Тема1: Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии
1. Возрастная психология - раздел психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики, его качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому (младенческий, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст и т.д.).
Возрастная психология – это область знаний, содержащая информацию о законах возрастного преобразования психики людей.
Каждый возрастной этап характеризуется теми специфически возрастными задачами освоения окружающего мира и культуры, которые решаются при помощи формирования новых видов поведения и деятельности.
Научную основу возрастной психологии составляют фундаментальные теоретические положения, разрабатываемые в отечественной психологии, о социальной природе психики человека и закономерностях её развития на всех этапах онтогенеза (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Петровский и др.).
Согласно этим положениям, психика человека является продуктом развития. Психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством на протяжении всего своего существования.
Возрастная психология представляет собой отрасль общей психологии. Предметом возрастной психологии является: - выявление и изучение закономерностей психического развития человека в онтогенезе и особенностей развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития;
- или является выявление и изучение основных возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни.
Объектизучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания — различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека. Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостного психического развития на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти, сверхзадача — изучение изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире.
Составляющими предмета возрастной психологии являются:
1 .Возрастная психология рассматривает измененияпсихики и поведения человека, как признак развития:1) эволюционные изменения - сравнительно медленные, количественные и качественные изменения основательные, которые происходят в двух сферах - как в психике, так и в поведении, например, в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Эти изменения охватывают значительные периоды жизни - до нескольких лет. Они зависят от постоянно действующих факторов 1) биологического созревания; 2) психофизиологического состояния организма ребёнка; 3) места ребенка в системе человеческих социальных отношений; 4) достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.
2) революционные изменения - более глубокие, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Они совпадают со всеми кризисами возрастного развития, которые возникают всегда на рубеже двух определенных возрастов, между относительно спокойно протекающими периодами других эволюционных изменений психики и поведения.
3)третий вид изменений - особый. Он называется ситуационными изменениями - это такой особый признак развития, который связан с влиянием конкретной сложившейся ситуации (в семье, в коллективе и обществе вообще). Ситуационные изменения включают то, что происходит в психике и поведении ребенка под влиянием организованного и стихийного обучения и воспитания.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что первые два вида, т. е. возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения, очень устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, так как, однажды сформировавшись, остаются навсегда. Их функция - преобразование психологии человека как личности в сторону прогресса. Ситуационные - наоборот, очень неустойчивые, обратимы и предполагается, что их закрепление обязательно происходит в последующих упражнениях с помощью тренировки. Их особенностью является то, что они оставляют личность без видимых перемен и меняют лишь формы поведения - знания, умения, навыки.
2.Второй составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения, обозначенные понятием «возраст». В каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него сочетание психических и поведенческих особенностей, которое за приделами этого возраста уже никогда больше не повторяется. Понятие «возраст» в психологии ассоциируется исключительно с особенностями психологии и психики, а также поведения, но, ни в коем случае не с количеством прожитых лет.
Психологически правильно определить возраст - значит установить все возрастные нормы в интеллектуальном и личностном развитии.
3.Третья составляющая предмета возрастной психологии - движущие силы, условия и законы психического развития человека. Движущие силы - это те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические побудительные источники развития и всегда направляют его в нужное русло (это то, что заложено в самом человеке). Условия, т.е. причины, действие внутренних и внешних факторов (это то, что мы создаем сами). Законы психического развития определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и, опираясь на которые можно этим развитием управлять.
Педагогическая психология - отрасль психологии, содержащая знания и изучающая проблемы обучения и воспитания детей, а также психологические основы педагогической деятельности учителей, воспитателей, родителей, педагогических групп.
Предметом педагогической психологии является изучение специальных особенностей применения методов и приёмов в процессе обучения и воспитания, а также формирование личности. Здесь рассматриваются виды деятельности ученика и виды деятельности учителя, т.е. в первом случает речь идёт об учебной деятельности, или учении (ученика, воспитуемого). Во втором - о педагогической деятельности учителя (педагога), о выполнении им функций организации, стимуляции и управления (регулирования) учебной деятельности ученика.
Детская психология - это наука, изучающая особенности психической жизни ребенка и закономерности психического развития в детском возрасте(с рождения до 18 лет).
Детская психология изучает (предмет) психологические особенности каждого возраста главным образом с точки зрения того нового, что в нем возникает и развивается, вклада в общее психологическое развитие человека, выясняет какие изменения происходят в пределах каждого возраста и при переходе от одного возраста к другим.
Детская психология изучает развитие психики в связи с развитием деятельности ребенка, его общения с другими людьми, познания им окружающего мира, формирования его личности.
Основная трудность изучения психической жизни маленьких детей заключается в том, что эта жизнь постоянно меняется. Ребенок непрерывно растете, развивается. Важно различить понятие «рост» и «развитие».
Рост- это количественные изменения или усовершенствование, каких - либо функций. Увеличивается вес ребенка, его рост, он научается всё лучше действовать с предметами, все лучше говорить, ходить и т.д. Это явление роста, то есть количественные накопления.
В отличие от этого развитиехарактеризуется, прежде всего, качественными изменениями, возникновением психических новообразований.
2. Задачи возрастной и педагогической психологии на современном этапе приобретает статус научно - практической дисциплины, поэтому обладает теоретическими и практическими задачами:
1. Исследование возрастной динамики психических процессов и личностного развития в зависимости от культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий, различных видов воспитания и обучения.
2. Исследование дифференциально-психологических различий, половозрелых и типологических свойств человека.
3. Исследование процесса взросления во всей его полноте и многообразных проявлений.
4. Попытки измерить изменения в жизни человека единицами времени (периодизация).
5. Изучение фактов и закономерностей психического развития нормального здорового человека.
Практические задачи:
1. Создание методической базы для контроля за ходом полноценностью содержания и условиями психического развития на разных этапах онтогенеза.
2. Организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов (помощь детям, родителям, педагогам и др.).
Задачи детской психологии:
- Описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.
- Определение индивидуальных и типологических особенностей развития детей.
- Изучение влияния детского периода развития психики на дальнейшую жизнь взрослого человека.
- Взаимосвязь развития психики с развитием деятельности и общения с другими детьми и взрослыми.
3.В возрастной и педагогической психологии применимы все методы из общей психологии, но адаптированные к определенному возрасту (например, в детской психологии нельзя провести анкетирование детей, но родителей возможно; интроспекцию и ретроспекцию невозможно провести с дошкольниками т.к. уровень самосознания у детей не высок и т.д. )