Потребность в разумном управлении эмоциями.
ВВЕДЕНИЕ
Основная цель производственной практики:
- изучение особенностей организации психологической службы в государственном автономном учреждении Республиканского Центра социально-психологической помощи семье, детям, молодежи;
- овладение основными видами деятельности педагога-психолога, углубление и закрепление знаний и профессиональных навыков полученных в процессе обучения на основе изучения практических ситуаций.
Так же целью данной практики является не только изучение практических ситуаций, но сбор и анализ материала, необходимого для будущего дипломного проекта.
Задачи:
- оказание социально – психологической, педагогической помощи всем категориям населения РБ;
- развитие системы комплексной социально – психологической помощи семье, детям, молодёжи в РБ;
- пропаганда здорового образа жизни;
- профилактика девиаций в подростково-молодёжной среде;
- содействие в социально – психологической адаптации детей, подростков и молодёжи РБ.
В рамках прохождения практики наблюдала за работой специалиста.
Самостоятельно искали материал к составлению коррекционно-развивающих программ, возникли некоторые сложности в подборе литературы и выборе темы. Сложно было оформить карточки индивидуального приёма, выдвинуть предварительную гипотезу, дать рекомендации.
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия»
Институт психологии и социально-культурной работы
Дневник ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практики
Студентки ПАХОМОВОЙ СВЕТЛАНЫ РАМИЛЬЕВНЫ
ФакультетаПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РАБОТЫ курса6
Группы С-07форма обучения:ЗАОЧНАЯ
Место проведения практики
Государственное автономное учреждение Республиканский центр социально психологической помощи семье, детям, молодежи города Уфы
Сроки проведения практики
С «3» сентября по «13» октября2012 г.
Руководитель базового учреждения (центра) __________ГАУРЦСППСДМ
______________________________________________________________
Специалист базового учреждения
_______________________________________________________________
Адрес и телефон базового учреждения
г.Уфа, ул. Пархоменко133/1, тел.276-56-12
Руководитель практики
Факультетский руководитель______________________________________
Групповой руководитель _________________________________________
Уфа - 2012
Дневник практики
Дата | Тематика заданий | Содержание выполняемой работы | Количество часов | Исполнители | |
л | пр | ||||
03.09.2012 | Организационный день. Основные направления деятельности Центра. Цели и задачи деятельности. Этапы становления ГАУ РЦСППСДМ. Знакомство с отделами ГАУ РЦСППСДМ. Структура ГАУ РЦСППСДМ. Экскурсия по учреждению. Знакомство с программой практики. | Знакомство с деятельностью Государственного автономного учреждения Республиканского центра социально-психологической помощи семье, детям, молодёжи. Нас встретила руководитель практики Багдасарова Карине Станиславовна, познакомила и рассказала о структуре и целях деятельности центра (см. буклет, приложение 1). Нас познакомили с психологами и распределили по индивидуальным руководителям практики. Меня познакомили с руководителем практики педагогом-психологом Егоровой С.И. | Багдасарова К. С. | ||
04.09.2012 | Нормативно – правовая база и организация деятельности СПС и Центров социально – психологической помощи органов молодежной политики РБ. Програмно – целевой метод в деятельности Центра. Комплексные программы Центра. | Знакомство с деятельностью отдела экстренной психологической помощи по «Телефону Доверия». С основными целевыми программами реализуемыми специалистами Центра: «От центра к центру»- комплексная помощь социально-психологическим службами центрам РБ(см. буклет, приложение 1). | Багдасарова К.С. | ||
05.09.2012 | Отчетно – плановая документация педагога-психолога | Рассказали о должностных инструкциях педагога-психолога функциональных обязанностях, планово-отчетной документации педагога-психолога ГАУРЦСППСДМ, должностные инструкции, журнал консультаций, статический отчет, кодификатор проблем, отчет по групповой работе (см. приложение 2). | Егорова С.И. | ||
06.09.2012 | Методика ведения индивидуального психологического приема. Наблюдение за процессом консультирования | У нас появилась возможность присутствовать на первичном приеме. Светлана Игоревна представила нас клиенту как начинающих психологов. Приветствие с клиентом, знакомство, общение и сбор информации о клиенте и цели его обращения в Центр. Наблюдение за работой психолога. | Егорова С.И. | ||
