Тест К. Изарда «Дифференциальная шкала эмоций

Инструкция.Оцените, пожалуйста, по 4-баллыюй шкале, в какой степениже понятий описывает ваше самочувствие в данный момент, поставив подх 1 - совсем не подходит; 2 - пожалуй, верно; 3 — верно; 4 — совершенно ве

Понятия Оценка Понятия Оценка Пон
п/п          
           
Внимательный   Концентрированный   Собранны
           
Наслаждающийся   Счастливый   Радостный
           
Удивленный   Изумленный   Пораженн
           
Унылый   Печальный   Сломленн
           
Взбешенный   Гневный   Безумный
           
Чувствующий   Чувствующий   Чувствующ
  неприязнь   отвращение   омерзение
           
Презирающий   Пренебрегающий   Надменны
           
Пугающий   Страшный   Сеющий п
           
Застенчивый   Робкий   Стыдливы
           
Сожалеющий   Виноватый   Раскаиваю
           

ные особенности рисунка. Рисуночные тесты использу-ются и при диагностике личности, и при диагностике интеллекта.

Тесты могут проводиться с каждым испытуемым инди-видуально или с группой, могут предъявляться на бланках (тесты карандаша и бумаги) или на мониторе компьютера. Важно, чтобы все условия проведения оговаривались за-ранее и строго соблюдались все правила. Даже незначи-тельное отступление от правил проведения теста ставит под сомнение надежность результатов и сделанных на их основе выводов.

Однако далеко не все психологические методы столь сильно формализованы. Многие из них, напротив, орга-низуются самим исследователем или практическим пси-хологом и в зависимости от ситуации могут изменяться в ходе работы. К таким методам относятся уже рассмотрен-ное выше наблюдение, а также анализ продуктов деятель-ности, анкетирование, беседа и др. Проведение и особен-но интерпретация результатов подобных малоформализо-ванных методов очень сложны и требуют высокой профес-сиональной квалификации.

Методанализапродуктовдеятельности

Анализ продуктов деятельности- написанных текстов(например, школьных сочинений), рисунков, других из-делий - имеет большое значение и для науки и для прак-тики. Так, школьный психолог, к которому родители или учитель обращаются по поводу неуспеваемости ученика, может получить ценную информацию из тетрадей школь-ника, анализируя выполнение им классных и домашних работ, того, как он списывает с доски и как пишет сочи-нения. Сделанные им выводы могут быть ценным допол-нением к диагностическому обследованию, проводимому другими методами. Вообще метод анализа продуктов дея-тельности часто используется совместно с другими мето-дами, наблюдением, беседой, экспериментом, тестом.

Анкетирование

По форме анкеты похожи на личностные опросники, однако, в отличие от последних, не имеют жестких, стан-дартизированных критериев и соответственно стандартных схем интерпретации. Анкеты предназначены, как правило,



для получения общей информации, касающейся истории жизни человека, его интересов, предпочтений, мнений по тому или иному вопросу и т.п. На их основании нельзя де-лать выводы об индивидуально-психологических особенно-стях человека, формулировать психологический диагноз.

2.7. Беседа или интервью

Этот метод занимает особое место среди средств дея-тельности психолога. В исследовательской и психодиагнос-тической практике беседа используется как основной ме-тод и как дополнительный метод.

Как основной метод исследования или психодиагнос-тики беседа может быть стандартизированной, т.е. состоять из заранее сформулированных вопросов, которые задают-ся в строго определенном порядке, и свободной. Во втором случае экспериментатор имеет только общий план интер-вью и сам формулирует вопросы, определяет их порядок в зависимости от того, как складывается разговор. Возмож-ны и промежуточные формы.

Для получения надежных данных в беседе использу-ются разные типы вопросов. Помимо прямых, «откры-тых» вопросов (например: «Ты любишь читать книги?») используются косвенные («Что ты обычно делаешь в сво-бодное время?») и проективные («Если бы тебе сказали, что в течение ближайших двух часов ты можешь делать что хочешь. Чем бы ты занялся?»).

