Тема 7. Психологические особенности становления личности в зрелости и позднем возрасте
Общие условия перехода к зрелости. Социальная ситуация развития личности в период зрелости. Социальное значение периода зрелости. Общественно-полезный труд как ведущая деятельность в период зрелости. Особенности социальной активности в период зрелости. Профессиональные и творческие достижения в различных видах деятельности взрослого человека. Стремление к новому и стереотипность в профессиональной деятельности. Особенности развития психических процессов. Возможности обучения в период зрелости. Формы и методы обучения взрослых. Любовь и семья как ценности. Значение собственной активности в профессиональной деятельности для развития человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Периоды взрослости. Специфика возрастных кризисов взрослых. Подведение итогов и перспективные планы на разных этапах взрослости. Взрослость и проблема смысла жизни. Индивидуальные и половые различия в характере физического, умственного и социального развития. Разнообразие типов личности взрослого человека. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Социальная ситуация жизни людей пожилого и старческого возраста. Историческая изменчивость социальной оценки старения и старости. Возрастные закономерности и психологические особенности нормального старения. Критика теории инволюции. Периодизация позднего возраста. Психические изменения в старости и роль психологического фактора в процессе старения. Психическое здоровье в позднем возрасте. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности и ее значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Кризис предпенсионного и послепенсионного периода. Особенности познавательных интересов пожилых (не занятых прежде профессиональной умственной деятельностью). Творчество в пожилом возрасте. Значение общественных интересов в формировании деятельной старости. Пожилой человек в общественной жизни. Старость и мудрость опыта жизни. Общение в старости. Значение общения со сверстниками. Психология отношений пожилых к детям, молодежи и людям других возрастов. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения. Отношение к проблемам человечества. Умственное и эмоциональное переживание непреходящей ценности жизни и неизбежности физической смерти. Психология бессмертия человеческого духа. Компенсаторные механизмы в период старения. Проблема долголетия и жизнеспособности.
4. РАБОЧАЯ (МОДУЛЬНАЯ) ПРОГРАММА
4.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Темы лекционных и практических занятий | Лекции | Практические занятия | Лаб. занятия | ||||||||||||
факультеты | |||||||||||||||
Ин.яз Мат | Физ. ФФК | Фил. | Ин.яз | ФФК | Мат. | Физ. | Фил. | МатФил Ин.яз. ФФК | Физ. | ||||||
Модуль 1 «Теоретические проблемы возрастной психологии» | |||||||||||||||
1. Предмет и задачи курса. Методы возрастной психологии. | |||||||||||||||
2. История науки. Основные теории личностного развития. | |||||||||||||||
3. Закономерности и динамика психического развития формирования личности. | |||||||||||||||
4. Возрастная периодизация психического развития детей. | |||||||||||||||
Модуль 2 «Психическое развитие в детском возрасте» | |||||||||||||||
4. Младенчество и раннее детство | |||||||||||||||
5. Психология дошкольника. Готовность детей к обучению в школе. | |||||||||||||||
6. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника | |||||||||||||||
7. Особенности формирования личности в подростковом возрасте. | |||||||||||||||
8. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте | |||||||||||||||
Модуль 3 «Психическое развитие в зрелости и старости» | |||||||||||||||
9. Психология периода зрелости | |||||||||||||||
10. Психология позднего возраста | |||||||||||||||
Всего | |||||||||||||||
Соотношение текущего и итогового контроля по модулям программы
№ | Модуль | Текущий контроль | Итоговый контроль | Всего |
Теоретические проблемы возрастной психологии | 40% | 60% | 100% | |
Психическое развитие ребенка в детском возрасте | 40% | 60% | 100% | |
Психическое развитие в зрелости и старости | 40% | 60% | 100% |
Содержание модульной программы
Модуль 1 «Теоретические проблемы возрастной психологии»
Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) | Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции | |||||||||
1.Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1). | 1.Знать: · Основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества; · закономерности развития психики в онтогенезе, изменения ее структуры и функций; основные методы исследования развития психики человека; Уметь: · анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; · использовать психологические термины; · планировать и проводить психологическое экспериментальное исследование; · определять и изучать возрастные особенности психики человека на всех этапах его жизненного пути Владеть: Технологиями приобретения использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний. | 1.Знать: · основные понятия, принципы и законы возрастной психологии; · закономерности исторического развития психологического знания; · основные закономерности и психологические теории развития в зарубежной и отечественной психологии, объясняющие психическое развитие;· предпосылки и условия психического развития;· основные проблемы возрастной периодизации психического развития и закономерности кризисов развития.2. Уметь:· анализировать проблемы детерминант психического развития ребенка,· анализировать проблемы соотношения психического развития и обучения3.Владеть: ·навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения теорий и ситуаций возрастного развития | |||||||||
