Психолого-педагогические задачи практики (3 курс, 6 семестр)

Составитель: Н.В. Федосюк

Психолого-педагогические задачи практики (3 курс, 6 семестр) - student2.ru

НИЖНЕВАРТОВСК

Пояснительная записка

Педагогическая практика является связующим звеном между теоретической подготовкой студентов и их самостоятельной работой в образовательных учреждениях. В процессе осуществления педагогической деятельности развиваются педагогические способности и профессионально значимые качества личности. Эффективность деятельности учителя во многом зависит не только от его профессиональной компетентности, но и от способности учитывать реальные социально-психологические условия в классе, школе и обществе в целом, от умения управлять динамикой групповых процессов, от ориентировки в социально-психологических особенностях общения внутри учебной группы, от точности и объективности диагностики социально-психологического профиля ученика.

В период прохождения практики на 3 курсе студенты проводят психологические, педагогические исследования, целью которых является психолого-педагогический анализ личностной и познавательной сфер учащегося и школьного класса как социально-психологической группы. Результатом выполнения этих исследований являются психолого-педагогические характеристики личностной и познавательной сфер учащегося и особенностей школьного класса.

В них должны быть отражены особенности развития социально-психологической группы, имеющей определенную психологическую структуру, свойства, групповые процессы и межличностные отношения (на основе комплекса исследовательских методик). Знание этих групповых характеристик, умение их диагностировать, анализировать и обобщать позволяет прогнозировать возможности развития школьного класса, а так же намечать оптимальные пути формирования группы и организовывать ее деятельность.

Отчетная документация по учебно-педагогической практике

К окончанию учебно-педагогической практики (к ее защите) студенты-практиканты в качестве отчетных документов представляют:

1. Дневник практики.

2. Протоколы и анализ психолого-педагогических исследований.

3. Психолого-педагогические характеристики личности ученика и школьного класса.

Защита учебно-педагогической практики

К защите практики допускаются студенты, полностью выполнившие все ее задания. Защита проводится в университете в последнюю неделю практики. К этому дню студенты представляют групповому руководителю отчетную документацию. В оценке практики участвуют групповой руководитель и учителя.

По окончании практики на факультете проводится заключительная конференция, на которой выступают руководители практики, студенты и классные руководители, учителя-предметники. На конференции анализируются итоги учебно-педагогической практики студентов, намечаются пути ее совершенствования.

ПРОГРАММА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩЕГОСЯ и СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНОГО КЛАССА

Дни Цели, задачи Содержание работы
1 день   Знакомство со школой, классом, с отдельными учащимися. Знакомство с документацией классного руководителя. Сбор общих сведений о классе.     · Беседа с администрацией школы, классным руководителем. · Ознакомление с классной документацией. · Наблюдение за деятельностью и поведением учащихся на уроке и вне урока. · Выбор испытуемого. Сбор общих сведений о ребенке. · Подготовка материалов для проведения исследования (в соответствии с задачами следующего дня). · Рефлексивный анализ собственной деятельности.
2 день   Изучение особенностей внимания (распределения, концентрации, переключение). Изучение и анализ субъективной привлекательности характера взаимоотношений в коллективе для его членов.   · Наблюдение за особенностями проявления внимания (их выражение, вызывающие причины, продолжительность) учащегося в урочной (при опросе, восприятии нового материала, повторении) и внеурочной деятельности. · Проведение исследования распределения и концентрации внимания (методика "Корректурная проба"). Анализ полученных результатов, составление психолого-педагогических рекомендаций. · Проведение экспериментального исследования субъективной привлекательности характера взаимоотношений в коллективе для его членов. · Рефлексивный анализ собственной деятельности.
З день   Изучение особенностей мышления (обобщения и классификации, пластичности мышления) · Проведение методик исследования «Изучение пластичности – ригидности мышления». · Анализ полученных результатов, составление психолого- педагогических рекомендаций. · Рефлексивный анализ собственной деятельности.  
4 день   Изучение особенностей сформированности мотивов учения и целеполагания. Изучение уровня сформированности самооценки школьника   · Беседа с ребенком о его отношении к конкретным учебным предметам и его учению в целом. · Проведение экспериментального исследования "Мотивы учения" (М.В. Матюхиной). · Проведение анкеты «Учебные интересы и склонности ученика» · Проведение исследования особенностей самооценки и уровня притязаний личности эксперимента (Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн, в модификации А.М. Прихожан). · Анализ полученных результатов, составление психолого-педагогических рекомендаций. · Подготовка материалов для проведения исследования (в соответствии с задачами - следующего дня). · Рефлексивный анализ собственной деятельности  
5 день   Изучение и анализ социометрической структуры класса; анализ соотношения социометрических структур класса в различных видах деятельности (учебной, организационной). Беседа с классным руководителем о психолого-педагогической характеристике класса (выявление официальной структуры класса), о возможной социометрической структуре класса ("звезды", предпочитаемые, избираемые, отверженные). · Проведение социометрического исследования. · Анализ полученных результатов, составление психолого-педагогических рекомендаций.  
6 день Составление характеристики психического развития и личности ученика. Составление социально- психологической характеристики школьного класса. Оформление характеристики учащегося и школьного класса. Рефлексивный анализ собственной деятельности.    


