Характеристика процесса труда социального педагога
Профессия – социальный педагог | ||||||||
Объект труда – … | ||||||||
Предмет труда | ||||||||
«Вещи» | Процессы | Явления | Ситуации неопределенности | |||||
Цели труда | ||||||||
Преобразовательные | Гностические | Изыскательские | ||||||
Средства (орудия) труда | ||||||||
Вещественные | Внешние функциональные | Внутренние функциональные | ||||||
Условия труда | ||||||||
Социально-контактная часть | Информационная часть | Витальная часть | ||||||
Соматические процессы | Предметная часть | |||||||
Таблица 2
Характеристика процесса труда программиста
Профессия – программист | ||||||||
Объект труда – … | ||||||||
Предмет труда | ||||||||
«Вещи» | Процессы | Явления | Ситуации неопределенности | |||||
Цели труда | ||||||||
Преобразовательные | Гностические | Изыскательские | ||||||
Средства (орудия) труда | ||||||||
Вещественные | Внешние функциональные | Внутренние функциональные | ||||||
Условия труда | ||||||||
Социально-контактная часть | Информационная часть | Витальная часть | ||||||
Соматические процессы | Предметная часть | |||||||
Таблица 3
Характеристика процесса труда автослесаря
Профессия – автослесарь | ||||||||
Объект труда – … | ||||||||
Предмет труда | ||||||||
«Вещи» | Процессы | Явления | Ситуации неопределенности | |||||
Цели труда | ||||||||
Преобразовательные | Гностические | Изыскательские | ||||||
Средства (орудия) труда | ||||||||
Вещественные | Внешние функциональные | Внутренние функциональные | ||||||
Условия труда | ||||||||
Социально-контактная часть | Информационная часть | Витальная часть | ||||||
Соматические процессы | Предметная часть | |||||||
Таблица 4
Характеристика процесса труда бармена
Профессия – бармен | ||||||||
Объект труда – … | ||||||||
Предмет труда | ||||||||
«Вещи» | Процессы | Явления | Ситуации неопределенности | |||||
Цели труда | ||||||||
Преобразовательные | Гностические | Изыскательские | ||||||
Средства (орудия) труда | ||||||||
Вещественные | Внешние функциональные | Внутренние функциональные | ||||||
Условия труда | ||||||||
Социально-контактная часть | Информационная часть | Витальная часть | ||||||
Соматические процессы | Предметная часть | |||||||
Литература:
1. Романова Е.С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. – СПб., 2004. – 464 с.
Задание № 8.
Укажите в бланке для ответов (табл. 3) разновидности продуктов
труда в профессиональной деятельности специалистов, перечисленные
в табл. 1, используя буквенные обозначения из табл. 2.
Таблица 1.
Группировка разновидностей продуктов труда
Продукты труда | Внешний мир | Внутренний мир человека | |
Природа | Искусственный мир | ||
вещеподобные | А | Б | В |
процессуальные | Г | д | Е |
информационные | Ж | 3 | И |
Таблица 2.
Перечень профессий
№п/п | Профессия | № п/п | Профессия |
1 | Пограничник | И | Ювелир |
2 | Водитель такси | 12 | Пожарный |
3 | Учитель в школе | 13 | Скрипач |
4 | Электросварщик | 14 | Парикмахер |
5 | Зооинженер | 15 | Геолог |
6 | Программист | 16 | Бухгалтер |
7 | Логопед | 17 | Оператор прокатного стана |
8 | Клоун в цирке | 18 | Авиадиспетчер |
9 | Менеджер по персоналу | 19 | Летчик гражданской авиации |
10 | Инспектор ГИБДД | 20 | Кассир Сбербанка |
Таблица 3.
Бланк для ответов
Ф.И.О. студента
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
X | ||||||||||
№ | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Х |
Задание № 9
Отметьте в табл. 3 в клеточках, расположенных ниже номера позиции, к какой группе средств труда относятся объекты, указанные в таблице 2, используя обозначения видов средств труда, приведенные в табл. 1.
Таблица 1.
Классификация средств труда
Обозначение группы | Характеристика видов средств труда |
А | Вещественные средства для приема, получения информации |
а-1 | Приборы, дающие изображение |
а-2 | Приборы, дающие информацию в виде условных знаков, сигналов |
Б | Вещественные средства для обработки информации |
В | Вещественные средства для передачи информации для людей, в обществе |
Г | Вещественные средства для практических действий в природных, технических, информационных системах |
г-1 | Ручные (простые и механические) орудия труда |
г-2 | Машины с ручным управлением |
г-3 | Автоматические средства, автоматизированные системы, аппараты для управления длительными непрерывными скрытыми процессами |
Д | Внешние функциональные средства труда |
Е | Внутренние функциональные средства труда |
Ж | Условные знаки, язык, как средства хранения и передачи информации |
Таблица 2.
