Вопрос №1.Предмет, задачи и отрасли психологии.

Вопрос №1.Предмет, задачи и отрасли психологии.

Психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических. Во 2 веке до н.э. считалось, что душа помещена в мозгу человека. П. появилась в 16 веке. В 16 веке, особенно в 17 сложились более близкие к научным представлениям о мире и человеке, которые были основаны отделением разума от веры.Душа –предмет психологии. Психологи древности-знатоки души. П. зародилась в недрах философии. Все психолдоги пытались понять начало живой природы. Отец психологии – Аристотель, его «Трактат о душе» - первое сочинение. Отрицал взгляд на душу, как на вещество. П.– существование души. Платон – взгляд, как на самостоятельную субстанцию независящюю ни от чего. Идеи Платона и Аристотеля потом активно использовали. 1) психология-наука о душе(более 2000л.назад).Аристотель распростр.понятие психологического на все органичные .процессы. Считаю, что душа состоит из атомов огня. - Демокрит,. Демокрит, Платон. 2)психология-наука о сознании(17век).Сознанием наз.способность думать ,желать. 3)психология-наука о поведении (ХХвек).Задача-наблюдение за поступками. 4)психология –наука ,изуч.факты,закономерности психики. Фрейд пытался освоить безсознательное. Известный психолог Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии. Рене Декарт пологал-первое человек в себе обнаружил сознание.(конец19века), ввел понятие «сознание». Теория: Д.ввел понятие о рефлексе. Организм человека как автомат. А мышление – единственный отрибут души. Суть рефлекса, по Декарту, состоит в том, существует психофизическое взаимодействие: душа приводит тело в движение, а тело поставляет душе чувственные впечатления. Теория Гоббса: Тело действует механически, которым управляет душа. Психология только к концу 19 твека обрела статус наука. В 1861 году открыта новая эксперементальная лаборатория, ее открыл Вундт – оснополож.эксперемент.лаборатории. он создал основы новой физиологической психологии:Изучение ощущений и оссоциаций. большое значение придавал понятию рефлекс. Главным методом была интроспекция-наблюдение(взгляд внутрь)за процессами в своем сознании. Недостатки этого метода: сколько людей-столько чувств. Переменчивость настроений. Сеченов-основоположник психофизиологии, предположил сочетание рефлекса и головного мозга. Все заканчивается мышечным движением. Его открытие-торможение-способность головного мозга задерживать рефлексы. В 1903 году Павлов вывел эксперементальную психологию и психологию животных. Бихевиоризм-новое направление-наука о поведение. Основатель-Уотсан. Цель – объективно изучить поведение человека, а не психологич. Способности. ПРОИЗОШЛА революция! Основой П.стало не сознание, а поведение человека. Маслоу является основателем гуманистической П. в 1960гюзародилась П.3-ей силы. Теоретической основой гуманюП.явл.философские учения:Ясперс, Хайдеггер. Смысл философского учения заключ.в том что чел.сам способен сироить свою судьбу. В психологии выделяются множество отраслей развивающиеся направления научных исследований: 1.психология труда(изуч.психологич-их особенностей трудовой деятельности чел.(инженерная,космическая))2.педагогическая-обучение и воспитание чел.(формируется мышление)3.юридическая-псих.вопросы, связанные с реализацией системы права(криминальная,судебная). 4.военная-ислед.чел.в условиях боевых действий(боевая техника).5.спортивная-психол.особен.личности и деят.чел.в условиях подготовки. 6.психология о торговле-воздействие реклам, псих.факторы обслуживания клиентов. 7.худ.творчества. 8.науч.творчества. 9. Возростная-изуч.антогинеза в различ.псих.и физ.процессах чел.(проблема обуч.и умств.развития).

Вопрос№4. Классификация Психических Явлений.

Все психические явления делятся на три группы:

Психические процессы

Психический процесс – это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и регуляционную ф-ю, это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности. Психическое отражение - это формирование образа условий, в к-х осущ данная д-ть. Подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые. Вся психическая деятельность человека - совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психические состояния

Психическое состояние - временное своеобразие психической д-ти, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию, это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий д-ти человека и его личностных особенностей. Являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Проявляются в общей организованности психики. Могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния —стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния — инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Вопросы№9. Виды интеллекта и их свойства.