Психолого-педагогические характеристики

Метод наблюдения

Вести себя на уроке

№ п/п Ф.И. учащего-ся Правильно сидит за столом Внимательно слушает объяснения учителя Не отвлекается при выполнении самостояте-льной работы Не выкрики-вает с места, а поднима- ет руку для ответа на вопросы учителя Отвечает на вопросы учителя полным ответом

Примечание. Результаты наблюдения отмечаются в протоколе знаком «+», если ученик правильно ведет себя на уроке.

Данные наблюдения, зафиксированные в протоколе, математически обрабатываются и оформляются в дневнике педагогической практики. Результаты наблюдения анализируются, и на основании этого делается вывод об умении школьников правильно вести себя на уроке.

Материал для анализа.

1. Адекватная самооценка- это (реальное, объективное) самооценка личностью своих возможностей. Она обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

2. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной:

· Завышенные самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п.

· Занижение самооценки формирует робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др.

Методики психологического исследования

Методика № 1 Корректурная проба [12., С.128 – 130; 17., С. 47 – 50.]

Цель: исследование особенностей объема, распределения и концентрациивнимания.

Метод: эксперимент.

Материал: бланк и секундомер.

Ход выполнения задания: Испытуемого предупреждают, что предстоит проверка внимания. Дается следующая инструкция: «Вам следует просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать, буквы «к» и «р». Вычеркивать нужно нот так (экспериментатор на примере первой строчки показывает, как вертикальной чертой следует вычеркивать буквы). Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать необходимые буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании — работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «к»и «р» не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть. По истечении каждой минуты по моей команде вам следует вертикальной чертой отметить то место, где вы работаете, и продолжать работу дальше».

Экспериментатор дает команду начать работу и включает секундомер. По прошествии каждой минуты экспериментатор дает команду поставить знак в том месте, где испытуемый в это время держит карандаш. Общая длительность эксперимента — 10 минут или две серии по 5 минут (с перерывом 5 минут).

Анализ результатов:

1. В результате эксперимента можно получить следующие данные:

· количество просмотренных знаков (букв) – показатель объёма внимания;

· количество правильно зачеркнутых знаков;

· количество пропущенных или неправильно зачеркнутых букв (учитывать вместе) – показатель концентрации внимания.

Эти данные далее также можно использовать для вычислений точности внимания и динамики работоспособности.

2. Коэффициент точности внимания вычисляем по формуле:

А = ___Е__ ,

Е + О

где Е— число правильно зачеркнутых знаков;

О — число пропущенных и неправильно зачеркнутых знаков.

Если испытуемый не допускает ни одного пропуска, коэффициент точности внимания будет равен единице; при наличии ошибок он всегда будет меньше единицы.

Вычислить коэффициенты точности внимания: за работу в целом, т.е. за 10 минут; за работу по каждой минуте в отдельности (А1, А1,….А10).

