Основы исследовательской деятельности

ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов Юридического колледжа

(специальность 030503.52 Правоведение

среднего профессионального образования)

Нижний Новгород

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы исследовательской деятельности» для специальности 030503.52 «Правоведение» среднего профессионального образования. – Н.Новгород: Приволжский филиал Российской академии правосудия. – 16 с.

Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030503.52 «Правоведение» среднего профессионального образования.

ОДОБРЕНА

Предметно-цикловой комиссией по гуманитарным дисциплинам Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия».

Кафедрой гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 5 от 26 декабря 2007 г.).

УМС Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 5 от 27 декабря 2007 г.).

Автор:

Дегтярев Н.П., кандидат философских наук, профессор кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин ПФ РАП.

Рецензенты:

Наумов М.Б., доктор технических наук, профессор, Нижегородская академия МВД РФ,

Треушников И.А., кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин ПФ РАП.

© ПФ РАП, 2007.

© Дегтярев Н.П., 2007.

СОДЕРЖАНИЕ

Государственные требования к минимуму содержания дисциплины………..4

Пояснительная записка…………………………………………………………..4

Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………………..6

Тематический план ……………………………………………………………....6

Программа………………………………………………………………...............7

Тематический план семинарских занятий………………………………………9

Планы семинарских занятий…………………………………………………......9

Методические рекомендации по изучению дисциплины……………………..11

Примерные вопросы для проведения рубежного контроля…………………..14

Литература ………………………………………………………………………14

Задания к зачетной контрольной работе……………………………………… 16

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы исследовательской деятельности:

- исследования и их роль в практической деятельности человека;

- основные понятия научно-исследовательской работы;

- использование методов научного познания;

- применение логических законов и правил;

- накопление научной информации.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных условиях быстрого увеличения научной и юридической информации, постоянного обновления правовых и иных знаний, совершенствования российского законодательства важное значение приобретает подготовка высококвалифицированных юристов, имеющих не только высокую профессиональную и общетеоретическую подготовку, но и способных к непрерывному самообразованию, к самостоятельной исследовательской деятельности, к творческой работе. В связи с этим рабочие планы учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, включают различные формы учебно-исследовательской деятельности студентов (подготовку рефератов, докладов, научных сообщений, проведение исследований во время производственной практики и т.д.). Во внеучебное время студенты работают в проблемных группах, научных кружках, участвуют в работе научно-практических конференций, пишут курсовые работы, оказывают помощь преподавателям в изучении гражданских и уголовных дел в судах, выполняют другие виды научно-исследовательской работы.

Учебная дисциплина «Основы исследовательской деятельности является общепрофессиональной, обеспечивающей базовые знания по выполнению учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ. Ее изучение позволяет студенту юридического колледжа понять роль исследовательской работы в практической деятельности специалиста, усвоить основные понятия научного исследования, составить представление о методах и логике научного познания, поиске, накоплении, обработке научной информации и оформлении результатов исследования.

В результате её изучения студент должен получить представления:

- о современной науке и её значении в жизнедеятельности общества, человека, профессиональной деятельности;

- об основных понятиях научно-исследовательской работы;

- о методологических аспектах научного исследования, роли мировоззренческих, философских, общенаучных установок исследователя;

- об основных мировоззренческих и методологических принципах отечественных юридических исследований.

Знать:

- общую структуру и научный аппарат исследования;

- методику учебной и научно-исследовательской работы;

- способы поиска и накопления научной информации;

- методы научного познания;

- способы оформления результатов исследования.

Уметь:

- определять объект, формировать цель и задачи, составлять план учебного или научного исследования;

- осуществлять сбор, изучение и обработку информации;

- формулировать выводы и делать обобщения;

- оформлять результаты исследования;

- делать сообщения о планируемых и проведенных исследованиях.

Зачет в форме зачетной контрольной работы.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Количество часов
Общая трудоемкость
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа
Форма итогового контроля Зачетная контрольная работа

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины

«ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

для студентов колледжа

№ п\п Темы дисциплины Все-го ча-сов Кол-во ауд. часов Самос-тоятель-ная работа
Лек-ции Сем./ пр. зан.
6 семестр
1. Исследования и их роль в практической деятельности человека. -
2. Основные понятия научно-исследовательской работы.
3. Основные мировоззренческие и методологические принципы отечественных юридических исследований.
4. Методы научной исследовательской деятельности.
5. Зачетная контрольная работа. - -
  Всего за семестр
Итого за год 40 ч.в т.ч. зачетная контрольная работа
             

ПРОГРАММА

Тема 2. Основные понятия научно-исследовательской работы.

Возникновение науки и основные этапы её развития. Современная наука. Научное и вненаучное знание.

Понятие объекта, субъекта, предмета, цели и задач научно-исследовательской деятельности. Специфика объектов и предметов юридических исследований.

Методологические аспекты исследования: мировоззренческие установки, принципы, используемые категории, система методов исследования. Исследовательские программы.

Понятие результата исследования. Научные гипотезы и теории, их проверка и оформление. Способы накопления, хранения, переработки и использования научной информации, Проблема внедрения результатов исследовательской деятельности.

Студенческие исследовательские работы, Их структура, требования к содержанию и внешнему оформлению.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

№ п\п Темы дисциплины Кол-во ауд.часов
1. Основные понятия научно-исследовательской работы.
2. Основные мировоззренческие и методологические принципы отечественных юридических исследований.
3. Методы научной исследовательской деятельности.
4. Зачетная контрольная работа.
  Всего за семестр

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема: Основные понятия научно-исследовательской работы.

Вопросы

1. Понятие науки. Ее структура и механизмы развития.

2. Специфика и структурные компоненты научного знания. Критерии научности.