Вернемся к описанию способностей интеллекта, они бывают следующие:

· Аналитические: умение проводить всесторонний анализ информации, делить ее на смысловые и логические блоки, определять взаимосвязи, сравнивать и сопоставлять между собой различные фрагменты информации

· Логические: логическое ядро рассудка, включает в себя способность рассуждать, мыслить и анализировать не нарушая принципов формальной логики, умение делать верные, логичные и последовательные выводы

· Дедуктивные: качества, способствующее тому чтобы выуживать общую идею из большого массива информации и грамотно формулировать ее, способность к дедукции и обобщению, умение группировать частности в нечто общее, находить закономерности

· Критические: способность к мысленной критической оценке информации, умение отсеивать неправильные выводы, отметать ложные идеи, качество, позволяющее противостоять влиянию и внушению

· Прогностические: умение позволяющее планировать наперед, формировать в уме модель будущих событий и одновременно удерживать в голове варианты решения различных альтернатив

· Способности к абстрактному мышлению: позволяют проникать умом в сложные абстрактные идеи(как математические, логические так и философские) и удерживать в мышлении сложные концепции и системы

· Способности к образному мышлению: способствуют возможности сопоставлять в уме разные по смыслу вещи, подводя их под общий условный знаменатель, умение формулировать сравнения, метафоры что помогает упрощать понимание сложных идеи, переводя их на более доступный уровень понимания, хорошее восприятие художественных образов

· Способность концентрироваться, удерживать внимание: наверное в большей степени относиться к проявлению воли чем к работе разума, но тут считаю необходимым упомянуть, так как это во-многом определяет эффективную работу интеллекта

Также наш рассудок обладает некоторыми свойствами:

· Логика архитектуры: степень упорядоченности мышления и согласованной работы разных способностей интеллекта (у кого-то например порядок в голове, про него можно сказать что он мыслит трезво и разумно, а чье-то мышление наоборот хаотическое, спонтанное и несвязное)

· Глубина и широта ума: то, что пожалуй в общем понимании определяет, то насколько человек умный, его возможности всестороннего охвата объекта мышления и глубины погружения в мыслительные задачи

· Быстрота выполнения операций: ну тут все понятно, то насколько быстро мы думаем и решаем задачи

· Автономность: степень независимости разума, от работы чувств, внешнего влияния, способность принимать трезвые решения, как в спокойном состоянии так и в условиях стресса, беспокойства, страха и психологического давления. Определяется мерой осознанности.

Поддерживает во всем этом нас наша память. На ней не буду останавливаться, думаю итак понятно какую функцию она несет, но считаю нужным выделить один из типов памяти, важных для работы рассудка

· Оперативная память: умение удерживать в уме одновременно несколько промежуточных операций и находить их решение. (попробуйте перемножить в голове в столбик несколько двузначных чисел, вам придется удерживать в памяти промежуточный результат умножения (то что учителя в школе называли «в уме») для того чтобы получить результат конечный)

Вот собственно те составляющие нашего разума которые я выделил, деление в какой-то степени условное, где-то что-то может пересекаться и дублировать другое, но тут ничего не поделаешь, наука не точная, да и к абсолютной точности мы не стремимся. Тут она не реализуема в принципе и это не только обусловлено ограниченными познаниями человека в области работы сознания, но и самой структурой мышления и связей в мозге: там все взаимосвязано и может дублировать другое в функциональных аспектах (это придумано эволюцией для больше надежности, откажет одна часть — есть запасная).

А выделил я эти блоки для того чтобы в последствии было удобнее говорить какое упражнение за развитие какой функции отвечает.

Свойства темперамента

В современных исследованиях принято описывать свойства темперамента, которые называются также формально-динамическими свойствами личности. Выделим основные свойства темперамента.

Сензитивность, или чувствительность, -- свойство темперамента, проявляющееся в возникновении психической реакции на внутренний или внешний раздражитель наименьшей интенсивности.

Реактивность -- это свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие раздражителя. Например, об одних людях говорят, что они вспыльчивы, ``заводятся с пол-оборота'', а о других -- ``не понятно, обрадовался он или огорчился''.

Активность -- свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир.