Бланк корректурной пробы

«___ »___________________ 200__ г.

(фамилия, имя, отчество) (возраст)

А К С Н В Е Р А М П А О Б А С З Е А Ю Р А Ц К А Ч П Ш А Ы Т

О В Р К А Н В С А Е Р Н Т Р О Н К С Ч О Д В И О Ц Ф О Т З О С

К А Н Е О С В Р А Е Т Г Ч К Л И А Ы З К Т Р К Я Б Д К П К Ш У

В Р Е С О А К В М Т А В Н Ш Л Ч В И Ц Ф В Д Б О Т В Е И С М В

Н С А К Р В О Ч Т Н У Ы П Л Б Н П М Н К О У Ч Л Ю Н Р А В Н Ф

Р В О Е С Н А Р Ч К Р Л Б К У В С Р Ф Ч З Х Р Е Л Ю Р С Р К И М

Е Н Р А Е Р С К В Ч Б Щ Д Р А Е П Т М И С Е М В Ш Е О Л Д Т Е

О С К В Н Е Р А О С В Ч Б Ш Л О И М А У Ч О И П О Е О Н А Ы

В К А О С Н Е Р К В И В М Т О Б Щ В Ч Ы Ц Н Е П В М И Т Б Е З

С Е Н А О В К С Е А В М Л Д Ж С К Н П М Ч С И Г Т А Ш П Б С

К О С Н А К С А Е В И Л К Ы Ч Б Щ Ж О Л К П М С Ч Е Г Ш К А

О В К Р Е Н Р Е С О Л Т И Н О П С О Ы О Д Ю И О З П С Ч Я И Е

А С К Р А С К О В Р А К В С И Н Е А Т Б О А Ц В К Р Н А И О Т

К А Н Е О С В Р А Е Т Г Ч К Л И А Ы З К Т Р К Я Б Д К П К Ш У

В Р Е С О А К В М Т А В Н Ш Л Ч В И Ц Ф В Д Б О Т В Е И С М В

Н С А К Р В О Ч Т Н У Ы П Л Б Н П М Н К О У Ч Л Ю Н Р А В Н Ф

Р В О Е С Н А Р Ч К Р Л Б К У В С Р Ф Ч З Х Р Е Л Ю Р С Р К И М

Е Н Р А Е Р С К В Ч Б Щ Д Р А Е П Т М И С Е М В Ш Е О Л Д Т Е

О С К В Н Е Р А О С В Ч Б Ш Л О И М А У Ч О И П О Е О Н А Ы

В К А О С Н Е Р К В И В М Т О Б Щ В Ч Ы Ц Н Е П В М И Т Б Е З

С Е Н А О В К С Е А В М Л Д Ж С К Н П М Ч С И Г Т А Ш П Б С

3. Показатель чистой работоспособности F вычисляем по формуле:

F = А * S,

где А — коэффициент точности внимания; S — число просмотренных знаков.

Вычислить показатели чистой работоспособности: за работу в целом; за работу по каждой минуте (F1, F2 … F10).

4. Приготовить сводную таблицу показателей А и F:

Показатели Время (поминутно)
F                    
А                    

5. Начертить сравнительную диаграмму показателей А и F.

6. Если эксперимент носил групповой характер, составить сводные таблицы значений для всей группы; построить кривые распределения величин.

7. На основании сравнительного анализа количественных данных описать динамику устойчивости и распределения внимания.

Методика № 2. Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач (Методика Лачинса)[12., С. 142 - 145]

Цель: изучение проявления ригидности – пластичности мышления учащегося при решении арифметических задач.

Метод: эксперимент (индивидуальный).

Материал: бланк с 10 простыми арифметическими задачами. Испытуемые письменно решают задачи, начиная с первой.

Ригидность — это инертность, негибкость мышления, когда необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Инертность мышления и связанная с нею тенденция к предпочтению репродуктивного, к избеганию ситуаций, в которых нужно искать новые решения — важный диагностический показатель и для определения типологических особенностей нервной системы (инертностьнервнойсистемы), и для диагностирования особенностей умственного развития ребенка.