3. Понятие и формы научной и учебно-исследовательской деятельности.

4. Планирование исследовательской деятельности. Предъявляемые требования к внутреннему содержанию и внешнему оформлению исследовательских работ.

Литература

Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений /Е.В. Бережнова, В.В, Краевский. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.

Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002.

Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс. 2007.

Вопросы

1. Понятие мировоззренческих и методологических принципов научного исследования.

2. Диалектико-материалистическое объяснение истории и юридических явлений.

3. Методология юридических исследований.

4. Этические аспекты юридических исследований. Личностные качества ученого.

Литература

Общая теория права: Курс лекций/ Под. общ. ред. проф. В.К. Бабаева. – Нижний Новгород, Нижегородская ВШ МВД РФ, 1993.

Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002.

Философия социальных и гуманитарных наук. Учебное пособие для вузов/ Под общ. ред. проф. Лебедева. М.: Академический проект, 2006.

Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. – М.,1986.

Вопросы

1. Общелогические методы исследования.

2. Методы используемые на эмпирическом уровне познания.

3. Методы используемые на теоретическом уровне познания.

4. Методы сбора и обработки научной информации. Работа с литературными источниками.

5. Методика выбора объекта юридического исследования, выдвижение проблемы, определение целей и задач исследования.

6. Специфика методов юридических исследований.

7. Оформление результатов юридических исследований.

8. Проблемы внедрения результатов юридических исследований.

Литература

Басаков М.И. От реферата до дипломной работы: Рекомендации студентам по оформлению текста: Учеб. пособие для студентов вузов и колледжей. – Ростов н/Д, 2001.

Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений

Бережнова Е.В., В.В, Краевский. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.

Козлов В.А. Конкретно-социологические исследования в области права/ В.А. Козлов, Ю.А. Суслов. – Л., 1981.

Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления: Учебно-методич. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002.

Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002.

Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. – М., 1980.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная трудность, с которой студенты колледжа встретятся при изучении учебной дисциплины – это отсутствие доступного и добротного, профилизированного применительно к юриспруденции учебного пособия. Тем самым, особое внимание должно быть уделено работе студентов на лекциях и семинарских занятиях.

При изучении темы «Основные понятия научно-исследовательской работы» можно воспользоваться учебниками по философии в части рассмотрения вопросов о науке и научном познании. Там же обычно раскрывается и содержание основных общенаучных методов познания
(к теме «Методы научно-исследовательской деятельности»). Доступно эти вопросы излагаются и в учебном пособии для аспирантов «Философия науки в вопросах и ответах» (В.П. Кохановский [и др.]. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс. 2007).

Приступая к изучению темы «Основные мировоззренческие и методологичекие принципы отечественных юридических исследований», кроме рекомендованной к планам семинарских занятий литературы, можно воспользоваться, правда довольно сложными для понимания студентами колледжа, учебниками и учебными пособиями по социологии, философии права, общей теории государства и права. Здесь следует обратить внимание на материалистическое объяснение истории и юридических явлений, диалектико-материалистическую методологию отечественных юридических исследований.

Самая обширная по количеству аудиторных занятий тема «Методы научной исследовательской деятельности», включает вопросы организации научно- и учебно-исследовательской деятельности, знакомит студентов с методами поиска, сбора и обработки необходимой для исследования информации, с требованиями к внутреннему содержанию и внешнему оформлению исследовательских работ. Разнообразных и доступных студенту учебных пособий здесь несколько больше. К тому же преподаватели других учебных дисциплин, выдавая задания на выполнение предусмотренных учебным планом учебно-исследовательских работ, обычно знакомят студентов и с методикой их выполнения.

При изучении общелогических методов познания студенты колледжа должны вспомнить материал из учебного курса логики, а для знакомства с специфичными для юридических исследований статистическими, социологическими методами исследования – обратиться к соответствующим учебникам.

Выполнение зачетной письменной работы, предполагающее представление студентом собственной рецензии на ранее выполненную им научно- или учебно-исследовательскую работу, не исключает и проведение собственного исследования по тематике учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности»: подготовку доклада, реферата, научного сообщения и т.п. Подобная работа, выполненная в соответствии с предъявляемыми к исследовательским работам требованиям и, также может рассматриваться как зачетная.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студентов сред. учеб. заведений. – М., 2006.

2. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. Гос. ун.-т. Челябинск, 2002.

3. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие. – М., 2002.

4. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие / В.П. Кохановский [и др.]. – Изд. 4-е. – Ростов-на-Дону, 2007.

5. Философия социальных и гуманитарных наук: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. Проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект, 2006.

Дополнительная

6. Бобрикова Л.В., Виноградова Н.И. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работы: учебное пособие. – М., 2002.

7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М., 2004.

8. Кириллов В.И. Логика: Учебное пособие. – М., 2006.

9. Классификация методов научного познания / Составитель В.В. Агудов. – Н. Новгород, 1996.

10. Князева Е.Н., Курдюмов С.И. Основания синергетики. – СПб., 2002.

11. Козлов В.А. Конкретно-социологнические исследования в области права / В.А. Козлов, Ю.А. Суслов. – Л., 1981.

12. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – М., 1975.

13. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. – М., 2004.

14. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса
«Основы исследовательской деятельности учащихся» // Исследовательская деятельность. 2002. № 2.

15. Основы научных исследований: Учебное пособие / В.И. Крутов, И.М. Глушко и др. – М., 1989.

16. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. – М.,1986.

17. Швырёв В.С. Научное познание как деятельность. – М., 1989.

18. Яковлева Е.Ю. Научное и вненаучное знание. – СПб., 2000.

ЗАДАНИЯ

ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наши рекомендации