Соотношение реактивности и активности образует самостоятельное свойство. Оно проявляется в том, что одни люди действуют в основном под влиянием случайных внешних или внутренних (``захотелось'') обстоятельств, другие сами сознательно определяют свою линию поведения.

Темп реакций -- свойство темперамента, заключающееся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний.

Пластичность / ригидность - свойство темперамента, которое проявляется в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный человек моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный в изменившихся условиях действует инертно, с опорой на старые модели поведения, с большим трудом меняет свою линию поведения.

Эстраверсия / интроверсия - свойство личности, которое связано с общей активностью организма и выражается в преимущественном направлении активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо вовнутрь (на свои переживания и мысли).

Темперамент как биологически обусловленное качество индивида не определяет содержания личности, ее характерологических свойств, а служит формой проявления черт характера. Он является базой для формирования этих свойств и определяет динамику их проявления. Средисвойств личности, на которые влияет темперамент, выделяют впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность.

1. Впечатлительность -- свойство личности, характеризующее степень воздействия различных раздражителей, длительность сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие.

2. Эмоциональность -- свойство личности, выраженное в скорости, содержании, качестве, глубине, динамике эмоциональных процессов и состояний.

3. Импульсивность -- свойство личности, заключающееся в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно, под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций.

4. Тревожность -- свойство психики человека, проявляющееся в поведении как склонность испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и в ситуациях, не располагающих к этому.

Темперамент и характер.

Темперамент — этохарактеристика индивида со стороны егодинамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Темперамент накладывает отпечаток на все действия и поступки человека. Основу темперамента составляют динамические особенности, характеризующиеся импульсивностью, интенсивностью психических процессов и состояний.

Основными компонентами темперамента являются:

– общая психологическая активность;

– моторика;

– эмоциональность.

Первая попытка объяснить индивидуальные различия между людьми была сделана Гиппократом (V в. до н.э.). Древнегреческая медицина считала, что состояние организма зависит от соотношения жидкостей в организме (кровь, лимфа, желчь). Далее возникли такие теории, как гуморальная (основа темперамента — индивидуальные особенности кровообращения) и конституционная (особенности строения тела лежат в основе динамических особенностей Э. Кречмер, Шелдон). В настоящее время эти теории научного значения не имеют.

Важную роль в изучении темперамента сыграло учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Он установил, что причина индивидуальных динамических особенностей поведения обусловлена свойствами нервной системы.

Свойства нервной системы могут быть общими и частичными (парциальными). Первые определяют показатели темперамента человека, а вторые — его частные специальные особенности, имеющие косвенное отношение к характеристике личности.

Павлов полагал, что 3 свойства нервных процессов определяют тип нервной системы.

3 свойства нервных процессов:

– сила, то есть способность нервной системы выдерживать сильные раздражители, она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;

– уравновешенность, характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения;

– подвижность, как показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.

Свойства темперамента проявляются или не проявляются в зависимости от условий. Зависимость проявления темперамента от условий, ведет к тому, что в разных условиях люди с разными темпераментами могут проявлять очень похожую реакцию, так же и на оборот — в одинаковых условиях разная реакция.

Свойства темперамента не являются неизменными. Они проявляются не с рождения и не в определенном возрасте, а в определенной последовательности, обусловленной как общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности, так и специфическими закономерностями созревания каждого типа нервной системы.

Дополнительные свойства нервной системы (введены Е.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным):

– лабильность, скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процесса;

– динамичность, скорость и легкость выработки условных рефлексов;

– концентрированность, показатель меры дифференцировки раздражителей.

Открыто важно положительное свойство слабого типа — высокая чувствительность.

Проблема характеристики темперамента в жизненных ситуациях активно исследовалась В.С. Мерлиными его сотрудниками. К конкретным свойствам темперамента В.С. Мерлинотносит особенности эмоционально-волевой сферы: активность, сдержанность, эмоциональную возбудимость, быстроту возникновения и смены чувств, особенности настроения, состояние тревоги, беспокойства, а также ряд других особенностей психики: работоспособность, скорость включения в новую работу, общую ригидность личности, быстроту усваивания и переработки навыков, особенности внимания (объем, концентрация, распределение, переключение), интроверсию и экстраверсию.

Сопоставляя отдельные свойства нервной системы с поведением человека, исследователи выделили ряд психических особенностей, сочетание которых может быть соотнесено с общими типами высшей нервной деятельности. Был выделен ряд психических свойств.

