И (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Этапы формирования компетенций | Процедуры оценивания компетенций | ||||
1. Формирование знаний | Собеседование по результатам прохождения практики; Проверка отчетной документации. | ||||
2. Формирование умений | Собеседование по результатам прохождения практики; Проверка отчетной документации. | ||||
3. Формирование навыков | Собеседование по результатам прохождения практики; Проверка отчетной документации. | ||||
Код и формулировка компетенции по ФГОС | Содержание компетенции | Процедуры оценивания компетенции | |||
ПК-1: способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности; | Знает особенности реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности | Собеседование по результатам прохождения практики; Проверка отчетной документации. | |||
Умеет реализовать стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности | Собеседование по результатам прохождения практики; Проверка отчетной документации. | ||||
Владеет навыками реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности | Собеседование по результатам прохождения практики; Проверка отчетной документации. | ||||
ПК-2: способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей | Знает особенности отбора и применения психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико- статистической обработкой данных и их интерпретацией | Собеседование по результатам прохождения практики; Проверка отчетной документации. | |||
математико- | Умеет отбирать и применять | Собеседование по | |||
статистической | психодиагностические методики, | результатам | |||
обработкой данных и их | адекватные целям, ситуациям и | прохождения | |||
интерпретацией; | контингенту респондентов с | практики; | |||
последующей математико- | Проверка отчетной | ||||
статистической обработкой данных и | документации. | ||||
их интерпретацией | |||||
Владеет навыками отбора и | Собеседование по | ||||
применения психодиагностических | результатам | ||||
методик, адекватных целям, ситуации | прохождения | ||||
и контингенту респондентов с | практики; | ||||
последующей математико- | Проверка отчетной | ||||
статистической обработкой данных и | документации. | ||||
их интерпретацией | |||||
Знает особенности осуществления | Собеседование по | ||||
стандартных базовых процедур | результатам | ||||
оказания индивиду, группе, | прохождения | ||||
ПК-3: способность к осуществлению стандартных базовых | организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий | практики; Проверка отчетной документации. | |||
Собеседование по результатам прохождения практики; Проверка отчетной документации. | |||||
процедур оказания | Умеет осуществлять стандартных | ||||
индивиду, группе, | базовых процедур оказания индивиду, | ||||
организации | группе, организации психологической | ||||
психологической помощи | помощи с использованием | ||||
с использованием | традиционных методов и технологий | ||||
традиционных методов и технологий; | |||||
Владеет навыками осуществления стандартных базовых процедур | Собеседование по результатам | ||||
оказания индивиду, группе, | прохождения | ||||
организации психологической помощи | практики; | ||||
с использованием традиционных | Проверка отчетной | ||||
методов и технологий | документации. | ||||
Знает особенности выявления | Собеседование по | ||||
специфики психического | результатам | ||||
функционирования человека с учётом | прохождения | ||||
ПК-4: способность к | особенностей возрастных этапов, | практики; | |||
выявлению специфики | кризисов развития и факторов риска, | Проверка отчетной | |||
психического | его принадлежности к гендерной, | документации. | |||
функционирования | этнической, профессиональной и | ||||
человека с учётом | другим социальным группам | ||||
особенностей возрастных | Умеет выявлять специфику | Собеседование по | |||
этапов, кризисов развития | психического функционирования | результатам | |||
и факторов риска, его | человека с учётом особенностей | прохождения | |||
принадлежности к | возрастных этапов, кризисов развития | практики; | |||
гендерной, этнической, | и факторов риска, его принадлежности | Проверка отчетной | |||
профессиональной и | к гендерной, этнической, | документации. | |||
другим социальным | профессиональной и другим | ||||
группам; | социальным группам | ||||
Владеет навыками выявления | Собеседование по | ||||
специфики психического | результатам | ||||
функционирования человека с учётом | прохождения | ||||
особенностей возрастных этапов, | практики; | ||||
кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам | Проверка отчетной документации. | ||||
