Что такое восприятие. Виды восприятия.
Основные свойства восприятия. Индивидуальные особенности восприятия. Наблюдения и наблюдательность.
Особенности восприятия младших школьников.
Что такое восприятие
Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощуще-ния, но и через восприятия. И ощущения и восприятия - звенья единого процесса чувственного познания. Они не-разрывно взаимосвязаны, но имеют и свои отличитель-ные особенности. В результате ощущений человек получа-ет знания об отдельных свойствах, качествах предмета - о его цвете, температуре, вкусе, звучании и пр. Но в реаль-ной жизни мы видим не просто пятна света или цвет, слышим не просто громкие или тихие звуки, ощущаем запах не сам по себе. Мы видим свет солнца или электри-ческой лампы, слышим мелодии музыкального инструмен-та или голос человека и пр. Восприятие дает целостные образы предметов или явлений, обладающих рядом свойств. В отличие от ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом.
Восприятие- это отражение предметов и явлений, це-лостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Например, мы восприни-маем книгу, а не просто сумму ощущений цвета, формы, объема, шероховатости поверхности предмета.
Без ощущений невозможно восприятие. Однако кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Воспринимая, мы не толь-ко вьщеляем группу ощущений и объединяем их в целост-ный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого прошлый опыт. Иначе говоря, воспри-
ятие человека невозможно без деятельности памяти и мыш-ления. Большое значение в процессе восприятия имеет речь, называние, т.е. словесное обозначение, предмета.
Как же происходит процесс восприятия? Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают уже известные нам анализаторы. Физиологической осно-вой восприятия является комплексная деятельность систе-мы анализаторов. Любой предмет или явление действитель-ности выступает как сложный, комплексный раздражи-тель. Восприятие есть результат аналитико-синтетической деятельности коры мозга: отдельные возбуждения, ощу-щения связаны друг с другом, образуя определенную це-лостную систему.
Виды восприятия
В зависимости от того, какой анализатор играет в вос-приятии преобладающую роль, различают зрительные, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.
Сложные виды восприятия представляют комбинации, сочетание различных видов восприятия.
В отличие от ощущений, образы восприятия возникают обычно в результате работы нескольких анализаторов. К сложным видам восприятий относятся, например, вос-
приятие пространства и восприятие времени. Воспринимая
пространство,т.е. удаленность предметов от нас и друг отдруга, их форму и величину, человек основывается как на зрительных ощущениях, так и на ощущениях слуховых, кожных и двигательных.
При восприятии времени помимо слуховых и зритель-ных ощущений большую роль играют ощущения двига-тельные и внутренние, органические.
По силе звука грома мы определяем расстояние, отде-ляющее нас от приближающейся грозы, при помощи ося-зания мы с закрытыми глазами можем определить форму предмета. У людей с нормальным зрением слуховые и ося-зательные ощущения играют подсобную роль в восприя-тии пространства. Но эти ощущения приобретают основ-ное значение для лиц, лишенных органа зрения.
Под восприятием времени понимается процесс отра-жения длительности и последовательности событий, про-исходящих в объективном мире. Непосредственному вос-приятию поддаются только очень короткие временные от-
резки. Когда же речь идет о более длительных отрезках вре-мени, то правильнее говорить не о восприятии, а о пред-ставлении времени. Восприятие времени характеризуетсявысокой степенью субъективности. Восприятие длитель-ных отрезков времени зависит от того, заполнены ли они какой нибудь деятельностью, а если заполнены, то каков характер этой деятельности. Заполненные положительно эмоционально окрашенными действиями и переживания-ми человека отрезки времени воспринимаются как более короткие. Незаполненные же или заполненные отрицатель-но окрашенными эмоциональными моментами восприни-маются как более длинные. Время, заполненное интерес-ной работой протекает гораздо быстрее, чем то же время, занятое монотонной или скучной деятельностью. Неинте-ресная лекция, скучные уроки кажутся гораздо длиннее, чем лекция или урок в школе, проведенные выразитель-но, интересно, пробуждающие живую мысль слушателей. Наиболее коротким нам кажется время, в течение которо-го надо успеть сделать многое.
Есть люди, которые всегда знают, который сейчас час и могут проснуться в нужное время. У таких людей хорошо развито чувство времени. Чувство времени не врожденное, оно развивается в результате накапливаемого опыта.
Чем богаче жизненный опыт, тем легче ориентироваться во времени, тем легче отрешиться от субъективных эле-ментов в переживании времени.
Основныесвойствавосприятия
Воспринимает окружающую действительность не тот или иной орган чувств, а человек определенного пола и возра-ста, со своими интересами, взглядами, направленностью личности, жизненным опытом и пр. Глаз, ухо, рука и дру-гие органы чувств лишь обеспечивают процесс восприя-тия. Поэтому восприятие зависит от психических особен-ностей личности.
Избирательность восприятия.Из огромного числа мно-гообразных воздействий мы с большой отчетливостью и осознанностью выделяем лишь некоторые. То, что нахо-дится в центре внимания человека при восприятии назы - вают объектом (предметом) восприятия, а все остальное -
фоном. Иначе говоря, что-то для человека в данный мо-мент является основным в восприятии, а что-то второсте-пенным.
Предмет и фон динамичны, они могут меняться мес-тами - то, что было объектом восприятия может стать на какое-то время фоном восприятия.
