Особенности профессионального консультирования разных групп населения

Психологу, специализирующемуся в области профориентации и карьерного консультирования, важно не только иметь общую ориентировку в мире профессии, психологии личности, принципах и технологиях психологического консультирования, но и учитывать особенности клиентов как представителей особых групп населения.

Психологическая профориентация и профконсультация

Школьников

Проблема профессионального выбора встает перед школьниками уже в IX классе, ибо возникает альтернатива: продолжать обучение в общеобразовательной школе или пойти учиться в среднее профессиональное учебное заведение (училище, техникум, колледж). В связи с этим профориентационная работа в школе должна начинаться не позже IX класса. Для учащихся IX—XI классов психологи могут организовать циклы занятий по психологическому просвещению о мире профессий. Дети должны получить при этом не случайные частные сведения об отдельных професси-

яx, a no возможности сведения, систематизированные в рамках классификации (см. гл. 2). Цикл занятий может проводиться в соответствии с программой, разработанной в 80-е гг. Е. А. Климовым и С.Н.Чистяковой (Основы..., 1987). Занятия могут проводиться в форме лекций, встреч с профессионалами, просмотра профориентационных видеофильмов, профориентационных игр (Пряжников Н.С., 1996).

Школьные психологи могут также индивидуально консультировать школьников и их родителей. Такого рода индивидуальное консультирование (карьерное консультирование) могут проводить и психологи, работающие вне школы, в районных и городских профориентационных службах, консультативных центрах.

Консультанту не рекомендуется навязывать оптанту готовых решений, он должен всячески способствовать созданию условий, для того чтобы клиент (оптант) сам преодолел трудности и наметил адекватный профессиональный план. Е. А. Климовым (1976) выделены типичные факторы, которые полезно учитывать оптанту и профконсультанту при построении и оценке личного профессионального плана (ЛПП), а именно:

1) личный профессиональный план — имеется или отсутствует;
указан ли тип профессионального учебного заведения, в котором
можно освоить выбранную специальность;

2) выраженность склонностей оптанта: были отдельные пробы
силы в соответствующих видах занятий; оптант подолгу (более года)
занимался данным видом деятельности; рассматривается степень
согласованности ЛПП и склонностей;

3) качество способностей: у оптанта представлены относитель
но высокие показатели успешности каких-либо действий, кото
рые можно рассматривать как модель по отношению к профессио
нальным действиям (показатель специальных способностей); у оп
танта преобладают хорошие и отличные оценки по школьным пред
метам (показатель общих способностей); рассматривается согла
сованность ЛПП и способностей; рассматриваются возможные
медицинские противопоказания к выбору намеченной профессии
и состояние здоровья оптанта; оценивается согласованность склон-
ностей и способностей оптанта;

4) активная позиция родителей оптанта (они рекомендуют одну
или несколько профессий, учебных заведений), дают оценку их
статуса; рассматривается согласованность склонностей, способ-
ностей оптанта и рекомендация его родителей;

5) реальное влияние товарищей, микрогруппы (оптант указы-
вает в ходе беседы на примеры или советы товарищей);

6) информированность оптанта о профессиях и профессиональ-
ных учебных заведениях (макроинформированность: знания о мире
профессий, видах профессионального образования, запросе об
щества на специалистов разного профиля; знания о труде, моти-

вах труда, требованиях профессии к человеку, юридических нор-мах регулирования трудовых отношений; знания о типичных ошиб-ках профессионального самоопределения; микроинформированносты, знания о выбранной профессии, ее предмете, средствах, услови- ях труда, об образе жизни профессионалов, об учебных заведешь ях, где можно получить профессию, о требуемых профессиональных качествах, о своих мотивах выбора профессии, о собственной социально-бытовой ситуации, о соответствии своего выбора принципам решения задачи профессионального самоопределения);

7) запросы, уровень притязаний оптанта в отношении будущее-
го профессионального статуса, путей его достижения, степень
адекватности самооценки;

8) позиция консультанта-психолога в оценке данного казуса.

Информированность (И) оптанта выполняет функцию ориентировочной основы в решении задачи планирования профессионального будущего, остальные факторы индивидуальной проблемной профконсультационной ситуации служат важными дополнениями ориентировочной части. ЛПП — итог, заключительная, исполнительная часть решения проблемы на этапе выбора оптантом профессионального учебного заведения.

Далее могут быть установлены варианты согласованного или несогласованного сочетания факторов индивидуальной ситуации выбора профессии. Например, могут быть выявлены противоречия между позицией родителей и оптанта в отношении намеченного ЛПП, несоответствие его склонностей и способностей, способностей и уровня притязаний, слабая информированность оптанта о профессиях и профессиональных учебных заведениях и т.д. Е. А. Климовым и его коллегами была намечена эмпирическая типология профконсультационных казусов, прослежена частота встречаемости казусов разного типа, выработаны рациональные варианты, стратегии и технологии разрешения типичных проблемных профконсультационных ситуаций (Климов Е.А., 1976; Гей-жан Н.В. и др., 1976; Гейжан Н.Ф., 1995).

Личные профессиональные планы оптантов-школьников могут оцениваться по следующим параметрам: 1) определенность, ясность плана (как образа); 2) полнота; 3) устойчивость (во времени) по отношению к внешним внушающим воздействиям; 4) реалистичность; 5) логическая обоснованность и внутренняя согласованность (или противоречивость); 6) моральная оправданность; 7) согласованность с явно выраженными склонностями и способностями (Климов Е.А., 1976, с. 11).

Опыт совместной работы врачей-профпатологов и психологов в профконсультации школьников отражен в работах Василевского Л. М. (1926), Левина В. М., Рутенбург Э. С. (1965), Перченок Н. Д. (1974), Рутенбург Э. С. (1973). В частности, в исследованиях 70-х гг., проводившихся в составе команды профконсультантов ВНИИ проф-222

юхобразования, было обнаружено, что 46 % учащихся VIII классов средней школы имели отклонения в состоянии здоровья и нуждались во врачебной профконсультации (Николаева Т. Г., 1976). Есть основания считать, что в настоящее время ситуация со здоровьем школьников не улучшилась, и поэтому весьма ценен опыт, накопленный в этой области профконсультирования нашими предшественниками.

Эффективность профконсультационной практики психологов (ВНИИ профтехобразования удалось оценить благодаря прослеживанию жизненных судеб школьников в течение 7 лет. К 1975 г. !были собраны материалы по 500 бывшим школьникам, являв-ешимся клиентами психологов-профконсультантов в 1968 г. Каж-[дая такая консультация требовала не менее 10 часов работы пси-Полога. В итоге оказалось, что две трети школьников последовали j совету профконсультанта, при этом 80 % из них остались доволь-!ны выбранной профессией, успешно закончили профессиональ-JHoe обучение и хорошо работали. Из числа школьников, поступивших вопреки совету профконсультанта, успешно работающими и довольными профессиональным выбором оказались лишь 20% (Климов Е.А., 1999, с. 258).

Наши рекомендации