07.09.2012 | Принципы составления коррекционно-развивающих программ. Самостоятельная работа. | Практический психолог пользуется диагностической процедурой и информацией для сопоставления ее с теоретическими данными о закономерностях возрастного развития и составляет программу коррекционной работы с конкретным человеком или группой людей. Ознакомились с принципами составления коррекционных программ, содержания и структурой коррекционной программ. Самостоятельно искали материал к составлению коррекционно-развивающих программ. | Егорова С.И. | ||
10.09.2012 | Самостоятельная работа. Знакомство и изучение методических материалов по тематике. | Знакомство с методическим материалом педагога - психолога, самостоятельно ознакомились с опросником «Ваш стиль воспитания» (модификация теста Р. В. Овчаровой) Цель: выявить стиль воспитания ребенка и общения с ним. | |||
11.09.2012 | Диагностическое направление в деятельности педагога-психолога. Самостоятельная работа. | Знакомство с диагностическим инструментарием педагога- психолога; самостоятельно ознакомились с опросником «Опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин» цель: выявить родительские отношения в вопросах воспитания ребенка и общения с ним (см. приложение 3). | Егорова С.И. |
12.09.2012 | Подготовка коррекционно-развивающих программ, лекционно-просветительских материалов. | Выбор темы для коррекционно-развивающей работы. «Коррекция поведения агрессивных детей в младшем школьном возрасте». Определила цели и задачи коррекционно-развивающей работы, пространственно-временную организацию, критерии оценки эффективности. Выбирала тему для лекционно-просветительского материала: «Влияние эмоций детей в отношениях с родителями». Подбирала литературы для написания лекции. Оформляла лекцию: введение, заключение, список литературы. | Егорова С.И. | ||
13.09.2012 | Участие в семинаре «Подрастающее поколение за здоровый образ жизни» | На семинаре мы познакомились с деятельностью специалистов учреждений по проблеме формирования здорового образа жизни у детей и подростков; познакомились с деятельностью специалистов, работающих с детьми и подростками по пропаганде ЗОЖ на местах. | Багдасарова К.С. | ||
14.09.2012 | Подготовка коррекционно-развивающих программ, лекционно-просветительских материалов. | Подбирали игры, упражнения для коррекционно-развивающих программ («Комплименты», «Люблю-не люблю», «На что похоже мое настроение») цель: поддержаниехорошего настроения, развитие внимательности, способствовать снятию психоэмоционального напряжения,развитие умения распознавать свое эмоциональное состояние, сплочение группы. | Егорова С.И. | ||
17.09.2012 | Наблюдение групповой работы специалиста, индивидуального консультирования. Знакомство со спецификой психодиагностических методик. Практическая работа с тестами (MMPI, опросник Кеттела, Айзенка), консультирование. | Наблюдение за групповой работой специалиста, клуб «Игротека для всех» Цель: гармонизация внутрисемейных отношений улучшения микроклимата в семье. Задачи: создать условия для оптимизации процессов в сферах «ребенок-взрослый» «взрослый-ребенок»; способствовать интенсивному взаимодействию родителей и детей; способствовать интенсивному взаимодействию детей друг с другом; содействовать в формировании коммуникаций детей и их родителей во взаимоотношениях: «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-взрослый»; способствовать установлению доверительных, теплых и благоприятных отношений между детьми и родителями; создать условия для всестороннего развития, как детей, так и их родителей. Знакомство со спецификой психодиагностических методик. | Егорова С.И. | ||
18.09.2012 | Наблюдение групповой работы специалиста, индивидуального консультирования. Знакомство со спецификой психодиагностических методик. Практическая работа с тестами (MMPI, опросник Кеттела, Айзенка), консультирование. | Наблюдение за групповой работой специалиста. Ознакомились с опросником - Миннесотский многоаспектный личностный опросник или MMPI Цель: узнать уровень конфликтности, ответственности, уравновешенности, лояльности или честности кандидата. | Егорова С.И. | ||