В одних случаях содержание беседы полностью опреде-ляется психологом. Ему принадлежит активная роль в орга-низации и проведении беседы, он добивается, чтобы каж-дый как можно полнее и понятнее отвечал на поставлен-ные вопросы. Такая беседа называется управляемой. Чем более беседа стандартизирована, тем более она управляема.

В других случаях, напротив, задача психолога - создать условия для того, чтобы человек, участвующий в беседе, мог взять инициативу разговора на себя. Это слабо управля-емая беседа. Умение взять инициативу - ценный диагнос-тический показатель. Здесь также могут быть различные про-межуточные варианты.

Психолог, проводящий беседу, с помощью специаль-ных средств создает особые условия для разговора, позво-ляющие собеседнику говорить раскованно, свободно вы-ражать свою точку зрения. Самое важное здесь - умение слушать собеседника. Этой цели служат техники активного



слушания, которым психолог специально обучается. Од-нако не менее, чем техники, психологу необходимы под-линная заинтересованность в содержании беседы, в том, что скажет собеседник, умение задавать точные вопросы, давать собеседнику помолчать, но не отмалчиваться и т.п.

Приведем в качестве примера отрывки из эксперимен-тальных бесед известного отечественного психолога Л. С. Славиной (1906-1984) с ученицей 3-го класса. Изуча-лись особенности проявления самооценки школьников.

«Э кс п. Тебе нравятся девочки в классе? Галя. Нет, не очень.

Э к с п. Почему?

Галя. Потому что они плохие. Э к с п. Почему они плохие?

Галя . Так мне кажется, что все они плохие. Экс п. А ты?

Галя . Я хорошая. Мне кажется, что они плохие, а я хорошая. Мне кажется, что я лучше их. Каждому кажется, что он лучше всех.

Э к с п. Нет, не каждому, многие дети говорят, что не они самые хорошие.

Г а л я. А я думаю, что я. Э к с п. Что ты?

Г а л я. Я лучше всех.

Э к с п. Что значит лучше всех? Галя. Лучше, лучше всех.

Э к с п. Умнее всех?

Галя . Да, и умнее и красивее всех. Э к с п. И добрее?

Г а л я. И добрее всех.

Э к с п. А разве у вас в классе не Таня самая добрая де-вочка?

Галя. Она добрая, и я добрая.

Э к с п. А кто лучше - ты или Таня? Галя. Я про себя думаю, что я.

Э кс п. А девочки признают, что ты умная, добрая, хо-рошая?

Галя. Нет.

Э к с п. А видят они это?

Галя. Видят, конечно.

Э к с п. Почему же они не признают? Галя. Не знаю»1.

Славина Л. С. Трудные дети. - М., 1998. - С. 86.



Беседа - очень сложная форма работы, требующая от психолога многих специальных умений и опыта. Особые проблемы возникают при интерпретации результатов бе-седы.

Один из наиболее крупных психологов мира, извест-ный швейцарский исследователь Ж. Пиаже - мастер пси-хологических бесед с детьми писал о проблемах исполь-зования беседы в исследовательских целях: «Как трудно удержаться от чрезмерного многословия, особенно пе-дагогу, расспрашивая ребенка! Как трудно удержаться от невольного внушения ему своих мыслей! А всего труд-нее отыскать средний путь, избежав и чрезмерной сис-тематичности, вызванной заранее разработанной кон-цепцией, и полной хаотичности фактов, к которой при-водит отсутствие какой-либо направляющей гипотезы! В сущности говоря, хороший экспериментатор должен соединять в себе два обычно несовместимых качества: он должен знать, как наблюдать, т.е. позволять ребенку говорить совершенно свободно, не прерывая его выска-зываний и не отклоняя их ни в одну сторону, и в то же самое время он должен быть постоянно настороже, что-бы не пропустить ничего важного; каждую минуту он должен иметь в виду какую-нибудь рабочую гипотезу, хоть какую-нибудь теорию, правильную или ложную, и стремиться ее проверить. Начинающий исследователь либо подсказывает ребенку то, что он ожидает от него получить, либо же не подсказывает ему совершенно ничего, потому что он не ищет ничего определенного; нечего и говорить, что в этом случае он ничего и не найдет.

