Основы исследовательской деятельности
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
для студентов Юридического колледжа
(специальность 030503.52 Правоведение
среднего профессионального образования)
Нижний Новгород
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы исследовательской деятельности» для специальности 030503.52 «Правоведение» среднего профессионального образования. – Н.Новгород: Приволжский филиал Российской академии правосудия. – 16 с.
Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030503.52 «Правоведение» среднего профессионального образования.
ОДОБРЕНА
Предметно-цикловой комиссией по гуманитарным дисциплинам Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия».
Кафедрой гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 5 от 26 декабря 2007 г.).
УМС Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 5 от 27 декабря 2007 г.).
Автор:
Дегтярев Н.П., кандидат философских наук, профессор кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин ПФ РАП.
Рецензенты:
Наумов М.Б., доктор технических наук, профессор, Нижегородская академия МВД РФ,
Треушников И.А., кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин ПФ РАП.
© ПФ РАП, 2007.
© Дегтярев Н.П., 2007.
СОДЕРЖАНИЕ
Государственные требования к минимуму содержания дисциплины………..4
Пояснительная записка…………………………………………………………..4
Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………………..6
Тематический план ……………………………………………………………....6
Программа………………………………………………………………...............7
Тематический план семинарских занятий………………………………………9
Планы семинарских занятий…………………………………………………......9
Методические рекомендации по изучению дисциплины……………………..11
Примерные вопросы для проведения рубежного контроля…………………..14
Литература ………………………………………………………………………14
Задания к зачетной контрольной работе……………………………………… 16
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы исследовательской деятельности:
- исследования и их роль в практической деятельности человека;
- основные понятия научно-исследовательской работы;
- использование методов научного познания;
- применение логических законов и правил;
- накопление научной информации.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях быстрого увеличения научной и юридической информации, постоянного обновления правовых и иных знаний, совершенствования российского законодательства важное значение приобретает подготовка высококвалифицированных юристов, имеющих не только высокую профессиональную и общетеоретическую подготовку, но и способных к непрерывному самообразованию, к самостоятельной исследовательской деятельности, к творческой работе. В связи с этим рабочие планы учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, включают различные формы учебно-исследовательской деятельности студентов (подготовку рефератов, докладов, научных сообщений, проведение исследований во время производственной практики и т.д.). Во внеучебное время студенты работают в проблемных группах, научных кружках, участвуют в работе научно-практических конференций, пишут курсовые работы, оказывают помощь преподавателям в изучении гражданских и уголовных дел в судах, выполняют другие виды научно-исследовательской работы.
Учебная дисциплина «Основы исследовательской деятельности является общепрофессиональной, обеспечивающей базовые знания по выполнению учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ. Ее изучение позволяет студенту юридического колледжа понять роль исследовательской работы в практической деятельности специалиста, усвоить основные понятия научного исследования, составить представление о методах и логике научного познания, поиске, накоплении, обработке научной информации и оформлении результатов исследования.
В результате её изучения студент должен получить представления:
- о современной науке и её значении в жизнедеятельности общества, человека, профессиональной деятельности;
- об основных понятиях научно-исследовательской работы;
- о методологических аспектах научного исследования, роли мировоззренческих, философских, общенаучных установок исследователя;
- об основных мировоззренческих и методологических принципах отечественных юридических исследований.
Знать:
- общую структуру и научный аппарат исследования;
- методику учебной и научно-исследовательской работы;
- способы поиска и накопления научной информации;
- методы научного познания;
- способы оформления результатов исследования.
Уметь:
- определять объект, формировать цель и задачи, составлять план учебного или научного исследования;
- осуществлять сбор, изучение и обработку информации;
- формулировать выводы и делать обобщения;
- оформлять результаты исследования;
- делать сообщения о планируемых и проведенных исследованиях.