2.Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении профессиональных задач (ОПК-2). | 2. Уметь: использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач; | 2. Знать: · методы психологического исследования человека; · закономерности исторического развития психологического знания; Уметь: · использовать методы психологической диагностики для решения различных профессионально-личностных задач; Владеть: · системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности; · базовыми умениями научного изучения психологических законов; · методами исследования личности и индивидуальных различий; · навыками анализа различных психологических теорий и концепций | |||||||||
Аудиторная работа | |||||||||||
Лекции | Практические занятия (в т. ч. семинары) | Лабораторные работы | |||||||||
Темы и планы лекций 1. Предмет, проблемы и методы исследования в возрастной психологии – 2 ч. План 1.Предмет психологии развития, ее разделы. 2. Категория «развитие» в истории, науке, культуре. Проблемы психологии возрастного развития. 3.Методологические принципы психологического исследования. 4.Методы исследования в возрастной психологии. Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29] 2. История науки. Основные теории личностного развития- 1 ч. План 1. Становление зарубежной возрастной психологии. 2. Натуралистические концепции психического развития человека. 3. Социологический (культурологический) подход к изучению человека. 4. Современная зарубежная психология развития. 5. Психическое развитие человека в трудах отечественных психологов. 6. Современная возрастная психология Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29] 2. Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе – 2 ч. План 1.Условия, источники и движущие силы психического развития. 2.Концепция Л.С. Выготского о развитии высших психических функций. Зона ближайшего развития, сензитивные периоды развития. 3.Становление личности в детстве. Факторы социальной среды в развитии личности. 4.Основные психологические теории психического развития человека. Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29] 3. Возрастная периодизация психического развития –2ч. План 1.Принципы выделения и механизм смены возрастных периодов. 2.Периодизация возрастных периодов. Понятие о ведущем виде деятельности и новообразованиях. 3.Кризисы в психическом развитии ребенка. Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29] Методическое обеспечение лекций · Презентации лекций хранятся на сервере факультета информатики. | Темы и планы практических занятий 1 Проблема развития психики в онтогенезе - 2 ч. Вопросы для обсуждения. 1.Проблемы возрастной психологии. 2. Социально-историческая природа детства. 3.Методологические принципы психологического исследования. 4.Методы исследования в возрастной психологии, их достоинства и недостатки. Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29] 2. Закономерности психического развития личности - 2ч. Вопросы для обсуждения. 1. Характеристика биогенетической и социогенетической концепций развития психики. 2. Основные факторы и предпосылки психического развития человека. Движущие силы психического развития. 3. Психологические механизмы перехода от одного возрастного периода к другому. Психические новообразования. 4. Основные теории психического развития. Проблема соотношения обучения и развития. 5. Теория развития высших психических функций Л.С.Выготского. Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29] 3. Возрастная периодизация психического развития детей – 2ч. Вопросы для обсуждения. 1. 1. Принципы периодизации возрастного развития детей в зарубежной психологии. (Ж.Пиаже, З.Фрейд, Р.Кейс, Э.Эриксон) 2. Принципы периодизации возрастного развития детей в отечественной психологии (Л.С. Выготский, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин). Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29] | 1. Не предусмотрены 2. Не предусмотрены 3. Не предусмотрены | |||||||||
Внеаудиторная работа | |||||||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||||||||
Темы, по которым осуществляется внеаудиторная работа студентов
| Сдача индивидуальных заданий досрочно +0,2 Элементы творческой деятельности при выполнении индивидуального задания +0,2 | ||||||||||
Контроль (зачет) | |||||||||||
Текущий контрольосуществляется на практических занятиях и консультациях Форма контроля:
| |||||||||||
Модуль 2 «Психическое развитие в детском возрасте» | |||||||||||
Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) | Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции | |||||||||
1.Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1). | 1.Знать: · закономерности развития психики в онтогенезе, изменения ее структуры и функций; · основные методы исследования развития психики человека; · механизмы психического развития детей на каждом этапе; · психологические новообразования возрастных периодов; · содержание основных возрастных кризисов; · движущие силы развития на каждом возрастном этапе; · условия психического развития людей разного возраста. Уметь: · анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; · использовать психологические термины; · планировать и проводить психологическое экспериментальное исследование; · определять и изучать возрастные особенности психики человека на всех этапах его жизненного пути Владеть: Технологиями приобретения использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний. | 1.Знать: · основные понятия, принципы и законы возрастной психологии; · закономерности исторического развития психологического знания; · основные закономерности и психологические теории развития в зарубежной и отечественной психологии, объясняющие психическое развитие;· предпосылки и условия психического развития;· основные проблемы возрастной периодизации психического развития и закономерности кризисов развития.2. Уметь:· анализировать проблемы детерминант психического развития ребенка,· анализировать проблемы соотношения психического развития и обучения3.Владеть: ·навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения теорий и ситуаций возрастного развития | |||||||||
2.Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении профессиональных задач (ОПК-2). | 2. Уметь: использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач; | 2. Знать: · методы психологического исследования человека; · закономерности исторического развития психологического знания; Уметь: · использовать методы психологической диагностики для решения различных профессионально-личностных задач; Владеть: · системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности; · базовыми умениями научного изучения психологических законов; · методами исследования личности и индивидуальных различий; · приемами презентации самостоятельно полученной информации. | |||||||||
Аудиторная работа | |||||||||||
Лекции | Практические занятия (в т. ч. семинары) | Лабораторные работы | |||||||||
1. Психологическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве – 2 ч. План 1. Значение младенчества и раннего детства как этапов онтогенеза. 2. Физиологическое развитие в младенческом возрасте как предпосылка психического развития. 3. Когнитивное и эмоциональное развитие в младенческом возрасте. Основные достижения младенческого возраста. 4. Психофизиологическое развитие в раннем детстве. 5. Когнитивное и эмоциональное развитие ребенка в раннем детстве. 6. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка как основная предпосылка психического развития. 7. Кризис раннего детства: предпосылки, симптомы и протекание. Основные достижения раннего детства. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 6,11, 12,14, 15, 25, 28] 2. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте – 2ч. План 1. Общая характеристика детей дошкольного возраста. 2. Роль игры в психическом развитии ребенка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника. 3. Основные достижения дошкольного детства. 4. Психологическая готовность к школьному обучению: · мотивационная; · интеллектуальная; · эмоционально-волевая; · готовность в сфере общения. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 6,11, 12,14, 15, 25, 28] 3 Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте – 2 ч. План 1. Общая характеристика личности младшего школьника. 2. Деятельность младшего школьника: · Общая характеристика учебной деятельности; · Труд и игра в младшем школьном возрасте; · Речевая деятельность младшего школьника; 3. Развитие познавательной сферы и внимания младшего школьника. 4. Эмоционально-волевое развитие в младшем школьном возрасте. 5. Проявление и формирование личности младшего школьника в школьном коллективе. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 5,11, 13, 25] 4. Особенности формирования личности в подростковом возрасте - 4 ч. План 1. Место и значение подросткового периода в развитии ребенка. 2. Психофизиологическое развитие подростка. 3. Кризис подросткового возраста: основные характеристики. 4. Личностные новообразования подросткового возраста. 5. Учебная деятельность подростка. 6. Развитие самосознания в подростковом возрасте. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 5, 24] 5. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте – 2 ч. План 1. Значение юношеского периода в жизни человека. Социальная ситуация развития в юности. 2. Когнитивное развитие в юношеском возрасте. Формирование теоретического мышления. 3. Эмоционально-волевое развитие в юности, формирование общей эмоциональной направленности. 4. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности в юношеском возрасте. 