Р а з д е л IV. СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Тема 1 ТЕМПЕРАМЕНТ

Что такое темперамент. Физиологические основы темперамента.

Психологические характеристики темпераментов. Темперамент и общение.

Темперамент и характер. Темперамент и способности.

Взгляд на младших школьников сквозь призму их темпераментов.

Что такое темперамент

Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие мед-лительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скры-тен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности чело-века находит выражение его темперамент - свойство лич-ности, придающее своеобразную окраску всей деятельно-сти и поведению людей.

Темперамент - это индивидуальные особенности чело-века, которые определяют динамику его психической де-ятельности и поведения.

Психологи выделяют два основных показателя динами-ки психических процессов и поведения: активность и эмо-циональность. Активность - это особенности темпа, ритма деятельности, скорость и сила протекания психических процессов, степень подвижности, быстрота или замедлен-ность реакций. Эмоциональность выражается в различных переживаниях человека и характеризуется различной сте-пенью, быстротой возникновения и силой эмоций, эмо-

8 Дубровина 225

циональной впечатлительностью. С.Л. Рубинштейн подчер-кивал, что для темперамента особенно существенны впе-чатлительность человека и его импульсивность и что впе-чатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность - силой побуждения и скоростью пере-хода от побуждения к действию.

Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил кон-цепцию темперамента. Он учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, ка-кая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречес-ки «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холе-рического, меланхолического и флегматического. Сам тер-мин «темперамент» в переводе с латинского означает «над-лежащее соотношение частей».

Дав в общем правильное описание основных темпера-ментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования.

Каковы же научные основания темперамента?

Физиологическиеосновытемперамента

И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов-ного мозга, установил, что все черты темперамента зави-сят от особенностей высшей нервной деятельности человека.

Он доказал, что у представителей различных темперамен-тов изменяются типологические различия силы, уравно-вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор-можения в коре головного мозга.

Сила нервных процессов- это способность нервных кле-ток переносить сильное возбуждение и длительное тормо-жение, т.е. выносливость и работоспособность нервных кле-ток. Сила нервного процесса выражается в соответствую-щей реакции на сильные раздражители: сильные раздра-жения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы - сла-бые процессы возбуждения и торможения.

Уравновешенностьпредполагает пропорциональное со-отношение данных нервных процессов. Преобладание про-цессов возбуждения над торможением выражается в быст-роте образования условных рефлексов и медленном их уга-сании. Преобладание процессов торможения над возбуж-



дением определяется замедленным образованием услов-ных рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность нервных процессов- это способность нерв-ной системы быстро в ответ на требования условий внеш-ней среды сменять процесс возбуждения процессом тор-можения и наоборот.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс-

Шей нервной деятельности.

Соотношение этих процессов представлено на схеме:

Типы высшей нервной деятельности

Р а з д е л IV. СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ - student2.ru

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможе-ния И.П. Павлов выделил четыре типа нервной систе-мы, которые соответствуют четырем темпераментам:

1. Сангвиник- сильный, уравновешенный, подвижный.

2. Флегматик- сильный, уравновешенный, малопод-вижный (инертный).

3. Холерик- сильный, но неуравновешенный, со слабы-ми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

4. Меланхолик- слабые процессы возбуждения и тор-можения.

Все мы знаем, что люди отличаются друг от друга по темпераменту. Легко можно определить темперамент своих друзей и знакомых, однако свой темперамент определить значительно труднее. И это не случайно.

Далеко не все люди являются «чистыми» представите-лями основных темпераментов. В жизни существует много



смешанных и промежуточных типов высшей нервной дея-тельности, а следовательно, темпераментов. В большин-стве случаев встречается сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Нередко темперамент не-сколько меняется с возрастом.

1.3. Психологические характеристики темпераментов

Сангвиник- человек быстрый, подвижный, отклика-ется эмоционально на все впечатления; однако его ра-дость, горе, симпатии и другие чувства ярки, но неус-тойчивы и легко сменяются противоположными чув-ствами. И.П. Павлов так характеризовал таких людей: «Сангвиник - горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым».

Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда - инициатор в общении, немедленно от-кликается на желание общаться со стороны другого чело-века, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в боль-шой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает (например, Стива Об-лонский в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»).

Флегматик- человек медлительный, уравновешенныйи спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. И.П. Павлов заме-чал: «Флегматик - спокойный, всегда ровный, настойчи-вый и упорный труженик жизни». Вспомним Пьера Безу-хова из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Но в опреде-ленных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие (например, Обломов в од-ноименном романе И. Гончарова). Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства прояв-ляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод всту-пить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в уз-ком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.

Холерик- человек быстрый, порывистый, с сильны-ми, загорающимися чувствами, которые ярко отражают-ся в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто скло-



нен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешен-ность, что объясняется преобладанием в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над торможением. И.П. Павлов так определял этот тип темперамента: «Бо-евой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся» (яркий пример такого типа - старый князь Болконский в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»).

С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления про-должает, а иногда и бросает ее.

В общении люди холерического темперамента бывают трудны.

Меланхолик- эмоционально откликается далеко не навсе. У него небольшое разнообразие эмоциональных пере-живаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства (например, княжна Марья в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»). И.П. Пав-лов отмечал, что меланхолик, «попадая в новые условия жизни, очень теряется». В привычной, спокойной обста-новке люди этого типа работают очень продуктивно, от-личаются глубиной, содержательностью своего эмоцио-нально-нравственного поведения и отношения к окружа-ющим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнуто-сти, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, не-привычной обстановке, часто смущаются.

Темперамент и общение

Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а следовательно, в зна-чительной степени определяет психологическую совмес-тимость или несовместимость людей.

