Тема 2: Основные закономерности психического развития

1.Рост — процесс количественного измене­ния внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т. п. В современной на­уке такое определение не встречается, так как рост — всего лишь одна из сторон развития, его внешний по­казатель и количественная характеристика.

Развитие- это процесс перехода количественных изменений в качественные.

Развитие — процесс необратимых, направленных и зако­номерных изменений, приводящий к возникновению коли­чественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека

Психическое развитие- это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразующих.

Количественные преобразования преобразуются в качественные преобразования (ребенок пошел).

Возраст - это качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития человека, характеризующийся присущими только ему особенностями.

2. 1) Предпосылкипсихического развития Н.Н.Ладыгина-Котс

(шимп.Ионии, сын Руди)

- это мозг человека, -прямохождение -предрасположенность правой руки к овладению орудиями труда



2) Условия психического развития

Рид Стингх

(стая волков; девочки Амала, Камала)

-окружение материальными пред­метами и предметами духовной культуры (например: деньги, одежда, мебель; духовная: религия, картины, музыка).

-окружение людей (общение,соци­альная среда обитания), межлично­стные контакты

3) Факторы психического развития - совокупность методов и средств

Франц.этнограф Вилар обучения и воспитания;

(племя гуйакилов, девочка 2 лет) - активность личности

4) Движущие силы психического развития – это противоречия между потребностями и

возможностями.

5) Ведущий вид деятельности — это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой. Данное понятие было введено А.Н.Леонтьевым. Это тот вид деятельности, в котором зарождаются новые виды деятель­ности, которые будут ведущими на следую­щем этапе развития.

6) Ведущий тип общения - преобладающий в данный возрастной период тип общения с окружающими людьми, благо­даря которому у человека формируются его основные личностные качества.

7) сензитивный период развития - период в жизни человека, создающий наибо­лее благоприятные условия для формирова­ния у него определенных психологических свойств и видов поведения, это возраст, которому соответствует человек по уровню своего психического развития

8) Психический возраст – это возраст, которому соответствует человек по уровню своего психического развития (психическую норму определяет развитие интеллектуальной и личностной сферы ).

9) Физический возраст - характеризует время жизни индивида в годах, месяцах, днях, прошедших с момента его рождения.

Например: ребенку 9 лет по физическому возрасту, а психологически он может быть развит как 13-15летний, и наоборот.

10) Социальный возраст - характеризует время накопления собственного опыта и усвоения опыта другого человека, а так же в целом опыта всего общества.

11) Социальная ситуация развития - это отношение внешних и внутренних условий развития психики (введено Л. С. Выготским). Она определяет отношение ребенка к другим детям, предметам, вещам, созданным человеком и к самому себе.

Социальная ситуация развития ребен­ка - это та конкретная форма значимых для ребенка отноше­ний, в которых он находится с окружающей его действитель­ностью (прежде всего социальной) в тот или иной период сво­ей жизни. Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она пол­ностью определяет формы и пути развития ребенка, виды дея­тельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером соци­альной ситуаций развития, т. е. сложившейся системой взаимо­отношений ребенка с взрослыми (Выготский Л. С., 1984). Каж­дый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой финальной ситуацией развития. Только оценив социальную ситуацию развития, мы сможем выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические но­вообразования, которые являются результатом возрастного раз­вития ребенка.

12) Основные психические новообразования - это новый тип строения личности и её деятельности, а также те психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь.

Это обобщенный результат изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.

Каждый возрастной период характеризуется специфичес­ким для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития.

13) Кризис возрастного развития - это цепь внутренних изменений ребенка при относительно не­значительных внешних изменениях. Это совпадение переходов физического и психологического возрастов из одного в другой, что свидетельствует о существенных

переменах в организме и психологии ребенка, о возникших проблемах нормального физического и психического развития, которые ребенок самостоятельно решить не может.

Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...» (Выготский Л. С.). Сущностью каждого кризиса, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. На это указывала и Л. И. Божович, согласно мнению, которой причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая силь­ные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми.

По Д.Б. Эльконину кризисы, в которых ведущий вид деятельности переходит с общения на предмет, называется скрытым, а с предмета на общение называется бурным.

3.Основные закономерности психического развития.

1. Необратимость

2. Постепенное усложнение форм психической деятельности

3. Дискретность (неравномерность, скачкообразность) психического развития

4. Системность (например: развитие речи - развитие мышления - развитие личного опыта...)

5. Последовательность (например: от простого к сложному)

6. Акселерация (ускорение). В последние 100 лет идет ускорение анатоморфизиологии развития детей, что обусловлено рядом биологических и социальных факторов.

Законы детского развития по Л. С. Выготскому

I. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, а также который меняется в разные годы жизни( например: год в младенчестве не равен году в отрочестве)

II. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие - есть цепь качественных изменений. Ребенок непросто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

III. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психики ребенка имеет свой оптимальный период развития.

IV. Закон формирования высших психических функций (ВПФ). Они возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными(формами) функциями самого ребенка. Отличительные признаки ВПФ: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. ВПФ формируются прижизненно, образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества.

Наши рекомендации