Психические свойства:

– сензитивность, возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы;

– реактивность, сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители;

– активность, показывающую, насколько активен человек в преодолении препятствий, в своих действиях, поступках (о соотношении реактивности и активности судят по тому, от чего зависит деятельность человека — от случайных обстоятельств или от намеченных целей, стремлений);

– темп реакций, скорость протекания психических процессов и реакций;

– пластичность и ригидность, гибкость, легкость приспособления к новым условиям и, наоборот, инертность, косность, нечувствительность к изменению условий;

– экстравертированность, направленность личности вовне, на окружающих людей, предметы, события;

– интровертированность, направленность личности на себя, на собственные переживания и мысли.

Выделяют четыре основных типа темперамента:

– холерический;

– сангвинический;

– флегматический;

– меланхолический.

Следует отметить, что в чистом виде, как правило, типы темперамента в жизни не встречаются, и можно говорить только о преобладании тех или других его черт.

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Действия холерика порывисты. Он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью.Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности.

Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик ровен и спокоен, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т.д.; в других — вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Реакция меланхолика часто не соответствует силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни меланхолик — человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

Соотношение основных типов высшей нервной деятельности и темперамента:

– Сочетание силы, уравновешенности и инертности ВНД (Высшей Нервной Деятельности) лежит в основе флегматического темперамента (спокойный, ровный, настойчивый; чаще упорный труженик; чувства возникают медленно, устойчивы; склонен к пребыванию вне коллектива);

– Сочетание силы, уравновешенности и подвижности ВНД лежит в основе сангвинического темперамента (активный, общительный; продуктивный при наличии интереса; чувства легко возникают и сменяются; мимика выразительная);

– Сочетание силы, неуравновешенности ВНД (безудержный тип) лежит в основе холерического темперамента (боевой, задорный, общительный; действия порывисты; чувства быстро возникают и резко выражены);

– Слабость ВНД лежит в основе меланхолического темперамента (реакция не всегда соответствует характеру раздражителей, быстро наступает запредельное торможение; чувства глубокие; отношения в коллективе налаживаются с трудом, хотя может быть стремление к общению).

Характер - это целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности.

В характере личность раскрывается со стороны ее содержания, в темпераменте — со стороны своих динамических проявлений. Характер представляет собой индивидуально-своеобразные сочетания постоянных существенных свойств личности, проявляющихся в ее поведении. В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях. Слово «характер» в переводе с греческого означает «печать», «чеканка». Точнее жизнь, как бы чеканит человеческую личность. От характера зависят многие успехи и неудачи. Характер возникает и формируется в течение жизни.

Свойства ВНД определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или инертность, общительность или замкнутость. Нервная система влияет и на другие проявления характера — на тонус чувств, речь, внешнюю выраженность движений, но тип ВНД не предопределяет содержательной стороны личности в целом. Например, такие черты характера как принципиальность, честность, вежливость можно выработать на базе любого типа нервной системы.

ВНД влияет на процесс формирования отдельных черт характера (легкость, темп, быстроту). Так, например, страстная, порывистая настойчивость быстрее и легче формируется у человека с неуравновешенной нервной системой, а спокойная, медлительная манера поведения — на базе уравновешенной.

Характер нельзя отождествлять с темпераментом, и в то же время они тесно взаимосвязаны. Темперамент по-своему окрашивает черты характера, придавая им своеобразие (доброта холерика и меланхолика проявляется по-разному). С другой, стороны характер может глубоко воздействовать на темперамент, подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности воле. Характер взаимосвязан и с другими сторонами личности: интеллектом, специальными способностями.

Характер человека многогранен и многообразен в своих проявлениях. Вместе с тем он целостен. Целостность постигается стержневыми, наиболее устойчивыми, доминирующими по силе и активности чертами.

В структуре характера выделяется несколько групп черт, выражающих различное отношение личности к действительности:

– К первой группе относятся черты, проявляющиеся в деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность и др.;

– Вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к другим: тактичность, вежливость, чуткость и др.;

– Третья группа — это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность гордость и т. д.;

– Четвертая группа включает черты характеризующие отношения личности к вещам: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д..