5. Основные достижения юношеского возраста. Список литературы Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 5, 24] Методическое обеспечение лекций Презентации лекций хранятся на сервере факультета информатики. | 4.Формирование личности в дошкольном возрасте -2 ч. План 1. Развитие мотивов поведения и деятельности дошкольника. Возникновение иерархии мотивов. 2. Формирование воли в дошкольном возрасте: а) развитие произвольности поведения, б) развитие отдельных волевых свойств, в) типичные недостатки воли дошкольника. 3. Развитие чувств у дошкольника: а) изменение чувств по характеру протекания, б) формирование высших чувств. 4. Развитие самосознания в дошкольном возрасте. 5. Формирование индивидуального своеобразия личности дошкольника: а) особенности проявления темперамента, б) формирование характера, в) развитие общих и специальных способностей. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 6,11, 12,14, 15, 25, 28] 5. Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте – 2 ч. План 1. 1.Общая характеристика личности младшего школьника. 2. 2.Деятельность младшего школьника: 3. 3.Развитие познавательной сферы и внимания младшего школьника. 4. 4. Эмоционально-волевое развитие в младшем школьном возрасте. 5. 5.Межличностные отношения и формирование личности младшего школьника. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 5,11, 13, 25] 6. Возрастные, половые и индивидуальные особенности развития и формирования личности подростка - 2 ч. Семинар-дискуссия (см. методические рекомендации) Вопросы для обсуждения 1.Причины и особенности проявления кризиса подросткового возраста. 2.Взаимодействие взрослого и подростка. Роль «референтного» взрослого в развитии подростка. 3.Особенности самооценки в подростковом возрасте. Факторы формирования адекватной самооценки. 4.Возрастные и гендерные различия в развитии подростков. 5.Причины формирования девиантного поведения в подростковом возрасте. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 5, 24] 7. Особенности учебной деятельности и становление личности в ранней юности – 2 ч. Вопросы для обсуждения: 1. Особенности физического развития старшего школьника. 2.Социально-психологические условия формирования личности. 3.Межличностные отношения старшего школьника. 4. Взаимоотношения со взрослыми. 5.Психологические особенности выбора профессии и готовность к профессиональному самоопределению. 6. Учебно-профессиональная деятельность – ведущий вид деятельности старшего школьника. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 5, 24] | 1.Диагностика готовности к школьному обучению- 2 ч. 2. Диагностика мотивации учения школьников - 2 ч. 3.Изучение акцентуаций характера подростков – 2 ч. 4. Диагностика профессиональной ориентации старшеклассников -2 ч. | |||||||||
Внеаудиторная работа | |||||||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||||||||
Темы, по которым осуществляется внеаудиторная работа студентов Типы заданий, предлагаемых студентам · Изучение научно-психологической литературы · Изучение темы «Новорожденность» · Словарь терминов Форма отчетности · Собеседование по теме «Новорожденность» · Словарный диктант Сдача и защита индивидуального задания в течение 12 учебных дней со дня выдачи Методическое обеспечение Разработки заданий по самостоятельной работе, методические рекомендации хранятся на сервере факультета информатики | Сдача индивидуальных заданий досрочно +0,2 Элементы творческой деятельности при выполнении индивидуального задания +0,2 | ||||||||||
Контроль (зачет) | |||||||||||
Текущий контрольосуществляется на практических занятиях и консультациях Форма контроля:
| |||||||||||
Модуль 3 «Психическое развитие в зрелости и старости» | |||||||||||
Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) | Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции | |||||||||
1.Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1). | 1.Знать: · закономерности развития психики в онтогенезе, изменения ее структуры и функций; · основные методы исследования развития психики человека; · механизмы психического развития взрослого человека; · психологические новообразования возрастных периодов; · содержание основных возрастных кризисов; · движущие силы развития на каждом возрастном этапе; · условия психического развития людей разного возраста. Уметь: · анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; · использовать психологические термины; · планировать и проводить психологическое экспериментальное исследование; · определять и изучать возрастные особенности психики человека на всех этапах его жизненного пути Владеть: Технологиями приобретения использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний. | 1.Знать: · основные понятия, принципы и законы возрастной психологии; · закономерности исторического развития психологического знания; · основные закономерности и психологические теории развития в зарубежной и отечественной психологии, объясняющие психическое развитие;· предпосылки и условия психического развития;· основные проблемы возрастной периодизации психического развития и закономерности кризисов развития.2. Уметь:· анализировать проблемы детерминант психического развития взрослого человека3.Владеть: ·навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения теорий и ситуаций возрастного развития | |||||||||
