Характеристика процесса труда социального педагога

Профессия – социальный педагог
Объект труда – …
Предмет труда
«Вещи» Процессы Явления Ситуации неопределенности
       
Цели труда
Преобразовательные Гностические Изыскательские
     
Средства (орудия) труда
Вещественные Внешние функциональные Внутренние функциональные
     
Условия труда
Социально-контактная часть Информационная часть Витальная часть
Соматические процессы Предметная часть
       
                 

Таблица 2

Характеристика процесса труда программиста

Профессия – программист
Объект труда – …
Предмет труда
«Вещи» Процессы Явления Ситуации неопределенности
       
Цели труда
Преобразовательные Гностические Изыскательские
     
Средства (орудия) труда
Вещественные Внешние функциональные Внутренние функциональные
     
Условия труда
Социально-контактная часть Информационная часть Витальная часть
Соматические процессы Предметная часть
       
                 

Таблица 3

Характеристика процесса труда автослесаря

Профессия – автослесарь
Объект труда – …
Предмет труда
«Вещи» Процессы Явления Ситуации неопределенности
       
Цели труда
Преобразовательные Гностические Изыскательские
     
Средства (орудия) труда
Вещественные Внешние функциональные Внутренние функциональные
     
Условия труда
Социально-контактная часть Информационная часть Витальная часть
Соматические процессы Предметная часть
       
                 

Таблица 4

Характеристика процесса труда бармена

Профессия – бармен
Объект труда – …
Предмет труда
«Вещи» Процессы Явления Ситуации неопределенности
       
Цели труда
Преобразовательные Гностические Изыскательские
     
Средства (орудия) труда
Вещественные Внешние функциональные Внутренние функциональные
     
Условия труда
Социально-контактная часть Информационная часть Витальная часть
Соматические процессы Предметная часть
       
                 


Литература:

1. Романова Е.С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. – СПб., 2004. – 464 с.

Задание № 8.

Укажите в бланке для ответов (табл. 3) разновидности продуктов
труда в профессиональной деятельности специалистов, перечисленные
в табл. 1, используя буквенные обозначения из табл. 2.

Таблица 1.

Группировка разновидностей продуктов труда

Продукты труда Внешний мир Внутренний мир человека
Природа Искусственный мир
вещеподобные А Б В
процессуальные Г д Е
информационные Ж 3 И


Таблица 2.

Перечень профессий

№п/п Профессия № п/п Профессия
1 Пограничник И Ювелир
2 Водитель такси 12 Пожарный
3 Учитель в школе 13 Скрипач
4 Электросварщик 14 Парикмахер
5 Зооинженер 15 Геолог
6 Программист 16 Бухгалтер
7 Логопед 17 Оператор прокатного стана
8 Клоун в цирке 18 Авиадиспетчер
9 Менеджер по персоналу 19 Летчик гражданской авиации
10 Инспектор ГИБДД 20 Кассир Сбербанка


Таблица 3.

Бланк для ответов

Ф.И.О. студента

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
X
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Х  

Задание № 9

Отметьте в табл. 3 в клеточках, расположенных ниже номера позиции, к какой группе средств труда относятся объекты, указанные в таблице 2, используя обозначения видов средств труда, приведенные в табл. 1.

Таблица 1.

Классификация средств труда

Обозначение группы Характеристика видов средств труда
А Вещественные средства для приема, получения информации
а-1 Приборы, дающие изображение
а-2 Приборы, дающие информацию в виде условных знаков, сигналов
Б Вещественные средства для обработки информации
В Вещественные средства для передачи информации для людей, в обществе
Г Вещественные средства для практических действий в природных, технических, информационных системах
г-1 Ручные (простые и механические) орудия труда
г-2 Машины с ручным управлением
г-3 Автоматические средства, автоматизированные системы, аппараты для управления длительными непрерывными скрытыми процессами
Д Внешние функциональные средства труда
Е Внутренние функциональные средства труда
Ж Условные знаки, язык, как средства хранения и передачи информации


Таблица 2.

Перечень средств труда

Объект для оценки Объект для оценки  
1 Таблица умножения 24 Счетчик электроэнергии  
2 Лопата 25 Школьный звонок  
3 Вкусовые ощущения разных супов у повара 26 Визуальные образы у ремонтника станков  
4 Телефон 27 Речь учителя на уроке  
5 Лупа 28 Персональный компьютер  
6 Весы 29 Ножницы  
7 Представления водителя о дорожных развязках 30 Амперметр  
8 Логарифмическая линейка 31 Правила дорожного движения  
9 Нотная запись балета для дирижера 32 Жезл постового  
10 Стамеска 33 Троллейбус  
11 Фотоаппарат 34 Демонстрация тренером образца движения  
12 Чертежи в работе слесаря-сборщика 35 Положение флажков матроса-сигналиста  
13 Регуляция балериной сил во время выступления 36 Память водителя на степени мышечных усилий при работе с педалями автомашины  
14 М икрокалькулятор 37 Зеркало в труде отоларинголога  
15 Колокольчик председателя собрания 38 Палочка дирижера оркестра  
16 Микроскоп патологоанатома 39 Владение оперным певцом своим голосом  
17 Текст драмы для актера театра 40 Пианино у концертмейстера  
18 Стратегии решения задач менеджера 41 Мегафон в работе спортивного судьи  
19 Телетайп 42 Пульт звукорежиссера на радио
20 Арифмометр 43 Автоматизированная система управления полетами
21 Правила техники безопасности электромонтера 44 Автомобиль
22 Восприятие и различение запахов у фармацевта 45 Холодильник
23 Театральный бинокль 46 Уголовный кодекс РФ в труде следователя
             


Таблица 3.

Бланк для ответов (X — символ из табл. 2)
Ф. И. О. студента

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
X
15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
X
29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42
X
43 44 45 46
X    

· Задания для подготовки к промежуточной аттестации

Примерный вариант комплексной проверочной работы

Задание № 1

Сопоставьте понятия:

– «профессия», «специальность», «квалификация»;

– «должность», «рабочее место», «трудовой пост».

Задание № 2

Как связана профессиональная пригодность с личностной зрелостью и пригодностью к труду? Дайте развернутый обоснованный ответ.

Задание № 3

Составьте информационную профессиограмму основываясь на примерной схеме проспектированнойпрофессиограммы для профессий:

- «психолог»,

- «учитель русского языка и литературы»,

- «продавец-кассир».

Используйте данные наблюдения и опыта личного взаимодействия с представителями этих профессий.

Задание № 4

Опираясь на классификацию профессий Е.А. Климова, составьте формулу профессии с наиболее привлекательными для вас характеристиками. Составьте список не менее 10 профессий, подходящих к этой формуле.

Примерная схема проспектированнойпрофессиограммы.
1. Паспорт профессии:
· тип профессии и ее отраслевая принадлежность;
· уровень образования и ступени (категории) квалификации;
· смежные специальности и профессии;
· социально-профессиональные ограничения.
2. Подготовка кадров:
· форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров;
· уровень получаемой квалификации;
· перспективы профессионального роста и карьеры.
3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления:
· функции;
· конкретные виды деятельности;
· типовые профессиональные задачи;
· профессиональные умения.
4. Проспектированнаяпсихограмма на каждой стадии профессионального становления:
· ведущая деятельность;
· основные подструктуры субъекта деятельности:
· профессиональная направленность;
· профессиональная компетентность;
· профессионально важные качества (ключевые квалификации);
· профессионально значимые психофизиологические свойства;
· психологическая характеристика каждой подструктуры личности.
5. Санитарно-гигиенические условия труда:
· режим труда;
· нервно-психическая напряженность;
· сенсомоторная и перцептивная сферы;
· медицинские противопоказания.

Наши рекомендации