Тема 1. Методология и программа социально-психологического исследования

Очная форма обучения

· 2014 год набора

Заочная форма обучения

· 2014 год набора

5. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Методология и программа социально-психологического исследования

Методология как система принципов, подходов к изучаемому объекту, интерпретации фактов, построения теории, организации исследования.

Три уровня методологии:

· Общая методология – общий философский подход, принцип, способ познания.

· Специальная или частная методология – реализация общефилософских принципов при исследовании специфического предмета.

· Третий уровень: методология как совокупность методов, конкретных методик исследования, технических приемов и процедур.

Три уровня исследования:

· эмпирический,

· теоретический,

· методологический.

Программа исследования как теоретико-методологическая основа социально-психологических процедур: сбора, обработки и анализа данных. Методологический раздел программы. Постановка проблемы. Определение цели исследования и его основных задач. Определение объекта и предмета исследования. Интерпретация и операционализация основных понятий. Предварительный системный анализ объекта исследования. Выдвижение рабочих гипотез.

Процедурный раздел программы. Принципиальный (стратегический) план исследования: поисковый, описательный, экспериментальный. Составление выборки. Описание основных процедур сбора, обработки и анализа данных.

Содержание отчета, диссертации.

Тема 2. Классификация методов исследования в социальной психологии

Классификация психологических методов – отражение истории развития и становления психологии как науки. Классификация методов психологического исследования С.Л. Рубинштейна, Б.Д. Парыгина, В.Е. Семенова и Е.С. Кузьмина.

Организационные методы как стратегии исследования.

Сравнительный метод организации исследования, позволяющий сопоставить различные типы групп, уровни развития личности и группы, социально-психологические характеристики представителей тех или иных социальных, возрастных, профессиональных и пр. групп, а также самих групп.

Лонгитюдный метод организации исследования, предполагающий непрерывное прослеживание психологических и/или социально-психологических характеристик личности и группы в течение длительного промежутка времени.

Комплексный метод организации исследования.

Современные тенденции в применении методов: системность, комплексность, формализация и стандартизация, математизация, применение технических средств.

Тема 3. Метод наблюдения

Наблюдение – целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Возможности и органичения метода наблюдения.

Виды наблюдения: сплошное и выборочное, включенное и невключенное, открытое и скрытое, случайное и систематическое, констатирующее и оценивающее, полевое и лабораторное, стандартизованное и нестандартизованное. Самонаблюдение. Классификация видов наблюдения по направленности, полноте, позиции наблюдателя, форме записи, ограничениям, вводимым наблюдателем.

Общая процедура наблюдения. Проблемы объективности и достоверности результатов наблюдения. Пути повышения объективности: единство терминологии, единство избранных критериев и их градации, увеличение количества наблюдателей-экспертов и т.д.

Основные ошибки наблюдения: логическая ошибка, профессиональные, этнические и поло-ролевые стереотипы, эффекты ореола, снисхождения, центральной тенденции, порядка, контраста, первого впечатления

Качества личности (Г.Олпорт), обусловливающие точность наблюдения. Наблюдательность как свойство личности.

Техника наблюдения. Применение схем наблюдения (А.С.Залужный, Р.Бейлз и др.).

Ограничения применения метода наблюдения: субъективность результатов наблюдения, возможность искажения и потери существенной информации и т.д.

Тема 4. Эксперимент.

Роль экспериментального метода в сближении психологии и естественных наук. Цель эксперимента – проверка или доказательство гипотезы о существовании какой-либо связи между фактами. Виды экспериментов: лабораторный – его значение, достоинства и недостатки; естественный – его особенности, достоинства и недостатки в сравнении с лабораторным.

Виды переменных в эксперименте: зависимая переменная – фактор, изменения которой вызывает независимая переменная. Типичные стратегии организации эксперимента.

Доэкспериментальные планы исследования: исследование единичного случая, предварительное и итоговое тестирование, выполненное на одной группе, сравнение статистических групп. План исследования с контрольной группой и тестированием только после воздействия, план с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой.

Характеристика экспериментальной ситуации.

Тема 6. Тестирование

Краткая история развития тестологии. Тест как «испытание».

Основные требования к тестам. Надежность, точность и устойчивость процедуры измерения, ее независимость от случайных факторов.