2.Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении профессиональных задач (ОПК-2). | 2. Уметь: использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач; | 2. Знать: · методы психологического исследования человека; · закономерности исторического развития психологического знания; Уметь: · использовать методы психологической диагностики для решения различных профессионально-личностных задач; Владеть: · системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности; · базовыми умениями научного изучения психологических законов; · методами исследования личности и индивидуальных различий; · приемами презентации самостоятельно полученной информации. | |||||||||
Аудиторная работа | |||||||||||
Лекции | Практические занятия (в т. ч. семинары) | Лабораторные работы | |||||||||
1.Психология периода зрелости – 2 ч. План 1.Критерии «зрелой взрослости». Соотнесение хронологического, биологического, психологического и социального возраста. 2. Задачи развития как основа выделения периодов зрелости (Р.Хевигхерст, Д.Левинсон). 3. Молодость как начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь. 3. Переход к средней зрелости как нормативный кризис. 4. Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни». 5. Зрелость как вершина жизненного пути. 6. Причины нормативного кризиса 50-55 лет (изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма). Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 3, 7, 10, 16] 2. Психология позднего возраста – 2 ч. План 1. Проблема долголетия и жизнеспособности. 2. Основные проблемы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность в пожилом возрасте. Жизненная мудрость. 3. Старость и одиночество. Применение принципа «компенсации дефекта» к специфике старения. Профилактика старения. 4. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения. 5. Старость как социальная проблема. Компенсаторные механизмы в период старения. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 3, 7, 10, 16] | 8. Психологические особенности взрослого человека План проведения занятия Вопросы для обсуждения. 1. Место психологии взрослых в системе психологических знаний. 2. Возрастная периодизация взрослости. 3. Особенности познавательных психических функций и интеллекта взрослых. 4. Возрастная периодизация интеллектуального развития взрослых и место в ней «студенческого» возраста. 5. Мотивационно-потребностная сфера познавательной деятельности взрослых. Вопросы для самоконтроля 1. Значение взрослости как возрастного периода развития человека. 2. профессиональное самоопределение взрослого человека. 3. Критические периоды взрослости: характеристика и основные особенности. 4. Формирование собственного образа жизни в зрелом возрасте. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 3, 7, 10, 16] 9. Особенности психологии престарелого возраста План проведения занятия Вопросы для обсуждения. 1. Психофизиологические изменения в преклонном возрасте. 2. Периодизация позднего возраста. 3. Особенности личности в позднем возрасте. 4. Психологические проблемы старения. 5. Возрастная динамика интеллектуальной и творческой деятельности. Вопросы для самоконтроля 1. Характеристика новообразований преклонного возраста. 2. Особенности социальной ситуации в позднем возрасте. 3.Возможности умственной и творческой деятельности в преклонном возрасте Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 3, 7, 10, 16] | 1. Методы изучения личности подростка и юноши - 4 ч. | |||||||||
Внеаудиторная работа | |||||||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||||||||
Темы, по которым осуществляется внеаудиторная работа студентов Типы заданий, предлагаемых студентам · Изучение научно-психологической литературы · Разработка проектов работы с родителями по проблемам детского развития Форма отчетности Собеседование по индивидуальному заданию в течение 12 учебных дней со дня выдачи Методическое обеспечение Разработки заданий по самостоятельной работе, методические рекомендации хранятся на сервере факультета информатики | Сдача индивидуальных заданий досрочно +0,2 Элементы творческой деятельности при выполнении индивидуального задания +0,2 | ||||||||||
Контроль (зачет) | |||||||||||
Текущий контрольосуществляется на практических занятиях и консультациях Форма контроля:
| |||||||||||
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
СРС состоит в подготовке к семинарским занятиям, контрольным работам и в самостоятельной проработке отдельных тем. Перечень вопросов к контрольным работам, которые проводятся на занятиях в течение всего семестра, приведен ниже. Для самостоятельного изучения студентам предлагаются отдельные вопросы из ряда тем.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Тема | Факультет | ||||
Ин.яз. | Матем. | Физ. | Фил. | ФФК | |
1. Предмет и задачи курса. Методы возрастной психологии. | |||||