19.09.2012 | Наблюдение индивидуальной работой специалиста, индивидуального консультирования. | Познакомились с тем, как проходит индивидуальная работа специалиста. | Егорова С.И. | ||
20.09.2012 | Наблюдение индивидуальной работой специалиста, индивидуального консультирования | Наблюдали, как Светлана Игоревна проводит индивидуальное консультирование | Егорова С.И. | ||
21.09.2012 | Наблюдение индивидуальной работой специалиста, индивидуального консультирования | Продолжала знакомиться, как проходит индивидуальная работа специалиста. | Егорова С.И. | ||
24.09.2012 | Оформление карточек индивидуального приема | После того как клиент ушел Светлана Игоревна рассказала о структуре оформления карточек индивидуального приема и правила оформления. 1. Фамилия Имя Отчество 2. дата обращения 3. проблема клиента 4. сбор информации из беседы 5. из анамнеза (как протекала беременность, роды и травмы) 6. Из наблюдений (как общается, что происходит) 7. предварительнаягипотеза 8. рекомендовано план работы (из чего увидели) 9. дата следующей консультации 10. из наблюдений 11. план диагностического обследования 12. анализ диагностических данных 13. рекомендовано 14.консультирова- ние. Для каждого клиента-ребенка, родитель заполняет расписку-согласие на проведение консультации и анкету. | Егорова С.И. | ||
27.09.2012 | Участие в семинаре «Охрана и укрепление репродуктивного здоровья подрастающего поколения, как средство решения проблем современной молодой семьи» | Прослушали лекции на тему: «Межведомственное взаимодействие учреждений молодежной политики и здравоохранения по охране репродуктивного здоровья подрастающего поколения»; «Подростковая контрацепция и профилактика инфекций, передающихся половым путем у подростков»; Познакомились с деятельностью специалистов кабинета планирования семьи в ГО г. Уфа (из опыта работы МБУ ГЦПМСС «ИНДИГО») | Багдасарова К.С. | ||
28.09.2012 | Оформление карточек индивидуального приема | Светлана Игоревна научила оформлять Карту индивидуальной формы оказания психологической помощи. | Егорова С.И. | ||
02.10-09.10.2012 | Анализ карточек индивидуального приема | Причины обращений приема к психологу: гиперактивность, поведенческие нарушения, застенчивость, агрессивность, страхи, неуверенность в себе, нежелание учиться и т.д. | Егорова С.И. | ||
10.10.2012 | Анализ прохождения практики | Защищала лекционные материалы, коррекционно-развивающую работу. Анализ прохождения практики. | Багдасарова К.С. | ||
12.10.2012 | Подведение итогов. Защита документации | Оформление документов. Подведение итогов | Багдасарова К.С. | ||
ИТОГО |
МИНИСТЕРСТВО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬИ, ДЕТЯМ, МОЛОДЕЖИ.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Институт психологии и социально-культурной работы
Лекция для родителей
на тему:
«Эмоции в отношениях между людьми»
Проверила: педагог-психолог
Егорова С. И.
Выполнила: студентка 6 курса ВЭГУ
Пахомова С.Р.
Уфа– 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................................................................3
1. Понятие эмоций...................................................................................................4
2.Потребность в разумном управлении эмоциями...........................................17
Заключение............................................................................................................20 Список использованной литературы..................................................................21
Введение
Преодолевать барьеры взаимопонимания, возникающие в различных ситуациях общения, непросто. Для этого нужно хорошо разбираться в нюансах человеческой психологии, в том числе и своей собственной. Значительно проще другое — самому не создавать эти барьеры. Чтобы не оказаться основным препятствием на пути к взаимопониманию с окружающими, человеку необходимо знать психологические правила общения, и, прежде всего, научиться управлять своими эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов. А руководителю, как важнейшему звену организации, навык управления эмоциями просто необходим. Ведь эмоциональная уравновешенность стоит в ряду главных черт руководителя Черты личности руководителя: способность доминировать, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, предприимчивость, независимость, надежность, общительность.
Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Более того, можно считать, что в настоящее время наблюдается кризис психологии эмоций. Нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, чем разработанных, решенных. Почему сложилось такое положение?
Причины надо искать не только и не столько в субъективных факторах - в
нежелании или неимении тех или иных исследователей заниматься этой проблемой, а объективной сложности самой проблемой, в принципиальном отличии психологии эмоций от других психологических проблем и прежде всего в принципиальном отличии эмоциональных явлений от познавательных, поэтому эта тема и является наиболее интересной.
Понятие эмоций
Согласно определению, данному в «Психологическом словаре» (2000 г.), “эмоции (от латинского emoveo - волную, потрясаю) – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных проблем”. Данное определение неполно, так как оно не отражает ряд существенных характеристик эмоций и их отличие от познавательных процессов, а именно: а) не отражена связь эмоций с бессознательной сферой,
б) их отношение к деятельности (а не жизнедеятельности) человека,
в) специфика их возникновения,
г) закономерности их функционирования и др.
В теоретическом осмыслении эмоций, как известно, имеются две крайние
позиции. С одной стороны, это биологизаторские представления об эмоциях как адаптационном (и только) механизме приспособления психики к среде, с другой - это интеллектуалистические представления об эмоциях как результате дефицита информации. В первом случае, ученые не видят разницы между эмоциями животных и человека ни в качественном отношении, ни с точки зрения выполняемых ими функций. Во втором же, сводят все многообразие эмоции к дефициту информации. И та и другая концепции не могут претендовать на целостную характеристику эмоций как психических явлений, хотя они и отражают определенные аспекты эмоциональной сферы. Прежде всего, эти концепции не учитывают, сложный
неоднородный состав эмоциональных явлений, составляющих эмоциональную сферу человека. В эмоциональную сферу человека входят, по-видимому, различные типы эмоциональных явлений, такие как, эмоциональный тон ощущений, эмоциональная реакция (или эмоциональный
процесс), эмоциональные состояния, эмоционально-личностные качества.
Каждый из этих типов эмоциональных явлений характеризуется своими закономерностями формирования, функционирования и распада, что нельзя не учитывать при построении общепсихологической концепции эмоций. Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношении человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, страсти, стрессы, аффекты, чувства. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Опишем некоторые из эмоций, присущих человеку и которыми так трудно управлять.
Обида.
Как устроена обида? Если тебя лягнет осёл, то, ты на него не обидишься. Если на тебя нападет тот, кого ты не знаешь, то, наверное, на него тоже не будешь обижаться, испугаешься, побежишь или вступишь в борьбу. Но если ты увидишь, что твой знакомый, сослуживец пренебрегает твоими интересами или ведет себя с тобой совсем иначе, чем ты ожидал, то возникает неприятное чувство, которое мы называем обидой. Следовательно, эмоция возникает из столкновения моей модели, которую я набросил на реальность, в данном случае на поведение другого, с реальным поведением этого другого необходимо, чтобы этот другой был для меня, значим. Он вызывает некоторые ожидания, как он должен вести себя в соотношении со своей ролью по отношению ко мне. Здесь можно выделить три элемента:
а) мои ожидания относительно поведения человек, ориентированного на меня; как он должен себя вести.
Представления об этом складываются с опытом общения;
б) поведение этого другого человека, отклоняющееся от моих ожиданий в
неблагоприятную сторону;
в) наша эмоциональная реакция, вызванная несоответствием наших ожиданий и поведением другого.