Ход выполнения:

Перед выполнением задания экспериментатор обращается к детям со следующей инструкцией: «На бланке имеется десять задач, для решения которых требуется выполнить элементарные арифметические операции. Непосредственно па бланке записывайте их последовательно, примененных вами для решения каждой задачи (от 1 до 10). Время решения каждой задачи не более 2-х минут».

Задачи

1. Даны три сосуда — 37, 21 и 3 л; как отмерить ровно 10 л воды?

2. Даны три сосуда — 37, 24 и 2 л; как отмерить ровно 9 л воды?

3. Даны три сосуда — 39, 22 и 2 л; как отмерить ровно 13л воды?

4. Даны три сосуда — 38, 25 и 2 л; как отмерить ровно 9 л воды?

5. Даны три сосуда — 29, 14 и 2 л; как отмерить ровно 11 л воды?

6. Даны три сосуда — 28, 14 и 2 л; как отмерить ровно 10 л воды?

7. Даны три сосуда — 26, 10 и 3 л. как отмерить ровно 10 л воды?

8. Даны три сосуда — 27, 12 и 3 л, как отмерить ровно 9 л воды?

9. Даны три сосуда— 30, 12 и 3 л; как отмерить ровно 15л воды?

10. Даны три сосуда — 28, 7 и 5 л; как отмерить ровно 12л воды?

Анализ результатов:

Задачи 1—5 установочные. Они могут быть решены только путем последовательного вычитания обоих меньших чисел из большего. Например: 37 - 21 - 3 - 3 = 10 (первая задача) или 37- 24- 2 -2==9 (вторая задача) и др. Они имеют только одно решение сложным способом (т.е. решение их всегда рационально).

Критерием же рациональности решения задач 6—10 является использование минимального числа арифметических действий — двух, одного или никакого (т.е. сразу же дается ответ). Если испытуемый решает задачи именно сложным способом, то это свидетельствует о фиксации установки.

Эти задачи могут быть решены каким-нибудь другим, более простым способом. Задача 6 может быть решена таким образом: 14 — 2 — 2 = 10. Решение задачи 7 вообще не требует вычислений, так как для того, чтобы отмерить 10л воды, достаточно воспользоваться имеющимся сосудом в 10л.

Задача 8 допускает только одно решение: 12 — 3 = 9, не соответствующее сложившейся установке (испытуемые, решившие эту задачу, проявили пластичность мышления, не решившие – ригидность).

Задача 9 может быть решена и путем сложения: 12 + 3 = 15.

И, наконец, задача 10 допускает только одно, но иное, решение: 7+5=12, чем в 1—5задачах. Решение задач 9 и 10 сложным способом свидетельствует о прочности установки, усиливает вывод о ригидности мышления.

Обработка результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм. В соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр.: 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («О») до знака «х»;

б) высоту самооценки — от «О» до знака «х»;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «—». Если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждою показатели по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

Параметр Количественная характеристика (балл)
норма Очень высокий
низкий средний высокий
Уровень притязаний Менее 60 60-74 75-89 90-100-
Уровень самооценки Менее 45 45-59 60-74 75-100

Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов - обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности - «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Проведение беседы

Выполнение данной методики желательно завершить индивидуальной беседой со школьником. После индивидуального выполнения работы беседа может непосредственно следовать за выполнением задания, после фронтального проведения беседа обычно проводится после получения результатов. При проведении беседы необходимо выполнять основные требования:

• внимательно слушать школьника;

• выдерживать паузу. Не торопить школьника;

• в тех случаях, когда школьник испытывает трудности при ответах на прямые вопросы (почему ты так оценил свой ум? характер?), переходить на косвенные формы (например, предложить рассказать о его сверстнике и т.п., задавать достаточно широкие вопросы, вовлекающие школьника в разговор);

• не подсказывать "забытых" слов, выражений;

• задавать конкретные, уточняющие, но не наводящие вопросы;

• держаться свободно, без напряжения;

• регулировать темп, тон и лексический состав собственной речи в соответствии с указанными характеристиками речи школьника;

• не давать оценочных суждений, как вербальных, так и невербальных; эмоционально поддерживать школьника, не высказывать чрезмерной заинтересованности в его ответах;

• общий тон беседы должен быть, как правило, спокойным, доброжелательным и, в то же время, достаточно деловым; следует исключать непосредственную реакцию на содержание сказанного школьником.