Знает особенности применения | Собеседование по | ||||
психологической диагностике, | результатам | ||||
прогнозирования изменений и | прохождения | ||||
динамики уровня развития | практики; | ||||
познавательной и мотивационно- | Проверка отчетной | ||||
волевой сферы, самосознания, | документации. | ||||
психомоторики, способностей, | |||||
характера, темперамента, | |||||
ПК-5: способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики | функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека | ||||
Умеет применять психологическую диагностику, прогнозирования изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека | Собеседование по результатам прохождения практики; Проверка отчетной документации. | ||||
уровня развития | |||||
познавательной и | |||||
мотивационно-волевой | |||||
сферы, самосознания, | |||||
психомоторики, | |||||
способностей, характера, | |||||
темперамента, | |||||
функциональных | |||||
состояний, личностных | |||||
черт и акцентуаций в | |||||
норме и при психических | |||||
отклонениях с целью | |||||
гармонизации психического функционирования человека; | |||||
Владеет навыками психологической диагностики, прогнозирования изменений и динамики уровня развития познавательной и | Собеседование по результатам прохождения практики; | ||||
мотивационно-волевой сферы, | Проверка отчетной | ||||
самосознания, психомоторики, | документации. | ||||
способностей, характера, | |||||
темперамента, функциональных | |||||
состояний, личностных черт и | |||||
акцентуаций в норме и при | |||||
психических отклонениях с целью | |||||
гармонизации психического | |||||
функционирования человека | |||||
ПК-6: способностью к | Собеседование по | ||||
постановке | Знает особенности постановки | результатам | |||
профессиональных задач в | профессиональных задач в области | прохождения | |||
области научно- | научно-исследовательской и | практики; | |||
исследовательской и | практической деятельности | Проверка отчетной | |||
практической | документации. | ||||
деятельности; | Умеет ставить профессиональные | Собеседование по | |||
задачи в области научно- | результатам | ||||
исследовательской и практической деятельности | прохождения практики; | ||||
Проверка отчетной | |||||
документации. | |||||
Собеседование по | |||||
Владеет навыками постановки | результатам | ||||
профессиональных задач в области | прохождения | ||||
научно-исследовательской и | практики; | ||||
практической деятельности | Проверка отчетной | ||||
документации. | |||||
Знает особенности проведения | Собеседование по | ||||
психологических исследований на | результатам | ||||
основе применения | прохождения | ||||
общепрофессиональных знаний и | практики; | ||||
ПК-7: способностью к участию в проведении психологических | умений в различных научных и научно-практических областях психологии | Проверка отчетной документации. | |||
Умеет проводить психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии | Собеседование по результатам прохождения практики; Проверка отчетной документации. | ||||
исследований на основе | |||||
применения | |||||
общепрофессиональных | |||||
знаний и умений в | |||||
различных научных и | |||||
научно-практических областях психологии; | |||||
Владеет навыками проведения психологических исследований на | Собеседование по результатам | ||||
основе применения | прохождения | ||||
общепрофессиональных знаний и | практики; | ||||
умений в различных научных и | Проверка отчетной | ||||
научно-практических областях | документации. | ||||
психологии | |||||
Собеседование по | |||||
Знает особенности проведения | результатам | ||||
стандартного прикладного | прохождения | ||||
исследования в определённой области | практики; | ||||
психологии | Проверка отчетной | ||||
документации. | |||||
ПК-8: способностью к | Умеет проводить стандартное прикладное исследование в определённой области психологии | Собеседование по | |||
проведению стандартного | результатам | ||||
прикладного исследования | прохождения | ||||
в определённой области | практики; | ||||
психологии; | Проверка отчетной | ||||
документации. | |||||
Собеседование по | |||||
Владеет навыками проведения | результатам | ||||
стандартного прикладного | прохождения | ||||
исследования в определённой области | практики; | ||||
психологии | Проверка отчетной | ||||
документации. | |||||
ПК-9: способностью к | Знает особенности реализации | Собеседование по | |||
реализации базовых | базовых процедур анализа проблем | результатам | |||
процедур анализа проблем | человека, социализации индивида, | прохождения | |||