Обратите внимание на изображение (рис. 5 а) полуот-вернувшейся молодой женщины. А можете заметить тут же старуху с большим носом и подбородком, спрятанным в
воротник? | ||
Свяжите в кубик грани 1, | ||
2, 3, - получите шесть куби- | ||
ков, а возьмите грани 3, 4, 5 - | ||
кубиков станет семь (рис. 56). | ||
Лестница Шредера даже не | ||
двойственное, а тройственное | ||
изображение. Если смотреть | ||
начиная от левого нижнего | ||
угла (рис. 5в), по диагонали | ||
вверх, видна лестница. Рас- | ||
сматривая от правого верхне- | ||
го угла по диагонали вниз, | ||
можно увидеть нависающий | ||
карниз. Если же пробегать гла- | ||
зами по диагонали слева на- | ||
право и обратно, можно об- | ||
наружить серую полоску бу- | а) | |
маги, согнутую гармошкой. | ||
б)в)
Рис. 5. Предмет и фон в восприятии:
а) профиль молодой женщины или старухи («жена или теща?»); б) кубики; в) лестница Шредера.
Восприятие всегда избирательно и зависит от аппер-цепции.
Апперцепция- это зависимость восприятия от общегосодержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия. Известно, что восприятие картины, мелодии, книги у разных людей отличается своеобразием. Иногда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ему хочется. Все виды восприятия осуществляются конк-ретным, живым человеком. Воспринимая предметы, чело-век выражает определенное отношение к ним.
Так, младшие школьники лучше замечают ярко-окрашен-ные предметы, подвижные предметы на фоне неподвижных. Они полнее и лучше воспринимают рисунок, который учи-тель выполняет при них на доске, чем тот рисунок, показы-ваемый уже в готовом виде. Все, что включено в трудовую учебную, игровую деятельность самого ребенка и тем самым вызывает его активность и повышенный интерес, восприни-мается более полно. Разнообразные практические занятия и упражнения ведут к более глубокому восприятию, а следо-вательно, к познанию предметов и явлений.
Иллюзии восприятия.Иногда
наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Такие «обманы» органов чувств назы-вают иллюзиями. Поэтому фокусника, секрет работы ко-торого состоит не только в ловкости рук, но и в умении «обмануть» зрение зрителей,
называют иллюзионистом. | |
Зрение поддается иллюзиям | |
больше, чем другие органы | |
чувств. Это нашло отражение и | |
в разговорной речи и в посло- | |
вицах: «не верь глазам своим», | |
«обман зрения». | |
На рис. 6 показаны некото- | |
рые зрительные иллюзии. Се- | |
Рис. 6. Одновременный | рые прямоугольники одной и |
контраст. Одна и та же фи- | той же светлоты кажутся раз- |
гура на белом фоне кажет- | ными на черном и белом фоне: |
ся темнее, а на черном - | на черном фоне - светлее, чем |
светлее. | на белом. |
ПО
Маленький круг среди больших кажется меньше тако-го круга среди еще более маленьких (рис. 7). На самом деле они совершенно одинаковы, но кажутся разными, потому что один окружен большими, чем он сам, кружка-ми, а другой - меньшими. Вот эти-то кружки-соседи и создают иллюзию, что кружки разные.
Рис. 7. Круги
В геометрическом чертеже диагональ большого четы-рехугольника кажется больше диагонали меньшего, хотя объективно обе диагонали равны (рис. 8).
л дг
Рис. 8. Иллюзия параллелограмма
Трудно поверить, что оба изображенные на рисунке отрезка одинаковой длины (рис. 9).
Рис. 9. Иллюзия Мюллсра-Лайера
Иллюзии восприятия бывают у всех людей. Покажите эти рисунки любому из ваших знакомых, и у них они вы-зовут ту же иллюзию, что и у вас.
А вот примеры других зрительных иллюзий.
Если взять два одинаковых кубика и покрасить один белой краской, а другой - черной, то белый кубик будет казаться больше черного. Вообще, все светлые предметы кажутся нам более крупными, чем темные.
А теперь посмотрите на рисунок 9.
Как вы думаете, какая линия длиннее? Кажется, что вторая, но если их измерить линейкой, то выяснится, что они равны. Иллюзию, обман зрения создают стрелки на концах линий. Если бы этих стрелок не было, мы бы сразу увидели, что линии равны.
О зрительных иллюзиях хорошо знают художники, ар-хитекторы, портные. Они используют их в своей работе. Например, портной шьет платье из ткани в полоску. Если он расположит ткань так, чтобы полоски шли вертикаль-но, то женщина в этом платье будет казаться выше ростом. А если «положить» полоски горизонтально, то хозяйка платья покажется ниже и толще.
Иллюзии наблюдаются не только при зрительном, но и при других видах восприятия.
Порой нас обманывают и другие органы чувств. Попро-буйте подержать руку в очень холодной воде, а потом опу-стите ее в теплую. Вам будет казаться, что ваша рука попа-ла чуть ли не в кипяток.
Если съесть кусочек лимона или селедки и запить его чаем с небольшим количеством сахара, то первый глоток покажется очень сладким.
Иногда иллюзии возникают по влиянием сильных эмо-ций. Например, в страхе человек может принять одну вещь за другую (пень в лесу - за зверя или человека). Такие ил-люзии случайны и имеют индивидуальный характер.
Истинность восприятия проверяют практикой. Восприятие тесно связано с прошлым опытом человека,
его прежними восприятиями. В процессе восприятия очень важно узнавание, без него фактически нет восприятия. Вос-принимая предмет, мы можем точно назвать его или ска-зать, что он нам напоминает. Всякое явление в процессе восприятия мы понимаем с точки зрения уже имеющихся знаний, опыта. Это дает возможность включить новое зна-ние в систему уже имеющихся знаний.