Тема 7. Психологические особенности становления личности в зрелости и позднем возрасте

Общие условия перехода к зрелости. Социальная ситуация развития личности в период зрелости. Социальное значение периода зрелости. Общественно-полезный труд как ведущая деятельность в период зрелости. Особенности социальной активности в период зрелости. Профессиональные и творческие достижения в различных видах деятельности взрослого человека. Стремление к новому и стереотипность в профессиональной деятельности. Особенности развития психических процессов. Возможности обучения в период зрелости. Формы и методы обучения взрослых. Любовь и семья как ценности. Значение собственной активности в профессиональной деятельности для развития человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Периоды взрослости. Специфика возрастных кризисов взрослых. Подведение итогов и перспективные планы на разных этапах взрослости. Взрослость и проблема смысла жизни. Индивидуальные и половые различия в характере физического, умственного и социального развития. Разнообразие типов личности взрослого человека. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Социальная ситуация жизни людей пожилого и старческого возраста. Историческая изменчивость социальной оценки старения и старости. Возрастные закономерности и психологические особенности нормального старения. Критика теории инволюции. Периодизация позднего возраста. Психические изменения в старости и роль психологического фактора в процессе старения. Психическое здоровье в позднем возрасте. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности и ее значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Кризис предпенсионного и послепенсионного периода. Особенности познавательных интересов пожилых (не занятых прежде профессиональной умственной деятельностью). Творчество в пожилом возрасте. Значение общественных интересов в формировании деятельной старости. Пожилой человек в общественной жизни. Старость и мудрость опыта жизни. Общение в старости. Значение общения со сверстниками. Психология отношений пожилых к детям, молодежи и людям других возрастов. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения. Отношение к проблемам человечества. Умственное и эмоциональное переживание непреходящей ценности жизни и неизбежности физической смерти. Психология бессмертия человеческого духа. Компенсаторные механизмы в период старения. Проблема долголетия и жизнеспособности.


4. РАБОЧАЯ (МОДУЛЬНАЯ) ПРОГРАММА

4.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Темы лекционных и практических занятий Лекции Практические занятия     Лаб. занятия    
факультеты
Ин.яз Мат Физ. ФФК Фил. Ин.яз   ФФК Мат. Физ. Фил.   МатФил Ин.яз. ФФК Физ.
Модуль 1 «Теоретические проблемы возрастной психологии»
1. Предмет и задачи курса. Методы возрастной психологии.        
2. История науки. Основные теории личностного развития.        
3. Закономерности и динамика психического развития формирования личности.        
4. Возрастная периодизация психического развития детей.        
Модуль 2 «Психическое развитие в детском возрасте»
4. Младенчество и раннее детство        
5. Психология дошкольника. Готовность детей к обучению в школе.      
6. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника        
7. Особенности формирования личности в подростковом возрасте.    
8. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте    
Модуль 3 «Психическое развитие в зрелости и старости»
9. Психология периода зрелости          
10. Психология позднего возраста            
Всего    
                               

Соотношение текущего и итогового контроля по модулям программы

Модуль Текущий контроль Итоговый контроль Всего
Теоретические проблемы возрастной психологии 40% 60% 100%
Психическое развитие ребенка в детском возрасте 40% 60% 100%
Психическое развитие в зрелости и старости 40% 60% 100%


Содержание модульной программы

Модуль 1 «Теоретические проблемы возрастной психологии»