Валидность: концептуальная, содержательная, критериальная и др.

Стандартизация теста и процедуры тестирования. Границы адекватности и корректность использования тестов.

Классификация тестов: индивидуальные и групповые, бланковые, аппаратурные и предметные, устные, письменные и требующие практического действия, гомогенные и гетерогенные, изолированные и комплексные (батареи /системы/) тестов, общедиагностические, профессиональной пригодности, специальных способностей и тесты достижений, прожективные.

Достоинства тестов. Ограничения в применении тестов.

Тема 8. Социометрия.

Работы Дж. Морено в области диагностики малых групп. Назначение социометрической процедуры. Основные формы социометрической процедуры: параметрическая и непараметрическая. Социометрическое ограничение. Виды социометрических критериев: деловые, досуговые, экстремальные, двойные, ролевые (одинарные), коммуникативные, гностические, официальные и неофициальные, дихотомические. Требования к социометрическим критериям.

Свойства критериев: значимость (сила и устойчивость). Социометрическая карточка. Социоматрица. Социограмма, ее виды (произвольная, локограммная, концентрическая). Социометрические индексы (персональные, групповые).

Достоинства и недостатки метода.

Тема 10. Контент-анализ

Контент-анализ – метод качественно-количественного изучения содержания документов. История метода. Рассмотрение документа как сообщения, которое выполняет коммуникативную роль. Формула коммуникации Г.Лассуэла.

Программа контент-анализа. качественные (слово, суждение, тема, персонаж, автор, целое сообщение или публикация) и количественные (количество пространства и времени в сообщении, частота информации, объем, содержание, знак, тип материала) единицы контент-анализа.

Основные области применения контент-анализа. Изучение через сообщение их создателей, содержания сообщения, средств коммуникации, респондентов коммуникации, эффектов воздействия и др.

Применение контент-анализа при изучении общественного мнения, в рекламе и других сферах социальной жизни. Сильные и слабые стороны метода.

Тема 11. Фокус-группа

Метод фокус-групп, базовый групповой метод качественного анализа, – групповое интервью в форме дискуссии. Сферы применения фокус-групп. Преимущества и ограничения фокус-групп.

Проблема валидности результатов. Два вида валидности: очевидная, предсказательная.

Социально-психологические характеристики фокус-групп.

Планирование фокус-группы и подбор ее участников. Процедура и методические приемы фокус-группы. Составление сценария фокус-группы и плана интервью.

Роль ведущего фокус-группы. Стратегии модератора на разных этапах фокус-группы. Организация работы фокус-группы. Анализ данных.