человека, социализации | профессиональной и образовательной | практики; | |||
индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей | деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях Умеет реализовать базовые процедуры | Проверка отчетной документации. | |||
Собеседование по | |||||
с ограниченными | анализа проблем человека, | результатам | |||
возможностями, в том | социализации индивида, | прохождения | |||
числе и при различных | профессиональной и образовательной | практики; | |||
заболеваниях; | деятельности, функционированию | Проверка отчетной | |||
людей с ограниченными | документации. | ||||
возможностями, в том числе и при | |||||
различных заболеваниях | |||||
Владеет навыками реализации базовых | Собеседование по | ||||
процедур анализа проблем человека, | результатам | ||||
социализации индивида, | прохождения | ||||
профессиональной и образовательной | практики; | ||||
деятельности, функционированию | Проверка отчетной | ||||
людей с ограниченными | документации. | ||||
возможностями, в том числе и при | |||||
различных заболеваниях | |||||
Знает особенности проектирования, | Собеседование по | ||||
реализации и оценки учебно- | результатам | ||||
воспитательного процесса, | прохождения | ||||
образовательной среды при | практики; | ||||
подготовке психологических кадров с | Проверка отчетной | ||||
ПК-10: способностью к | учетом современных активных и | документации. | |||
проектированию, | интерактивных методов обучения и | ||||
реализации и оценке | инновационных технологий | ||||
учебно-воспитательного | Умеет проектировать, и оценивать | Собеседование по | |||
процесса, образовательной | учебно-воспитательного процесс, | результатам | |||
среды при подготовке | образовательной среды при | прохождения | |||
психологических кадров с | подготовке психологических кадров с | практики; | |||
учетом современных | учетом современных активных и | Проверка отчетной | |||
активных и интерактивных | интерактивных методов обучения и | документации. | |||
методов обучения и | инновационных технологий Владеет навыками проектирования, | ||||
инновационных | Собеседование по | ||||
технологий; | реализации и оценки учебно- | результатам | |||
воспитательного процесса, | прохождения | ||||
образовательной среды при | практики; | ||||
подготовке психологических кадров с | Проверка отчетной | ||||
учетом современных активных и | документации. | ||||
интерактивных методов обучения и | |||||
инновационных технологий | |||||
ПК-11: способностью к | Знает особенности использования | Собеседование по | |||
использованию | дидактических приёмов при | результатам | |||
дидактических приёмов | реализации стандартных | прохождения | |||
при реализации | коррекционных, реабилитационных и | практики; | |||
стандартных | обучающих программ по оптимизации | Проверка отчетной | |||
коррекционных, | психической деятельности человека | документации. | |||
реабилитационных и | Умеет использовать дидактические | Собеседование по | |||
обучающих программ по | приёмы при реализации стандартных | результатам | |||
оптимизации психической | коррекционных, реабилитационных и | прохождения | |||
деятельности человека; | обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека | практики; Проверка отчетной | |||
документации. | |||||
Владеет навыками использования | Собеседование по | ||||
дидактических приёмов при | результатам | ||||
реализации стандартных | прохождения | ||||
коррекционных, реабилитационных и | практики; | ||||
обучающих программ по оптимизации | Проверка отчетной | ||||
психической деятельности человека | документации. | ||||
Собеседование по | |||||
Знает особенности просветительской | результатам | ||||
деятельности среди населения с целью | прохождения | ||||
повышения уровня психологической | практики; | ||||
культуры общества | Проверка отчетной | ||||
ПК-12: способностью к | документации. | ||||
просветительской | Собеседование по | ||||
деятельности среди | Умеет организовать просветительскую | результатам | |||
населения с целью | деятельность среди населения с целью | прохождения | |||
повышения уровня | повышения уровня психологической | практики; | |||
психологической культуры | культуры общества | Проверка отчетной | |||
общества; | документации. | ||||
Собеседование по | |||||
Владеет навыками просветительской | результатам | ||||
деятельности среди населения с целью | прохождения | ||||
повышения уровня психологической | практики; | ||||
культуры общества | Проверка отчетной | ||||
документации. | |||||
Знает особенности проведения работ с | Собеседование по | ||||
