Раздел 1. Теоретические проблемы возрастной психологии
Кафедра психологии
Утверждено
На заседании кафедры
« » _________ 2012г.
Протокол №_______
Зав. кафедрой
_________ Е.А.Рыльская
Учебно-методический комплекс по дисциплине
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(раздел курса «Психология»
блока общепрофессиональных дисциплин)
составители: Запорожец В.Н.,
Ворожейкина А.В.
Челябинск - 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………..........3
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…...6
3. Образовательные технологии………………………………………………8
4. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………….....9
5. Содержание курса…………………………………………………………...9
6. Рабочая (модульная) программа………………………………………… 15
6.1. Тематическое планирование дисциплины…………………………….15
6.2. Содержание (модульной) рабочей программы………………………27
6.2.1. Модуль 1…………………………………………………………………27
6.2.2. Модуль 2…………………………………………………………………35
6.2.3. Модуль 3…………………………………………………………………44
7. Методические материалы…………………………………………………………………..50
1. Пояснительная записка
Обновление системы образования, переход к двухуровневой системе подготовки педагогических кадров требует поиска, уточнения, корректировки содержания образования и форм организации учебного процесса в соответствии с требованиями социума, запросов и возможностей потребителей образовательных услуг.
Курс «Возрастная психология» является составной частью фундаментального курса «Психология», изучаемого студентами педагогического вуза, получающими степень бакалавра и позволяет сформировать основы психолого-педагогической компетентности. Предлагаемая программа соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования с учетом методических рекомендаций, разработанных кафедрой психологии Челябинского государственного педагогического университета, подготовлена в соответствии с учебными планами факультетов ЧГПУ и отражает содержание основных учебников, рекомендованных вышестоящими органами образования Российской Федерации.
Предметом изучения в психологии развития являются методологические, теоретические, экспериментальные и прикладные аспекты рассмотрения разноуровневых процессов психического развития человека. Изучаются антропогенетические предпосылки психического развития, возрастная динамика развития психики в детстве, отрочестве и зрелых возрастах, закономерности функционального генезиса психической деятельности. Рассматриваются различные аспекты социокультурной специфики познавательного, эмоционального, нравственного развития в различных экономических, этнических и социально-психологических условиях.
Изложение материала опирается на несколько основных принципов. Это, прежде всего, принцип историзма, который позволяет нанизать на один стержень все важнейшие проблемы детского развития, возникавшие в разные периоды времени. Анализируется историческое происхождение понятия «детство», прослеживается связь истории детства с историей общества, показываются исторические предпосылки возникновения детской психологии как науки.
Второй принцип, положенный в основу программы, связан с разработкой и введением в науку новых методов исследования психического развития ребенка. Именно этот принцип позволяет проанализировать исторический путь детской психологии от первых наивных представлений о природе детства до современного углубленного системного изучения этого феномена. Биогенетический принцип в психологии, нормативный подход в исследовании детского развития, отождествление развития и научения в бихевиоризме, объяснение развития влияния факторов среды и наследственности в теории конвергенции, психоаналитическое изучение ребенка, сравнительные исследования нормы и патологии, ортогенетические концепции развития - все эти и многие другие подходы в отдельности и все вместе отражают сущность и иллюстрируют связь концепций психологического развития и методов его исследования.
Третий принцип касается анализа развития основных аспектов человеческой жизни - эмоционально-волевой сферы, поведения и интеллекта. Теория классического психоанализа З. Фрейда развивается в работах М. Клейн и А. Фрейд, а затем переходит в концепцию Э. Эриксона о психосоциальном развитии жизненного пути личности.
Большое место в программе данного курса принадлежит культурно-исторической теории Л.С. Выготского и его школе. Рассмотрены две парадигмы в исследовании психического развития ребенка - естественно-научная и культурно-историческая; представлена периодизация психического развития ребенка и раскрыто содержание развития ребенка в каждом психологическом возрасте, закономерности перехода от одного возраста к другому и на основе современных представлений о развитии психики ребенка показаны движущие причины этого процесса. Концепция Л.С. Выготского составляет смысловое ядро данного курса.
Цель данной программы – обеспечить освоение фундаментальных знаний, касающихся движущих сил, условий и механизмов психического развития человека.
Задачи курса.
· Рассмотреть основные понятия и концепции психического развития.
· Изложить методологические предпосылки возникновения и динамики психологии развития. Рассмотреть основные концепции психологии развития.