Короче, это нелегкая задача, и материал, который в результате получаешь, нуждается в самом строгом кри-тическом анализе. Психолог должен преодолеть неопре-деленность метода опроса отточенностью своей интер-претации»1.

Особое значение приобретает беседа как метод консуль-тационной, развивающей и психокоррекционной работы, а также методов немедицинской психотерапии. Эти методы составляют арсенал практической психологии, т.е. непос-редственной работы психолога с людьми.

1 Цит. по: Флейвелл Дж. X. Генетическая психология Жана Пиаже. - М, 1967.-С. 49.



2.8. Методы консультационной, развивающей и психокоррекциотюйработы

Консультационные психологические методы - это преж-де всего различные формы бесед, способы ведения разго-вора психолога с консультируемым. Консультации могут касаться как профессиональных, личностных проблем са-мого консультируемого, так и особенностей его взаимо-действия с другими людьми. Например, родители нередко обращаются к психологу по поводу трудностей, испыты-ваемых их детьми.

Развивающие психологические методы - приемы рабо-ты психолога, направленные на формирование способ-ностей, возможностей, интересов в соответствии с пред-ставлениями о некоторой «правильной» модели развития. В разных направлениях психологии, естественно, по-раз-ному понимается «правильное» развитие. Теоретические взгляды, представленные в этом учебнике, основывают-ся на представлениях отечественной психологии о цен-ности каждого возрастного периода, его уникальном вкла-де в историю человеческой жизни. Это означает, что, ведя развивающую работу с детьми, психолог ориентируется на максимально полное использование возможностей каж-дого возраста, развитие всех имеющихся в нем потен-ций, а не на «перескакивание» через определенные пе-риоды, «замену» их на другие, представляющиеся более ценными.

Психокоррекционные методы - это средства и способы работы психолога, направленные на исправление недо-статков в развитии тех или иных психологических характе-ристик человека.

Развивающие и психокоррекционные методы, направ-ленные на изменение личностных особенностей человека, характеристик его общения, нередко обозначаются как ме-тоды психотерапии, точнее, немедицинской психотерапии.

Понятие психотерапия (от греч. psyche- душа и therapea-

лечение) - первоначально применялось для обозначения метода лечения больных людей через воздействие на его самосознание, представления, эмоции, суждения, взгля-ды и т.п. Однако в дальнейшем это понятие существенно расширилось и в настоящее время часто применяется для обозначения широкого круга психологических методов воз-действия, приводящих к определенным изменениям в лич-ностном развитии человека, его психологических особен-

ностях, применяемых как к больным, так и к здоровым людям.

Методы психотерапии.Большинство конкретных психо-логических методов могут применяться во всех перечис-ленных направлениях работы. Строгих различий между ними не существует. Так, беседа составляет основу и консульта-ционной, и развивающей, и психотерапевтической рабо-ты. Поэтому ограничимся кратким описанием некоторых, наиболее распространенных методов.

Беседа как способ оказания психологической помощинаправлена на осознание человеком имеющихся у него проблем, конфликтов, осознания их психологических при-чин и нахождения способа их решения.

Метод конкретных ситуаций - обучение человека спо-собам выхода из сложных для него ситуаций, а также ре-шению нестандартных, нетипичных задач, умению при-нимать решения в напряженных условиях (например, при дефиците времени, информации и т.п.).

Мозговой штурм, или мозговая атака, -метод группо-вого решения творческих проблем, осуществляемый по особым правилам. Этот метод позволяет снять барьеры, мешающие творческому решению проблемы, и таким образом добиться полной реализации творческих способ-ностей человека. Барьерами обычно являются привычные, стереотипные способы решения проблемы, излишняя критичность к собственным и чужим идеям, боязнь не-удачи, страх оказаться смешным и т.п. Для снятия этих барьеров мозговой штурм проводится в несколько этапов. Сначала все участники свободно излагают свои идеи по решению проблемы. Их задача - высказать как можно боль-ше идей, не задумываясь о том, истинные они или лож-ные, соответствуют имеющимся фактам или нет. Какая-либо критика этих идей запрещена полностью. Затем идеи комбинируются, видоизменяются, после чего происхо-дит процесс их отбора и оценки.

Формирующие методы. Примером является приведен-ный выше формирующий эксперимент, который может быть использован и для психокоррекции, и для развития внимания у младших школьников.

Психологические игры и упражнения - метод групповойработы, в котором моделируются какие-либо ситуации - производственные, управленческие, межличностные и т.п. В зависимости от целей психологические игры могут быть построены по типу производственных процессов (деловые



игры), могут напоминать детские игры или имитировать какие- либо жизненные ситуации. Использование этого метода существенно сокращает время приобретения соци-ального опыта. Игры могут быть групповыми и индивиду-альными. Многие из них заимствованы из практики под-готовки актеров и напоминают театральные этюды. После игры проводится обсуждение, анализируются поведение и переживания разных участников. Многие развивающие программы состоят из набора разнообразных игр.

Групповая дискуссия, как явствует из самого названия, -обсуждение в группе каких-либо проблем, значимых для большинства участников, или индивидуального прошлого опыта кого-либо из участников. В процессе групповой дис-куссии стимулируется выражение собственного отноше-ния, личных переживаний участников, а не общих взгля-дов, мнений, абстрактных суждений или умозаключений. Во многих случаях значительное внимание уделяется так-же тому, чтобы участники избегали оценок высказываний других, не давали друг другу советов и т.п.

Все перечисленные, а также и другие методы обычно сочетаются в специальных программах и осуществляются в формах индивидуальной и групповой развивающей, психо-коррекционной или психотерапевтической работы психо-лога. В настоящее время наиболее распространены групповые формы работы, поскольку в этом случае психологические изменения, происходящие в человеке, осуществляются в процессе общения с другими людьми, имеющими общий опыт переживаний, в столкновении с ними, получении от них поддержки, обратной связи. Отдельные приемы могут использоваться и в ходе консультаций, осуществляемой преимущественно индивидуально.

Сегодня существует множество различных форм груп-повой работы. Жесткого разграничения между этими фор-мами нет. Работа всех групп направляется ведущим - пси-хологом, группы собираются с определенной целью и ре-ализуют эту цель в процессе занятий. Условно принято выделять следующие формы.

Развивающие и психокоррекционные программы - систе-

мы психологических занятий, направленных на формиро-вание каких-либо интеллектуальных или личностных осо-бенностей. Такие программы получили широкое распрост-ранение в практической психологии образования.

Тренинги (от англ. train - обучать, воспитывать, трени-ровать) - формы групповой работы, направленные на



развитие навыков общения, саморегуляции, профессио-нальных умений и т.п. Наиболее распространены Тренинг межличностного взаимодействия - развитие умений ре-шать проблемы, возникающие в общении, понимать и прогнозировать мысли, чувства, поступки других людей, Тренинг уверенности в себе. В системах подготовки и по-вышения квалификации распространены тренинги, свя-занные с развитием профессионально значимых качеств. Так, при подготовке учителей наиболее распространены тренинги педагогического общения, педагогической ком-петентности.

Групповая психотерапия, илигрупповаяпсихокоррекция,-

форма психологической работы, использующая закономер-ности межличностного взаимодействия в группах для осу-ществления личностных изменений, оказания психологи-ческой помощи или в лечебных целях. Содержание работы групп определяется теоретическими взглядами психолога (гештальттерапия, групповой психоанализ, психодрамы, транзактный анализ и др.), а также преобладающими ви-дами занятий. Существует множество видов групповой пси-хотерапии. Группы встреч ориентированы на развитие от-ношений между людьми, основанных на открытости, ис-кренности; в группах арттерапии участники выражают себя через рисование, лепку, в группах хореотерапии, или танце-вальной терапии. В телесно-ориентированной терапии учас-тники группы учатся осознавать свои телесные ощущения, понимать, как потребности и чувства проявляются в раз-личных телесных состояниях, а также овладевают опти-мальными способами преодоления неблагополучия, раз-решения конфликтов и т.п. В детской практической психо-логии, в том числе психологии образования, широкое распространение получили игровая психотерапия, сказ-котерапия и др.

Особо следует сказать о методах суггестивной психоте-рапии и психокоррекции (от лат. suggestio - внушение), В ос-нове этих методов - использование слова для внушения и самовнушения. В психологии внушение - такая форма меж-личностного взаимодействия, при которых человек пас-сивно, без критической оценки усваивает мысли, образы, идеи, высказываемые психологом. Наиболее известная форма внушения гипноз (от греч. hypnos - сои) - искусст-венно вызываемое временное состояние сознания, харак-теризующееся сужением объема внимания и сосредоточен-ности на состоянии внушения, осуществляемого гипно-



тизером. Самовнушение - это внушение, адресованное са-мому себе. Самовнушение широко используется при ауто-генной тренировке - системе приемов, позволяющих чело-веку расслабиться, достичь состояния душевного равнове-сия, концентрировать внимание. Высшей формой аутогенной тренировки является аутогенная медитация.

Медитация (от лат. meditare - мысль, движущаяся к цен-тру) - такое состояние сосредоточения, которое позволя-ет человеку выйти за пределы собственной психики, по-смотреть на себя со стороны. Индийский ученый Чоудхур-ри так описывал медитацию: «...радикальный подход начинается с решения ни о чем не думать, не делать ни-каких усилий; надо полностью расслабиться и позволить уму и телу выйти из все время меняющегося потока мыс-лей и ощущений, наблюдать даже натиск этого потока. Метафорически можно сказать - наблюдайте полет своих мыслей, ощущений и желаний по небосводу, как стаю птиц. Пусть они летят свободно, вы только наблюдайте. Не позволяйте птицам унести вас в небо»1. Медитация широ-ко используется во многих религиях, например в буддиз-ме. В психологии и психотерапии она используется как метод, позволяющий человеку снять нервно-психическое напряжение, дистанцироваться от своих проблем, посмот-реть на них как бы со стороны.

Осуществление всех методов суггестивной терапии тре-бует специальной подготовки. Так, гипноз в психотера-певтических целях может осуществляться только специа-листами, имеющими медицинское образование. Овладе-ние техниками аутогенной тренировки и медитации возможно только под руководством опытного специали-ста.

Конечно, перечисленными методами методический арсенал педагогической науки и практики не ограничива-ется, он гораздо богаче. Мы остановились лишь на тех, которые наиболее распространены и ссылки на которые чаще встречаются в литературе.

Вопросы и задания

1. Каковы основные методы развивающей и психокоррекци-онной работы? Какие из этих методов вызвали у вас наиболь-ший интерес? Почему?

1 Цит. по: ГройсманА.Л. Личность, творчество, регуляция состояний. - М., 1998.-С. 264.



2. Почему необходима совместная работа психолога и педа-гога? На что должна быть направлена эта работа? Что является основой ее успешности?

3. В чем отличие научного наблюдения от обыденного, жи-тейского?

4. Какие виды эксперимента используются в психологичес-ких исследованиях? Что общего между ними и в чем специфика каждого из видов?

5. Чем психологические тесты отличаются от других методов психодиагностики?

6. В чем вы видите отличие психологической беседы от педа-гогической?

Тема 3 ПСИХИКА И МОЗГ

Наши рекомендации