Раздел II. Субординационное общение
Задачи -
- формирование у студентов понимания сущности, разновидностей,
структуры и основных функций общения как специфического
социального феномена, его значения в жизни людей;
- четкого различения, соотношения понятий "Общение" и "Деловое
общение", "Дружба" и "Деловое общение", знания причин
возникновения, профилактики и ликвидации конфликтов и пр.;
- понимание студентами сущности таких психологических явлений как
стереотипы восприятия и поведения людей в процессе общения,
национальных особенностей в деловом общении, умения
использовать эти знания в своей профессиональной деятельности;
- выработки у студентов умений правильно определять различные
стили управления при различных ситуациях, компетентно строить
отношения с подчиненными и руководством с учетом обстановки и их
социально-психологических особенностей;
- научить студентов извлекать максимальную информацию из
невербальных источников о другом человеке и эффективно
использовать как вербальную, так и невербальную информацию в
своей профессиональной деятельности.
Тема 3. Восприятие человека человеком. Стандарты восприятия и поведения.
Первое впечатление. Факторы, влияющие на первое впечатление. Стереотипы восприятия и поведения различных социальных групп. Акцентировка, эффект ореола, эффект последовательности, проекции, эффект снисходительности.
Способы и методы воздействия на процесс восприятия человека человеком. Убеждение и внушение в процессе общения. Д. Карнеги о правилах, позволяющих вызвать симпатию у собеседника.
Психологическое содержание непосредственного контакта. Социально-психологические аспекты влияния на другого человека. Понятие о психологической совместимости. Понятие о социальной дистанции. Позиционная борьба и деловые отношения.
Раздел II. Субординационное общение
Тема 1 .Управленческое общение. Понятие стиля руководства.
Понятие руководства и управления. Субординационные и паритетные отношения в процессе профессиональной деятельности. Власть, разновидности власти. Власть и управление. Авторитет и управление. Факторы, влияющие на авторитет руководителя. Кабинет руководителя. 9 правил Д. Карнеги, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не вызывая у них чувства обиды.
Стиль руководства. К. Левин об основных моделях руководства. Авторитарный стиль руководства. Основные ситуации, где авторитарный стиль руководства является наиболее оптимальным. Недостатки авторитарного стиля руководства. Демократический стиль управления: преимущества и недостатки. Попустительский или недирективный способ руководства: преимущества и недостатки.
Тема 2. Конфликт: причины возникновения, профилактика, методы разрешения.
Противоречия и конфликты. Типология конфликтов. Внутриличностный конфликт. Причины возникновения. Межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт, основные причины их возникновения.
Профилактика конфликтов. Взаимопонимание между руководителем и подчиненным как важнейшее средство профилактики конфликтов. Факторы и условия, способствующие взаимопониманию руководителя и подчиненного. Культура распоряжений и приказов. Налаженность межличностных взаимоотношений между руководителем и подчиненным: основные условия. Правила комплиментов.
Основные методы разрешения конфликтов. Структурные методы: дополнительные разъяснения требований, использование координационных и интеграционных механизмов, определение общеорганизационных комплексных задач, система вознаграждений и наказаний. Межличностные методы: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблемы.
Тематика семинарских занятий
Раздел 2. Субординационное общение.
Тема 1. Управленческое общение.9 правил Д.Карнеги, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая чувства обиды.
Задачи -
- формирование у студентов понимания сущности, разновидностей,
структуры и основных функций общения как специфического
социального феномена, его значения в жизни людей;
- четкого различения, соотношения понятий "Общение" и "Деловое
общение", "Дружба" и "Деловое общение", знания причин
возникновения, профилактики и ликвидации конфликтов и пр.;
- понимание студентами сущности таких психологических явлений как
стереотипы восприятия и поведения людей в процессе общения,
национальных особенностей в деловом общении, умения
использовать эти знания в своей профессиональной деятельности;
- выработки у студентов умений правильно определять различные
стили управления при различных ситуациях, компетентно строить
отношения с подчиненными и руководством с учетом обстановки и их
социально-психологических особенностей;
- научить студентов извлекать максимальную информацию из
невербальных источников о другом человеке и эффективно
использовать как вербальную, так и невербальную информацию в
своей профессиональной деятельности.
Тема 3. Восприятие человека человеком. Стандарты восприятия и поведения.
Первое впечатление. Факторы, влияющие на первое впечатление. Стереотипы восприятия и поведения различных социальных групп. Акцентировка, эффект ореола, эффект последовательности, проекции, эффект снисходительности.
Способы и методы воздействия на процесс восприятия человека человеком. Убеждение и внушение в процессе общения. Д. Карнеги о правилах, позволяющих вызвать симпатию у собеседника.
Психологическое содержание непосредственного контакта. Социально-психологические аспекты влияния на другого человека. Понятие о психологической совместимости. Понятие о социальной дистанции. Позиционная борьба и деловые отношения.
Раздел II. Субординационное общение
Тема 1 .Управленческое общение. Понятие стиля руководства.
Понятие руководства и управления. Субординационные и паритетные отношения в процессе профессиональной деятельности. Власть, разновидности власти. Власть и управление. Авторитет и управление. Факторы, влияющие на авторитет руководителя. Кабинет руководителя. 9 правил Д. Карнеги, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не вызывая у них чувства обиды.
Стиль руководства. К. Левин об основных моделях руководства. Авторитарный стиль руководства. Основные ситуации, где авторитарный стиль руководства является наиболее оптимальным. Недостатки авторитарного стиля руководства. Демократический стиль управления: преимущества и недостатки. Попустительский или недирективный способ руководства: преимущества и недостатки.
Тема 2. Конфликт: причины возникновения, профилактика, методы разрешения.
Противоречия и конфликты. Типология конфликтов. Внутриличностный конфликт. Причины возникновения. Межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт, основные причины их возникновения.
Профилактика конфликтов. Взаимопонимание между руководителем и подчиненным как важнейшее средство профилактики конфликтов. Факторы и условия, способствующие взаимопониманию руководителя и подчиненного. Культура распоряжений и приказов. Налаженность межличностных взаимоотношений между руководителем и подчиненным: основные условия. Правила комплиментов.
Основные методы разрешения конфликтов. Структурные методы: дополнительные разъяснения требований, использование координационных и интеграционных механизмов, определение общеорганизационных комплексных задач, система вознаграждений и наказаний. Межличностные методы: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблемы.