Что такое внимание. Внимание и личность. Виды внимания.
Основные свойства внимания.
Особенности внимания младших школьников.
Что такое внимание
В каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Сознание человека не в состо-янии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что на него воздействует. Он выделяет то, что пред-ставляет для него интерес, соответствует его потребнос-тям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. К.С. Станиславский замечал: «Внимание к объекту вы-зывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действи-ем и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом».
Внимание- это направленность и сосредоточенностьнашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно - предметы, явле-ния, отношения, свойства предметов, действия, мыс-ли, чувства других людей и свой собственный внутрен-ний мир.
Внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психической активности че-ловека; она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание - характеристика любого психического процесса: восприятия, когда мы вслу-шиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь раз-личить какой-либо зрительный или звуковой образ, за-пах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памя-ти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что -то отчетливо представить себе. Таким образом, внима-ние- это способность выбирать важное для себя и сосре-
доточивать на нем свое восприятие, мышление, припо-минание, воображение и др.
П.Я. Гальперин отмечал, что, во-первых, внимание ниг-де не выступает как самостоятельный процесс. И для са-мого человека, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности. И во-вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.
И у школьника и у студента, как бы талантливы или способны они не были, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание их недостаточно развито, если они часто бывают невнимательными или рассеянными на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и резуль-таты учебной работы.
Различают внимание внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явле-ния, внутреннее - на собственные мысли, чувства и пере-живания.
За вниманием всегда стоят потребности, мотивы, цели, установки субъекта. Направленность внимания определяет-ся как готовность к действию. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечи-вает глубину, полноту и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует.
Внимание - необходимое условие качественного выпол-нения любой деятельности. Оно выполняет функцию кон-троля и особенно необходимо при всяком обучении, ког-да человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.
Физиологическую основу внимания составляют ориен-тировочно-исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки. И.П. Павлов назвал эти рефлексы рефлексами «что такое?». Он писал: «Ежеминутно всякий новый раздра-житель, падающий на нас, вызывает соответствующее дви-жение с нашей стороны, чтобы лучше, полнее осведомить-ся относительно этого раздражителя. Мы вглядываемся в по-являющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах и, если новый предмет поблизости от нас, стараемся осязать его и вообще стремимся охватить или захватить всякое новое явление или предмет... соответствующими органами чувств».
Благодаря ориентировочно-исследовательскому рефлек-су воздействие нового объекта на нервную систему чело-века становится более сильным и многообразным. В тех участках коры больших полушарий мозга, которые под-вергаются воздействию новых раздражителей, создается до-статочно сильный и устойчивый очаг возбуждения (доми-нирующий, по определению А.А. Ухтомского, создавше-го учение о доминанте - очаге возбуждения, обладающем повышенной устойчивостью). Наличие доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет по-нять такую степень сосредоточенности человека на каком-либо предмете или явлении, когда посторонние раздра-жители не в силах вызвать отвлечение внимания, они ос-таются незамеченными.
К.Д. Ушинский отмечал огромную роль внимания в пси-хической деятельности: « ...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
Внимание и личность
Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внима-тельностью.Внимательный человек - это человек наблюда-тельный, он достаточно полно и точно воспринимает ок-ружающее, и учение и трудовая деятельность у него про-текает успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.
Внимательность человека | |
проявляется не только в по- | |
знании мира и осуществлении | |
деятельности, но и в отноше- | |
ниях с другими людьми. Чут- | |
кость, отзывчивость, понима- | |
ние настроений и пережива- | |
ний другого человека, способ- | |
ность уловить малейшие | |
нюансы его чувств и желаний | |
и умение учесть все это в сво- | |
ем поведении и общении с | |
ним отличают внимательного | |
к людям человека и свидетель- | Рис. 10. Мимика внимания |
ствуют о достаточно высоком | (народный артист СССР |
развитии личности. | В.И. Качалов) |
Внимание к человеку является внешним проявлением внутренней культуры, или интеллигентности, в основе ко-торой уважение к другому человеку.«Мне представляет-ся, - вспоминала народная артистка СССР С. Гиацинтова, - эталоном таких качеств артист Художественного театра Ва-силий Иванович Качалов. По улице шел он - и то залюбу-ешься. И скромно, и празднично... Он непременно запоми-нал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекатель-ной, существом нежным, достойным заботы. Мужчины чув-ствовали себя умными и очень Качалову нужными в дан-ный момент. Василий Иванович как бы ,,впитывал в себя чужие жизни, лица, характеры, и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство"».
Внимание имеет свое внешнее выражение - особен-ность позы, поворот головы, выражение и движение глаз (рис. 10).
Виды внимания
Внимание может быть непроизвольным (непреднаме-ренным) и произвольным (преднамеренным). Термин «про-извольный» образован не от слова «произвол», а от слова «изволение», означающее волю, желание.