Особо следует выделить волевые черты характера. Волевые качества личности — стержень характера. Сила воли обеспечивает формирование таких положительных черт характера, как целеустремленность, настойчивость и упорство, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание. Слабоволие формирует внушаемость, нерешительность, недоброжелательность, безответственность, несдержанность, упрямство, негативизм и тому подобные отрицательные качества характера.

Выразительные признаки характера:

– Поступки и действия (сознательные и преднамеренные действия позволяют судить о том, что представляет собой человек);

– Особенности речи (громкая или тихая, быстрый или замедленный темп, многословие и замкнутость, эмоциональность и сухость и т. д.);

– Внешний облик (улыбающееся или хмурое лицо, выражение глаз, как человек ходит, размашисто или мелкими шажками, как стоит — все это также характеризует человека).

Чтобы изучить характер, необходимы длительные наблюдения человека в различных ситуациях жизни, сопоставление слов и дел человека. Определенные профессии накладывают свой отпечаток на человека, на его индивидуально-психологические свойства, и в первую очередь на характер.

В истории наук известны попытки объяснения характера различных людей в зависимости от строения и очертания их лица (физиономика), от строения рук и складок кожи ладоней (хиромантия), от цвета глаз и волос и т.п.

Широкое распространение получили конституционные теории, связывающие особенности характера личности с его внешним видом (Ч. Ломбразо, Э. Кречмер, У. Шелдон). Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа или конституций человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера.

1. Астенический тип (по Кречмеру) характеризуется высоким ростом. Астеник обычно худощав. У него тонкая кожа, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Этот тип людей замкнут, малоподатлив к изменению взглядов, трудно приспосабливается к новому.

2. Атлетический тип — обычно высокий или средний рост, широкие плечи, хорошо развита грудная мускулатура. Этот тип людей отличается спокойствием, сдержанными жестами, трудно приспосабливается к новому.

3. Пикнический тип — отличается склонностью к ожирению. Как правило, невысокого роста с короткой шеей. Этот тип людей легко контактирует, реалистичен во взглядах.

«Социальную» типологию характера предлагает Э. Фромм, в основе его теории было положено отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям.

Он выдвигает три типа:

1. «Мазохист-садист». Этот тип человека, который склонен видеть причины свих жизненных успехов и неудач не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Отсюда агрессия на человека, который причина всех неудач. Может быть агрессия на себя, возможно появление садистских тенденций, стремление поставить других в зависимость от себя.;

2. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью, стремлением к устрашению. В некоторых случаях в качестве основной силы могут выступать бессилие и тревога.;

3. «Конформный автомат». Такой человек, столкнувшись с трудноразрешимыми проблемами, перестает быть «самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, требованиям группы, быстро усваивает тот способ поведения, который свойственен большинству.

Более поздний классификации характера были проведены на основе акцентуации (К. Леонгард, А. Ничко). Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность.;

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.;

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного — замкнутыми. Во Брега душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада — с дистимной.;

4. Возбудимый, тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и тирании, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально покойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.;

5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликте обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.;

6. Педантичный тип. В конфликте вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов — формализм, занудливость, брюзжание.;

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.;

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивают» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, радость чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.;

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.;

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают, как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

17. Характер и его структура.(см. вопрос 16)

Способности и их развитие.

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Исследованиями установлено, что способности — прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.

На протяжении длительного времени способности связывались с особенностями строения головного мозга, выраженного в строении черепа.

На формирование способностей влияет ряд условий. Это теоретический и практический опыт, знания, физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщением к различным видам игры, учения, труда, наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.

Способности находятся в постоянном развитии. Способности, которые не развиваются на практике, со временем гаснут. Только постоянно совершенствуясь в музыке, рисовании, техническом творчестве, математике, можно поддерживать и развивать способности в соответствующей деятельности.

Для способностей характерны заменяемость, большие компенсаторные возможности.

В этом плане обычно различают:

– общие способности (такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности);

– специальные способности (система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности). Специальные способности органически связаны с общими.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются:

В литературных: особенности творческого воображения и мышления, яркие и наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языка.

В математических: умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей.

В педагогических: педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.

В художественных: особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества личности, обеспечивающие претворение замысла в действительность.

Выделяют следующие уровни спосо

Наши рекомендации