Тема: Психология юношеского возраста
Вопросы для подготовки
1. Общая характеристика периода ранней юности. Особенности личностного развития.
2. Временная перспектива будущего и проблема самоопределения
3. Особенности интеллектуального развития.
4. Дружба и любовь в подростковом и юношеском возрасте. Юношеская сексуальность.
5. Юноши и девушки «группы риска».
Задание для самостоятельной работы:
1. Подготовьте наборы карточек для выявления ценностных ориентаций в соответствии с инструкциями преподавателя.
2. Разработайте анкету с целью выявления профессиональных предпочтений старшеклассников.
3. Подготовьте программу наблюдения с целью выявления особенностей общения в юношеском возрасте.
4. Сделайте аналитический отчет по результатам проведенного исследования.
Практическая часть – выход в школу или среднее проф.уч. заведение:
1. Выявление ценностных ориентаций в период юности.
2. Выявление профессиональных предпочтений и намерений старшеклассников.
3. Изучение культуры общения в юношеском возрасте.
4. Обсуждение и анализ материалов исследования.
Литература
1. Возрастная психология: Хрестоматия/Под ред. Мухиной В.С., Хвостова А.А. – М.: Академия,1999. С.461-536; 584-620.
2. Еникеева Д.Д. Популярные основы психиатрии. – Донецк, 1997.
3. Кон И.С. Открытие «Я».-М,1978.
4. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение,1989.
5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.:1997. С.161 – 171.
6. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. – М.: Просвещение.1990.
7. Мухина В.С. Возрастная психология. М. Академия.1998. С.422 – 425.
8. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Сфера, 1998. Разд.V.
9. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. Дубровиной И.В.. – М.,1990.
10. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., 1994.
11. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. М.,1995.
12. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему. – м., 1992.
Эриксон Э. За идентичностью / Психология личности Хрестоматия. -Самара БАХ РАХ, 1999.С.342-348.
14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1992.
Занятие №10 (лаб. раб. - 4 часа)
Тема: Психическое развитие человека в период молодости
Вопросы для подготовки:
1. Общая характеристика периода молодости.
2. Жизненные стратегии, новые социальные роли молодых людей.
Задание для самостоятельной работы:
Сделайте сравнительный анализ и подготовьте отчет по результатам исследования.
Практическая часть:
1.Изучение уровня субъективного контроля у молодых людей в начале и конце периода молодости.
2. Обсуждение и анализ результатов исследования.
Литература:
1. Гамезо М.В., Герасимова В.С. и др. Возрастная психология: Личность от молодости до старости. –М.,1999.
2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
3. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
Занятие №11 (сем. – 2 часа, лаб.раб. – 4 часа)
Тема: Психология взрослости
Вопросы для подготовки и обсуждения
1. Социальная ситуация жизни в период взрослости. Периоды взрослости. Закономерности развития взрослого человека.
2. Личность взрослого. Психология зрелой личности. Проблемы самореализации. Социальная, профессиональная и личностная активность. Познавательные интересы взрослых.
3. Специфика возрастных кризисов взрослых. Взрослость и проблема смысла жизни. Мифы и реальность кризиса середины жизни.
Задание для самостоятельной работы:
Подготовьте отчет по результатам проведенного исследования.
Практическая часть:
1. Выявление ценностных ориентаций взрослого человека и его жизненных позиций. Анализ материалов опроса.
2. Изучение локуса контроля и мотивационной структуры личности взрослого.
3. Обсуждение и анализ материалов исследования.
Литература:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М.: Академия,1997. Гл. 18,19,20.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания . – Л., 1968.
3. Анцыферова Л.И. Зрелый возраст как период продолжающегося развития личности./Психология личности: Хрестоматия.- Т.2 С.331-345.
4. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. – М., 1984.
5. Бразерс Дж. Что каждая женщина должна знать о мужчинах. – М.: Авир, 1994.
6. Гамезо М.В., Герасимова В.С. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М.:, 1999.
7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов
8. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики.: Пер с англ. СПб,1997.
9. Обозов Н.Н. Психология взрослого человека. СПб, 1995.
10. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М. Академия.2000.
11. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
12. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997.
14. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
15. Шихи Г. Возрастные кризисы. Пер. с англ. СПб.: Ювента,1999.
Занятие № 12 (сем. - 2 часа, лаб. раб. – 4 часа)