План практических (семинарских) занятий

№ п/п Наименование тем дисциплины Содержание (вопросы для подготовки, задания) практических (семинарских) занятий, литература для подготовки к занятиям Форми-руемые компе-тенции Формы контроля усвоения знаний
  Метод наблюдения Основные вопросы Возможности и ограничения метода наблюдения. Виды наблюдения. Классификация видов наблюдения по направленности, полноте, позиции наблюдателя, форме записи, ограничениям, вводимым наблюдателем. Проблемы объективности и достоверности результатов наблюдения. Пути повышения объективности. Основные ошибки наблюдения. Качества личности (Г.Олпорт), обусловливающие точность наблюдения. Наблюдательность как свойство личности. ПК-1-8, 12, 13, 16 Доклады, обсуждение, круглый стол.
  Эксперимент Основные вопросы Роль экспериментального метода в сближении психологии и естественных наук. Виды экспериментов. Виды переменных в эксперименте. Типичные стратегии организации эксперимента. Доэкспериментальные планы исследования. План исследования с контрольной группой и тестированием только после воздействия, план с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой. Характеристика экспериментальной ситуации. ПК-1-8, 12, 13, 16 Доклады, обсуждение, круглый стол.
  Опросные методы. Анкета. Интервью. Беседа Основные вопросы Виды анкет. Требования к вопросам анкет. Основные виды интервью. Основные фазы ведения интервью. Требования к личности интервьюера. Типы «трудных» респондентов. Беседа и ее функции. Открытые, закрытые и косвенные формы вопросов. Типы собеседников. Требования к психологу при проведении беседы. Достоинства и ограничения опросных методов. ПК-1-8, 12, 13, 16 Доклады, обсуждение, круглый стол.
  Тестирование Основные вопросы Краткая история развития тестологии. Основные требования к тестам. Надежность, точность и устойчивость процедуры измерения, ее независимость от случайных факторов. Валидность: концептуальная, содержательная, критериальная и др. Стандартизация теста и процедуры тестирования. Границы адекватности и корректность использования тестов. Классификации тестов. Достоинства тестов. Ограничения в применении тестов. ПК-1-8, 12, 13, 16 Доклады, обсуждение, круглый стол.
  Биографические методы Основные вопросы Проблема жизненного пути человека. Основные источники биографического метода. Биографическая анкета, анамнез. Анализ личных документов. Автобиография (хроника, самоуправление, исповедь, самоанализ). Дневники, письма. Методы их анализа и интерпретации. Биографические опросники. Проективные методы исследования биографии. Изучение биографии семьи как способ семейной психотерапии и практической психологической помощи. Методы генограммы как метод изучения семейной истории и коррекции семейных конфликтов. ПК-1-8, 12, 13, 16 Доклады, обсуждение, круглый стол.
  Социометрия. Основные вопросы Виды социометрических критериев. Социометрическая карточка. Социоматрица. Социограмма, ее виды. Социометрические индексы (персональные, групповые). Достоинства и недостатки метода. ПК-1-8, 12, 13, 16 Доклады, обсуждение, круглый стол.
  Экспертная оценка. Оценочная биполяризация Основные вопросы Рейтинг. Метод оценки третьих лиц компетентными лицами (экспертами). Процедура рейтинга: Групповая оценка личности (ГОЛ) как разновидность рейтинга, сферы ее практического применения. Оценочная биполяризация (семантический дифференциал, полярные профили) как система оценки человека по степени подобия его окружающим или противопоставления себя другим. Практическое применение списков прилагательных в психологических исследованиях. ПК-1-8, 12, 13, 16 Доклады, обсуждение, круглый стол.
  Контент-анализ Основные вопросы История метода. Рассмотрение документа как сообщения, которое выполняет коммуникативную роль. Формула коммуникации Г.Лассуэла. Программа контент-анализа. Качественные и количественные единицы контент-анализа. Основные области применения контент-анализа. Применение контент-анализа при изучении общественного мнения, в рекламе и других сферах социальной жизни. Сильные и слабые стороны метода. ПК-1-8, 12, 13, 16 Доклады, обсуждение, круглый стол.
  Фокус-группа Основные вопросы Сферы применения фокус-групп. Преимущества и ограничения фокус-групп. Проблема валидности результатов. Виды валидности. Социально-психологические характеристики фокус-групп. Планирование фокус-группы и подбор ее участников. Процедура и методические приемы фокус-группы. Составление сценария фокус-группы и плана интервью. Роль ведущего фокус-группы. Стратегии модератора на разных этапах фокус-группы. Организация работы фокус-группы. Анализ данных. ПК-1-8, 12, 13, 16 Доклады, обсуждение, круглый стол.

Образовательные технологии

Очная форма обучения

· 2014 год набора

Заочная форма обучения

· 2014 год набора

5. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Методология и программа социально-психологического исследования

Методология как система принципов, подходов к изучаемому объекту, интерпретации фактов, построения теории, организации исследования.

Три уровня методологии:

· Общая методология – общий философский подход, принцип, способ познания.

· Специальная или частная методология – реализация общефилософских принципов при исследовании специфического предмета.

· Третий уровень: методология как совокупность методов, конкретных методик исследования, технических приемов и процедур.

Три уровня исследования:

· эмпирический,

· теоретический,

· методологический.

Программа исследования как теоретико-методологическая основа социально-психологических процедур: сбора, обработки и анализа данных. Методологический раздел программы. Постановка проблемы. Определение цели исследования и его основных задач. Определение объекта и предмета исследования. Интерпретация и операционализация основных понятий. Предварительный системный анализ объекта исследования. Выдвижение рабочих гипотез.

Процедурный раздел программы. Принципиальный (стратегический) план исследования: поисковый, описательный, экспериментальный. Составление выборки. Описание основных процедур сбора, обработки и анализа данных.

Содержание отчета, диссертации.

Наши рекомендации