Участие в семинаре «Подрастающее поколение за здоровый образ жизни»

Цель семинара: обобщение и распространение опыта специалистов, работающих с детьми и подростками по пропаганде ЗОЖ
Задачи семинара:

- Познакомить участников семинара с деятельностью специалистов учреждений по проблеме формирования здорового образа жизни у детей и подростков;
- Познакомить участников семинара с деятельностью специалистов, работающих с детьми и подростками по пропаганде ЗОЖ на местах.

В рамках семинара запланировано проведение пленарного заседания с участием представителей органов по молодежной политике, высших учебных заведений, средств массовой информации Республики Башкортостан и выезд в объединения детских и подростковых клубов города Уфы.

Участие в семинаре «Охрана и укрепление репродуктивного здоровья подрастающего поколения, как средство решения проблем современной молодой семьи»

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ТЕСТ-ОПРОСНИК
РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
(ОРО)
(А.Я.ВАРГА, В.В.СТОЛИН)

ОПИСАНИЕ
Авторами методики являются Я.А.Варга, В.В.Столин.

В данной методике родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

Тест-опросник ориентирован на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и обращения с ними.

Валидность опросника определялась методом известных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выборки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим "Варимакс" вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп; в результате факторизации выявилась группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника.

Опросник включает 61 вопрос каждый из которых ориентирован на одну из пяти шкал.

ОПИСАНИЕ ШКАЛ

1. Шкала "Принятие — отвержение ребенка".Эта шкала выражает со­бой общее эмоционально положительное (принятие) или эмо­ционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
2. Шкала "Кооперация"- социально желательный образ родительского отношения. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.·
3."Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.·Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. Шкала "Контроль"("Авторитарная гиперсоциализация") - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка, характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. Шкала"Отношение к неудачам ребенка" ("Маленький неудачник") - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем, показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИИЯ

На сегодняшний день существует два варианта обработки и, соответственно, интерпретации данных.

Первый вариант обработки [Рогов, 1999; Тест родительского отношения, 2001]

Ключ
Шкала 1. "Принятие-отвержение": 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
Шкала 2. "Образ социальной желательности

поведения": 6,9,21,25,31,34,35,36.
Шкала 3. "Симбиоз": 1,5,7,28,32,41,58.

Шкала 4. "Авторитарная гиперсоциализация": 2,19,30,48,50,57,59.
Шкала 5. "Маленький неудачник": 9,11,13,17,22,28,54,61.

При подсчёте тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно".

Наши рекомендации