Зачет в форме зачетной контрольной работы.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Количество часов |
Общая трудоемкость | |
Лекции | |
Семинарские занятия | |
Самостоятельная работа | |
Форма итогового контроля | Зачетная контрольная работа |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебной дисциплины
«ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
для студентов колледжа
№ п\п | Темы дисциплины | Все-го ча-сов | Кол-во ауд. часов | Самос-тоятель-ная работа | ||
Лек-ции | Сем./ пр. зан. | |||||
6 семестр | ||||||
1. | Исследования и их роль в практической деятельности человека. | - | ||||
2. | Основные понятия научно-исследовательской работы. | |||||
3. | Основные мировоззренческие и методологические принципы отечественных юридических исследований. | |||||
4. | Методы научной исследовательской деятельности. | |||||
5. | Зачетная контрольная работа. | - | - | |||
Всего за семестр | ||||||
Итого за год | 40 ч.в т.ч. зачетная контрольная работа | |||||
ПРОГРАММА
Тема 2. Основные понятия научно-исследовательской работы.
Возникновение науки и основные этапы её развития. Современная наука. Научное и вненаучное знание.
Понятие объекта, субъекта, предмета, цели и задач научно-исследовательской деятельности. Специфика объектов и предметов юридических исследований.
Методологические аспекты исследования: мировоззренческие установки, принципы, используемые категории, система методов исследования. Исследовательские программы.
Понятие результата исследования. Научные гипотезы и теории, их проверка и оформление. Способы накопления, хранения, переработки и использования научной информации, Проблема внедрения результатов исследовательской деятельности.
Студенческие исследовательские работы, Их структура, требования к содержанию и внешнему оформлению.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ п\п | Темы дисциплины | Кол-во ауд.часов |
1. | Основные понятия научно-исследовательской работы. | |
2. | Основные мировоззренческие и методологические принципы отечественных юридических исследований. | |
3. | Методы научной исследовательской деятельности. | |
4. | Зачетная контрольная работа. | |
Всего за семестр |
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема: Основные понятия научно-исследовательской работы.
Вопросы
1. Понятие науки. Ее структура и механизмы развития.
2. Специфика и структурные компоненты научного знания. Критерии научности.
3. Понятие и формы научной и учебно-исследовательской деятельности.
4. Планирование исследовательской деятельности. Предъявляемые требования к внутреннему содержанию и внешнему оформлению исследовательских работ.
Литература
Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений /Е.В. Бережнова, В.В, Краевский. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.
Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002.
Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс. 2007.
Вопросы
1. Понятие мировоззренческих и методологических принципов научного исследования.
2. Диалектико-материалистическое объяснение истории и юридических явлений.
3. Методология юридических исследований.
4. Этические аспекты юридических исследований. Личностные качества ученого.
Литература
Общая теория права: Курс лекций/ Под. общ. ред. проф. В.К. Бабаева. – Нижний Новгород, Нижегородская ВШ МВД РФ, 1993.
Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002.
Философия социальных и гуманитарных наук. Учебное пособие для вузов/ Под общ. ред. проф. Лебедева. М.: Академический проект, 2006.
Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. – М.,1986.
Вопросы
1. Общелогические методы исследования.
2. Методы используемые на эмпирическом уровне познания.
3. Методы используемые на теоретическом уровне познания.
4. Методы сбора и обработки научной информации. Работа с литературными источниками.
5. Методика выбора объекта юридического исследования, выдвижение проблемы, определение целей и задач исследования.
6. Специфика методов юридических исследований.
7. Оформление результатов юридических исследований.
8. Проблемы внедрения результатов юридических исследований.
Литература
Басаков М.И. От реферата до дипломной работы: Рекомендации студентам по оформлению текста: Учеб. пособие для студентов вузов и колледжей. – Ростов н/Д, 2001.
Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений
Бережнова Е.В., В.В, Краевский. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.
Козлов В.А. Конкретно-социологические исследования в области права/ В.А. Козлов, Ю.А. Суслов. – Л., 1981.
Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления: Учебно-методич. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002.
Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002.
Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. – М., 1980.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная трудность, с которой студенты колледжа встретятся при изучении учебной дисциплины – это отсутствие доступного и добротного, профилизированного применительно к юриспруденции учебного пособия. Тем самым, особое внимание должно быть уделено работе студентов на лекциях и семинарских занятиях.
При изучении темы «Основные понятия научно-исследовательской работы» можно воспользоваться учебниками по философии в части рассмотрения вопросов о науке и научном познании. Там же обычно раскрывается и содержание основных общенаучных методов познания
(к теме «Методы научно-исследовательской деятельности»). Доступно эти вопросы излагаются и в учебном пособии для аспирантов «Философия науки в вопросах и ответах» (В.П. Кохановский [и др.]. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс. 2007).
Приступая к изучению темы «Основные мировоззренческие и методологичекие принципы отечественных юридических исследований», кроме рекомендованной к планам семинарских занятий литературы, можно воспользоваться, правда довольно сложными для понимания студентами колледжа, учебниками и учебными пособиями по социологии, философии права, общей теории государства и права. Здесь следует обратить внимание на материалистическое объяснение истории и юридических явлений, диалектико-материалистическую методологию отечественных юридических исследований.
Самая обширная по количеству аудиторных занятий тема «Методы научной исследовательской деятельности», включает вопросы организации научно- и учебно-исследовательской деятельности, знакомит студентов с методами поиска, сбора и обработки необходимой для исследования информации, с требованиями к внутреннему содержанию и внешнему оформлению исследовательских работ. Разнообразных и доступных студенту учебных пособий здесь несколько больше. К тому же преподаватели других учебных дисциплин, выдавая задания на выполнение предусмотренных учебным планом учебно-исследовательских работ, обычно знакомят студентов и с методикой их выполнения.
При изучении общелогических методов познания студенты колледжа должны вспомнить материал из учебного курса логики, а для знакомства с специфичными для юридических исследований статистическими, социологическими методами исследования – обратиться к соответствующим учебникам.
Выполнение зачетной письменной работы, предполагающее представление студентом собственной рецензии на ранее выполненную им научно- или учебно-исследовательскую работу, не исключает и проведение собственного исследования по тематике учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности»: подготовку доклада, реферата, научного сообщения и т.п. Подобная работа, выполненная в соответствии с предъявляемыми к исследовательским работам требованиям и, также может рассматриваться как зачетная.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студентов сред. учеб. заведений. – М., 2006.
2. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. Гос. ун.-т. Челябинск, 2002.
3. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие. – М., 2002.
4. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие / В.П. Кохановский [и др.]. – Изд. 4-е. – Ростов-на-Дону, 2007.
5. Философия социальных и гуманитарных наук: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. Проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект, 2006.
Дополнительная
6. Бобрикова Л.В., Виноградова Н.И. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работы: учебное пособие. – М., 2002.
7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М., 2004.
8. Кириллов В.И. Логика: Учебное пособие. – М., 2006.
9. Классификация методов научного познания / Составитель В.В. Агудов. – Н. Новгород, 1996.
10. Князева Е.Н., Курдюмов С.И. Основания синергетики. – СПб., 2002.
11. Козлов В.А. Конкретно-социологнические исследования в области права / В.А. Козлов, Ю.А. Суслов. – Л., 1981.
12. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – М., 1975.
13. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. – М., 2004.
14. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса
«Основы исследовательской деятельности учащихся» // Исследовательская деятельность. 2002. № 2.
15. Основы научных исследований: Учебное пособие / В.И. Крутов, И.М. Глушко и др. – М., 1989.
16. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. – М.,1986.
17. Швырёв В.С. Научное познание как деятельность. – М., 1989.
18. Яковлева Е.Ю. Научное и вненаучное знание. – СПб., 2000.
ЗАДАНИЯ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