Успех или неуспех в деятельности
Понятие «успех» имеет двойное толкование: 1) удача в достижении поставленной цели, в выполнении деятель-ности или создании ее продукта, 2) общественное при-знание достигнутой удачи. Когда же человек испытывает ощущение успеха? Когда он не только сам понимает, что добился удачи, но когда видит (понимает), что окружаю-щие значимые для него люди оценивают его деяния как удачу. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «с общественной при-родой мотивации человеческой деятельности связано вли-яние, которое оказывает на нее оценка - обусловленная общественными нормами самооценка и оценка со сторо-ны окружающих, особенно тех, мнением которых человек дорожит»1.
Ощущение успеха или неуспеха в деятельности всегда изменяют психологические условия ее протекания. Успех вообще окрыляет человека, какого бы возраста и какой бы деятельностью ни занимался этот человек.
«Вот я никак не думал, чтобы вы были так умны! - сказал он мне с такой добродушной, милой улыбкой, что вдруг мне показалось, что я чрезвычайно счастлив.
Похвала так могущественно действует не только на чув-ство, но и на ум человека, что под ее приятным влиянием мне показалось, что я стал гораздо умнее, и мысли одна за другой с необыкновенной быстротой набирались мне в голову»2.
Наиболее благоприятным для развития личности чело-века и осуществления им деятельности будет такой успех, который дался с известным трудом и который поэтому воспринимается как заслуженный результат работы. Слиш-ком легко давшийся успех может разочаровать: я-то знаю, что немного усилий приложил к выполнению этого дела, так что же они меня хвалят? Чувства удовлетворения та-кой успех не приносит и может иметь негативные послед-ствия в отношении человека к данной деятельности. Неус-пех в деятельности, особенно длительный неуспех, вооб-ще затрудняет дальнейшую работу, делает ее психологи-чески еще более трудной, чем она есть на самом деле. Трудности стимулируют деятельность, но они должны быть в пределах разумного, иначе они превращаются в сверх-
1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. -С.565.
2 Толстой Л.Н. Юность. Собр. соч. - Т. 1. - М., 1959. - С. 172.
трудности и человек начинает ощущать себя бессильным перед ними. Именно поэтому так легко развить у школь-ника чувство неуверенности в своих силах и тем самым отбить у него всякое желание учиться.
Самооценка и оценка со стороны окружающих оказы-вает большое влияние на мотивы деятельности. Поскольку человек почти всегда ожидает и предвидит оценку, оцен-ка влияет, воздействует на его деятельность, направляя ее в определенную сторону, повышая или понижая ее уро-вень, она в значительной степени формирует и самооцен-ку. Каковы же психологические условия позитивного оце-нивания деятельности своей и другого человека?
1. Оценка должна быть результатом, а не целью дея-тельности. Как говорил С.Л. Рубинштейн, нет более вер-ного средства провалить свой успех, как думать только о нем, забыв о самом деле, которое одно лишь может дать его. Это очень не просто. Каждый человек, делая свое дело, знает, что его ждет общественная оценка, и не может быть к ней равнодушен. Правильное соотношение установок на дело и на успех в этом деле приходит только с приобрете-нием профессионального мастерства. Установка (мотив) на оценку смещает цель, в деятельности наступают те или иные отклонения.
Сравним двух преподавателей. Один очень озабочен, как он выглядит со стороны, эффектны ли его позы, хорошо ли звучат риторические вопросы, оценивают ли его эру-дицию студенты, слушая многочисленные цитаты, ссыл-ки на источники, упоминание, иногда и вскользь, много-численных авторов. Он боится показаться недостаточно современным и знающим, ему хочется удивить студентов, заставить их восхищаться им и пр. Внимание другого пре-подавателя направлено на студентов: понятно ли им, ин-тересно ли, какие задают вопросы. Он доволен, если они уловили в его лекции какую-либо неточность или спор-ный вопрос, он радуется, если студенты в ответах допол-няют те сведения, которые сообщал им он сам.
Психологическая ориентация на дело или на успех в нем обусловлена прежде всего чувством уверенности или неуверенности в своих силах, а это чувство, в свою оче-редь, зависит главным образом от того, насколько про-фессионально владеет своим делом.
2. Известно, что значительно легче делать свое дело в доброжелательной обстановке. Одни и те же задачи и про-блемы являются субъективно задачами и проблемами раз-
личной трудности, когда их приходится решать в различ-ных социальных ситуациях, в различной эмоциональной атмосфере. При общем благоприятном отношении к чело-веку отрицательная оценка его действий или деятельнос-ти будет восприниматься без обиды, спокойно. При об-щем неблагоприятном отношении отрицательная оценка воспринимается как результат пристрастного отношения
и вызывает обиду и другие негативные реакции.
3. Следует понимать, что оценка, направленная на лич-ность в целом, действует иначе, чем оценка, направлен-ная на те или иные действия человека или на результат этих действий. Это особенно важно учитывать в работе с детьми, самооценка которых в значительной степени за-висит от тех оценок, которые дают ему взрослые - родите-ли, учителя. Смысл позитивного отношения взрослых к неправильному действию ребенка таков: «Ты хороший. Но этот твой поступок (действие) нехорош».
Как учителю следует поддерживать самооценку учащих-ся?
Существует много приемов и способов, назовем неко-торые:
1. Отказаться от правила часто, с нажимом подчерки-вать способности одних, неуспехи других.
2. Отказаться от прямого противопоставления детей друг другу.
3. Не «пилить» и не ругать при всем классе.
4. Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не под-черкивать это резко как нечто неожиданное.
5. Называть всех детей по именам и добиваться этого в общении детей друг с другом.
6. Постоянно подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других. Способность к учению - это лишь одно из многочислен-ных ценных свойств личности, которое развивается у всех по-разному.
7. Чаще разговаривать с замкнутыми, «неинтересными» ребятами. Поведение детей еще во многом подражатель-но, и когда они видят, как учитель беседует с их одно-классником, то считают, что, следовательно, ему инте-ресно, и тоже начинают проявлять интерес к этому «не-интересному».
8. Бережно относиться к женской гордости и к мужско-му достоинству.
9. Все, что происходит с детьми, принимать всерьез.
10. Уметь видеть за внешними поступками и действия-ми мотивы поведения, отношения, деятельности.
11. Помнить, что все дети испытывают потребность в одобрении их дел и поступков, и в разумных пределах удов-летворять ее.
12. Исключить ситуации в школьной жизни, способ-ные вызвать у детей страх наказания.
13. Научиться воспитывать через радость, доверие, ува-жение.
14. Относиться к ребенку любого возраста как к субъекту совместной деятельности.
15. Принимать право ребенка на ошибку, на настрое-ние, на безнаказанное положение причин невыполнения какого-либо задания и пр.
16. Осуществлять индивидуальный подход на основе понимания особенностей ребенка - его уровня развития, привязанностей, представлений и т.п.
17. Создавать атмосферу успеха, эмоционального бла-гополучия, ценности культуры, знания и здоровья.
18. Критически отнестись к самому себе при поиске при-чин неудач ребенка в учении, поведении, отношениях.