Перечень средств труда
№ | Объект для оценки | № | Объект для оценки | |||
1 | Таблица умножения | 24 | Счетчик электроэнергии | |||
2 | Лопата | 25 | Школьный звонок | |||
3 | Вкусовые ощущения разных супов у повара | 26 | Визуальные образы у ремонтника станков | |||
4 | Телефон | 27 | Речь учителя на уроке | |||
5 | Лупа | 28 | Персональный компьютер | |||
6 | Весы | 29 | Ножницы | |||
7 | Представления водителя о дорожных развязках | 30 | Амперметр | |||
8 | Логарифмическая линейка | 31 | Правила дорожного движения | |||
9 | Нотная запись балета для дирижера | 32 | Жезл постового | |||
10 | Стамеска | 33 | Троллейбус | |||
11 | Фотоаппарат | 34 | Демонстрация тренером образца движения | |||
12 | Чертежи в работе слесаря-сборщика | 35 | Положение флажков матроса-сигналиста | |||
13 | Регуляция балериной сил во время выступления | 36 | Память водителя на степени мышечных усилий при работе с педалями автомашины | |||
14 | М икрокалькулятор | 37 | Зеркало в труде отоларинголога | |||
15 | Колокольчик председателя собрания | 38 | Палочка дирижера оркестра | |||
16 | Микроскоп патологоанатома | 39 | Владение оперным певцом своим голосом | |||
17 | Текст драмы для актера театра | 40 | Пианино у концертмейстера | |||
18 | Стратегии решения задач менеджера | 41 | Мегафон в работе спортивного судьи | |||
19 | Телетайп | 42 | Пульт звукорежиссера на радио | |||
20 | Арифмометр | 43 | Автоматизированная система управления полетами | |||
21 | Правила техники безопасности электромонтера | 44 | Автомобиль | |||
22 | Восприятие и различение запахов у фармацевта | 45 | Холодильник | |||
23 | Театральный бинокль | 46 | Уголовный кодекс РФ в труде следователя | |||
Таблица 3.
Бланк для ответов (X — символ из табл. 2)
Ф. И. О. студента
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
X | ||||||||||||||
№ | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
X | ||||||||||||||
№ | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |
X | ||||||||||||||
№ | 43 | 44 | 45 | 46 | ||||||||||
X |
· Задания для подготовки к промежуточной аттестации
Примерный вариант комплексной проверочной работы
Задание № 1
Сопоставьте понятия:
– «профессия», «специальность», «квалификация»;
– «должность», «рабочее место», «трудовой пост».
Задание № 2
Как связана профессиональная пригодность с личностной зрелостью и пригодностью к труду? Дайте развернутый обоснованный ответ.
Задание № 3
Составьте информационную профессиограмму основываясь на примерной схеме проспектированнойпрофессиограммы для профессий:
- «психолог»,
- «учитель русского языка и литературы»,
- «продавец-кассир».
Используйте данные наблюдения и опыта личного взаимодействия с представителями этих профессий.
Задание № 4
Опираясь на классификацию профессий Е.А. Климова, составьте формулу профессии с наиболее привлекательными для вас характеристиками. Составьте список не менее 10 профессий, подходящих к этой формуле.
Примерная схема проспектированнойпрофессиограммы.
1. Паспорт профессии:
· тип профессии и ее отраслевая принадлежность;
· уровень образования и ступени (категории) квалификации;
· смежные специальности и профессии;
· социально-профессиональные ограничения.
2. Подготовка кадров:
· форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров;
· уровень получаемой квалификации;
· перспективы профессионального роста и карьеры.
3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления:
· функции;
· конкретные виды деятельности;
· типовые профессиональные задачи;
· профессиональные умения.
4. Проспектированнаяпсихограмма на каждой стадии профессионального становления:
· ведущая деятельность;
· основные подструктуры субъекта деятельности:
· профессиональная направленность;
· профессиональная компетентность;
· профессионально важные качества (ключевые квалификации);
· профессионально значимые психофизиологические свойства;
· психологическая характеристика каждой подструктуры личности.
5. Санитарно-гигиенические условия труда:
· режим труда;
· нервно-психическая напряженность;
· сенсомоторная и перцептивная сферы;
· медицинские противопоказания.