Животное (в данном случае, осел), погода, незнакомый человек (бандит) не
рассматриваются как запрограммированные нашими ожиданиями, поэтому на них мы и не обижаемся, а обижаемся, именно на тех от кого, чего-то ожидаем – на знакомых, сослуживцев, родных и близких. Но откуда берется эта установка на то, что другой человек зависит от нас? Психолог Орлов Юрий Михайлович утверждает, что начало этому идет с детства: «Ребенок обижается на родителей, он программирует их поведение в соответствии со своими ожиданиями и наказывает их каждый раз за отклонение от этих ожиданий чувством вины. Ребенок обиделся, плачет, и родители, поскольку они его любят, испытывают вину, которая стимулируется внешними признаками обиды, которые нетрудно прочитать на лице ребенка. Эта вина побуждает к изменению поведения, и родители делают то, что нужно ребенку. Обидчивость ребенка необходима для нормального развития родителей. Мы привыкли думать о том, что воспитываем детей, но не замечаем, как они нас воспитывают, наказывая нас чувством вины за каждую оплошность. На стадии детства это оправдано: ребенок помогает духовному созреванию родителей, т. е. превращает их из мужа и жены в папу и маму, вырабатывая у них с помощью своей обиды определенные черты поведения, необходимые для нормального развития подрастающего человека. Это необходимо для формирования его личности. Но с того момента как личность ребенка сформировалась, необходимость втакого рода подпорках для созидания здания личности отпадает.
Ведь после того, как дом построен, леса только мешают жить. Точно так же наша обидчивость — это инфантильная реакция на окружение, воспроизведение детства во взрослом. Посмотрите на свое выражение лица, когда вы обижены. Ведь оно становится детским и по-детски злым!». Обижаясь, я эксплуатирую другого и управляю его поведением, наказывая чувством вины. При взаимодействии двух людей обида одного обязательно дополняется чувством вины у другого, она апеллирует к этому чувству вины. Если же другой не способен на переживание вины, обида становится бесполезной, нефункциональной. Познание эмоции обиды, таким образом, предусматривает выделение моих ожиданий, понимание их происхождения, фиксацию информации о реальном поведении другого и, наконец, восприятие рассогласования ожиданий и реальности. Тот, кто может это делать, познает сущность своей обиды.
Вина.
Все мы хоть раз в жизни страдали от вины перед кем-то, не могли найти покоя, пристанища нашим мыслям. Все валилось из рук, мысли были лишь об обиженном. Разве руководитель может себе позволить такое? У руля должен стоять сильный, инициативный человек. Конечно, все человеческое ему не чуждо и даже необходимо не только для контакта с подчиненными, но и для развития как личность, а не черствый сухарь, что мы часто видим в организации (руководителя, не интересующегося личными переживаниями и бедами сотрудников). Но должность руководителя подразумевает контроль над личными переживаниями.
Устройство вины противоположно обиде. Если я обидел кого-то, то восприятие внешних признаков обиды на его лице начинает меня терзать чувством вины. Причем, если я сам обидчив, то я предполагаю насколько обиженный страдает и от этого моя вина усиливается. Замечено, что обидчивые часто страдают от вины больше, чем необидчивые.
А носим в свою вину и обиду мы благодаря дару мышления. Непроизвольно возникающие мысли сами собой могут включать механизм активности, конструирующей вину в самых неподходящих ситуациях. Чем больше непроизвольности и спонтанности в мышлении, тем чаще вина всплывает в сознании, причиняя боль. Внешне вина не имеет особых признаков в экспрессии, жестах выражении лица, разве только страдающий от вины скажет, что виноват. Поэтому если мы попытаемся взглянуть изнутри на чувство вины, то увидим, что оно возникает вследствие непроизвольной, привычной активности, результаты которой могут быть описаны приблизительно следующим образом:
а) каким должен быть я или каким должно быть мое поведение в соответствии с ожиданиями другого. Мой ум автоматически конструирует модель, каким я должен быть. Здесь не существует точных критериев. На самом деле мне неизвестны Ожидания другого, я их создаю в соответствии с общими представлениями о том, чего другой ждёт от меня. Эта модель ожиданий может быть реальной, т. е. соответствовать хотя бы в ключевых моментах подлинным ожиданиям другого, но она может быть и совсем не такой, каковы ожидания другого;
б) восприятие собственного моего состояния или поведения здесь и теперь;
в) акт сличения модели ожидания с собственным поведением, в результате которого обнаруживается рассогласование, мучительность которого поддерживается обликом эмоции обиды на лице, в словах и поведениидругого.
