Боткой способа поведения путем учебы, автоматизацией пер-воначально сознательно осуществляемых и контролируемых
действий.Такие навыки характерны только для человека.Формирование навыков второго типа - путь приобретения многих сугубо человеческих умений, в том числе навыков письма - моторных и грамматических.
Особенностью такого навыка является то, что автомати-зированные действия можно вновь начать контролировать. Например, грамотный человек пишет без ошибок автома-тически, не задумываясь. Но если он не знает, как написать то или иное слово или чувствует, что сделал ошибку, он может вспомнить необходимые правила, применить спосо-бы проверки и т.п. Выработка такого типа навыка требуется определенный уровень развития интеллекта.
4.4. Интеллектуальное поведение животных
Интеллектуальное поведениесвойственно уже многим
видам животных. Особенностью этой стадии является спо-собность животного найти, «придумать» новый способ ре-шения и более того - перенести этот способ на другую задачу, причем иногда довольно сложную.
Различие между навыком и интеллектуальным поведе-нием хорошо видно на следующем примере. В лаборатории И.П. Павлова проводили эксперимент - шимпанзе по клич-ке Рафаэль обучали заливать водой огонь. Делалось это так. В кормушку клали банан, а перед ней зажигали огонь. До-стать банан Рафаэль мог, только загасив его. Шимпанзе научили делать это, набирая из бачка воду в кружку и за-ливая огонь.
После того, как он научился хорошо делать это, зада-ние усложнили. На озере поставили плоты. На одном из них были Рафаэль и кормушка с бананом, перед которой горел огонь. Бачок с водой помещался на другой плот. Оба
плота были соединены узким мостиком. Вокруг плотов, естественно, была вода. Однако Рафаэль, чтобы достать банан, перебирался по мостку на другой плот, зачерпнул воду из бачка, возвращался обратно и залил огонь.
Несколько позже этот эксперимент был повторен с другими обезьянами-шимпанзе. Одна из них не стала пе-ребираться по мостку на другой плот. Она просто зачерп-нула воду из озера, залила огонь и достала банан.
Немецкий психолог В. Келер (1887-1967) изучал, как высшие приматы - обезьяны выходят из ситуации, когда для достижения цели требуется предварительное действие, определенная подготовка (такие задачи похожи на ариф-метические задачи в два действия). Например, на некото-ром расстоянии от клетки обезьяны помещали банан. В клетку обезьяны клали короткую палку. А чуть подальше, так чтобы нельзя было достать лапой, длинную палку. Од-нако ее длины было достаточно, чтобы достать вожделен-ный банан. Опыты показали, что обезьяны быстро находят решение: используют короткую палку для того, чтобы до-стать длинную, а потом уже с помощью последней доста-ют банан. Причем происходит это не за счет перебора воз-можных вариантов (так называемого метода проб и оши-бок), а благодаря «схватыванию», «пониманию» новых отношений, возможности для выполнения новых функ-ций представить предметы в новых сочетаниях. Некоторые обезьяны В. Келера даже догадывались вставить одну ко-роткую палку в другую. Если к потолку в центре комнаты повесить что-нибудь привлекательное, а по комнате раз-бросать ящики, то обезьяна догадается поставить их один на другой, чтобы достать привлекательную вещь.
В. Келер назвал это явления «инсайтом» - озарением, а другой немецкий психолог К. Бюлер (1879-1963) - «ага-переживанием», подчеркивая, что это происходит без рас-суждения, сразу, внезапно.
Между прочим, наши столь умные домашние кошки и собаки решать подобные задачи не способны. Собака будет долго сидеть перед куском мяса, находящимся на некото-ром расстоянии от ее клетки, но не «догадается» дернуть за веревочку, к которой это мясо привязано, и конец ко-торой она может достать зубами.
Особой формой интеллектуального поведения животных является исследовательское поведение. Например, ученые много раз проводили исследования, к которых учили лабо-раторных крыс проходить лабиринты для получения пищи.
Выяснилось, что если животное голодно, оно достаточно быстро находит кратчайший путь к кормушке и бежит к ней. Если же голод не очень силен, то крыса начинает подробно исследовать лабиринт. В этом случае крыса двигается медлен-но, обходит и обнюхивает все закоулки. Более того, иногда она «специально» выбирает пути, в конце которых заведомо нет ничего «вкусного», при этом идет не два раза подряд в одно и то же место, а выбирает новый путь. Опыты на обезь-янах показывают, что они готовы выполнять достаточно слож-ные для них действия, для того чтобы в результате иметь возможность просто посмотреть на игрушку или на то, что происходит в лаборатории. На первый взгляд такое поведе-ние кажется биологически нецелесообразным, не связанным непосредственно с удовлетворением потребностей. Это, од-нако, не так. Подобное поведение биологически целесооб-разно потому, что в реальных жизненных условиях живот-ные должны знать, что их окружает, где найти то, что им требуется. А для этого необходимо исследовать окружающую среду.