· Сформировать у студентов знания о психологических механизмах перехода человека с одной возрастной стадии на другую, об условиях и факторах, определяющих особенности развития человека в каждый возрастной период, о психических новообразованиях каждого возрастного периода.
· Научить студентов осуществлять психологический анализ проблем развития человека в каждый из возрастных периодов.
· Научить студентов понимать свои возрастные особенности, особенности обучающихся и их проблемы для осуществления индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания.
Обучающиеся по этой программе получают знания, позволяющие разрабатывать и применять современные методы исследования процессов психического развития применительно к фундаментальным вопросам психологической науки, а также прикладным проблемам, возникающим в различных сферах современной жизни – в образовании, в области охраны здоровья, в сфере социальной защиты населения и др.
Будущие бакалавры овладевают навыками, позволяющими решать практические проблемы, касающиеся диагностики, консультирования, коррекции психического развития.
Учебно-методический комплекс включает в себя тематический план, программу курса, планы семинарских и лабораторно-практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов, контрольные вопросы и задания по основным темам, вопросы для зачета, список основной и дополнительной литературы.
Курс изучается в течение одного семестра, его содержание отражено в тематическом плане, составленном в соответствии с учебным планом, включающим лекции, практические и лабораторных занятия в количестве часов, указанном в учебном плане каждого факультета.
Текущий контроль качества усвоения знаний осуществляется на лекциях через постановку контрольных и проблемных вопросов, на семинарских и лабораторных занятиях, в процессе отчетов по самостоятельной работе студентов, тестирования по модулям, индивидуальных собеседований и консультаций с преподавателем.
Итоговая аттестация осуществляется в форме зачета.
В результате освоения данной дисциплины у студентов формируются следующие компетенции:
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
(ОК-1);
- способность использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении профессиональных задач (ОПК-2).
Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) | Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции | Оценочные средства |
1.Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1). | 1.Основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества. Уметь: анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы Владеть: Технологиями приобретения использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний. | 1.Знать: психологические закономерности и механизмы психического развития человека на разных возрастных этапах. Уметь: осуществлять психологический анализ особенностей развития человека. Владеть: навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения, целеполагания. | Тесты Задания на оценку умений применять знания в различных ситуациях Психологические задачи |
2.Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении профессиональных задач (ОПК-2). | 2. Уметь: использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач; | 2.Знать: основные понятия, принципы и законы возрастной психологии; методы психологического исследования человека; закономерности развития человека на разных возрастных этапах; Уметь: использовать методы психологической диагностики для решения различных профессионально-личностных и развивающих задач; дифференцировать различные психологические теории и концепции возрастного развития; Владеть: системой знаний о человеке как субъекте развития; базовыми умениями научного изучения психологических законов; методами исследования личности и индивидуальных различий; навыками анализа различных психологических теорий и концепций возрастного развития | Тесто- вые задания Задания на оценку умений применять знания в различных ситуациях воспитания и обучения Психологические задачи |
МАТРИЦА СООТВЕТСТВИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ РАЗДЕЛАМ (МОДУЛЯМ) ДИСЦИПЛИНЫ
Компетенции | Разделы (модули) дисциплины | ||
ОК-1 | + | + | + |
ОПК-2 | + | + |
2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций /А. В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Катарьян, - М.: Эксмо, 2008. – 128 с.
2. Гурова Е. В. Психология развития и возрастная психология. /Е. В. Гурова. - М.: Аспект Пресс.- 2005. – 176 с.
3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. – 264 с.
4. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. / Е.Н.Каменская. - Ростов н/Д: Феникс,2007. – 251 с.
5. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. / О.А.Карабанова. –М.: Айрис-пресс, 2005. – 288 с.
6. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология /И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: Академический проект: Трикста.– 2011. – 432 с.
7. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. /В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
8. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. уч. заведений: в 3х кн.: / Р.С.Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. – 496 с. – Кн.2.
9. Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология / Н.Н.Палагина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.
10. Поляков А.М. Психология развития. Уч. пособие для вузов А.М. Поляков. – М.: Изд-во Тетра Системс. – 2009. – 304 с.
11. Смирнова Е.О. Детская психология. /Е.О.Смирнова. – СПб.: Питер,2009. – 304 с.
12. Солдатова Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: Учеб. пособие для вузов. / Е.Л.Солдатова, Г.Н.Лаврова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 383 с.
13. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология /Е. А. Сорокоумова. - СПб.: Питер.- 2009. – 208 с.
14. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (психология развития и возрастная психология): учеб. для вузов. / И.В.Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009. – 349 с.
Дополнительная литература
1. Аверин В.А. Понятие факторов психического развития: психология человека от рождения до смерти/ под ред. А.А. Реана. – СПб. – 2002.
2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика /Л.Ф. Бурлачук. –СПб.:Питер, 2006- 351 с.
3. Возрастная психология: хрестоматия.- М.: Академия.- 2008. – 624 с.
4. Волков Б. С. Возрастная психология / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Академический проект: Трикста.- 2008. – 672 с.
5. Волков Б. С. Психология младшего школьника / Б. С. Волков. - М.: Эксмо.- 2010. – 272 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С.Выготский. – М.: Просвещение. – 1967. – 90 с.
7. Гаврилина Л.К. Кризисы взрослой жизни / Л. К. Гаврилина, В. М. Бызова. - М.: Речь.- 2010. – 224 с.
8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Элементы практической психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер, Р.М.Грановская. – М.: АСТ, 2008. – 352 c.
9. Гордеева, О.В. Измененные состояния сознания и культура. Хрестоматия. / О.В. Гордеева. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
10. Деркач А.А. Акмеология в вопросах и ответов / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева. - М.: МПСИ, МОДЭК - 2007. – 248 с.
11. Каменская В. Г. Детская психология с элементам и психофизиологии / В. Г. Каменская. – М.: Форум - 2011. – 288 с.
12. Костяк Т. В. / Психологическая адаптация ребенка в детском саду./Т. В. Костяк. - М.: Академия.- 2008. – 176 с.
13. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. / Т. В. Костяк.- М.: Академия.- 2008. – 176 с.
14. Косякова О. О. Психология раннего и дошкольного детства / О. О. Косякова. - М.: Феникс.- 2007. – 416 с.
15. Крайг Г. Психология развития /Г. Крайг. – СПб, : Питер, 2000. – 988 с.
16. Макклелланд Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.
17. Марцинковская Т. Д. История возрастной психологии / Т. Д. Марцинковская. М.: Академический проект: Трикста.- 2010. – 320 с.
18. Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. М.: Юрайт, МГППУ - 2011. – 464с.
19. Пак Т. С. Психология развития и возрастная психология / Т. С. Пак. - М.: Человек.- 2010. – 248 с.
20. Психологические тесты от Пси-Корпуса. – М.: Медиахауз, – 2006. – 1000 с.
21. Психология /Под ред. В.Н. Дружинина. – 2-е изд. – СПб.:Питер, 2009. – 656 с.
22. Психология личности / Под ред. Ермакова П.Н., Лабунской В.А. М.: Эксмо, 2007. – 656 с.
23. Психология: Учебник для педвузов / под ред. Б.А.Сосновского. – М., 2005.
24. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Филип Райс, Ким Долджин. - СПб.: Питер.- 2010. – 816 с.
25. Смирнова Е. О. Детская психология. / Е. О. Смирнова. - СПб.: Питер.- 2011. – 304 с.
26. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия / С.С. Степанов. – 2-е изд. - М.: Эксмо, 2005 – 672 с.
27. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника /Г. А. Урунтаева. – М.: Академия.- 2009. – 368 с.
28. Урунтаева Г. А. Психология дошкольного возраста /Г. А. Урунтаева. – М.: Академия.- 2011. – 272 с.
29. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психолог. труды / Ред. Д.И. Фельдштейн. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. – 414 с.
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При выполнении различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии. На ф-те информатики и частично на других ф-тах для изучения возрастной психологии успешно применяется модульно-рейтинговая система, при которой курс делится на отдельные модули, при прохождении которых студенты выполняют задания и набирают определенное количество баллов. Такой подход позволяет оценивать знания и компетенции в течение всего семестра.
При чтении лекций, проведении семинарских занятий используются технологии проблемного обучения, дискуссионные формы, проигрывание и обсуждение ситуаций, деловые игры и другие активные методы.
Применяется также метод проектной деятельности, при котором студенты выбирают темы заданий и работают над ними в течение заданного времени, после чего сдают или защищают свои проекты.
Научно-исследовательская деятельность позволяет сформировать компетенции исследователя, необходимые для решения актуальных задач, возникающих в учебно-воспитательном процессе.
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины включает в себя использование компьютерного класса (ф-ты информатики, математики, физики, ин. языков), раздаточный материал в виде заданий, тестов, бланков для ответов и т.д., диски с кинофильмами, презентациями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание модульной программы
Модуль 1 «Теоретические проблемы возрастной психологии»
Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) | Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции |
1.Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1). | 1.Знать: · Основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества; · закономерности развития психики в онтогенезе, изменения ее структуры и функций; основные методы исследования развития психики человека; Уметь: · анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; · использовать психологические термины; · планировать и проводить психологическое экспериментальное исследование; · определять и изучать возрастные особенности психики человека на всех этапах его жизненного пути Владеть: Технологиями приобретения использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний. | 1.Знать: · основные понятия, принципы и законы возрастной психологии; · закономерности исторического развития психологического знания; · основные закономерности и психологические теории развития в зарубежной и отечественной психологии, объясняющие психическое развитие;· предпосылки и условия психического развития;· основные проблемы возрастной периодизации психического развития и закономерности кризисов развития.2. Уметь:· анализировать проблемы детерминант психического развития ребенка,· анализировать проблемы соотношения психического развития и обучения3.Владеть: ·навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения теорий и ситуаций возрастного развития |
2.Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении профессиональных задач (ОПК-2). | 2. Уметь: использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач; | 2. Знать: · методы психологического исследования человека; · закономерности исторического развития психологического знания; Уметь: · использовать методы психологической диагностики для решения различных профессионально-личностных задач; Владеть: · системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности; · базовыми умениями научного изучения психологических законов; · методами исследования личности и индивидуальных различий; · навыками анализа различных психологических теорий и концепций |
Аудиторная работа | ||
Лекции | Практические занятия (в т. ч. семинары) | Лабораторные работы |
Темы и планы лекций 1. Предмет, проблемы и методы исследования в возрастной психологии – 2 ч. План 1.Предмет психологии развития, ее разделы. 2. Категория «развитие» в истории, науке, культуре. Проблемы психологии возрастного развития. 3.Методологические принципы психологического исследования. 4.Методы исследования в возрастной психологии. Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29] 2. История науки. Основные теории личностного развития- 1 ч. План 1. Становление зарубежной возрастной психологии. 2. Натуралистические концепции психического развития человека. 3. Социологический (культурологический) подход к изучению человека. 4. Современная зарубежная психология развития. 5. Психическое развитие человека в трудах отечественных психологов. 6. Современная возрастная психология Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29] 2. Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе – 2 ч. План 1.Условия, источники и движущие силы психического развития. 2.Концепция Л.С. Выготского о развитии высших психических функций. Зона ближайшего развития, сензитивные периоды развития. 3.Становление личности в детстве. Факторы социальной среды в развитии личности. 4.Основные психологические теории психического развития человека. Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29] 3. Возрастная периодизация психического развития –2ч. План 1.Принципы выделения и механизм смены возрастных периодов. 2.Периодизация возрастных периодов. Понятие о ведущем виде деятельности и новообразованиях. 3.Кризисы в психическом развитии ребенка. Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29] Методическое обеспечение лекций · Презентации лекций хранятся на сервере факультета информатики. | Темы и планы практических занятий 1 Проблема развития психики в онтогенезе - 2 ч. Вопросы для обсуждения. 1.Проблемы возрастной психологии. 2. Социально-историческая природа детства. 3.Методологические принципы психологического исследования. 4.Методы исследования в возрастной психологии, их достоинства и недостатки. Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29] 2. Закономерности психического развития личности - 2ч. Вопросы для обсуждения. 1. Характеристика биогенетической и социогенетической концепций развития психики. 2. Основные факторы и предпосылки психического развития человека. Движущие силы психического развития. 3. Психологические механизмы перехода от одного возрастного периода к другому. Психические новообразования. 4. Основные теории психического развития. Проблема соотношения обучения и развития. 5. Теория развития высших психических функций Л.С.Выготского. Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29] 3. Возрастная периодизация психического развития детей – 2ч. Вопросы для обсуждения. 1. 1. Принципы периодизации возрастного развития детей в зарубежной психологии. (Ж.Пиаже, З.Фрейд, Р.Кейс, Э.Эриксон) 2. Принципы периодизации возрастного развития детей в отечественной психологии (Л.С. Выготский, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин). Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12,14. Доп.:17, 18, 25, 29] | 1. Не предусмотрены 2. Не предусмотрены 3. Не предусмотрены |