B.C. Мерлин, крупный отечественный психолог, спе-циально изучающий динамические характеристики пси-хики человека, писал: «Представьте себе две реки: одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепитель-ных брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клоко-



чет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены...

Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенно-сти течения психической жизни разных людей)». Здесь пред-ставлено, что обе реки - бурная и спокойная - текут по-рознь, независимо друг от друга. Но в обычной, повсед-невной жизни - в семье, на работе, во время занятий в институте, в компании друзей и т.д. происходит слияние самых различных «потоков» психической жизни разных лю-дей, порождающее всплеск эмоций, водопады и водово-роты в человеческих отношениях, поскольку каждый из «потоков» в общем русле стремится сохранить свою само-ценность и самобытность. Отсюда ясно, насколько важно каждому из нас знать особенности своего темперамента и темпераментов других и учитывать слабые и сильные сто-роны друг друга в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений.

В межличностных отношениях конфликты нередко воз-никают вследствие того, что люди не учитывают особенно-сти темперамента как своего, так и другого человека, та-кие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтра-лизованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.

1.5.Темпераментихарактер

Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим». Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. В одной из психологических книг описана очень выразительная жиз-ненная ситуация, раскрывающая специфические особен-ности поведения представителей разных темпераментов.

Четыре друга опоздали в театр.

Холериквступил в спор с билетером, пытаясь проник-нуть в партер на свое место. Он уверяет, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, пытается оттеснить билетера и проскочить на свое место.

Сангвиниксразу понял, что в партер не пустят, но наверхние ярусы пройти проще, и побежал вверх по лест-нице.



Флегматик, видя, что в зал не пускают, подумал: «Пер-вая картина спектакля всегда неинтересная. Схожу пока в буфет и подожду антракта».

Меланхолик:«Мне всегда не везет. В кои веки выбралсяв театр, и то неудачно». И уехал домой.

Человек проявляет одни и те же динамические особен-ности в разных ситуациях, но темперамент влияет при этом лишь на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегма-тика - в глубокой сосредоточенности. Каждый темпера-мент имеет свои положительные и отрицательные сторо-ны. Примеры ценных свойств холерика: страстность, ак-тивность, энергия; сангвиника - подвижность, живость, отзывчивость; меланхолика - глубина и устойчивость чувств, высокая чувствительность; флегматика - спокой-ствие, отсутствие торопливости.

Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангви-ник отзывчив. Эти свойства надо вырабатывать в себе, и темперамент лишь облегчает или затрудняет эту задачу.

Б.М. Теплов писал, что при любом темпераменте воз-никает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может провоцировать челове-ка к несдержанности, резкости, склонности к постоян-ным «взрывам». Сангвинический темперамент может при-вести человека к легкомыслию, склонности разбрасывать-ся, недостаточной глубине и устойчивости. При меланхо-лическом темпераменте у человека могут выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружать-ся в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может способствовать тому, что человек будет вялым, инертным, безразличным к про-исходящим вокруг него событиям.

Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформулированы ценные качества личности.

Темперамент и способности

Исследования психологов показали, что представители разных темпераментов могут добиваться одинаково высо-ких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями. B.C. Мерлин и Е.А. Климов разработали

понятие индивидуального стиля деятельности, суть которо-



го состоит в понимании, учете и овладении человеком своими психодинамическими особенностями. Так, холе-рику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действий, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие.

Темперамент не имеет отношения к таланту и ода-ренности людей. Среди великих людей встречаются яркие представители всех четырех типов темпераментов: И.А. Кры-лов и М.И. Кутузов - флегматики, А.С. Пушкин и А.В. Суво-ров - холерики, М.Ю. Лермонтов и А.И. Герцен - сангви-ники, поэт В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь и П.И. Чайков-ский - меланхолики.

/. 7. Взгляд на младших школьников сквозь призму их темпераментов

Наиболее простое, естественное проявление темпера-мента можно наблюдать в детском возрасте. Темперамент дает о себе знать очень рано, уже на первом году жизни, ибо в основе темперамента, как мы знаем, лежат врож-денные типы нервной системы. Они составляют задатки, или природные предпосылки, которые функционируют, проявляются у ребенка в его поведении, при его взаимо-отношении с окружающими людьми и условиями жизни.

У большинства младших школьников черты темпера-мента обнаруживаются весьма четко и определенно. Чем старше ребенок, тем сложнее его отношения с миром и, следовательно, тем чаще он испытывает воздействия это-го мира, которые в той или иной степени могут изменять особенности его темперамента.

В процессе жизни тип нервной системы человека (гено-тип) не остается неизменным; под влиянием воздействий среды, в результате воспитания, приобретения опыта об-щения и деятельности он значительно изменяется и даже перестраивается. «Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, - писал И.П. Павлов, - но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т.е. зависит от по-стоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступа-ет и важнейшее ее свойство - высочайшая пластичность». Поэтому решающее значение в формировании динамичес-



ких характеристик поведения ребенка имеют не сами по себе врожденные свойства нервной системы, а реальные взаимоотношения его с окружающими людьми, обстоя-тельства его жизни, направленность и характер его дея-тельности. Деятельность ребенка в сотрудничестве со взрос-лым имеет решающее значение в развитии и изменении темперамента. Организуя жизнь ребенка, мотивируя фор-мы и способы его поведения и отношений, взрослый как бы «воспитывает» темперамент ребенка.

Каждый ребенок младшего школьного возраста, не-зависимо от особенностей его темперамента, может ус-пешно овладевать знаниями, быть хорошо воспитанным. Однако при организации обучения и воспитания следу-ет учитывать, что в зависимости от особенностей тем-перамента поведение детей может быть разным. Одних учащихся нужно сдерживать, других активизировать, у третьих формировать большую уверенность в себе и сме-лость и т.п.

Наши рекомендации