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции
1.Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).   1.Знать: · Основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества; · закономерности развития психики в онтогенезе, изменения ее структуры и функций; основные методы исследования развития психики человека; Уметь: · анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; · использовать психологические термины; · планировать и проводить психологическое экспериментальное исследование; · определять и изучать возрастные особенности психики человека на всех этапах его жизненного пути Владеть: Технологиями приобретения использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний. 1.Знать: · основные понятия, принципы и законы возрастной психологии; · закономерности исторического развития психологического знания; · основные закономерности и психологические теории развития в зарубежной и отечественной психологии, объясняющие психическое развитие;· предпосылки и условия психического развития;· основные проблемы возрастной периодизации психического развития и закономерности кризисов развития.2. Уметь:· анализировать проблемы детерминант психического развития ребенка,· анализировать проблемы соотношения психического развития и обучения3.Владеть: ·навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения теорий и ситуаций возрастного развития  
2.Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении профессиональных задач (ОПК-2).   2. Уметь: использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;   2. Знать: · методы психологического исследования человека; · закономерности исторического развития психологического знания; Уметь: · использовать методы психологической диагностики для решения различных профессионально-личностных задач; Владеть: · системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности; · базовыми умениями научного изучения психологических законов; · методами исследования личности и индивидуальных различий; · навыками анализа различных психологических теорий и концепций
Аудиторная работа
Лекции Практические занятия (в т. ч. семинары) Лабораторные работы
Темы и планы лекций 1. Предмет, проблемы и методы исследования в возрастной психологии – 2 ч. План 1.Предмет психологии развития, ее разделы. 2. Категория «развитие» в истории, науке, культуре. Проблемы психологии возрастного развития. 3.Методологические принципы психологического исследования. 4.Методы исследования в возрастной психологии. Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29] 2. История науки. Основные теории личностного развития- 1 ч. План 1. Становление зарубежной возрастной психологии. 2. Натуралистические концепции психического развития человека. 3. Социологический (культурологический) подход к изучению человека. 4. Современная зарубежная психология развития. 5. Психическое развитие человека в трудах отечественных психологов. 6. Современная возрастная психология Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29]   2. Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе – 2 ч. План 1.Условия, источники и движущие силы психического развития. 2.Концепция Л.С. Выготского о развитии высших психических функций. Зона ближайшего развития, сензитивные периоды развития. 3.Становление личности в детстве. Факторы социальной среды в развитии личности. 4.Основные психологические теории психического развития человека. Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29]   3. Возрастная периодизация психического развития –2ч. План 1.Принципы выделения и механизм смены возрастных периодов. 2.Периодизация возрастных периодов. Понятие о ведущем виде деятельности и новообразованиях. 3.Кризисы в психическом развитии ребенка. Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29] Методическое обеспечение лекций · Презентации лекций хранятся на сервере факультета информатики.   Темы и планы практических занятий 1 Проблема развития психики в онтогенезе - 2 ч. Вопросы для обсуждения. 1.Проблемы возрастной психологии. 2. Социально-историческая природа детства. 3.Методологические принципы психологического исследования. 4.Методы исследования в возрастной психологии, их достоинства и недостатки. Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29] 2. Закономерности психического развития личности - 2ч. Вопросы для обсуждения. 1. Характеристика биогенетической и социогенетической концепций развития психики. 2. Основные факторы и предпосылки психического развития человека. Движущие силы психического развития. 3. Психологические механизмы перехода от одного возрастного периода к другому. Психические новообразования. 4. Основные теории психического развития. Проблема соотношения обучения и развития. 5. Теория развития высших психических функций Л.С.Выготского. Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29] 3. Возрастная периодизация психического развития детей – 2ч. Вопросы для обсуждения. 1. 1. Принципы периодизации возрастного развития детей в зарубежной психологии. (Ж.Пиаже, З.Фрейд, Р.Кейс, Э.Эриксон) 2. Принципы периодизации возрастного развития детей в отечественной психологии (Л.С. Выготский, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин). Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29]   1. Не предусмотрены   2. Не предусмотрены     3. Не предусмотрены  