персоналом организации с целью | результатам | ||||
отбора кадров и создания | прохождения | ||||
ПК-13: способностью к проведению работ с персоналом организации с | психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса | практики; Проверка отчетной документации. | |||
Собеседование по результатам прохождения практики; Проверка отчетной документации. | |||||
целью отбора кадров и | Умеет проводить работы с персоналом | ||||
создания | организации с целью отбора кадров и | ||||
психологического | создания психологического климата, | ||||
климата, способствующего | способствующего оптимизации | ||||
оптимизации | производственного процесса | ||||
производственного процесса; | |||||
Владеет навыками проведения работ с персоналом организации с целью | Собеседование по результатам | ||||
отбора кадров и создания | прохождения | ||||
психологического климата, | практики; | ||||
способствующего оптимизации | Проверка отчетной | ||||
производственного процесса | документации. | ||||
ПК-14: способностью к | Знает особенности реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп | Собеседование по результатам прохождения практики; Проверка отчетной документации. | |||
реализации | |||||
психологических | |||||
технологий, | |||||
ориентированных на | |||||
личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп; | |||||
Умеет применять психологические технологии, ориентированные на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп | Собеседование по результатам прохождения практики; Проверка отчетной документации. | ||||
Владеет навыками реализации | Собеседование по результатам прохождения практики; Проверка отчетной документации. | ||||
психологических технологий, | |||||
ориентированных на личностный рост | |||||
сотрудников организации и охрану | |||||
здоровья индивидов и групп | |||||
Знает особенности осуществления | Собеседование по результатам прохождения практики; Проверка отчетной документации. | ||||
стандартных базовых процедур | |||||
оказания семье психологической | |||||
помощи с использованием | |||||
ПК-15: способностью к | традиционных методов и технологий | ||||
осуществлению стандартных базовых процедур оказания семье психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий. | |||||
Умеет применять стандартные базовые процедуры оказания семье психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий | Собеседование по результатам прохождения практики; Проверка отчетной документации. | ||||
Владеет навыками осуществления стандартных базовых процедур оказания семье психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий | Собеседование по результатам прохождения практики; Проверка отчетной документации. | ||||
Более подробно фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике представлен в Приложении к программе практики.
XI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Учебно-методическим обеспечением работы обучающихся на учебной практике (по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) являются:
1. учебная литература по освоенным ранее профильным дисциплинам (см. далее список основной и дополнительной литературы);
2. нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия (организации), на котором проходит учебную практику (по получению первичных профессиональных умений и навыков) обучающийся;
3. методические разработки для обучающихся, определяющие порядок прохождения и содержание учебной практики (по получению первичных профессиональных умений и навыков).
В процессе организации практики руководителями от выпускающей кафедры и руководителем от предприятия (организации) должны применяться современные образовательные и научно-производственные технологии.
1. Мультимедийные технологии, для чего ознакомительные лекции и
инструктаж обучающихся во время практики проводятся в помещениях, оборудованных экраном, видеопроектором, персональными компьютерами. Это позволяет руководителям и специалистам предприятия (организации) экономить время, затрачиваемое на изложение необходимого материала и увеличить его объем.
2. Дистанционная форма консультаций во время прохождения конкретных этапов учебной практики и подготовки отчета.
3. Компьютерные технологии и программные продукты, необходимые для сбора и систематизации технико-экономической и финансовой информации, разработки планов, проведения требуемых программой практики расчетов и т.д.
XII. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
А) Основная литература
1. Гуревич П. Введение в профессию (психология). Учебник для бакалавров. – М. : Инфра-М, 2015. – 415 с.