Непроизвольное вниманиене зависит ни от нашего же-лания, ни от нашей воли или намерений. Оно происхо-дит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.
Что может привлекать к себе непроизвольное внима-ние? Таких объектов и явлений очень много, их можно разделить на группы:
- яркие световые явления (молния, красочная рекла-ма, внезапно включенный или выключенный свет);
- неожиданные вкусовые ощущения (горечь, кислота, незнакомый вкус);
- что-то новое (новое платье у подруги, проехавшая машина новой марки, изменившийся цвет и выражение лица человека, с которым только что разговаривали и пр.);
- предметы и явления, вызывающие у человека эмоци-ональное удивление, восхищение, восторг (картины ху-дожников, музыка, различные проявления природы: за-кат или восход солнца, живописные берега реки, ласко-вый штиль или грозный шторм на море и пр.), при этом
многие стороны действительности как бы выпадают из поля его внимания.
Вспомните басню И.А. Крылова «Любопытный»:
Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» - «В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;
...Уж подлинно, что там чудес палата! Куда на выдумки природа даровата! Каких зверей, каких там птиц я не видал! Какие бабочки, букашки, Козявки, мушки, таракашки!
Одни, как изумруд, другие, как коралл! Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!» - «А видел ли слона? Каков собой на взгляд! Я, чай, подумал ты, что гору встретил?» - «Да разве там он?» - «Там». - «Ну, братец, виноват:
Слона-то я и не приметил».
Внимание человека может привлекать все, что для него интересно и важно. Мы смотрим, например, интересныйфильм или какую-либо интересную для нас телепередачу, и внимание без всяких стараний направлено на экран. Обыч-ный человек не обратит внимания в лесу на какие-то сле-ды. Но внимание охотника, следопыта будет буквально поглощено этими следами. А внимание грибника будет на-правлено на другое:
Гриб прячется за пень, На пень садится птица. Нам вехой наша тень, Чтобы с пути не сбиться.
Б. Пастернак. «По грибы»
Книга по собаководству вызовет непроизвольное вни-мание кинолога (человека, который профессионально изу-чает собак). Эта книга будет неинтересной и не привлечет внимание человека, которому собаки безразличны.
Интересно для человека чаще всего то, что связано с его основными, любимыми занятиями, с тем делом, ко-торое для него важно.
Кроме силы и неожиданности раздражителей, непро-извольное внимание может быть вызвано и контрастом раздражителей. Известно, что переход от тишины к шуму,от тихой речи к громкой привлекает внимание. Например: «Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь.В саду шумел мокрый ветер... Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют „мертвой". Умер дождь, умер ветер, умер шум-ливый, беспокойный сад. Было только слышно, как поса-пывает во сне кот» (К. Паустовский. «Прощание с летом»). Педагоги часто пользуются этими переходами как сред-ством овладения вниманием учащихся. Если педагог вдруг снизит силу голоса или же замолчит на минуту, то не-вольно обратит на себя внимание учеников.
Непроизвольное внимание может быть вызвано и внут-ренним состоянием организма. Человек, испытывающийчувство голода, не может не обратить внимание на запах пищи, на звон ложек и вилок, на вид тарелки с едой.
Когда речь идет о непроизвольном внимании, можно ска-зать, что не мы обращаем внимание на те или иные объек-ты, а они сами завладевают нашим вниманием. Но иногда, и весьма часто, приходится делать над собой усилие - ото-рваться от интересной книги или другого интересного заня-тия и начать делать что-то иное, намеренно переключить свое внимание на другой объект. Здесь мы имеем дело уже с
произвольным (преднамеренным) вниманием,когда человек
ставит себе определенную цель и прилагает усилия, стара-ния для ее достижения. Иными словами, у человека есть оп-ределенные намерения и он прилагает усилия (сам, по сво-ей доброй воле) это намерение осуществить. Сознательная цель, намерение всегда выражаются в словах.
Способность произвольно направлять и поддерживать внимание развивалась у человека в процессе труда, так как без этого невозможно осуществлять длительную и пла-номерную трудовую деятельность.
Учебная деятельность предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания. Развитию и укреплению произвольного внимания способствуют:
- осознание человеком значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание;
- интерес к конечному результату деятельности за-ставляет напоминать самому себе, что надо быть внима-тельным;
- постановка вопросов по ходу выполнения деятельно-сти, ответы на которые требуют внимания;
- словесный отчет, что уже сделано и что еще нужно сделать;
- определенная организация деятельности. Произвольное внимание иногда переходит в так назы-
ваемое послепроизволъное внимание. Одним из условий та-кого перехода является интерес к определенной деятель-ности. Пока деятельность не очень интересна, от человека требуются волевые усилия, чтобы сосредоточиться на ней. Например, чтобы решать математическую задачу (писать сочинение), надо самому постоянно удерживать на ней свое внимание. Однако иногда решение задачи становится для человека столь интересным делом, что напряжение ослабляется, а порой исчезает совсем - все внимание само по себе сосредоточивается на этой деятельности и его уже не отвлекают разговоры других людей, звуки музыки и пр. Тогда можно говорить, что внимание из произвольного превратилось вновь в непроизвольное или послепроизволь-ное (постпроизвольное).
