Некоторые особенности мышления младших школьников
Мышление младших школьников неразрывно связа-но с восприятием. Воспринял ученик только отдельные внешние детали и стороны учебного материала или уло-вил самое существенное, основные внутренние зависи-мости - все это имеет большое значение для понимания и успешного усвоения, для правильного выполнения за-дания.
Теплое Б.М. Избранные труды. - В 2 т. - М., 1985. - Т . 1 . - С.16.
Приведем пример.
Первоклассникам показали репродукцию картины Успенской «Дети».
Мальчик сидит посреди комнаты на стуле, ноги у него - в тазу с водой, в одной руке он держит куклу и поливает ее водой из кружки. Рядом стоит девочка, с испугом смотрит на брата и прижимает к себе другую куклу, боясь, как видно, что и этой кукле достанется. Убегает испуганная кошка, на которую попа-ли брызги воды.
Листом белой бумаги закрыли таз, куклу и кружку в руках мальчика — теперь не видно, что он делает.
Задание: «Рассмотри внимательно картину. Что можно здесь нарисовать, чтобы восстановить картину полностью». Бумага зак-рывает основное связующее смысловое звено, без которого все изображение выглядит неправдоподобным и нелепым. Восстано-вить это звено, раскрыть смысловую ситуацию, изображенную на картине, — основная задача ребенка.
Часть детей довольно успешно решает эту задачу. Они начи-нают с рассуждений: «Почему испуганно смотрит девочка? По-чему убегает кошка? Испугалась? Чего? Ясно, что кошка испу-галась не девочки, та и сама напуганная. Значит, дело в мальчи-ке. Что же он делает?»
Не все дети придерживаются этой схемы, но какие-то эле-менты ее присутствуют в их рассуждениях.
Ира Р.: «Кошка уходит... Тут лужа, а кошки боятся воды. Мальчик, наверное, льет воду, поэтому здесь лужа, а девочка боится, что мальчик куклу будет мочить».
Валя Г.: «Надо нарисовать, что мальчик стучит. («Почему ты так думаешь?») У него так поставлены руки. Палкой он стучит.Девочка смотрит испуганно — зачем он стучит, еще куклу стук-нет. И кошка испугалась шума».
Эти дети, при разных ответах, уловили главное — зависимость испуга девочки и кошки от поведения мальчика. Они восприни-мают их как единое, нерасторжимое целое.
Дети, которые не владеют навыками рассуждения, не видят взаимозависимости поведения персонажей картины и не могут уловить изображенную смысловую ситуацию. Они начинают про-сто без всякого анализа фантазировать.
Андрей Я.: «Мальчик играет с кошкой в бумажку. («А почему кошка испугалась и убегает?») Он, наверное, играл и как-ни-будь ее спугнул. («А чего испугалась девочка?») Девочка подума-ла, что кошка так испугается, что может умереть».
Саша Г.: «Мальчик, наверное, рисует. («А почему кошка убе-гает?») Он бросил сандалии - кошка и побежала. Или он нари-совал собаку - она испугалась».
Некоторые дети вообще не Moiyr сюжетно дополнить картину. Саша Р.: «Ноги дорисовать надо, руки дорисуем. Сандалий дорисуем, половину кошки дорисуем. Не знаю, что нарисовать
еще».
При выполнении этого задания ярко проявляются ин-дивидуальные различия школьников. Одни дети идут к от-вету на вопрос путем логического рассуждения, что дает им возможность постигнуть смысл изображенного и оп-равданно восполнить недостающие элементы. Другие пер-воклассники, не пытаясь рассуждать логически, ярко пред-ставляют происходящее на картине; картина у них как бы оживает, персонажи начинают действовать. При этом воз-никающий у них в голове образ нередко далеко уводит их от содержания картины.
Наиболее успешно справились с заданием те дети, у которых хорошо развито и логическое мышление, и на-глядно-образное.
Некоторые младшие школьники сразу улавливают в учебном материале существенные связи между отдельны-ми элементами, выделяют общее в предметах и явлениях. Другие дети затрудняются анализировать материал, рас-суждать, обобщать по существенному признаку. Особенно ярко индивидуальные особенности мышления школьника проявляются при работе с математическим материалом.
Детям дается пять столбиков цифр и предлагается вы-полнить задание.
Сумма цифр первого столбика равна 55. Быстро найди суммы цифр остальных четырех столбиков:
Некоторые учащиеся сразу находят общий принцип построения рядов.
Л е н а В. (III класс) тут же: «Второй столбик - 60. („Поче-му?") Я посмотрела: каждое число следующего столбика наединицу больше, а чисел - пять, значит, 60, 65, 70, 75».
Другим ученикам для того, чтобы выявить принцип по-строения вертикального ряда чисел, нужно больше време-ни, нужны определенные упражнения.
3 о я М. выполняла это задание таким образом: подсчи-тала сумму второго вертикального ряда, получила 60, по-том третьего - получила 65; только после этого она почув-ствовала какую-то закономерность в построении рядов. Девочка рассуждает: «Сначала - 55, потом - 60, потом - 65, везде на пять увеличивается. Значит, в четвертом стол-бике будет 70. Посмотрю (считает). Правильно, 70. Так ведь каждое число следующего столбика больше на единицу. А всех чисел пять. Конечно, каждый столбик больше друго-го на пять. Последний столбик - 75».
Некоторые же дети вообще не смогли уловить общих принципов построения рядов чисел и пересчитывали все столбики подряд, ничего не обобщая.
Подобные особенности мышления проявляются и в ра-боте школьников с любым другим учебным материалом.
Третьеклассникам дали по 10 карточек, на каждой из которых был напечатан текст пословицы, и предложили объединить пословицы в группы по основному смыслу, заключенному в них.
Одни ученики успешно справились с заданием:
Волков бояться — в лес не ходить.
Смелостьгородаберет.
Дело не медведь — в лес не уйдет.
Семеро одну соломину поднимают.
«Тут о смелости гово-рится. Смелый человек ни волков,нивраговнебоится».
«Это все о лентяях: они работать не торопятся, а когда начинаютработать, то легкое дело все вместе делают, а и один мог бы справиться».
Семь раз примерь, один отрежь.
Поспешишь —людей на-смешишь.
Семеро одного не ждут. Кто встал пораньше,
ушел подальше.
«Делать надо все как следует, подумать снача-ла».
«Никогда не надо опаз-дывать».
И вот как сгруппировали эти же пословицы другие дети:
Волков бояться — в лес «Это все про зверей»,
не ходить.
Дело не медведь — в лес
не уйдет.
Семеро одну соломину «Эти пословицы оди-
поднимают. наковые, здесь везде семь
Семь раз примерь, один есть»,
отрежь.
Семеро одного не ждут.
Мы видим, что одни школьники обобщают пословицы по существенному содержательному признаку, другие - по внешнему, случайному, лежащему на поверхности. Этих детей нужно специально учить обобщению, внимательно следить, какие признаки они «схватывают» при восприя-тии учебного материала.
Необходимо отметить, что у некоторых детей способ-ности к обобщению развиты одинаково - они одинаково хорошо или одинаково плохо обобщают любой материал. Другие школьники математический материал обобщают свободно, сразу, при обобщении же нематематического материала испытывают большие трудности. И наоборот, некоторые учащиеся легко и свободно обобщают немате-матический материал, а математический - только после многих тренировочных упражнений. Поэтому, чтобы су-дить об особенностях мышления ребенка, необходимо про-анализировать выполнение им (и неоднократное!) зада-ний из разных областей знания.
Усвоение любого учебного предмета во многом зависит от того, как развита у ребенка способность к обобщению материала. Может ли он выделять общее в разном и на этой основе познавать главное, скрытое за разнообразием внешних проявлений и несущественных признаков, мо-жет ли выделять существенные общие свойства объектов, т.е. такие свойства, без которых предмет не может суще-ствовать как таковой?
Задача школы - сформировать такое важное для мыш-ления свойство, как способность к обобщению у всех де-тей на материале всех учебных предметов и на самом вы-соком уровне.
7 Дубровина 193
Вопросы и задания
1. Что общего и различного между мышлением и восприяти-ем как познавательными процессами?
2. Что такое «понятие» и как оно связано со словом?
3. Почему мышление называют обобщенным познанием мира?
4. Объясните свое понимание опосредованное™ как харак-теристики мышления.
5. Как вы понимаете взаимосвязь мышления с другими по-знавательными процессами?
6. Как вы считаете, какие качества ума необходимы для ре-шения нестандартных проблем, нахождения выхода из неорди-нарных ситуаций, отгадывания загадок, шарад, решений крос-свордов?
7. Решите представленный ниже кроссворд. Не торопитесь смотреть ответы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРОССВОРД
По горизонтали. 1. Неповторимость, своеобразие психики иличности человека. 2. Тонкий наблюдатель, знаток человеческой психологии. 3. Прошлое. 4. Отражение свойств предметов объек-тивного мира в результате их воздействия на органы чувств. 5. Ра-бота детского психолога по предупреждению возможного небла-гополучия в психическом и личностном развитии ребенка. 6. Со-средоточение восприятия, мысли на чем-либо. 7. Побуждения, вызывающие активность личности и определяющие ее направ-ленность. 8. «Взаимный разговор, общительная речь между людь-ми, словесное их общение, размен чувств и мыслей на словах» (В.И. Даль). 9. Тот, ради кого осуществляет свою деятельность дет-ский практический психолог. 10. Сохранение и воспроизведение
в сознании человека прежних впечатлений, знаний, опыта.
