Тема 3. Основные факторы и условия психического развития.
Детерминанты психического развития ребенка. Проблема наследственности и среды в развитии ребенка. Наследственные и врожденные свойства организма. Внутренние причины психического развития ребенка. Общечеловеческие и индивидуальные природные особенности. Гены как источник человеческого разнообразия. Хромосомные и генные аномалии. Аномалии, сцепленные и не сцепленные с полом. Генетика поведения. Исследования приемных детей. Исследования личности близнецов.
Среда обитания. Социальная среда. Уровни окружающей среды: семья и социализация. Семья и другие социальные институты как факторы развития ребенка (У. Бронфенбреннер), Нормативные возрастные, нормативные исторические, ненормативные факторы развития (Б. Балтес).
Социализация. Социальная ситуация развития (Л.С. Выготский).
Ведущая деятельность, ее признаки (А.Н. Леонтьев). Смена ведущих типов деятельности как основа периодизации (Д.Б. Эльконин).
Взаимодействие наследственности и среды. Развитие полоролевой идентичности.
Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. Проблема соотношения обучения и развития. Развитие личности в условиях депривации и особых условиях.
Тема 4. Зарубежные теории психического развития.
Натуралистические концепции онтогенеза человеческой психологии. Теория рекапитуляции как первая теоретическая концепция в детской психологии. Биогенетический закон Э. Геккеля. Представления о психическом развитии человека С. Холла.
Теория трех ступеней детского развития К. Бюлера. Онтогенетическая концепция Х. Вернера. Теория развития А. Буземана.
Нормативный подход к психическому развитию А. Гезелла и Л. Термена. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна в объяснении развития ребенка. Психологическая ограниченность двухфакторных теорий детского развития.
Социологический (культурологический) подход к онтогенезу психологии человека. Социум как объяснительный принцип во французской социологической школе (Э, Дюркгейм). Французская генетическая психология (А. Валлон, Р. Заззо). Межкультурные исследования познавательного развития детей Дж. Брунера.
Психоаналитический подход к развитию ребенка. Стадии детского развития З. Фрейда. Черты характера, формирующиеся на каждой стадии. Теория детских травм З. Фрейда. Проблема включения ребенка в общество, проблема социализации личности.
Развитие классического психоанализа в работах А. Фрейд. Исследование методов психоанализа в экспериментальном изучении детского развития. Понимание А. Фрейд социализации личности ребенка как защиты от падения в асоциальность.
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона как продолжение идей классического психоанализа. Разработка понятий «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Понятие о юношеском кризисе идентичности. Восемь стадий жизненного пути человека, связанных с формирований разных форм эгоидентичности.
Теории научения. Оперантное обуславливание Б. Скиннера. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения. Предпочтение положительного подкрепления наказанию. Социальное научение и развитие личности. Подражание как механизм приобретения нового опыта. (А, Бандура). Когнитивная регуляция поведения.
Женевская школа генетической психологии Жана Пиаже. Понятие схемы действия в теории Ж. Пиаже, понятие ассимиляции и аккомодации. Понимание психического развития как смены умственных структур. Понятие эгоцентризма детского мышления и обусловленные им особенности детской логики: синкретизм, соположение, трансдукция, нечувствительность к противоречию и др. Обратимость мысли как критерий устойчивого равновесия. Феномен эгоцентрической речи.
Понятие социализации как процесса адаптации к социальной среде. Понимание ребенком принципа сохранения количества. Фактор равновесия как внутренний регулятор развития интеллекта. Периоды и стадии развития интеллекта как стадии психического развития в целом.
Теория морального развития Л. Колберга. Выделение трех фаз развития морального сознания ребенка.
Гуманистическая психология и ее возможности в объяснении процессов психического развития человека (К. Роджерс, А. Маслоу).