Обработка

Обработка данных осуществляется на основе качественного и количественного анализа с целью выявления учебных и внеучебных мотивов, интересов, склонностей учащихся.

Количественная оценка — определение частоты (или процента) называния каждой позиции по итогам ответов всех учащихся класса и на этом фоне рассмотрение показателей по данному ученику для его понимания индивидуальности.

Качественная оценка

1. Анализ ответов с точки зрения основных характеристик интереса:

· содержания (духовно богатые или примитивные),

· широты или узости,

· действенности или созерцательности интересов.

2. Установление соотношения (совпадение, противоречие, независимость) общих и профессиональных интересов.

Возможная интерпретация

· Выявились (указать) источники формирования интересов учащихся.

· Среди факторов, сдерживающих развитие интересов, выделяются следующие: определилась (указать) тенденция в становлении интересов учащихся; наиболее оптимальной для развития личности является (указать) структура интересов.

Анализ данных

1. Провести классификацию мотивов:

Мотивация Номера суждений Балл Средний балл
1. Широкая социальная    
2. Мотивация благополучия    
3. Мотивация престижа    
4. Мотивация избегания    
5. Мотивация содержанием    
6. Мотивация процессом    

2. Сделать констатирующие выводы о ведущих мотивах ученика; определить являются ведущие мотивы внутренними, адекватными учебной деятельности мотивами (мотивация содержанием, мотивация процессом), либо внешними, неадекватными учебной деятельности (все остальные).

3. Провести анализ полученных данных, дать им возможное объяснение.

4. Дать психолого-педагогические рекомендации, т.е. выделить необходимые условия формирования адекватных мотивов учение.

Методика 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКА ГРУППЫ ОДНОКЛАССНИКОВ [15., 97 – 101.]

Цель:изучить субъективную привлекательность характера взаимоотношений в школьном классе для его членов.

Метод: анкета. Исследование проводится на основе индекса групповой сплоченности Сишора.

Инструкция:Психолог обращается к испытуемым со словами: «Внимательно прочитайте каждый вопрос и подчеркните один из ответов, наиболее верно отражающий ваше мнение».

Вопросы анкеты:

I. Как вы оцениваете свою принадлежность классу?

1. Считаю себя активным, полноправным членом коллектива. (5)

2. Участвую в большинстве дел класса, но часть одноклассников делают это активнее меня. (4)

3. Участвую примерно в половине дел класса. (3)

4. Не чувствую привязанности к классу и в его делах участвую редко.(2)

5. Делами класса не интересуюсь, и участвовать в них не желаю. (1)

II. Хотели бы вы перейти в другой класс, если бы представилась такая возможность?

1. Очень хотел бы. (1)

2. Скорее всего перешел бы, чем остался. (2)

3. Не вижу никакой разницы. (3)

4. Скорее всего остался бы в своем классе. (4)

5. Очень хотел бы остаться в своем классе. (5)

III. Взаимоотношения учащихся в вашем классе.

1. Лучше, чем в других классах. (3)

2. Такие же, как в других классах. (2)

3. Хуже, чем в других классах. (1)

IV. Взаимоотношения учеников вашего класса с учителями.

1. Лучше, чем в других классах. (3)

2. Такие же, как в других классах. (2)

3. Хуже, чем в других классах. (1)

V. Отношение одноклассников к учебе.

1. Лучше, чем в других классах. (3)

2. Такое же, как в других классах. (2)

3. Хуже, чем в других классах. (1)

В скобках даны балльные оценки ответов.

Анализ материала:

1. Ответы учащихся сводятся в общую таблицу, где указываются фамилии опрашиваемых и порядковые номера вопросов, а также количество баллов по каждому из вопросов.

2. Подсчитать сумму баллов по всем вопросам. Она колеблется от 5 - самая неблагоприятная - до 18 баллов - самая высокая оценка привлекательности класса.

3. Проанализировать школьников с крайними оценками.

4. Рассмотреть распределение ответов по отдельным вопросам. Низкие оценки по какому-либо вопросу позволяют выявить источники напряженности в классе.

Таблица

Вопросы Фамилия, имя. I. II. III. IV V   Сумма
             
             
*              
n              
Всего            

МЕТОДИКА 7. ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ (СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА)[15., 90 – 94.]

Цель:

· Выявление личных отношений учащихся на данный момент исследования в различных видах деятельности;

· Определение социометрической структуры класса («звезды», «предпочитаемые», аутсайдеры);

· Наличие группировок, определение взаимности социометрических выборов.

Материал: социометрические критерии, определяющие область (сферу деятельности и общения), к которой должны относиться приводимые выборы.

Процедура проведения: Классу сообщается инструкция примерно следующего содержания: «Представьте себе, что ваш класс предстоит переформировать (создать заново). Вы уже достаточно хорошо знаете, друг друга, ваши личные взаимоотношения сложились. Мы бы хотели воспользоваться вашим опытом, чтобы с учетом ваших пожеланий создать новый класс. Вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо дать искренние, доверительные ответы. Никому, кроме вас и меня, они известны, не будут, (необходимо сделать по 3 выбора)».

Далее предлагается социометрический критерий, на основании которого делаются выборы. Например:

· С кем бы ты (не) хотел подготовиться к предстоящим экзаменам, зачетам, контрольной работе? (учебная деятельность).

· Кого бы ты (не) взял себе в помощники для организации и проведения вечера, К.Т.Д? (организационная деятельность)»

Учащимся дается 10-15 минут, для выбора, затем листочки собираются и анализируются.

Анализ данных:

1. Полученные ответы обрабатываются и представляют в виде социограмм - специальных рисунков, которые наглядно показывают систему сложившихся в классе личных взаимоотношений. Социограммы бывают двух видов: групповые и индивидуальные. Групповые социограммы представляют в целом картину личных взаимоотношений, сложившихся в группе, а индивидуальные социограммы - только систему отношений одного ученика с остальными. Групповые социограммы, в свою очередь, имеют два варианта: масштабную социограмму и социограмму-мишень.

1.1. На масштабной социограмме ребята, входящие в состав класса, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, указывающими на направленность выборов или отклонений. Подобная социограмма строится таким образом, чтобы схематически представить реальные взаимоотношения школьников через соответствующее их пространственное расположение на рисунке. Масштабная социограмма дает наглядную картину структуры личных взаимоотношений в коллективе.

1.2. Социограмма - мишень представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному числу выборов, полученных кем - либо из учеников в данном классе. Все члены данной группы на социограмме - мишени изображаются кружками и треугольниками, расположенными в промежутках между окружностями в соответствии с числом полученных ими выборов. Вертикальными и горизонтальными линиями, проходящими перпендикулярно друг друга через центр, вся социограмма делится на четыре сектора. Каждый из них включает определенную группу членов изучаемого класса, выделенную по интересующим исследователя характеристикам. При помощи социограммы - мишени можно судить не только о том, кто и какое место занимает в группе, но и о том, какие взаимоотношения в ученическом классе сложились между ребятами.

1.3. Для более детального анализа положения отдельных учеников в системе личных отношений, например в классе, обращаются к индивидуальным социограммам. Они отражают положение выбранного по каким- либо признакам ученика в совокупности всех его личных отношений.

1.4. Показатель групповой сплоченности можно вычислить по формуле:КВ= р1 : рх100 %, где р1 - сумма взаимных выборов, р - общее количество выборов(до 45 - 50% - нет взаимности, 50 - 60% - средний уровень, 60 -70% - высокий уровень).

Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I- II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III-IV). УБВ высокий при I+II и III+IV; средний при I+II=III+IV (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также "индекс изолированности", т. е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 15-20%). Его можно вычислить по формуле: КИ=аутсайдеры / всех Х 100%.

На основе определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе (KB ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель).

