Стимульный материал с дифференциацией качеств
Трудолюбие | Д | Дружелюбие | М | |
Принципиальность | М | Сдержанность | Э | |
Веселость | Э | Справедливость | М | |
Аккуратность | Д | Общительность | Э | |
Честность | М | Активность | Д | |
Исполнительность | Д | Искренность | Э | |
Порядочность | М | Настойчивость | Д | |
Организованность | Д | Обаяние | Э | |
Отзывчивость | Э | Правдивость | М | |
Приветливость | Э | Деловитость | Д | |
Скромность | М |
Условные обозначения:
Д — деловые качества;
М — моральные качества;
Э — эмоциональные качества.
Общие методические рекомендации экспериментатору при диагностике групповой сплоченности, ЦОЕ,
психологического климата:
1. Список качеств личности испытуемые пишут под диктовку экспериментатора или работают по плакату, вывешенному на доске.
2. В опросный лист испытуемые записывают: а) 5 качеств, выбранных по первой инструкции; б) 5 качеств, выбранных по второй инструкции; в) ответы на вопросы а), б), в).
3. Если имеется возможность, можно опросные листы отпечатать, включая в них список качеств, первую инструкцию, пробел для записи выборов по первой инструкции, вторую инструкцию, пробел для записи выборов по второй инструкции, список из трех вопросов, третью инструкцию, оценки а, б, в.
4. Обработка результатов производится после выполнения испытуемым всех трех инструкций.
5. До эксперимента и в ходе него никакие разъяснения о задачах и содержании исследования испытуемым не сообщаются.
6. Методика может быть использована и для исследования производственных коллективов. В этом случае необходимо изменить формулировки вопросов в разделе «Психологический климат в коллективе», заменив слово «учеба» на «работа».
На основе полученных результатов намечаются меры по психологической коррекции того или иного коллектива.
Обработка и интерпретация результатов
а) Подсчитывается общее количество выбранных качеств умножением числа испытуемых на 5.
б) Вычисляется процент выборов, приходящихся на эмоциональные, деловые и моральные качеств (Д, М, Э).
В нашем случае:
Д = х 100% = 50%
М = х 100% = 33%
Э = х 100% = 17%
1. 3 балла — групповая сплоченность высокая и если Д ≥ 55% или Д+М ≥ 60%.
2. 2 балла — групповая сплоченность средняя и если М < 55%.
3. В остальных случаях групповая сплоченность низкая, т. е. 35% < М < 55%
В нашем случае Д+М = 50+33 = 83% — сплоченность высокая, оценка 3 балла.
4.1.7. Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ)
(В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева)
Назначение. Методика нацелена на выявление ЦОЕ на основе групповой общности при выборе наиболее ценностно-значимых качеств из стимульного списка.
Инструкция. Выберите из предложенного списка 5 качеств, наиболее ценных для успешной совместной работы.
Пусть, например, испытуемый выбрал следующие качества: трудолюбие, организованность, принципиальность, активность, честность и записал в опросном листе (стимульный материал тот же).
Обработка и интерпретация результатов
а) Вычислите число выборов (Н), сделанных испытуемым.
б) Подсчитайте число выборов, приходящихся на каждое качество.
в) Подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств (Н).
г) Подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств (М).
д) Вычислите коэффициент ценностно-ориентационного единства (С) по формуле.
Н-М
С = х 100%
В нашем случае:
С = х 100% = 70%
Критерии оценки:
Если:
а) С ≥ 50%, ЦОЕ высокое, оценка 3 балла.
б) 30% < С< 50%, ЦОЕ среднее, оценка 2 балла.
в) в остальных случаях — ЦОЕ низкое, оценка 1 балл.
В нашем случае ЦОЕ высокое, оценка 3 балла.