Внеаудиторная работа | ||
Инвариантная часть | Вариативная часть | |
Темы, по которым осуществляется внеаудиторная работа студентов
| Сдача индивидуальных заданий досрочно +0,2 Элементы творческой деятельности при выполнении индивидуального задания +0,2 | |
Контроль (зачет) | ||
Текущий контрольосуществляется на практических занятиях и консультациях Форма контроля:
| ||
Модуль 2 «Психическое развитие в детском возрасте» | ||
Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) | Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции |
1.Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1). | 1.Знать: · закономерности развития психики в онтогенезе, изменения ее структуры и функций; · основные методы исследования развития психики человека; · механизмы психического развития детей на каждом этапе; · психологические новообразования возрастных периодов; · содержание основных возрастных кризисов; · движущие силы развития на каждом возрастном этапе; · условия психического развития людей разного возраста. Уметь: · анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; · использовать психологические термины; · планировать и проводить психологическое экспериментальное исследование; · определять и изучать возрастные особенности психики человека на всех этапах его жизненного пути Владеть: Технологиями приобретения использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний. | 1.Знать: · основные понятия, принципы и законы возрастной психологии; · закономерности исторического развития психологического знания; · основные закономерности и психологические теории развития в зарубежной и отечественной психологии, объясняющие психическое развитие;· предпосылки и условия психического развития;· основные проблемы возрастной периодизации психического развития и закономерности кризисов развития.2. Уметь:· анализировать проблемы детерминант психического развития ребенка,· анализировать проблемы соотношения психического развития и обучения3.Владеть: ·навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения теорий и ситуаций возрастного развития |
2.Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении профессиональных задач (ОПК-2). | 2. Уметь: использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач; | 2. Знать: · методы психологического исследования человека; · закономерности исторического развития психологического знания; Уметь: · использовать методы психологической диагностики для решения различных профессионально-личностных задач; Владеть: · системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности; · базовыми умениями научного изучения психологических законов; · методами исследования личности и индивидуальных различий; · приемами презентации самостоятельно полученной информации. |
Аудиторная работа | ||
Лекции | Практические занятия (в т. ч. семинары) | Лабораторные работы |
1. Психологическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве – 2 ч. План 1. Значение младенчества и раннего детства как этапов онтогенеза. 2. Физиологическое развитие в младенческом возрасте как предпосылка психического развития. 3. Когнитивное и эмоциональное развитие в младенческом возрасте. Основные достижения младенческого возраста. 4. Психофизиологическое развитие в раннем детстве. 5. Когнитивное и эмоциональное развитие ребенка в раннем детстве. 6. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка как основная предпосылка психического развития. 7. Кризис раннего детства: предпосылки, симптомы и протекание. Основные достижения раннего детства. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 6,11, 12,14, 15, 25, 28] 2. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте – 2ч. План 1. Общая характеристика детей дошкольного возраста. 2. Роль игры в психическом развитии ребенка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника. 3. Основные достижения дошкольного детства. 4. Психологическая готовность к школьному обучению: · мотивационная; · интеллектуальная; · эмоционально-волевая; · готовность в сфере общения. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 6,11, 12,14, 15, 25, 28] 3 Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте – 2 ч. План 1. Общая характеристика личности младшего школьника. 2. Деятельность младшего школьника: · Общая характеристика учебной деятельности; · Труд и игра в младшем школьном возрасте; · Речевая деятельность младшего школьника; 3. Развитие познавательной сферы и внимания младшего школьника. 4. Эмоционально-волевое развитие в младшем школьном возрасте. 5. Проявление и формирование личности младшего школьника в школьном коллективе. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 5,11, 13, 25] 4. Особенности формирования личности в подростковом возрасте - 4 ч. План 1. Место и значение подросткового периода в развитии ребенка. 2. Психофизиологическое развитие подростка. 3. Кризис подросткового возраста: основные характеристики. 4. Личностные новообразования подросткового возраста. 5. Учебная деятельность подростка. 6. Развитие самосознания в подростковом возрасте. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 5, 24] 5. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте – 2 ч. План 1. Значение юношеского периода в жизни человека. Социальная ситуация развития в юности. 2. Когнитивное развитие в юношеском возрасте. Формирование теоретического мышления. 