11. Классическая форма речевого общения, при которой выска-зывания собеседников сменяют друг друга. 12. Временное осво-бождение от работы для отдыха, субъективно воспринимаемое как очень короткое. 13. Крайняя степень приверженности какой-либо идее или делу, основанной на слепой вере в правильности своих суждений и действий. 14. Один из наиболее крупных отечественных детских психологов. 15. Период, ступень в разви-тии ребенка. 16. Сопереживание другому человеку. 17. Развитие психики человека в течение его жизни. 18. Совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющаяся в его поведении. 19. Склонность человека к переживанию тревоги.
20. Человек, достигший такого уровня психического развития,
который делает его способным управлять своим поведением и де-ятельностью, быть независимым в своих суждениях и отноше-ниях. 21. Период (иногда очень бурный) перехода от одного эта-па возрастного развития ребенка к другому. 22. Надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения. 23. Использование на-учных данных, изобретений, открытий в практике. 24. Примене-ние практическим психологом стандартизованных вопросов и задач, имеющих определенную шкалу значений.
По вертикали: 2. Психологическое исследование человека вцелях выявления уровня развития и индивидуальных особенно-стей его психики. 3. Внутреннее, душевное, эмоциональное со-стояние человека. 4. Психический процесс, заключающийся в со-здании новых образов, новых понятий на основе восприятий и представлений, полученных в прошлом опыте. 5. Готовность бес-корыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. 6. Взаимная поддержка в деятельности, совместная работа. 7. Притягательная сила, очарование. 8. Стремление чело-века к возможно более полному выявлению и развитию своих личных возможностей. 9. Одно из вновь создающихся привилеги-рованных средних учебных заведений. 10. Чернильное пятно на бумаге. 11. Превращение форм внешней предметной деятельно-сти, перенесенных во внутренний план, в психические процес-сы. 12. Умение подмечать существенные, в том числе и мало-заметные, особенности предметов и явлений. 13. Медлительный, невозмутимый человек с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выра-жением душевных состояний. 14. Один из известных отечествен-ных психологов, основатель Ленинградской психологической школы. 15. Индивидуальные особенности человека, которые выра-жаются в скорости возникновения, глубине и силе возникнове-ния, глубине и силе проявления чувств, в быстроте движений, обшей подвижности. 16. Тот, который работает вместе с кем-ни-будь. 17. Учение о числах, обозначаемых цифрами, и о действи-ях над ними. 18. Постоянное влечение, расположение к чему-ни-будь. 19. Всякое колючее растение, а также отдельная колючка (стар.). 20. Комната, необходимая для работы практического пси-холога, но не всегда ему предоставляемая. 21. Чувство нравствен-ной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.
m | |||||||||||||||||||||||||||||
— | — | — | — | — | |||||||||||||||||||||||||
— | |||||||||||||||||||||||||||||
m | |||||||||||||||||||||||||||||
— | |||||||||||||||||||||||||||||
О | |||||||||||||||||||||||||||||
— | — | — | |||||||||||||||||||||||||||
— | — | — | — | ||||||||||||||||||||||||||
20| | |||||||||||||||||||||||||||||
Ответы: По горизонтали: 1. Индивидуальность. 2. Психолог. 3. Ретро. 4. Ощущение. 5. Профилактика. 6. Внимание. 7. Мотива-ция. 8. Беседа. 9. Ребенок. 10. Память. 11. Диалог. 12. Отпуск. 13. Фа-натизм. 14. Запорожец. 15. Возраст. 16. Эмпатия. 17. Онтогенез. 18. Характер. 19. Тревожность. 20. Личность. 21. Кризис. 22. Потреб-ность. 23. Внедрение. 24. Тестирование. По вертикали: 2. Психоди-агностика. 3. Настроение. 4. Воображение. 5. Альтруизм. 6. Взаимо-действие. 7. Обаяние. 8. Самоактуализация. 9. Лицей. 10. Клякса. 11. Интериоризация. 12. Наблюдательность. 13. Флегматик. Н.Ана-ньев. 15. Темперамент. 16. Сотрудник. 17. Арифметика. 18. Склон-ность. 19. Тернии. 20. Кабинет. 21. Совесть. 22. Чувства.
Разде л III.ЧУВСТВА И ВОЛЯ
Эмоции и воля - это эмоциональный и волевой компо-ненты любых психических процессов. Так, при решении какой-либо проблемы процесс мышления включает в себя наше отношение к проблеме (эмоция), наши цель и уси-лие разрешить ее (воля).
Тема 1 ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА