Методика характеристика-опросник по Л.Шмишеку.
Опросник Шмишека - личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г.
Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда):
- Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
- Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
- Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
- Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
- Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
- Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
- Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.
- Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
- Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.
- Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.
Максимальный показатель по каждому типу акцентуации - 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».
Сушествует два варианта данной методики: - Взрослый вариант опросника Шмишека. Детский вариант опросника Шмишека
Оба варианта состоят из одинакового количества вопросов, имеют одинаковые типы акцентуаций личности и одинаковые методы обработки результатов. Различия состоят только в формулировке вопросов, описание опросника и определение доминирующих акцентуаций характера одинаково как для взрослых, так и для детей. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда.
Методики изучения детской креативности и способности к творчеству.
При определении уровня развития творческих способностей использовались тесты, предложенные автором Э.П. Торренсом.
Тест №1: «Незаконченный рисунок» Э. П. Торренса является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов составления изображения.
Цель теста Э. П. Торренса на изобразительное творческое мышление – это исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение.
Задача. Проанализировать исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (мышление, беглость, точность, воображение и оригинальность).
Материал: 1) Лист бумаги с изображением 10 контуров (Приложение №), простой или черный карандаш
Испытуемому предлагалось: из каждого контура изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.
Оценка результатов: при интерпретации полученных данных, обращается внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывается с общим количеством ответов. Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0.
Тест №2: Для исследования образной креативности использовали тест «Дорисовывание» Е.П. Торренса. Он позволит изучить параметры творческого мышления
Материал: Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) (Приложение №)и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.
Оценка результатов: Каждая новая идея оценивается в один балл (0 баллов – отказ от работы).