Внеаудиторная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Темы, по которым осуществляется внеаудиторная работа студентов
  1. История развития возрастной психологии (составление таблицы)
  1. Возрастная периодизация психического развития
Типы заданий, предлагаемых студентам · Изучение научно-психологической литературы · (составление таблицы). Форма отчетности · Собеседование по таблицам. · Защита презентаций по теме: «Основные теории личностного развития» Сдача и защита индивидуального задания в течение 12 учебных дней со дня выдачи Методическое обеспечение Разработки заданий по самостоятельной работе, методические рекомендации хранятся на сервере факультета информатики Темы презентаций, предлагаемых студентам, хранятся на сервере факультета информатики (см. тематику презентаций)
Сдача индивидуальных заданий досрочно +0,2 Элементы творческой деятельности при выполнении индивидуального задания +0,2
Контроль (зачет)
Текущий контрольосуществляется на практических занятиях и консультациях Форма контроля:
  • тестирование; выполнение индивидуальных заданий.
Модуль 2 «Психическое развитие в детском возрасте»
Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции
1.Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).   1.Знать: · закономерности развития психики в онтогенезе, изменения ее структуры и функций; · основные методы исследования развития психики человека; · механизмы психического развития детей на каждом этапе; · психологические новообразования возрастных периодов; · содержание основных возрастных кризисов; · движущие силы развития на каждом возрастном этапе; · условия психического развития людей разного возраста. Уметь: · анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; · использовать психологические термины; · планировать и проводить психологическое экспериментальное исследование; · определять и изучать возрастные особенности психики человека на всех этапах его жизненного пути Владеть: Технологиями приобретения использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний. 1.Знать: · основные понятия, принципы и законы возрастной психологии; · закономерности исторического развития психологического знания; · основные закономерности и психологические теории развития в зарубежной и отечественной психологии, объясняющие психическое развитие;· предпосылки и условия психического развития;· основные проблемы возрастной периодизации психического развития и закономерности кризисов развития.2. Уметь:· анализировать проблемы детерминант психического развития ребенка,· анализировать проблемы соотношения психического развития и обучения3.Владеть: ·навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения теорий и ситуаций возрастного развития  
2.Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении профессиональных задач (ОПК-2).   2. Уметь: использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;   2. Знать: · методы психологического исследования человека; · закономерности исторического развития психологического знания; Уметь: · использовать методы психологической диагностики для решения различных профессионально-личностных задач; Владеть: · системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности; · базовыми умениями научного изучения психологических законов; · методами исследования личности и индивидуальных различий; · приемами презентации самостоятельно полученной информации.
Аудиторная работа
Лекции   Практические занятия (в т. ч. семинары) Лабораторные работы
1. Психологическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве – 2 ч. План 1. Значение младенчества и раннего детства как этапов онтогенеза. 2. Физиологическое развитие в младенческом возрасте как предпосылка психического развития. 3. Когнитивное и эмоциональное развитие в младенческом возрасте. Основные достижения младенческого возраста. 4. Психофизиологическое развитие в раннем детстве. 5. Когнитивное и эмоциональное развитие ребенка в раннем детстве. 6. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка как основная предпосылка психического развития. 7. Кризис раннего детства: предпосылки, симптомы и протекание. Основные достижения раннего детства. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 6,11, 12,14, 15, 25, 28] 2. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте – 2ч. План 1. Общая характеристика детей дошкольного возраста. 2. Роль игры в психическом развитии ребенка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника. 3. Основные достижения дошкольного детства. 4. Психологическая готовность к школьному обучению: · мотивационная; · интеллектуальная; · эмоционально-волевая; · готовность в сфере общения. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 6,11, 12,14, 15, 25, 28] 3 Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте – 2 ч. План 1. Общая характеристика личности младшего школьника. 2. Деятельность младшего школьника: · Общая характеристика учебной деятельности; · Труд и игра в младшем школьном возрасте; · Речевая деятельность младшего школьника; 3. Развитие познавательной сферы и внимания младшего школьника. 4. Эмоционально-волевое развитие в младшем школьном возрасте. 