Определение школьной зрелости по тесту ирасека-керна

Цель: получить общее представление об уровне психологического развития ребенка, его глазомере и способности к подражанию, а также о выраженности тонких двигательных координации.

Инструкция к использованию ориентировочного теста Керна — Ирасека по определению школьной зрелости.

Ребенку (группе детей) дается альбомный лист бумаги, на лицевой стороне которого записывается имя, фамилия, отчество ребенка, дата его рождения и оставляется место для выполнения первого задания. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой рукой.

Дается инструкция к выполнению первого задания. "Здесь (каждому по­казывается где) нарисуй какого-либо дядю. Так, как ты умеешь". Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок или недостатка рисунков не допускается. Когда какой-либо разговорчивый ребенок начинает расспрашивать подробнее, нужно стараться отвечать: "Рисуй, так как умеешь". Можно ребенка подбодрить, когда ом начнет рисовать, следующим образом: "Видишь, как хорошо ты начал. Рисуй дальше". На вопрос, можно ли нарисо­вать тетю, необходимо ответить, что все рисуют дядю, так и он (она) должен рисовать дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно раз­решить дорисовать ее, а затем попросить нарисовать рядом мужскую фигуру.

Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист бу­маги, на обратной стороне которого написан образец фразы (2-е издание) ко­торое ребенок должен повторить.

Второе задание формируется следующим образом: "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй, смог бы ты это написать. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом напиши то же слово". Если кто-то из детей не рассчитает длину графы, и третье слово у него не будет по­мещаться, нужно сказать ребенку, что можно написать выше или ниже.

Третье задание дается по такому образцу: "Здесь нарисованы маяки. По­пробуй сам так же их нарисовать". В этом случае необходимо указать, где можно рисовать, так как у некоторых детей может ослабнуть внимание. За детьми необходимо все время наблюдать и делать краткие пометки об их по­ведении. Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, какой рукой бу­дущий ученик пишет, не перекидывает ли он во время работы карандаш из од­ной руки в другую. Необходимо так же отметить, спокойно ли сидит ребенок, нужно ли при выполнении работы постоянно его хвалить, посмотреть, не начал ли он обводить образец и пр.

Оценка результатов:

Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наи­худшая). Ниже приводится критерий оценки каждого задания по пятибалльной системе.

Задание 1. Рисование мужской фигуры.

1 балл - у нарисованной фигуры должны быть - голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она не должна быть больше, чем туловище). На голове - волосы (возможно шапка или шляпа), уши, на лице - глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды. Рисунок сделан так называемым синтетическим способом.

2 балла - выполнение всех требований, как и в оценку 1, кроме синтетического способа изображения. Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла - у фигуры на рисунке должны быть - шея, туловище, конечности, руки и ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют уши, волосы, одежда, пальцы на ногах.

4 балла - примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.

5 баллов - отсутствует ясное изображение туловища иконечностей. Каракули.

Задание 2

Имитация написанного текста на половине альбомного листа (Ей дан чай)

1 балл - имитация, которую можно прочитать. Буквы могут по величине в два раза превосходить те, что на образце (но не больше). Буквы образуют три слова. Предложение отклонено от прямой линии не более чем на 30 градусов.

2 балла - предложение можно прочитать. Величина букв, близкая к образцу, и их прямота обязательна.

3 балла - с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость письма.

4 балла - буквы должны быть разделены на две группы, можно прочесть хотя бы четыре буквы.

5 баллов - каракули.

Задание 3.

Срисовка группы точек на половине альбомного листа . . .

. . .

. . .

.

1 балл - точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить из рамок столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше чем в полтора раза.

2 балла - количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно опустить три точки и 0,5 ширины между строчками.

3 балла - общее впечатление похоже не образец. Высотой и шириной не больше чем в два раза по сравнению с образцом. Точек не должно быть больше, чем 20, и не меньше, чем 7. Возможны некоторые перестановки в распо­ложении точек до 180 градусов.

4 балла - рисунок лишь напоминает образец, но все-таки он сделан из
точек. Величина и количество точек не существенны. Другие изображения, например: линии, не допустимы.

5 баллов - каракули.

Оценка полученных результатов:

Детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейше­му медико-педагогическому обследованию. Школьно- зрелыми считаются де­ти, получившие в сумме за выполнение трех заданий данного текста 3-5 бал­лов, средне - зрелыми - 6-9 баллов и незрелыми 10 и более баллов.

Учителю необходимо проявить максимум такта, внимания, корректно информировать родителей о результатах обследования для привлечения их к совместной работе.

В содержание психолого-педагогической характеристики ребенка входит: общие сведения о ребенке, первое впечатление и по итогам проведенных методик полученные результаты.

Тест «Рисунок школы»
Тест предназначен для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности. Для проведения теста ребенку дают чистый стандартный лист бумаги, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу». Когда ребенок закончит работу, с ним нужно побеседовать, задать уточняющие вопросы по поводу нарисованного. Комментарии ребенка записывают на обратной стороне рисунка.   ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трем показателям: 1.Цветовая гамма. 2.Линия и характер рисунка. 3.Сюжет рисунка. При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.   ЦВЕТОВАЯ ГАММА. 2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой и т.д.) 0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеденый, черный); 1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.   ЛИНИЯ И ХАРАКТЕР РИСУНКА. 2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура; 0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия; 1 балл — в рисунке присутствуют обе характеристики.   СЮЖЕТ РИСУНКА. 2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветов, деревьев, плакатов, флагов, занавесок на окнах и др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (светит солнце, нет туч); изображение светлого времени суток; 0 баллов – асимметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие на рисунке людей либо изображение детей, уходящих из школы; время года –осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток – ночь или вечер; 1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.   Анализ результатов   6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем; 4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревоги могут быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей; 1- 0 баллов – у ребенка явно выпаженный страх перед школой; часто это приводит к непринятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.   Как показывает практика психологической работы с детьми 5-6 летнего возраста, учебно-важное качество «отношение к школе» достаточно успешно корректируется при условии тесного взаимодействия педагогов, родителей и психолога образовательного учреждения.

Наши рекомендации