили космонавтам "красивые слова" о снаряжении, хотя оно никуда не годится.
Задание 7. Выберите из предложенных ниже признаков те, которые характеризуют мышление человека.
1.Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.
2.Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.
3.Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей.
4.Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений.
5.Отражение при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.
6. Отражение действительности опосредованным путём при обязательном участии речи.
Задание 8. Закончите фразу:
1. Экспериментальные исследовательские методы позволяют определить....
2. Исследовательские корреляционные методы позволяют оценить .....
3. С помощью стандартизации процедур и использования операциональных определений, исследователи борются с ....
Задание 9. Сформулируйте и представьте в виде таблицы основные характеристики психодинамического и эволюционного подходов современной психологии, используя приведенный ниже пример описания биологического подхода:
Подход | Взгляд на человеческую природу | Детерминанты поведения | Акцент на изучении | Первостепенные темы исследования |
Биологический | Пассивная Механистическая | Наследственность Биохимические процессы | Мозг и работа нервной системы | Биохимическая основа поведения и психических процессов |
Задание 10. Определите, на актуализацию каких потребностей и мотивов ориентированы заданные психологические воздействия и ситуации.
1. Руководитель предупреждает подчиненного о том, что если он еще раз опоздает, то лишиться премии.
2. Сестра обращается к брату с вопросом: Что ты будешь смотреть: детектив по ОРТ или футбол по РТР?
3. Объявление: "Желающих принять участие в соревнованиях в беге на лыжах просим подойти к спортзалу в 10.00.
4. Обращение тренера: "Если ты собираешься связать свою жизнь с профессиональным спортом, то тебе придется изменить график тренировок.
5. Обращение преподавателя: Тот, кто выполнит на отлично весь комплекс заданий, может рассчитывать на "зачет" по дисциплине.
6. Объявление декана: студенты, победившие в конкурсе студенческих работ факультета, будут представлять наш ВУЗ на общероссийском студенческом слете.
Вариант № 2
Задание 1. Назовите отрасли психологии, решающие следующие задачи.
Разработать комплекс тренировочных нагрузок для космонавтов.
Сформулировать рекомендации руководителю по формированию мотивации персонала.
Установить причины, условия и факторы формирования нетрадиционной сексуальной ориентации человека.
Выделить основные условия формирования высокой самооценки у школьников.
Разработать систему методов и приемов привлечения граждан к избирательной активности.
Разработать меры работы с коллективом по предупреждению и разрешения конфликтов в организации.
Выявить причины аутизма у детей.
Установить эффективность воздействия рекламы на потребителей.
Установить причины суицида подростков.
Разработать методы и приемы преодоления эмоционального напряжения.
Задание 2. Расклассифицируйте методики следующего списка по трем основаниям:
А) по цели применения, б) по процедуре проведения, в) по содержанию.
Тесты достижений, тесты профпригодности, тест определения стиля воспитания, групповые тесты, тесты психологической совместимости, вербальные, тесты установок, интеллектуальные тесты, полупроективные тесты, диагностика способностей к обучению, клиническая беседа, графологические тесты, рисуночные тесты.
Задание 3. Дайте название эмоциям, возникающим в следующих ситуациях.
Начальник оскорбительно ругает подчиненного за неправильно сделанное задание.
Работник долго выполняет однообразную работу.
Зрители смотрят спектакль в хорошей постановке.
Студент получает отличную оценку на экзамене.
Ребенок смотрит по телевизору интересный мультфильм.
Человек попал в автомобильную аварию и чудом остался жив.
Человек впервые прыгает с парашютом.
В переполненном автобусе происходит конфликт между пассажирами, сопровождающийся взаимными оскорблениями и унижениями.
Молодой человек, поступивший учиться в престижный вуз пошел на встречу с бывшими одноклассниками.
Люди ожидающие автобус, смотрят на пьяную, неряшливо одетую женщину.
Задание 4. Определите, какие свойства ощущений проявляются в следующих ситуациях.
После купания в горячей ванной отдыхающему показалось, что в коридорах санатория стало гораздо холоднее.
После наблюдения за мерцанием иллюминации мальчик еще некоторое время видел в темноте яркие световые пятна.
Девочка долго ходила в теплом пальто, не замечая его тяжести.
При увеличении частоты мигания лампочки с какого-то момента наблюдателю будет казаться, что она светится постоянно.
В некоторых случаях голос человека называют бархатным.
Предметы яркого оранжевого цвета кажутся теплыми.
Врач ставит диагноз о заболевании внутренних органов пациента на основании проведенной пальпации (ощупывании).
Сталевар по оттенкам расплавленного металла может с большой точностью установить его температуру.
Задание 5. Определите возможный тип темперамента.
Прежде чем выполнить задание, сотрудник долго раздумывал, тщательно проверял все данные, а затем приступил к работе.
Ученик при выполнении работы часто переключался с одного вида деятельности на другой, отвлекается на посторонние разговоры. При возникновении затруднений в решении задачи теряет всякий интерес. С удовольствием выполняет задания только среднего уровня сложности.
Посмотрев "Собаку Баскервиллей", девочка некоторое время боялась ходить одна по вечерам.