5. Проявление и формирование личности младшего школьника в школьном коллективе. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 5,11, 13, 25]   4. Особенности формирования личности в подростковом возрасте - 4 ч. План 1. Место и значение подросткового периода в развитии ребенка. 2. Психофизиологическое развитие подростка. 3. Кризис подросткового возраста: основные характеристики. 4. Личностные новообразования подросткового возраста. 5. Учебная деятельность подростка. 6. Развитие самосознания в подростковом возрасте. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 5, 24]   5. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте – 2 ч. План 1. Значение юношеского периода в жизни человека. Социальная ситуация развития в юности. 2. Когнитивное развитие в юношеском возрасте. Формирование теоретического мышления. 3. Эмоционально-волевое развитие в юности, формирование общей эмоциональной направленности. 4. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности в юношеском возрасте. 5. Основные достижения юношеского возраста. Список литературы Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 5, 24] Методическое обеспечение лекций Презентации лекций хранятся на сервере факультета информатики. 4.Формирование личности в дошкольном возрасте -2 ч. План 1. Развитие мотивов поведения и деятельности дошкольника. Возникновение иерархии мотивов. 2. Формирование воли в дошкольном возрасте: а) развитие произвольности поведения, б) развитие отдельных волевых свойств, в) типичные недостатки воли дошкольника. 3. Развитие чувств у дошкольника: а) изменение чувств по характеру протекания, б) формирование высших чувств. 4. Развитие самосознания в дошкольном возрасте. 5. Формирование индивидуального своеобразия личности дошкольника: а) особенности проявления темперамента, б) формирование характера, в) развитие общих и специальных способностей. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 6,11, 12,14, 15, 25, 28] 5. Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте – 2 ч. План 1. 1.Общая характеристика личности младшего школьника. 2. 2.Деятельность младшего школьника: 3. 3.Развитие познавательной сферы и внимания младшего школьника. 4. 4. Эмоционально-волевое развитие в младшем школьном возрасте. 5. 5.Межличностные отношения и формирование личности младшего школьника. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 5,11, 13, 25]   6. Возрастные, половые и индивидуальные особенности развития и формирования личности подростка - 2 ч. Семинар-дискуссия (см. методические рекомендации) Вопросы для обсуждения 1.Причины и особенности проявления кризиса подросткового возраста. 2.Взаимодействие взрослого и подростка. Роль «референтного» взрослого в развитии подростка. 3.Особенности самооценки в подростковом возрасте. Факторы формирования адекватной самооценки. 4.Возрастные и гендерные различия в развитии подростков. 5.Причины формирования девиантного поведения в подростковом возрасте. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 5, 24]   7. Особенности учебной деятельности и становление личности в ранней юности – 2 ч. Вопросы для обсуждения: 1. Особенности физического развития старшего школьника. 2.Социально-психологические условия формирования личности. 3.Межличностные отношения старшего школьника. 4. Взаимоотношения со взрослыми. 5.Психологические особенности выбора профессии и готовность к профессиональному самоопределению. 6. Учебно-профессиональная деятельность – ведущий вид деятельности старшего школьника. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 5, 24] 1.Диагностика готовности к школьному обучению- 2 ч. 2. Диагностика мотивации учения школьников - 2 ч. 3.Изучение акцентуаций характера подростков – 2 ч. 4. Диагностика профессиональной ориентации старшеклассников -2 ч.
Внеаудиторная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Темы, по которым осуществляется внеаудиторная работа студентов Типы заданий, предлагаемых студентам · Изучение научно-психологической литературы · Изучение темы «Новорожденность» · Словарь терминов Форма отчетности · Собеседование по теме «Новорожденность» · Словарный диктант Сдача и защита индивидуального задания в течение 12 учебных дней со дня выдачи Методическое обеспечение Разработки заданий по самостоятельной работе, методические рекомендации хранятся на сервере факультета информатики   Сдача индивидуальных заданий досрочно +0,2 Элементы творческой деятельности при выполнении индивидуального задания +0,2
Контроль (зачет)
Текущий контрольосуществляется на практических занятиях и консультациях Форма контроля:
  • тестирование; выполнение индивидуальных заданий.
Модуль 3 «Психическое развитие в зрелости и старости»
Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции
1.Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).   1.Знать: · закономерности развития психики в онтогенезе, изменения ее структуры и функций; · основные методы исследования развития психики человека; · механизмы психического развития взрослого человека; · психологические новообразования возрастных периодов; · содержание основных возрастных кризисов; · движущие силы развития на каждом возрастном этапе; · условия психического развития людей разного возраста. Уметь: · анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; · использовать психологические термины; · планировать и проводить психологическое экспериментальное исследование; · определять и изучать возрастные особенности психики человека на всех этапах его жизненного пути Владеть: Технологиями приобретения использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний. 1.Знать: · основные понятия, принципы и законы возрастной психологии; · закономерности исторического развития психологического знания; · основные закономерности и психологические теории развития в зарубежной и отечественной психологии, объясняющие психическое развитие;· предпосылки и условия психического развития;· основные проблемы возрастной периодизации психического развития и закономерности кризисов развития.2. Уметь:· анализировать проблемы детерминант психического развития взрослого человека3.Владеть: ·навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения теорий и ситуаций возрастного развития  
2.Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении профессиональных задач (ОПК-2).   2. Уметь: использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;   2. Знать: · методы психологического исследования человека; · закономерности исторического развития психологического знания; Уметь: · использовать методы психологической диагностики для решения различных профессионально-личностных задач; Владеть: · системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности; · базовыми умениями научного изучения психологических законов; · методами исследования личности и индивидуальных различий; · приемами презентации самостоятельно полученной информации.
Аудиторная работа
Лекции   Практические занятия (в т. ч. семинары) Лабораторные работы
1.Психология периода зрелости – 2 ч. План 1.Критерии «зрелой взрослости». Соотнесение хронологического, биологического, психологического и социального возраста. 2. Задачи развития как основа выделения периодов зрелости (Р.Хевигхерст, Д.Левинсон). 3. Молодость как начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь. 3. Переход к средней зрелости как нормативный кризис. 4. Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни». 5. Зрелость как вершина жизненного пути. 6. Причины нормативного кризиса 50-55 лет (изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма). Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 3, 7, 10, 16]   2. Психология позднего возраста – 2 ч. План 1. Проблема долголетия и жизнеспособности. 2. Основные проблемы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность в пожилом возрасте. Жизненная мудрость. 3. Старость и одиночество. Применение принципа «компенсации дефекта» к специфике старения. Профилактика старения. 4. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения. 5. Старость как социальная проблема. Компенсаторные механизмы в период старения. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 3, 7, 10, 16]     8. Психологические особенности взрослого человека План проведения занятия Вопросы для обсуждения. 1. Место психологии взрослых в системе психологических знаний. 2. Возрастная периодизация взрослости. 3. Особенности познавательных психических функций и интеллекта взрослых. 4. Возрастная периодизация интеллектуального развития взрослых и место в ней «студенческого» возраста. 5. Мотивационно-потребностная сфера познавательной деятельности взрослых. Вопросы для самоконтроля 1. Значение взрослости как возрастного периода развития человека. 2. профессиональное самоопределение взрослого человека. 3. Критические периоды взрослости: характеристика и основные особенности. 4. Формирование собственного образа жизни в зрелом возрасте. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 3, 7, 10, 16] 9. Особенности психологии престарелого возраста План проведения занятия Вопросы для обсуждения. 1. Психофизиологические изменения в преклонном возрасте. 2. Периодизация позднего возраста. 3. Особенности личности в позднем возрасте. 4. Психологические проблемы старения. 5. Возрастная динамика интеллектуальной и творческой деятельности. Вопросы для самоконтроля 1. Характеристика новообразований преклонного возраста. 2. Особенности социальной ситуации в позднем возрасте. 3.Возможности умственной и творческой деятельности в преклонном возрасте Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 3, 7, 10, 16]     1. Методы изучения личности подростка и юноши - 4 ч.
Внеаудиторная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Темы, по которым осуществляется внеаудиторная работа студентов Типы заданий, предлагаемых студентам · Изучение научно-психологической литературы · Разработка проектов работы с родителями по проблемам детского развития Форма отчетности Собеседование по индивидуальному заданию в течение 12 учебных дней со дня выдачи Методическое обеспечение Разработки заданий по самостоятельной работе, методические рекомендации хранятся на сервере факультета информатики Сдача индивидуальных заданий досрочно +0,2 Элементы творческой деятельности при выполнении индивидуального задания +0,2
Контроль (зачет)
Текущий контрольосуществляется на практических занятиях и консультациях Форма контроля:
  • тестирование; выполнение индивидуальных заданий.
                       