2.История науки. Основные теории личностного развития. | |||||
3. Закономерности и динамика психического развития формирования личности. | |||||
4. Возрастная периодизация психического развития детей. | |||||
5. Новорожденность | |||||
6. Младенчество и раннее детство | |||||
7. Психология дошкольника. Готовность детей к обучению в школе. | |||||
8. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника | |||||
9. Особенности формирования личности в подростковом возрасте. | |||||
10. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте | |||||
11. Психология периода зрелости | |||||
12. Психология позднего возраста | |||||
Всего |
ПРОГРАММА СРС
Темы для самостоятельного изучения | Изучаемые вопросы | Кол-во часов | Формы самост. работы | Метод обеспечение | Форма отчетности |
1. Предмет и задачи курса. Методы возрастной психологии | 1. Что изучает возрастная психология? 2. Какие разделы выделяются в структуре возрастной психологии? 3. Что включает в себя исторический анализ понятия «детство»? 4. Какова связь возрастной психологии с практикой? 5. Что общего и различного в понятиях: рост, формирование, развитие? 6. Каковы характеристики основных методов возрастной психологии? 7. Каковы характеристики вспомогательных методов возрастной психологии? 8. В чем преимущества и недостатки наблюдения и эксперимента? 9. Какова специфика применения метода тестирования в исследовании ребенка? | 1 - 2 | Работа с литерату- рой, подготовка рефератов, докладов, презентаций | Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29 | Доклады, рефераты, собеседование |
2.История науки. Основные теории личностного развития. | 1.Этапы развития возрастной психологии. 2.Биогенетические и социогенетические концепции. 3.Теория конвергенции двух факторов 4.Психоаналитические теории детского развития. 5.Эпигенетическая теория развития личности. 6.Генетическая психология: учение об интеллектуальном развитии ребенка. 7. Культурно историческая теория развития высших психических функций Л.С.Выготского | Составление таблицы. Конспекти- рование литературы | Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29 | Проверка конспектов, таблицы | |
3.Закономерности и динамика психического развития формирования личности | 1. Каковы условия психического развития? 2. Что является движущими силами психического развития? 3. Какие факторы определяют психическое развитие человека? 4. Соотношение обучения и развития. 5.Раскройте сущность понятий «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». 6. Какова роль сензитивных периодов в психическом развитии ребенка? | 2 - 4 | Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта | Осн.: 2, 4, 5, 6, 8,12,14. Доп.:17, 18, 25, 29 | Опрос на практичес- ком занятии, рефера- тивное сообщение |
4. Возрастная периодизация психического развития детей. | 1. Какова сущность понятий «возраст» и «возрастная периодизация»? 2. Каковы принципы построения возрастной периодизации, выдвинутые Выготским Л.С.? 3. Какова роль возрастных кризисов в психическом развитии? 4.Что лежит в основе возрастной периодизации Эльконина Д.Б.? 5. Каковы стадии возрастной периодизации Эльконина Д.Б. 6. Какова роль ведущего вида деятельности в психическом развитии ребенка? | 3 - 4 | . Изучение литературы, справочных материалов, составление таблиц | Осн.: 2, 4, 5, 6, 8,12,14. Доп.:17, 18, 25, 29 | Проверка таблиц, индивидуа-льные собе-седования, диктант |
5. Новорожденность | 1.Новорожденный: коренные изменения образа жизни при переходе от пренатального к постнатальному детству. 2. Приспособление к новым условиям с помощью безусловных рефлексов. 3.Появление первых условных рефлексов. 4.Переход от новорожденности к младенчеству. 5.Появление первых условных рефлексов. «Комплекс оживления». | Изучение литературы, составление конспекта | Осн.: 2, 4, 5, 6, 8,12,14. Доп.:17, 18, 25, 29 | Проверка конспекта, фронталь- ное собеседо- вание | |
6. Младенчество и раннее детство | 1.Назовите ведущий вид деятельности и основные новообразования младенческого периода. 2. Что включает в себя кризис первого года жизни? 3.Чем характеризуется социальная ситуация развития в раннем детстве? 4. Каковы основные этапы речевого развития в раннем детстве? 5. Какая деятельность является ведущим видом деятельности в раннем детстве? 6. Какова характеристика кризиса трех лет? | 2 - 4 | Изучение литературы, решение задач | Осн.: 2, 4, 5, 6, 8,12,14. Доп.:17, 18, 25, 29 | Решение задач |
7. Психология дошкольника. Готовность детей к обучению в школе. | 1. Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте? 2. Каковы особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте? 3. Какие виды продуктивной деятельности характерны для дошкольников? 4. Какова роль продуктивных видов деятельности в развитии психических процессов и личности ребенка? | 2 - 4 | Изучение литературы, составление конспекта, диагностика готовности к школе | Осн.: 2, 4, 5, 6, 8,12,14. Доп.:17, 18, 25, 29 | Проверка конспекта, анализ результатов диагностики |
8. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника | 1. С Наши рекомендации
|