Когда, проходя мимо него, одноклассник случайно задел ногой ранец, он закричал и с гневом кинулся на того с кулаками.
Экономист планового отдела обладает высокой работоспособностью, надолго сосредоточивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, практически не допускает ошибок.
Когда сотруднику поручили подготовить корпоративный праздник, он несколько дней готовил план и только потом предложил проект инициативной творческой группой.
Во время устного счета ученик несколько раз самый первый поднимал руку, но многие его ответы оказывались неправильными.
Задание 6. Ознакомившись с каждой из последующих рекомендаций, напишите, для работы с человеком какого качества они предназначены. По необходимости на одно суждение вы можете предложить несколько вариантов ответа, то есть ряд черт характера. Допустимы повторные ответы.
Такому человеку можно дать задание проконтролировать чью-либо деятельность и ее результат.
Такому человеку можно поручить поставить палатку в турпоходе.
Ему можно поручить подготовить художественное оформление помещения.
Такому работнику можно давать больше самостоятельности.
Иногда с таким человеком нужно быть осторожным.
Такому человеку можно поручать ответственные задания, трудные, требующие концентрации всех сил.
Если нужно кого-то в чем-то убедить, можно поручить это ему.
Задание 7. Сформулируйте и представьте в виде таблицы основные характеристики бихевиористского и когнитивного подходов современной психологии, используя приведенный ниже пример описания биологического подхода:
Подход | Взгляд на человеческую природу | Детерминанты поведения | Акцент на изучении | Первостепенные темы исследования |
Биологический | Пассивная Механистическая | Наследственность Биохимические процессы | Мозг и работа нервной системы | Биохимическая основа поведения и психическихпроцессов |
Задание 8. Какие методы психологии применены в следующих примерах?
А. Человек помещается в изолированную кабину, в специальном шлеме укрепляются приборы, с помощью которых исследуются биотоки мозга под действием различных раздражителей или состояний организма (бодрствование, сон). Испытуемый перед проведением опыта получает соответствующую инструкцию. Все получаемые показатели фиксируются специальной аппаратурой.
Б. На основании детских рисунков психолог устанавливает особенности восприятия детьми предметов; тщательно анализируя письменные работы школьников и сопоставляя данные с результатами других экспериментов, исследователь делает выводы об особенностях индивидуального стиля старшеклассников.
В. Для изучения эмоционального состояния испытуемому предъявляют «страшные» картинки и регистрируют при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.
Г. Изучаются индивидуальные особенности ритмических движений детей. Проводится весёлая игра - «Танец кукол». Всё идёт хорошо, пока группа участвует в общем танце. Дети уверенно двигаются по кругу, делают незамысловатые па. Но вот руководительница предлагает Ларисе выйти на середину круга и танцевать там.
Девочка отказывается. Вера, хотя и не отказывается от предложения руководительницы, но, выйдя на середину круга, стоит, растерянно смотрит по сторонам и начинает танцевать лишь с помощью воспитательницы. Только Галя (самая бойкая девочка в группе) начинает танцевать сразу, но её движения неуверенные, чувствуется скованность.
Д. Для изучения индивидуальных особенностей памяти испытуемые заучивают 10 иностранных слов. Протоколист записывает, сколько слов запоминает каждый испытуемый после каждого повторения и сколько требуется повторений, чтобы запомнить все десять слов.
Задание 9. Что из приведенного списка относится к психологическим фактам, что – к психологическим явлениям, а что не является ни тем, ни другим и почему?
Мышление, эмоциональное переживание, память, поведение, вера, низкая адаптация к темноте, колики в желудке, бессонница, галлюцинации, творчество, любовь к чтению, дыхание, эмпатия, зубная боль, способности, обучаемость, идеалы, озноб, бесстрашие, потливость, голод, иллюзия, сон, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, рефлексия, трудолюбие, одиночество, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, обида, счастье, общение, воинственность, состязательность, зависть, гомосексуализм, религиозность, толерантность.
Вариант № 3.
Задание 1. Какая закономерность ощущений как психического процесса проявляется в каждом примере?
1. Длительно воздействующий неприятный запах перестаёт ощущаться.
2. После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30 градусов, воспринимается как тёплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки.
3. Под влиянием некоторых запахов (герани, бергамотового масла) наблюдается повышение слуховой чувствительности.
4. Ориентировка слепоглухих в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения.
5. Люди, не различающие цвета, и люди с пониженным цветоощущением часто долгое время не замечают своего дефекта. дальтон, например, не знал о своем дефекте до 26 лет.
6. Температура помещений, стены которых окрашены в "холодные" тона (синие, зеленые, серые), воспринимаются человеком на три-пять градусов ниже, чем она есть на самом деле.
7. Входя в темную комнату, ребенок произносит слово "темно" обычно возможно более низким голосом. Названия маленьких предметов произносятся детьми обычно более высоким голосом, чем названия вещей крупных.
8. Человек не увидел яркой вспышки света, а лишь ощутил боль в глазах.
9 .Человек не слышит, как муха ползёт по столу.
10.При усилении освещения в зале, звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.
Задание 2. Какой общий психологический механизм памяти лежит в основе описанных фактов?
А. В известном рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что и<