Подводя итоги исследования, студенты должны выяснить

следующее:

1. Что обеспечивает тому или иному ученику определенное место в структуре межличностных отношений в классе?

2. Влияет ли положение отдельных ребят на класс в целом?

3. Является ли "звезда " фактическим лидером данной группы? Чем объясняется ее влияние в данной группе?

4. Чем объясняется положение в классе тех. кого никто не выбрал?

5. Чем вызвано наличие обособленных группировок?

6. Что объединяет в них ребят?

7. Какова роль группировок в жизни класса?

8. В каком отношении находятся официальная и действительная структура класса?

Данные исследования полезно сопоставить с результатами наблюдений учителей и воспитателей за жизнью класса. Могут быть расхождения между реальными отношениями и теми, которые, можно предполагать на основании карты. Это происходит потому, что данные, полученные описанным выше способом, информируют не только о действительных, но и о желаемых отношениях. Длительные наблюдения учителей дают возможность прокорректировать экспериментальные результаты. В ряде случаев эти данные могут оказать значительную помощь и учителю.

Литература

1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностикапознавательной сферы ребёнка. - М., 1994.- б8с.

2. Григоренко Ю.Н., Кострецова О.Ю. Кипарис. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. – М., 1999.

3. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психолого-педагогическая практика в системе образования. – М. – Воронеж, 1998. – 288 с.

4. Ивашкин B.C. Психологическое изучение школьников - Владимир, 1990, с. 85-89.

5. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1988.

6. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. /Под ред. М.И. Рожкова. – М., 1999.

7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию. – М. – Ростов-на-Дону, 2000.

8. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: книга для учителей о психологии ученического коллектива. - М., 1988.

9. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996. – 352 с.

10. Педагогическая психология: Методики и тесты. /Авторы-сост.: М.В. Демиденко, А.И. Клюева. - Самара: Бахрах-М, 2004. - 144с.

11. Практикум по возрастной и педагогической психологии./Авт. сост. Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной - М., 1998 - 160 с.

12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб., 2003

13. Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога //Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик - М., 1988. - с. 110-118.

14. Психологические основы педагогической практики студентов./Под ред. А.С. Чернышева. - М., 2000. - 144 с.

15. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М., 1998. -264 с.

16. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000.

17. Тарабакина Л.В. Практикум по курсу " Психология человека". - М., 1998. - 112с.

18. Чепиков В.Т. Педагогическая практика. Учебно-практическое пособие. – Минск, 2004. – 204 с.

Составитель: Н.В. Федосюк

Психолого-педагогические задачи практики (3 курс, 6 семестр) - student2.ru

НИЖНЕВАРТОВСК

Пояснительная записка

Педагогическая практика является связующим звеном между теоретической подготовкой студентов и их самостоятельной работой в образовательных учреждениях. В процессе осуществления педагогической деятельности развиваются педагогические способности и профессионально значимые качества личности. Эффективность деятельности учителя во многом зависит не только от его профессиональной компетентности, но и от способности учитывать реальные социально-психологические условия в классе, школе и обществе в целом, от умения управлять динамикой групповых процессов, от ориентировки в социально-психологических особенностях общения внутри учебной группы, от точности и объективности диагностики социально-психологического профиля ученика.

В период прохождения практики на 3 курсе студенты проводят психологические, педагогические исследования, целью которых является психолого-педагогический анализ личностной и познавательной сфер учащегося и школьного класса как социально-психологической группы. Результатом выполнения этих исследований являются психолого-педагогические характеристики личностной и познавательной сфер учащегося и особенностей школьного класса.

В них должны быть отражены особенности развития социально-психологической группы, имеющей определенную психологическую структуру, свойства, групповые процессы и межличностные отношения (на основе комплекса исследовательских методик). Знание этих групповых характеристик, умение их диагностировать, анализировать и обобщать позволяет прогнозировать возможности развития школьного класса, а так же намечать оптимальные пути формирования группы и организовывать ее деятельность.

Психолого-педагогические задачи практики (3 курс, 6 семестр)

1. Применение и углубление теоретических знаний о развитии личности и группе (ее структуре), о работе с классом, полученных в про

Наши рекомендации