Семинарское занятие № 3.
Тема: Методы научно-исследовательской деятельности.
Вопросы
1. Общелогические методы исследования.
2. Методы используемые на эмпирическом уровне познания.
3. Методы используемые на теоретическом уровне познания.
4. Методы сбора и обработки научной информации. Работа с литературными источниками.
5. Методика выбора объекта юридического исследования, выдвижение проблемы, определение целей и задач исследования.
6. Специфика методов юридических исследований.
7. Оформление результатов юридических исследований.
8. Проблемы внедрения результатов юридических исследований.
Литература
Басаков М.И. От реферата до дипломной работы: Рекомендации студентам по оформлению текста: Учеб. пособие для студентов вузов и колледжей. – Ростов н/Д, 2001.
Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений
Бережнова Е.В., В.В, Краевский. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.
Козлов В.А. Конкретно-социологические исследования в области права/ В.А. Козлов, Ю.А. Суслов. – Л., 1981.
Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления: Учебно-методич. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002.
Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002.
Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. – М., 1980.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная трудность, с которой студенты колледжа встретятся при изучении учебной дисциплины – это отсутствие доступного и добротного, профилизированного применительно к юриспруденции учебного пособия. Тем самым, особое внимание должно быть уделено работе студентов на лекциях и семинарских занятиях.
При изучении темы «Основные понятия научно-исследовательской работы» можно воспользоваться учебниками по философии в части рассмотрения вопросов о науке и научном познании. Там же обычно раскрывается и содержание основных общенаучных методов познания
(к теме «Методы научно-исследовательской деятельности»). Доступно эти вопросы излагаются и в учебном пособии для аспирантов «Философия науки в вопросах и ответах» (В.П. Кохановский [и др.]. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс. 2007).
Приступая к изучению темы «Основные мировоззренческие и методологичекие принципы отечественных юридических исследований», кроме рекомендованной к планам семинарских занятий литературы, можно воспользоваться, правда довольно сложными для понимания студентами колледжа, учебниками и учебными пособиями по социологии, философии права, общей теории государства и права. Здесь следует обратить внимание на материалистическое объяснение истории и юридических явлений, диалектико-материалистическую методологию отечественных юридических исследований.
Самая обширная по количеству аудиторных занятий тема «Методы научной исследовательской деятельности», включает вопросы организации научно- и учебно-исследовательской деятельности, знакомит студентов с методами поиска, сбора и обработки необходимой для исследования информации, с требованиями к внутреннему содержанию и внешнему оформлению исследовательских работ. Разнообразных и доступных студенту учебных пособий здесь несколько больше. К тому же преподаватели других учебных дисциплин, выдавая задания на выполнение предусмотренных учебным планом учебно-исследовательских работ, обычно знакомят студентов и с методикой их выполнения.
При изучении общелогических методов познания студенты колледжа должны вспомнить материал из учебного курса логики, а для знакомства с специфичными для юридических исследований статистическими, социологическими методами исследования – обратиться к соответствующим учебникам.
Выполнение зачетной письменной работы, предполагающее представление студентом собственной рецензии на ранее выполненную им научно- или учебно-исследовательскую работу, не исключает и проведение собственного исследования по тематике учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности»: подготовку доклада, реферата, научного сообщения и т.п. Подобная работа, выполненная в соответствии с предъявляемыми к исследовательским работам требованиям и, также может рассматриваться как зачетная.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