Развитие сознания в онтогенезе.
• Период новорожденного (до 2 лес) - простейшие ориентировочные реакции, формирование процессов ощущений и «реакцией оживления» (улыбка) в ответ на приближение говорящего человека.
• Период раннего младенчества (2-6 мес): развитие предметного восприятия, оперирование игрушками, развитие простых двигательных актов руками.
• Период позднего младенчества (6-12 мес): первоначальные навыки совместных действий со взрослыми (через предметы, игрушки), осмысленные реакции на некоторые слова, признаки речи, подражание взрослым.
• Ранний предшкольный период (1~3 года): появление основных функций мышления, формирование отношений к внешнему миру, попытки самостоятельных действий («Я сам»).
• Дошкольный период (3~7 лет): несоответствие между возможностями и желаниями преодолевается через сюжетные, насыщенные содержанием ролевые игры, формирование воображения, начало формирования характерологических черт личности.
• Период младшего школьного возраста (7-12 лет): интенсивное развитие всех познавательных психических процессов (мышления, памяти и др.) и свойств личности. Важнейшие факторы развития - школьный коллектив, общие цели и задачи ведущей деятельности (учебы). Более глубокое осознание половой дифференциации.
• Подростковый и ранний юношеский период (1318 лет): устремленность к самореализации, ориеитация на будущую жизнь, стереотипы полового поведения, определенность психологического портрета личности.
Структура, пласты и компоненты самосознания.
Структура:
1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);
2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);
3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
4) эмоциональное, чувственное представление о себе.
Пласты:
1) отношение к себе;
2) отношение к другим людям;
3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).
Компоненты:
· сознание своей тождественности;
· сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
· осознание своих психических свойств и качеств;
· определенная система социально-нравственных самооценок.
Этапы становления самосознания.
Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще.
· Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
· К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
· К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
· Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
Сущность и особенности эмоций и чувств.
Эмоции - процесс, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции – непосредственная форма выражения чувств.
Особенности:
1) Субъективный характер
2) Вызывают удовольствие или неудовольствие
3) Отражают характер взаимодействия организма со средой
4) Вызывают успокоение или возбуждение
Классификация видов эмоциональной сферы человека.
1. По направленности
· Стенические (побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы)
· Астенические (расслабляют или парализуют силы)
2. По силе
· Настроение (продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности)
· Аффект (внезапно возникшее в острой ситуации чувство)
· Страсть (сильное глубокое длительное чувство)
· Стресс (специфическая реакция организма на неспецифическую ситуацию)
Теории, изучающие эмоции.
1. Эволюционная теория
Эмоции появились в процессе эволюции живых существ. Механизмы адаптации приспосабливались к обстоятельствам жизни.
2. Теория когнитивного диссонанса
Отрицательные эмоции возникают, когда имеется диссонанс (несоответствие между ожидаемыми и действительными результатами деятельности).
Положительные эмоции возникают, когда реальные результаты поведения находятся в консонансе.
3. Информационная концепция
Сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном итоге определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в данной ситуации