3. Эмоционально-волевое развитие в юности, формирование общей эмоциональной направленности. 4. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности в юношеском возрасте. 5. Основные достижения юношеского возраста. Список литературы Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 5, 24] Методическое обеспечение лекций Презентации лекций хранятся на сервере факультета информатики. | 4.Формирование личности в дошкольном возрасте -2 ч. План 1. Развитие мотивов поведения и деятельности дошкольника. Возникновение иерархии мотивов. 2. Формирование воли в дошкольном возрасте: а) развитие произвольности поведения, б) развитие отдельных волевых свойств, в) типичные недостатки воли дошкольника. 3. Развитие чувств у дошкольника: а) изменение чувств по характеру протекания, б) формирование высших чувств. 4. Развитие самосознания в дошкольном возрасте. 5. Формирование индивидуального своеобразия личности дошкольника: а) особенности проявления темперамента, б) формирование характера, в) развитие общих и специальных способностей. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 6,11, 12,14, 15, 25, 28] 5. Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте – 2 ч. План 1. 1.Общая характеристика личности младшего школьника. 2. 2.Деятельность младшего школьника: 3. 3.Развитие познавательной сферы и внимания младшего школьника. 4. 4. Эмоционально-волевое развитие в младшем школьном возрасте. 5. 5.Межличностные отношения и формирование личности младшего школьника. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 5,11, 13, 25] 6. Возрастные, половые и индивидуальные особенности развития и формирования личности подростка - 2 ч. Семинар-дискуссия (см. методические рекомендации) Вопросы для обсуждения 1.Причины и особенности проявления кризиса подросткового возраста. 2.Взаимодействие взрослого и подростка. Роль «референтного» взрослого в развитии подростка. 3.Особенности самооценки в подростковом возрасте. Факторы формирования адекватной самооценки. 4.Возрастные и гендерные различия в развитии подростков. 5.Причины формирования девиантного поведения в подростковом возрасте. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 5, 24] 7. Особенности учебной деятельности и становление личности в ранней юности – 2 ч. Вопросы для обсуждения: 1. Особенности физического развития старшего школьника. 2.Социально-психологические условия формирования личности. 3.Межличностные отношения старшего школьника. 4. Взаимоотношения со взрослыми. 5.Психологические особенности выбора профессии и готовность к профессиональному самоопределению. 6. Учебно-профессиональная деятельность – ведущий вид деятельности старшего школьника. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 5, 24] | 1.Диагностика готовности к школьному обучению- 2 ч. 2. Диагностика мотивации учения школьников - 2 ч. 3.Изучение акцентуаций характера подростков – 2 ч. 4. Диагностика профессиональной ориентации старшеклассников -2 ч. |
Внеаудиторная работа | ||
Инвариантная часть | Вариативная часть | |
Темы, по которым осуществляется внеаудиторная работа студентов Типы заданий, предлагаемых студентам · Изучение научно-психологической литературы · Изучение темы «Новорожденность» · Словарь терминов Форма отчетности · Собеседование по теме «Новорожденность» · Словарный диктант Сдача и защита индивидуального задания в течение 12 учебных дней со дня выдачи Методическое обеспечение Разработки заданий по самостоятельной работе, методические рекомендации хранятся на сервере факультета информатики | Сдача индивидуальных заданий досрочно +0,2 Элементы творческой деятельности при выполнении индивидуального задания +0,2 | |
Контроль (зачет) | ||
Текущий контрольосуществляется на практических занятиях и консультациях Форма контроля:
| ||
Модуль 3 «Психическое развитие в зрелости и старости» | ||
Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) | Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции |
1.Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1). | 1.Знать: · закономерности развития психики в онтогенезе, изменения ее структуры и функций; · основные методы исследования развития психики человека; · механизмы психического развития взрослого человека; · психологические новообразования возрастных периодов; · содержание основных возрастных кризисов; · движущие силы развития на каждом возрастном этапе; · условия психического развития людей разного возраста. Уметь: · анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; · использовать психологические термины; · планировать и проводить психологическое экспериментальное исследование; · определять и изучать возрастные особенности психики человека на всех этапах его жизненного пути Владеть: Технологиями приобретения использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний. | 1.Знать: · основные понятия, принципы и законы возрастной психологии; · закономерности исторического развития психологического знания; · основные закономерности и психологические теории развития в зарубежной и отечественной психологии, объясняющие психическое развитие;· предпосылки и условия психического развития;· основные проблемы возрастной периодизации психического развития и закономерности кризисов развития.2. Уметь:· анализировать проблемы детерминант психического развития взрослого человека3.Владеть: ·навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения теорий и ситуаций возрастного развития |
2.Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении профессиональных задач (ОПК-2). | 2. Уметь: использовать < Наши рекомендации
|