«Разумное» поведение животных при всей своей слож-ности и многоплановости направлено главным образом на решение задач, определяемых биологической целесообраз-ностью, удовлетворением биологически значимых потреб-ностей. Оно всегда носит конкретный чувственно-двига-тельный характер. Для того чтобы установить связи между предметами, явлениями (а именно это является существен-ным признаком интеллектуальной деятельности), им не-обходимо, чтобы эти предметы, явления воспринимались наглядно и одновременно. Животное, даже высшие - обе-зьяны, не способны к абстракции, обобщению, понятий-ному мышлению, пониманию скрытых от непосредствен-ного восприятия причинно-следственных связей.
Это становится возможным лишь на следующей ступе-ни развития психики - сознании человека.
Вопросыи задания1. Какие формы поведения животных описывают эти отрывки:
По наблюдениям французского биолога Фабра, оса-сфекс, протыкая жалом три ганглии1 у сверчка, парализуют его, а за-тем втаскивает в норку. Личинка осы питается таким парализо-ванным, но еще живым сверчком. Фабр пишет, что точность, с
' Ганглий - скопление нервных клеток, волокон и сопровождающей их ткани.
которой осы находит ганглии такова, что кажется, что они зна-комы с анатомией насекомых. Но если парализованному сверч-ку обрезать усики, то оса оказывается совершенно беспомощ-ной и не делает никаких попыток втащить его в норку.
Австрийский этолог1 К. Лоренц описывает поведение ручных галок: «Однажды вечером, в спустившихся сумерках я возвращал-ся домой после купания в Дунае и по привычке поторопился на чердак, чтобы созвать галок и запереть их на ночь. Встав на водо-сточный желоб, я вдруг почувствовал что-то мокрое и холодное в кармане брюк, куда я в спешке сунул свои черные плавки. Я вытащил их - и в следующий момент был окружен плотным облаком свирепых скрежещущих галок, которые обрушили град страшных ударов на мою руку, нарушившую закон. С другой сто-роны, ручные галки никогда не испускают скрежущущего звука и не нападают на вас, если вы держите в руках одного из их птен-цов, который пока еще голый и, следовательно, не выглядит черным»2.
Молодой крысе, выросшей в лаборатории и не имевшей до-ступа к материалам, необходимым для постройки норы, пе-ред тем, как она должна была родить, дали эти материалы. Кры-са не сумела ими воспользоваться и казалась неспособной к про-явлению необходимой заботы о детенышах.
2. Понаблюдайте за вашими домашними животными или до-машними животными ваших знакомых.
Какие формы их поведения вы отнесли бы к инстинктивным, какие, по вашему мнению, находятся на стадии навыка? Какие, по вашему мнению, можно охарактеризовать, как интеллекту-альное поведение? Почему?
3. Можно ли закономерности психики, выявленные в экспе-риментах на животных, переносить на человека. Если да, то в какой степени?
4. Какой механизм выработки навыка описывает американ-ский писатель Марк Твен в следующем высказывании: «Кошка, один раз усевшись на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту... И на холодную тоже».
5. Как вы думаете, чем объясняются различия в решении за-дачи животными и детьми?
Датский психолог Байтендайк изучал, могут ли животные сделать простое умозаключение. Он провел серию опытов, в ко-
1 Этолог - специалист по изучению поведения животных. 2 Лоренц К. Кольцо царя Соломона. - М., 1970. - С. 155-156.
торых животное должно было найти приманку, спрятанную под одной из поставленных в ряд непрозрачных банок. В первом опыте приманку прятали под первой банкой, во второй - под вторую, в третьем - под третью и т.п., т.е. приманка каждый раз находи-лась под следующей банкой в ряду. Было проведено большое ко-личество опытов с собаками, кошками и обезьянами. Резуль-таты были все время одинаковыми: в первом опыте животное находило приманку путем проб и ошибок, а в последующих - каждый раз бежало к той банке, под которой приманка была в прошлый раз.
Отечественный психолог А.Р. Лурия провел подобные опыты с маленькими детьми, только что научившимися говорить. Ока-залось, что им достаточно двух-трех проб, чтобы в дальнейшем выполнять задание без ошибок.
6. Объясните следующее явление.
Известно, что миграция птиц тщательно отслеживается уче-ными уже в течение многих лет. Зафиксировано, что во время первой мировой войны перелетные птицы изменили свои пути, которые первоначально проходили над театром военных дей-ствий - в равнинных районах Северной Франции. После войны птицы вновь вернулись к прежним маршрутам.
Т е м а 5 СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА