Сравнить деревья с членами семьи.
При этом ребенок подбирает для каждого члена семьи карандаш наиболее подходящего для этого человека цвета.
Методика 9. Тест «Лесенка» для исследования самооценки
Стимульный материал.
Рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек.Посредине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства можно из бумаги вырезать фигурку мальчика или девочки, которую ставят на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.
Инструкция. Ребенку предлагают: «Посмотри на эту лесенку.
Видишь, тут стоит мальчик (или девочка).
На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей; чем выше, тем лучше дети, а
на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята.
На ступеньку ниже ставят не очень хороших
детей (показывают), еще ниже -
еще хуже, а на самой нижней ступеньке - самые плохие ребята. На
какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку
тебя поставят мама? папа? воспитательница?»
Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на ней
лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если
дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и
даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть
верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной
оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в
собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности,
которое может привести кдепрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, когда обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более
не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять
все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают
сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей.
Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми
вообще не занимаются дома.
Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и
крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль приводят ксходным результатам.
Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые -
папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного
самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку.
В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как, раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального
развития в этом возрасте.
Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка,
так и в его отношениях с близкими взрослыми, являются ответы, в
которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако если
при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» -
ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек, это нормально -
и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно
плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.
Методика 10. Социометрия среди младших школьников.
Начальное общее образование предполагает четыре года обучения, во время которых не только формируются знания и умения детей, но и складываются навыки взаимодействия, познаются общечеловеческие ценности. Привить чувство коллективизма младшим школьникам несложно, если правильно построить воспитательный процесс.
Благоприятная атмосфера в классе складывается из отношений учеников друг к другу, оценить которые можно с помощью социометрии.
Под социометрией понимают социально-психологический тест, направленный на выявление особенностей взаимоотношений внутри группы. В его основе лежит подход Дж. Морено, который выдвинул теорию о том, что психологическое состояние отдельной личности зависит от особенностей неформальных отношений ближайшего окружения: соотношения симпатий и антипатий.
Другими словами, выявив место конкретного человека внутри коллектива, можно понять его проблемы. Социометрическая методика используется в различных группах: и взрослых, и детских. Она позволяет измерить в количественных выражениях уровень эмоционально-психологической близости отдельных участников коллектива. Кроме того, с помощью социометрии можно: выявить существование референтных групп (мини-коллективов); зафиксировать уровень сплочённости коллектива; определить лидеров в симпатиях со стороны других участников.
Упрощенная проективная цветовая методика.
Детям предлагается таблица со списком учащихся класса, цветные карандаши (карточки с изображением цветов) для определения выбора.
Перед ребёнком раскладываются несколько цветов и предлагается выбрать самый приятный цвет, а затем ученик должен совместить этот оттенок с кем-то из одноклассников. Это позволяет определить эмоциональное отношение к выбору.
Значение выбранных цветов.
Цвет - значение при выборе.
Синий. Стремление к избеганию конфликта с человеком. Привлекательны совместные игры и интересы. В отношениях может быть дистанция.
Жёлтый.Авторитетный, значимый ученик. Стремление быть ближе к нему, быть похожим на него.
Зелёный.Ощущение спокойствия и удовлетворённости от этого человека.
Серый.
Признание достоинства сверстника с одновременным недовольством характерными особенностями: мелочностью, занудливостью, излишней опекой. Ребёнок привлекает и одновременно отталкивает.
Чёрный.
Притягивает недосказанностью, таинственностью. Возможно, манит как противоположное.
Оранжевый.
Удивляется некоторым действиям этого лица. Неопределённое отношение. Ожидание благоприятных связей, ощущение перспектив.
Фиолетовый.
Состояние, близкое к игнорированию человека. Скорее всего, терпение. Коричневый.
Инертное (равнодушное) отношение к ученику.
Розовый.
Проявляет интерес. Находит удовлетворение в процессе общения.
Таблица для проведения методики.
№ п/п | Ф.И. учащихся класса (список класса) | Цвет (значение при выборе) |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
… |