Интерпретация проективной методики «Три дерева»

Важный момент:проективные методики не могут иметь однозначных интерпретаций. Необходимо учитывать и поведение испытуемого, детали его рассказа о семье, эмоциональные и телесные реакции во время выполнения заданий. От исследователя в данной ситуации требуется и опыт, и интуиция. Выводы не должны быть поспешными.

В момент рисования ребенок бессознательно передает в образах деревьев важные для него черты близких. В особенностях рисунка, его цветовой гамме, обозначенных характеристиках нарисованных объектов зашифрованы актуальные в данный период отношения, мотивы, восприятия, которые чаще всего не осознаются. Автор методики швейцарский психотерапевт R.J. Corboz писал, что методика родилась из практического опыта. Дети, готовившие подарок на День матери, обычно рисовали 3 дерева. Стало очевидно, что эти рисунках ярко передавались аспекты внутри семейных отношений, когда деревья соотносились с триадой «мама-папа-ребенок».

Для интерпретации помимо рисунка важны комментарии испытуемого к нему. Почему выбраны именно эти члены семьи? Кто из членов семьи оказался исключенным? Почему?

Анализируется величина деревьев, расстояние между ними, наличие других объектов.

Девочка 5 лет кроме деревьев («мама, папа, я») нарисовала рядом собой веселого пса. «Это мой старший брат». Задание позволяло рисовать только 3 дерева, поэтому четвертый значимый член семьи был нарисован в образе собаки.

Для интерпретации отношений важно обратить особое внимание на те действия, который испытуемый выполнял в качестве садовника. Они указывают на потребности членов семьи, как их понимает ребенок, а также те действия, которые он хочет осуществить по отношению к близким.

Мальчик, 12 лет, нарисовал хрупкое розовое дерево, которое соотнес с маленькими младшими сестрами. Его комментарий «Дереву нужны удобрения» указывает на доброе и заботливое отношение к ним, отсутствие ревности, чувство превосходства как старшего и сильного.

Для интерпретации цветовой гаммы рисунка можно попросить испытуемого соотнести цвета карандашей с основными чувствами. Какого цвета радость? Какого цвета грусть, гнев, обида, любовь и так далее?

Полученный материал может быть использован в дальнейшей терапии: от методик символдрамы до системной расстановки.

ДОПОЛНЕНИЕ
Алгоритм по проведению методики «Три дерева»

1. Беседа с ребенком.
— какая у тебя семья:
— как кого зовут, сколько кому лет:
Мама ______________________________________________________________
Папа ______________________________________________________________
Братья, сестры _____________________________________________________________
Бабушка ______________________________________________________________
Дедушка ______________________________________________________________
Другие ______________________________________________________________
— кем работают члены семьи:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
— какая квартира, есть ли у тебя своя комната:
______________________________________________________________
2. Нарисуй, пожалуйста, три дерева цветными карандашами.
3. Беседа по рисунку:
— Молодец, красивые деревья. Назови их. Можно мы подпишем деревья цветными карандашами?
— А какое дерево тебе больше всех нравится? (Можно подписать его?)
__________________________________________________________________________
— Какое дерево самое большое (оценка в уровне притязаний)?
______________________________________________________________
— Какое самое маленькое?
_____________________________________________________________
— Какое самое молодое?
______________________________________________________________
— Какое самое старое
______________________________________________________________
— Какое дерево самое красивое?
______________________________________________________________

Что можно было бы сделать для каждого дерева?

(полить, внести удобрения, пересадить, огородить, или им и так хорошо)

Сравнить деревья с членами семьи.

При этом ребенок подбирает для каждого члена семьи карандаш наиболее подходящего для этого человека цвета.

Требование к анализу урока.

Психологический анализ урока.

Дата____________________ Предмет___________________

Ф.И.О. учителя_____________________________________

Класс____________

Тема урока_________________________________________________________

Показатели реализации психологического потенциала урока.

Примечание.

Развитие внимания

(пример; описываете свои наблюдения на уроке)

Учитель использовал (или не использовал) различные приемы активизации внимания, формирования познавательного интереса на уроке.

На уроке использовались внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания.

Изложение учебного материала (образность, эмоциональность, смена интонации, новизна речевой формы) способствовало поддержанию интереса на уроке.

Темп ведения урока способствовал поддерживанию внимания на уроке.

Смена видов деятельности способствовало сосредоточению внимания

учеников.

На уроке учитывались возрастные и индивидуальные особенности внимания

учащихся.

Развитие памяти

(пример)

На уроке использовались или не использовались) возможности всех видов памяти (образно-слуховой,

зрительной, моторной, словесно-логической, эмоциональной).

На уроке учитывались индивидуальные особенности памяти учащихся,

использовались сочетание видов памяти.

Наши рекомендации