Чем сильнее он обижен реально или в моем представлении, тем сильнее мое чувство вины. Эта дезинтеграция во мне мучительна, поскольку нервная система чувствительна к любым рассогласованиям в системе Я. Это страдание иррационально и подобно мистическому Хаосу, которого боялись
даже боги.
Этот разрыв между тем, каким я должен быть здесь и теперь, и тем, кто я есть, усиливается и подкрепляется; обиженный другой защищается от обиды примитивными и древними средствами, становится гневливым и агрессивным. Вина является страданием, непереносимым длительное время, и она ослабляется тем, что агрессия и гнев виноватого оттягивают энергию вины по более отработанной древней схеме защиты. Однако вина может порождать и другие механизмы психической защиты, ни один из которых не может устранить вину, а только временно ослабляет ее. Познание вины состоит в том, чтобы осознать эти три группы операций, совершаемых нашим умом (построение модели ожидания, представление о своем поведении и состоянии и акт сличения себя с этой меркой), и контролировать их. Тогда будет предотвращено появление этой эмоции или ослаблено ее протекание. Для этого нужно научиться контролировать указанные действия ума. Познание вины и признание ее побуждает нас просить прощения, так как это ослабляет страдание.
Стыд.
Еще Макиавелли Н. писал, что предводитель, глава не должен обладать такой эмоцией – на войне все средства хороши, хоть и с этической точки зрения это отвратительно. Стыд является сильной эмоцией, функциональное значение которой состоит в том, чтобы регулировать поведение человека в соответствии с нормами, зафиксированными в Я-концепции человека. Благодаря развитию самосознания и появлению стыда процесс социализации и воспитания детей ставится «на автомат».
Если удалось внедрить в представление о самом себе такое качество, как «я — умный», «я — правдивый», «я — щедрый», то носящий в себе эти критерии будет испытывать стыд всякий раз, когда окажется не совсем умным или вынужден будет солгать ради блага близких, или не сможетпроявить широты души,не пожертвовав последние деньги на
благотворительность.Всякий раз он будет испытывать внутреннюю разорванность от чувства стыда. Рассогласование Я-концепции со своим реальным поведением трансформируется в очень тяжелое переживание. Эмоция стыда способствует насильственной социализации человека, который под ударами стыда влечется к добродетели. Стыд поддерживается окружением из соображений его собственной безопасности и удобства. Мы уверены в том, что совестливый, стыдливый человек будет поступать даже во вред себе, лишь бы его поведение соответствовало внедренной в него Я-концепции. Здесь и теперь я должен в своем поведении, состоянии, положении в обществе, уровне исполнения роли, во внешности, в одежде, в способностях и многом другом соответствовать моей Я-концепции. Таков императив, нарушение которого наказывается стыдом. Незрелый человек не в состоянии выдержать тиранию стыда и чаще всего погибает. Экзистенциальный стыд охватывает все признаки, которые свойственны
человеку и которые он приписывает себе. Ядерное чувство неполноценности
порождается потерей базового доверия и отсутствия любви на первоначальных этапах развития человека. Ребенок, лишенный эмоциональных контактов, если он выживает и в дальнейшем является отвергнутым и ненужным, обузой для родителей, постепенно приобретает чувство глобального несоответствия тому, каким он должен быть. Это чувство хронического рассогласования порождает чувство неполноценности независимо от того, соответствует ли человек своей Я-концепции или нет. «Мне удалось решить эту трудную задачу, но это — случайность, я все равно глупый»; «Она восхищается мною, считает сильным и красивым, но это — заблуждение, вызванное тем, что она или глупа, или не понимает меня»; «Этот мужчина восхищался мною. Думаю, что это простое проявлениевежливости или благодарности воспитанного человека.
Ему не хотелось обижать меня, показав, насколько я неприятна». Экзистенциальный стыд представляет собой не обнаружение рассогласования между тем, каков я здесь и теперь, и Я-концепцией, а скорее общую негативную реакцию на ситуацию оценивания меня другими. Отрицательные оценки других настолько привычны, что независимо от того, как они меня оценивают сейчас, я автоматически воспринимаю эту оценку как неблагоприятную, отрицательную. Поскольку такое состояние невыносимо, то механической защиты замещают это неспецифическое чувство стыда конкретным. Так, например, этот общий стыд может замениться одним видом стыда, происходящим от рассогласования между реальной внешностью и неким эталоном. «Чем больше я вглядываюсь в свое лицо в зеркале, тем сильнее убеждение, что за внешне привлекательной внешностью скрывается безобразие» - говорят обычно люди с этим типом стыда. Экзистенциальный стыд подчас может иметь совершенно неожиданные проявления. Вместе с тем стыд является важной эмоцией, способствующей активному приспособлению человека к условиям общественной жизни. Стыд способствует углублению самопознания, фиксирует внимание человека на черте, являющейся предметом стыда. Если здесь и теперь мне стыдно, то важно почему. Стыд повышает чувствительность к оценкам других, так как в противном случае мы могли бы не обращать внимание на то, как нас оценивают другие. Противоборство стыду способствует развитию самоуважения, усиливает регуляцию поведения, а именно - обратную связь. Благодаря эмоции стыда человек развивает в себе способность оценивать последствия своих поступков в большей степени, чем если бы его просто контролировали другие. Таким образом эмоции стыда является необходимым условием развития индивидуальности. Однако если стыд толькопереживается, а не познается,
если мы не можем отделить его от себя и сделать предметом рассмотрения его природу, сущность, уходит из-под нашей власти, становится неконтролируемым.
Зависть, тщеславие, гордость
Если стыд рассматривается как культурно оправданная эмоция, то зависть
считается эмоцией низменной. Причем различают «белую» зависть, не замешанную на ненависти и скрытой враждебности, и «черную», которая густо замешана на ненависти и враждебности к тому, кто меня превосходит, если он еще «такой же, как и я», принадлежит к тому же слою общества, возрасту и полу. Разве в рабочем коллективе может быть атмосфера мира и дружелюбия, если там присутствует зависть, тщеславие, гордость? Таких людей редко принимает коллектив, а если и принимает, то происходит разбиение группы на «единомышленников». А организация должна работать как цельный механизм. Назовем элементы зависти или тщеславия:
а) он (или они) такой же, как я, по некоторым внешним, формальным признакам;
б) концентрация внимания на объекте сравнения;
в) зависть, если сравнение не в мою пользу, гордость - если наоборот. На этом же фоне возникает злорадство (если «у него хуже, чем у меня» и я испытываю превосходство за счет того, что плохо). Злорадство имеет ту же природу, что и зависть, но содержится еще и ущербная гордость тем, что не только у меня плохо, а есть люди, у которых так же плохо и, может быть, хуже. Злорадство—защита против зависти, ведь всегда можно найти тех, у которых хуже, чем у меня, хотя и у меня хуже, некоторого другого, о котором я думаю в данный момент. Злодейство происходит, когда я делаю кому-то хуже, чтобы испытать превосходство. Это-не абстрактное производство зла, а конкретное действие, направленное на другого, которого
я знаю и отношусь к нему определенным образом.