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

СРС состоит в подготовке к семинарским занятиям, контрольным работам и в самостоятельной проработке отдельных тем. Перечень вопросов к контрольным работам, которые проводятся на занятиях в течение всего семестра, приведен ниже. Для самостоятельного изучения студентам предлагаются отдельные вопросы из ряда тем.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Тема Факультет
Ин.яз. Матем. Физ. Фил. ФФК
1. Предмет и задачи курса. Методы возрастной психологии.
2.История науки. Основные теории личностного развития.
3. Закономерности и динамика психического развития формирования личности.
4. Возрастная периодизация психического развития детей.
5. Новорожденность  
6. Младенчество и раннее детство  
7. Психология дошкольника. Готовность детей к обучению в школе.
8. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника  
9. Особенности формирования личности в подростковом возрасте.
10. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте
11. Психология периода зрелости
12. Психология позднего возраста
Всего

ПРОГРАММА СРС

Темы для самостоятельного изучения Изучаемые вопросы Кол-во часов Формы самост. работы Метод обеспечение Форма отчетности
1. Предмет и задачи курса. Методы возрастной психологии 1. Что изучает возрастная психология? 2. Какие разделы выделяются в структуре возрастной психологии? 3. Что включает в себя исторический анализ понятия «детство»? 4. Какова связь возрастной психологии с практикой? 5. Что общего и различного в понятиях: рост, формирование, развитие? 6. Каковы характеристики основных методов возрастной психологии? 7. Каковы характеристики вспомогательных методов возрастной психологии? 8. В чем преимущества и недостатки наблюдения и эксперимента? 9. Какова специфика применения метода тестирования в исследовании ребенка?   1 - 2 Работа с литерату- рой, подготовка рефератов, докладов, презентаций Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29 Доклады, рефераты, собеседование
2.История науки. Основные теории личностного развития. 1.Этапы развития возрастной психологии. 2.Биогенетические и социогенетические концепции. 3.Теория конвергенции двух факторов 4.Психоаналитические теории детского развития. 5.Эпигенетическая теория развития личности. 6.Генетическая психология: учение об интеллектуальном развитии ребенка. 7. Культурно историческая теория развития высших психических функций Л.С.Выготского Составление таблицы. Конспекти- рование литературы Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29 Проверка конспектов, таблицы    
3.Закономерности и динамика психического развития формирования личности 1. Каковы условия психического развития? 2. Что является движущими силами психического развития? 3. Какие факторы определяют психическое развитие человека? 4. Соотношение обучения и развития. 5.Раскройте сущность понятий «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». 6. Какова роль сензитивных периодов в психическом развитии ребенка?   2 - 4 Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта Осн.: 2, 4, 5, 6, 8,12,14. Доп.:17, 18, 25, 29 Опрос на практичес- ком занятии, рефера- тивное сообщение  
4. Возрастная периодизация психического развития детей. 1. Какова сущность понятий «возраст» и «возрастная периодизация»? 2. Каковы принципы построения возрастной периодизации, выдвинутые Выготским Л.С.? 3. Какова роль возрастных кризисов в психическом развитии? 4.Что лежит в основе возрастной периодизации Эльконина Д.Б.? 5. Каковы стадии возрастной периодизации Эльконина Д.Б. 6. Какова роль ведущего вида деятельности в психическом развитии ребенка? 3 - 4 . Изучение литературы, справочных материалов, составление таблиц Осн.: 2, 4, 5, 6, 8,12,14. Доп.:17, 18, 25, 29 Проверка таблиц, индивидуа-льные собе-седования, диктант  
5. Новорожденность 1.Новорожденный: коренные изменения образа жизни при переходе от пренатального к постнатальному детству. 2. Приспособление к новым условиям с помощью безусловных рефлексов. 3.Появление первых условных рефлексов. 4.Переход от новорожденности к младенчеству. 5.Появление первых условных рефлексов. «Комплекс оживления». Изучение литературы, составление конспекта   Осн.: 2, 4, 5, 6, 8,12,14. Доп.:17, 18, 25, 29 Проверка конспекта, фронталь- ное собеседо- вание
6. Младенчество и раннее детство 1.Назовите ведущий вид деятельности и основные новообразования младенческого периода. 2. Что включает в себя кризис первого года жизни? 3.Чем характеризуется социальная ситуация развития в раннем детстве? 4. Каковы основные этапы речевого развития в раннем детстве? 5. Какая деятельность является ведущим видом деятельности в раннем детстве? 6. Какова характеристика кризиса трех лет? 2 - 4 Изучение литературы, решение задач   Осн.: 2, 4, 5, 6, 8,12,14. Доп.:17, 18, 25, 29 Решение задач  
7. Психология дошкольника. Готовность детей к обучению в школе. 1. Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте? 2. Каковы особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте? 3. Какие виды продуктивной деятельности характерны для дошкольников? 4. Какова роль продуктивных видов деятельности в развитии психических процессов и личности ребенка? 2 - 4 Изучение литературы, составление конспекта, диагностика готовности к школе   Осн.: 2, 4, 5, 6, 8,12,14. Доп.:17, 18, 25, 29 Проверка конспекта, анализ результатов диагностики  
8. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника 1. С

Наши рекомендации