Основные свойства внимания
Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания - в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.
Сосредоточенность- это удержание внимания на одномобъекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, како-му-либо событию или факту. Степень или сила сосредото-ченности - это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация - это поглощение внимания одним объектомили одной деятельностью. Показателем интенсивности яв-ляется невозможность отвлечь внимание от предмета дея-тельности посторонними раздражителями. Например, ре-
бенок собирает новый конструктор. Он полностью погло-щен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его мож-но окликнуть, позвать обедать - он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.
Устойчивость- это длительное удержание внимания напредмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого вре-мени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И.П. Павлов гово-рил о своей работе: «Это прежде всего упрямая сосредото-ченность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».
Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону.
Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой спо-собностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значи-мости, от отношения к выполняемой работе.
Проследить колебания внимания можно при восприя-тии двойственных изображений, например большого и ма-ленького квадратов. Если в течение нескольких минут смот-реть на такой рисунок, то можно заметить, что меньший квадрат либо выдвинут - находится перед большим, либо «проваливается» - большой квадрат выдвигается на пере-дний план.
Внимание не может долго задерживаться на неподвиж-ном объекте (например, точка на листе), если мы не мо-жем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче раз-личными своими свойствами объект, тем легче сосредото-чить внимание на нем в течение длительного времени. Например, чтение содержательной книги, просмотр спек-такля, беседа с интересным человеком, содержание жи-вописного пейзажа.
Объем- это количество объектов, которые охватыва-ются вниманием одномоментно, одновременно. Объем вни-мания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. •
Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.
Для определения объема внимания пользуются специ-альным прибором, который называется тахистокоп (от греч. слов «тахистос» - быстрейший и «скопео» - смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объек-тов - букв, геометрических фигур, знаков - на 0,1 с. Сколь-ко объектов запомнил человек -таков его объем внимания.
Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше пяти слов. Если их больше, то полезно ярко выделить несколько самых важных слов, но их число не должно превышать четырех-шести.
Человек, находящийся на крупном современном про-изводстве у пульта управления машинами, должен одним взглядом охватить несколько приборов. Широта объема внимания профессионально важна и для учителя.
Распределение внимания- это умение выполнять две илиболее различные деятельности, удерживая на них свое вни-мание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, сту-дент на лекции распределяет одновременно внимание меж-ду тем, что записывает, и тем, что слышит в данный мо-мент. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение рас-пределять внимание у людей различно. Говорят, что Напо-леон мог одновременно выполнять семь дел.
Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно бу-дет уделить второй работе, менее знакомой человеку.
Умение распределять свое внимание развивается посте-пенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо рас-пределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не сле-дует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка
на другое. Но способствовать развитию этого умения необ-ходимо.
Переключение- это сознательное и осмысленное пе-ремещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания явля-ется его переключение, т.е. способность быстро перехо-дить от одной деятельности к другой. Сознательное пе-реключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.
Успех переключения зависит от особенностей преды-дущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.
Переключение внимания всегда сопровождается неко-торым напряжением, которое выражается в волевом уси-лии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нра-вится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая сме-на видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности.
Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознатель-но ставит цель заняться чем-то новым.
Внимание быстрее и легче переключается от менее важ-ного для личности предмета к более значимому.
В переключении внимания ярко проявляются индиви-дуальные особенности человека - одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа воспитателя, учителя - способности распределять внимание.
Внимание и рассеянность.Обычно внимание противо-поставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Помните стихотворение С.Я. Маршака: «Рассеянный с улицы Бас-сейной»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вме-сто валенок перчатки натянул себе на пятки».
Однако рассеянность и невнимательность не всегда со-впадают друг с другом.
Рассеянность может быть результатом неустойчивости,слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредо-точиться долгое время, его внимание непрерывно пере-скакивает с одного на другое. Например, такое внимание характерно для детей, оно наблюдается и у взрослых, осо-бенно в состоянии утомления, во время болезни.
Но рассеянность может иметь и совершенно иную при-чину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности, что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян. Например, многие ученые со-вершенно не обращают внимания на бытовые проблемы, на окружающие их предметы и т.п. Эта рассеянность явля-ется выражением максимальной собранности и сосредо-точенности на основном предмете своих мыслей. У таких людей внимание сильное, но узкое и малоподвижное. К.К. Платонов в книге «Занимательная психология» при-водит такой эпизод. Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит... часы. Но когда ученого однажды спросили, как ему удалось от-крыть закон тяготения, он ответил: «Благодаря тому, что я неотступно думал об этом вопросе».
Одна из причин невнимания - недостаточная умствен-ная активность. Огромную роль в развитии внимания иг-рает направленность личности.