Нетрудно понять, что из одного привычного акта сравнения извлекаются весьма различные эмоции-зависть, гордость, тщеславие, злорадство, и это происходит в зависимости от ситуации и установки человека. Если бы я отказался от сравнения или полностью отделил себя от его результатов и не придавал им значения, то эти эмоции были бы убиты в зародыше, еще до их возникновения, и мне не надо было бы бороться против них, показывая, что я не завидую, не испытываю злорадства и т. д. Наше окружение, правда, не запрещает нам гордиться и быть тщеславными, так как гордость считается вполне приемлемой эмоцией. Но я не могу отказаться от сравнения по многим причинам. Сравнение является основной умственной операцией, посредством которой работает мышление и познание. Все свойства объектов постигаются в сравнении. На результатах операции сравнения основываются и другие умственные действия: абстрагирование, обобщение, классификация, построение серий, оценка и др. Отказавшись от сравнения, я подавил бы и работу мысли. Сравнение привычно, так как является движущей силой культуры, в которую явплетен бесчисленными нитями. С момента как человек стал обмениваться продуктами своего труда, уже в натуральном обмене он должен был сравнивать количество труда, воплощенного в предметы обмена, а не только интересоваться потребностями, которые удовлетворяются приобретаемой вещью. Современная культура черпает свою энергию из реакций людей на сравнение, которое приобретает глобальный характер; сравнивается даже красота и истина. Дальше уже некуда...
Поскольку из сравнения часто извлекаются приятные эмоции, например, гордость, превосходство, ощущение своей исключительности, которые ранее индуцированы взрослыми, то мне трудно может даже невозможно отказаться
от сравнения,хотя эти же сравнения с не меньшей неуклонностьюбудут вызывать зависть, тщеславие, злорадство, чувство неполноценности.
Неукротимое стремление человека сравнивать себя и других: постоянно поддерживается духом соперничества, свойственного культуре. Он порождает стремление превосходства над другим, так как общество награждает первенство, в какой бы сфере они ни возникало, о чем свидетельствует книга рекордов Гиннеса. Враждебность, порождаемая соперничеством, побуждает сохранение бдительности и постоянное сравнение своих возможностей. Страх перед успехом часто является следствием уверенности, чти твой успех пробуждает зависть и враждебность со стороны других, вовлеченных в соперничество. В этих условиях, как успех, так и неудача опасны. При неудаче меня сомнут, а при успехе объединятся в борьбе против меня. Отказ же от соперничества в условиях нашей культуры часто, по мнению Карен Хорни, способствует формированию чувства неуверенности и даже неполноценности, когда человек отказывается признавать в себе даже имеющиеся у него положительные черты. Этот страх может был ослаблен при обучении адекватно применять сравнение. Сравнение должно быть уместным, иначе оно вместо ориентировки и уверенности порождает конфликт.
Гордясь, завидуя, злорадствуя, тщеславясь, мы участвуем и нашем культурном процессе, построенном на сравнении. Поэтому познание этих эмоций всегда потребует ответа на вопрос: «По каким пунктам, признакам, свойствам сравниваю я себя с другими, лишаю себя согласия с самим собой и лишаю покоя других, вовлекая в гонку у которой нет финиша?» Зависть разрушает все на своем пути, нужна ли она нам?
Страх
Страх руководителя сравним с крахом самой организации. Ведь хуже нет
трусливого и нерешительного руководителя. Без риска и порой принятия кардинальных решений организация не сможет двигаться вперед.
Руководитель должен быть лидером, вести за собой людей, зажигать их общей идеей.
Как говорил Аверченко Л.К.: «Коллектив составляют люди с разными интересами, ценностями и пристрастиями. Их сплачивают не только единые цели, но и эмоции».
Страх может быть полностью уничтожен, если мы прекратим прогностическую активность ума. Но тогда уменьшается и шанс на выживание. Кроме того, стремление предвидеть настолько срослось с нашей активностью, превратилось в такую прочную привычку, что мы не в состоянии, подавить усилием воли.
Итак, источниками страха являются:
а) предвидение страдания, против которого имеющаяся защита неэффективна: невозможно ни убежать, ни ослабить страдание;
б) осозна