Направленность и способности.
Направленность - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий. Характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, мировоззрением. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.
20. Задатки и способности.( способности — см. вопрос 18)
Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания.
Задатки многозначны, они обуславливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития.
Общение и виды общения.
Общение - это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого.
В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. В отношения вступают не только отдельные индивиды, но и целые группы, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений.
В этом многообразии отношений различают два основных класса: общественные отношения и психологические отношения личности.
Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер. Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.
Структуры общения (по Г.М. Андреевой):
– коммуникативная (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами);
– интерактивная (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями);
– перцептивная (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).
Модель коммуникативного процесса(по Лассуэлу):
– Кто (передает сообщение) — коммуникатор;
– Что (передается) — сообщение;
– Как (осуществляется передача) — канал;
– Кому (направлено сообщение) — аудитория;
– С каким результатом передается — эффективность сообщение.
Функции общения (по Б. Ф. Ломову):
– информационно-коммуникативная;
– регуляторно-коммуникативная;
– аффективно-коммуникативная.
Информационно-коммуникативная - это знаковые, речевые формы передачи информации для осуществления совместной деятельности. Генетически это первая функция общения. Миф о Вавилонской башне – она не была построена, так как общение не выполнило свою коммуникативную функцию – люди говорили на разных языках.
Регуляторно-коммуникативная – это осуществление регуляции коммуникации.
Аффективно-коммуникативная – это осуществление чувственного аспекта взаимодействия.
Общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме, называется формальным.
Неформальное общение наполнено субъективным личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения — любовь и дружба. Человеку свойственно стремление к неформальному общению, к раскрытию внутреннего склада своей личности.
Способность устанавливать неформальное общение зависит от:
– черт личности (направленность на общение, доверие, незамкнутость);
– обладания «техникой» общения (установление контакта, умение видеть и понять другого) и т.д.
В зависимости от того, насколько ярко проявляются отношения, различают следующие виды общения:
– социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (лекция, доклад и т. д.)
– групповое предметно ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью. Это общение в процессе труда, обучения и т. д., личностно ориентированное общение, т. е. общение одного человека с другим.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем). В этой связи различают:
– вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь);
– невербальную (используются различные неречевые знаковые системы — жесты, мимика, пантомимика).
Оптико-кинетическая система знаков включает:
– паралингвистическую систему: качество голоса, его диапазон, тональность, пространство и время, размещение лицом друг к другу;
– экстралингвистическую систему: темп речи, плач, смех, покашливание; телодвижение, движение глаз.
Виды общения (по М.Р. Битяновой) Ритуальное, монологическое, диалогическое:
– Ритуальное общение - укрепление психологической связи с группой, повышение самооценки, демонстрация и упрочение своих установок и ценностей. То есть в ритуальном общении человек подтверждает свое существование в качестве члена общества, той или иной важной для него группы. Человек подтверждает в нем свои социальные роли: гражданина, профессионала, вежливого человека, отца, любящей дочери и т. д. Важная особенность ритуальных отношений состоит в их безличности;
– Монологическое общение — это распространенная форма общения, предполагающая позиционное неравноправие партнеров. Один — автор воздействия, лицо, обладающее активностью, осознанными целями и правом их реализовать. Партнер воспринимается как объект целенаправленного воздействия. Можно выделить две разновидности монологического общения: императив и манипуляция. Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям;
– Манипуляция — вторая разновидность монологического общения, наиболее распространенный вид человеческого общения. Она предполагает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений, акт влияния на людей, управления ими с ловкостью, с особенно пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработку. Сферами «разрешенной» манипуляции, несомненно, являются бизнес и деловые отношения вообще, политика, идеология. Символом такого типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги. Известно, что успешное овладение и широкое использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается широким переносом таких навыков в остальные области своих взаимоотношений. Сильнее всего страдают от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности.Э. Шостром выделил 8 типов манипуляторов, которые легко объединяются в 4 пары: диктатор — тряпка; вычислитель — прилипала; хулиган — славный парень; судья — защитник;
Диалог строится на принципиально других, чем монологическое общение, началах. Цель диалога — другой человек, так как только отношение к другому как к ценности позволяет достичь целей, касающихся самого себя. Еще один важный момент — средства реализации диалогического мышления. На сегодняшнем формальном языке мы сказали бы — диалогические технологии. К. Роджерс выделяет следующие:
1. Конгруэнтность партнеров по общению, то есть соответствие опыта, его осознания и средств общения, одного партнера опыту, его осознанию и средствам общения другого.
2. Безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям.
3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.
4. Проблемный, дискуссионный характер общения, разговор на уровне точек зрения и позиций, а не на уровне аксиом и вечных истин.
5. Персонифицированный характер общения, разговор от имени собственного «я»: «Я считаю», «Я думаю» и т.д.
22. Функции общения.(см. вопрос 21)
Функции общения (по М.Р. Битяновой):
– Функция первая. Общение является формой существования и проявления человеческой сущности. Истинно человеческое проявляется в нас именно в процессе общения и благодаря ему. Именно в процессе общения возникли в далеком прошлом человечества — а каждый ребенок проходит этот путь в своем онтогенезе — феномены, которые делают индивида социальным не в примитивно-стадном, а в истинном смысле этого слова. Это сознание и речь. Самомышление человека представляет собой внутреннюю форму общения.
– Функция вторая. Общение выполняет в коллективной деятельности людей коммуникативно-связующую роль.
– Функция третья. Общение представляет важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного индивидуального существования. Как отмечал Д. Б. Эльконин, ребенок — это всегда два человека — он и взрослый. Постепенно внешние формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также в самостоятельную произвольную внешнюю деятельность ребенка.
– Четвертая функция. Общение играет психотерапевтическую, подтверждающую роль в жизни человека любого возраста. «Подтверждение «я» со стороны другого и постоянная потребность в нем — это и есть те факторы, которые делают человеческое общение чем-то существенно большим, нежели простой информационный обмен, минимально необходимый для самозащиты и выживания» . Вступая в межличностное общение, люди ориентированы на свои внутренние цели и ценности. Их отношение к партнеру формируется «здесь и сейчас», в ходе контакта, на основе демонстрируемого им поведения и взглядов. Само содержание общения, его формы могут гибко меняться и приспосабливаться к тому образу партнера, который формируется в процессе контакта.