2. Заер Э.Ф. Психология профконсультирования: метод.пособие. – М.: Академия, 2014. – 224 с.
3. Немов Р.С. Психологическое консультирование. – М. :Юрайт, 2014. - 575 с. 4. 4. 4.Носс И.Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров. – М. Юрайт, 2013. – 439с 5.Одинцова О.В. Профессиональная этика. – М. : Академия, 2014. – 143 с.
6.Организационная психология : Учебник / под общей редакцией А.Б. Леоновой. – М. : НИЦ ИНФРА. – М, 2014. - 429 с.
7.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда: теория и практика. – М. :Юрайт, 2014. – 520 с.
8.Шаграева О.А. Основы консультативной психологии. - М : Академия, 2012. - 272 с.
9.Шилакина А.В. Практическая психодиагностика семейных отношений. – М. : МГЭУ, 2014. – 128 с.
10.Шилакина А.В. Психологическое консультирование в России. – М. : МГЭУ, 2014. – 320 с.
Б) Дополнительная литература:
1.Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М., 2009. – 218 с.
2.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2009.
– 688 с.
3.Ануфриев А.Ф. Психодиагностика. Основы решения диагностических задач. – СПб. : Питер, 2012. 208 с.
4.Головей Л.А. Общий психологический практикум: профконсультационное заключение : метод.пособие. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 71 с.
5.Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования : учеб.пособие / под ред. Е.Л. Солдатовой. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2009. – 125 с.
6.Заер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности : учеб.пособие / Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей. – М. : Московский психолого-социальный университет, 2009. – 356 с.
7.Захарова А.Н. Прикладная психология профессиональной деятельности. – Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та, 2010. – 192 с.
8.Кашапов Р.Р. Курс практической психологии : учеб.пособие. – СПб. : Питер, 2008. – 448 с.
9.Красило А.И. Практическая психология в образовании. М., МГУ, 2011.
10.Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учеб. – М., 2007.
11.Ларнер П.С., Михальченко Г.Ф., Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера : учебник для 8–9 класса. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с.
12.Литвак М.Е. Как стать хорошим и востребованным психологом. – М. :Центрполиграф, 2010.
13.Локалова Н.П. Психология: Введение в профессию. – СПб. : Питер, 2010.
14.Носкова О.Г. Психология труда : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.А. Климова. – М. : Академия, 2007. – Гл. 1.
15.Павлова Т.А. Введение в профессию: Психолог. – М. : Аспект, 2011.
16.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Академия, 2005. – Гл. 2.
17.Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей. Психодиагностика. – 4-е изд. – М. : МПСИ, 2010. – 190 с.
18.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М. :Владос-Пресс, 2008. – 383 с.
19.Середа Е.И. Тренинги решения семейных проблем. – СПб. : Речь, 2008.
20.Филимонова О.Г. Как научиться выбирать профессию? Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов. – М. : Чистые пруды, 2008. – 32 с.
21.Шмелева И.А. Введение в профессию: Психология : учебное пособие. - М :Эксмо, 2011. - 270 с.
В) Ресурсы Интернет
http://magazine.mospsy.ru/ – Московский психотерапевтический журнал. http://www.twirpx.com/files/psychology/ – библиотека файлов с материалами по психологии.
http://www.ipras.ru/cntnt/rus/top_menu_rus/psihologic4.html «Психологический журнал» Университета психологии РАН.
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru http://flogiston.ru/articles/labour публикации по теме Психология труда и инженерная психология на портале «Флогистон»;
http://www.psyinst.ru/library.php – библиотека Университета психотерапии и клинической психологии
XIII. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ
В процессе организации учебной практики руководителями от выпускающей кафедры и руководителем от предприятия (организации) должны применяться современные информационные технологии:
1. Мультимедийные технологии: проекторы, ноутбуки, персональные компьютеры, комплекты презентаций, учебные фильмы.
2. Дистанционная форма консультаций во время пр