Самооценка мотивационных состояний школьника
(О.С. Гребенюк)
Инструкция. На горизонтальных линиях отражены пятиминутные интервалы урока. Каждая линия характеризует то или иное твое состояние. Например, на первой линии ты должен указать, сколько времени у тебя уходит на то, чтобы включиться в ход урока. Для этого на соответствующей линии обведи кружочком то количество минут, которое ты обычно затрачиваешь (я на уроке жду звонка от родителей).
время 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45
урока 1. | | | | | | | | | |
Затраты времени на включение в урок
время 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45
урока 2. | | | | | | | | | |
Сколько времени ты занимаешься на уроке с интересом
время 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45
урока 3. | | | | | | | | | |
Сколько времени на уроках ты бываешь невнимательным
время 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45
урока 4. | | | | | | | | | |
Сколько времени ты занимаешься на уроке без желания
время 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45
урока 5. | | | | | | | | | |
Сколько времени ты занимаешься с увлечением
время 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45
урока 6. | | | | | | | | | |
Сколько времени на уроке ты чувствуешь свою боль?
Обработка данных. По всем шкалам подсчитываются временные затраты учащихся на предложенные ситуации. Затем составляется графический профиль временной эффективности урока.
Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов
Инструкция. В каждом из вопросов выбери один ответ.
Опросник
1. Тебе нравится в школе или не очень?
а) не очень
б) нравится
в) не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома
б) бывает по-разному
в) иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
а) не знаю
б) остался бы дома
в) пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится
б) бывает по-разному
в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы
б) не хотел бы
в) не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю
б) не хотел бы
в) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто
б) редко
в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю
б) хотел бы
в) не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
а) мало
б) много
в) нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся
б) не очень
в) не нравятся
Обработка и интерпретация результатов
В ходе обработки используется специальный ключ, представленный ниже в форме таблицы:
Уровни мотивации | № вопросов | Кол-во баллов | |||||||||
Высокий | Б | В | В | А | Б | Б | А | Б | Б | А | |
Средний | А | Б | А | Б | В | А | Б | А | А | Б | |
Низкий | В | А | Б | В | А | В | В | В | В | В |
Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке «высокий уровень», оценивается в 2 балла; «средний уровень» — в 1 балл; «низкий уровень» — 0 баллов. Затем подсчитывается общая сумма баллов.
Уровни школьной мотивации у учащихся начальных классов определяются по следующим диапазонам:
14— 20 баллов — высокий уровень;
7-13 баллов — средний уровень;
1-6 — низкий уровень.