Тема №3. Методы, приводящие к построению многомерных шкал.

Аудиторная работа: 6 часов

Самостоятельная работа: 8 часов подготовка к практическому занятию, обработка и анализ результатов, написание отчета

Использование процедуры факторного анализа для построения субъективного психологического пространства. Освоение понятия многомерное субъективное пространство. Знакомство с различными процедурами, приводящими к построению матрицы смешения субъективных оценок. Знакомство с логикой получения и трансформации данных, подвергающихся факторному анализу. Обучение навыкам работы с процедурой “факторный анализ” в статистической системе Stadia или SPSS. Приобретение навыка самостоятельного планирования измерительной процедуры. Освоение методов сбора данных и обработки индивидуальных/групповых результатов на компьютере. Приобретение навыка выделения и интерпретации полученных факторов и построения геометрической модели психологического пространства.

Метрическое и неметрическое многомерное шкалирование. Освоение понятия многомерное субъективное пространство. Знакомство с различными процедурами, приводящими к построению матрицы смешения субъективных оценок. Знакомство с алгоритмами метрического и неметрического многомерного шкалирования. Обучение навыкам работы с процедурой “многомерное шкалирование” в статистической системе Stadia или SPSS. Приобретение навыка выделения и интерпретации полученных шкал-факторов и построения геометрической модели психологического пространства.

Основная литература:

1. Гусев А.Н. Измерение в психологии: общий психологический практикум. М.: УМК «Психология», 2003, 2005.

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Колл. автор.: Крылова А.А., Маничева С.А. СПб: Питер, 2002.

3. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.

4. Эксперимент. Психологический практикум. Богданова Т.Г. и др. М.: Аспект Пресс, 2002.

Дополнительная литература:

1. Балин В.Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. СПб: 2004.

2. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике М.: МПСИ, 2003.

3. Романов К.М. Практикум по общей психологии. М.: МПСИ, 2002.

Тема №4. Метод беседы в психологии

Значение метода беседы. Метод беседы и проблема общения в психологии. Анализ ситуации проведения беседы. Основные типы бесед в исследовании личности. Структура беседы. Вербальное общение в процессе беседы. Невербальное общение в процессе беседы.

Аудиторная работа: 4 часов

Самостоятельная работа: 4 часов подготовка к практическому занятию, обработка и анализ результатов, написание отчета

Основная литература:

1. Метод беседы в психологии. Уч. пос. Ред.-сост. А.М. Айламазьян, -М., Смысл, 1999, -222с.

2. Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии»./ отв. ред. А.М. Айламазьян, -М., УМК «Психология», 2000, -480с.(ридер)

Дополнительная литература:

1 Казанская АВ. О чем говорит речь? // Московский психотерапевтический журнал. 1996, №2.

2 Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.
Абрамова Г.С. Практическая психология Учебник для студентов — М : Академический Проект, 2003. — 496 с.

Тема №5. Беседа в психологическом консультировании. Метод интервью в исследовании личности.

Цели и задачи психологического консультирования. Определение и построение эффективной модели консультативного процесса. Классификация видов психологического консультирования в зависимости от задач, числа клиентов, числа консультантов, решаемых проблем. Диагностическое интервью. Нарративное интервью. Степень структуризации интервью в зависимости от задач психолога.

Аудиторная работа: 4 часов

Самостоятельная работа: 6 часов самостоятельная подготовка: чтение основной и дополнительной литературы, подготовка плана и текста диагностической беседы (интервью).

Основная литература:

1. Метод беседы в психологии. Уч. пос. Ред.-сост. А.М. Айламазьян, -М., Смысл, 1999, -222с.

2. Меновщиков, В. Ю. Введение в психологическое консультирование / Меновщиков В. Ю. - 2-е изд., стер. - М. : Смысл, 2000. - 107 с (ридер)

3. Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии»./ отв. ред. А.М. Айламазьян, -М., УМК «Психология», 2000, -480с.(ридер)

Дополнительная литература:

1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. М., 2001.

2. Глэддинг С. Психологическое консультирование. - СПб.: Питер, 2002.

3. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4 М. 1993-4. N 3-4. С. 34-43

4. Колесникова Г.И. Психологический практикум по консультированию. -Учебное пособие - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 318 с.: ил.- (Высшее образование). 1995.

5. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии, 1990, N° 3.

6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999.

7. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. - СПб., Питер. 2006.

8. Троцук, И.В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках / И.В. Троцук // Вестник РУДН. Серия Социология, 2004. – №6-7. – С. 56-74.

Тема №6. Психотерапевтическая беседа. Особенности психотерапевтической беседы в зависимости от направления психотерапии. Этапы психотерапевтической беседы.

Аудиторная работа: 4 часов

Самостоятельная работа: 6 часов подготовка к практическому занятию, обработка и анализ результатов, написание отчета

.

Основная литература:

1. Метод беседы в психологии. Уч. пос. Ред.-сост. А.М. Айламазьян, -М., Смысл, 1999, -222с.

2. Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии»./ отв. ред. А.М. Айламазьян, -М., УМК «Психология», 2000, -480с.(ридер)

Дополнительная литература:

1. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. — М.: Никколо-Медиа, 2001. - 320 с.

2. Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии. — К.: Ника-Центр; М.: Алетейа, 1999. — 320 с.

3. Методы современной психотерапии : учебное пособие / сост. Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова. — М.: «Класс», 2001. — 480 с.

4. Приказ Минздрава РФ от 16.09.2003 N 438 «О психотерапевтической помощи»

5. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М.. 2000.

Наши рекомендации