Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры политических наук
Протокол № _____ от "_______"___________________200__ г.
Заведующий кафедрой Желтов В.В._________________________
Одобрено методической комиссией
Протокол № ____ от "____"_______200___ г.
Председатель Омеличкин О.В.______________________________
Пояснительная записка
Программа курса «Политическая психология» подготовлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Политология».
Актуальность изучения данной дисциплины связана с необходимостью развития у будущих профессиональных политологов способности к системному видению общества, пониманию целостности и своеобразия политической сферы, выявлению логики текущих политических событий и их адекватной компетентной оценке, а это, несомненно, предполагает глубокое изучение роли психологических компонентов политики.
Практическое назначение этого курса определяется его возможностями создать основу теоретических и прикладных знаний по политической психологии, без которых не может обойтись современный специалист-политолог.
Цель курса в том, чтобы заложить основы политико-психологического знания для дальнейшего изучения психологических феноменов и процессов, происходящих в политике и влияющих на социально-политическую жизнь, для понимания принципов функционирования психологических закономерностей в политике. В соответствии с поставленной целью, задачами курса являются:
· дать представления о предмете, методах, основных категориях политической психологии;
· познакомить с основными психическими явлениями, процессами и спецификой их проявления в политике;
· сориентировать студентов на изучение человеческого измерения политики, развития сознания и психики людей.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта структура и содержание курса ориентированы на изучение психологической специфики основных политических феноменов, на раскрытие содержания основных категорий, принципов, теоретико-методологических подходов и формирование навыков овладения продуктивными моделями политической психологии.
При составлении программы по курсу политической психологии и раскрытии тем курса учитывалось содержание смежных социогуманитарных дисциплин, таких как социология, общая и социальная психология, политология, а также многих специальных курсов. При изучении курса, организация учебного процесса предполагает: чтение лекций, обсуждение ключевых проблем курса на семинарских занятиях, выполнение студентами индивидуальных и коллективных заданий, результаты которых будут обсуждаться в группах.
I. Обязательный минимум содержания.
Объект, предмет и метод политической психологии. Проблемы психологии современных социально-политических субъектов и психологические характеристики их политической активности, политическая власть как объект политической психологии, психологические особенности различных проявлений политической активности, психологическое обеспечение политических коммуникаций.
II. Требования к знаниям и умениям.
По завершении изучения курса «Политическая психология» студенты должны иметь прочные знания по предмету, усвоить основные категории, иметь представления о природе психического в политике, об основных методах прикладного политико-психологического анализа, иметь представления о различиях между общей, социальной, политической психологией, теорией политики. Студенты должны уметь самостоятельно ставить психологические задачи в анализе политической жизни, явлений и процессов, происходящих в ней и решать их.
Методическая особенность курса.
Программа рассчитана на два семестра. Учебное время распределено равномерно между лекционными и семинарскими занятиями. На самостоятельную работу студентов по темам дисциплины отводится 31 час. Форма обучения: очная и заочная. Форма итогового контроля – зачет в конце 7 семестра и экзамен в конце 8 семестра. Текущие контрольные мероприятия осуществляются в виде тестирования. Для студентов заочного отделения предусмотрено выполнение контрольной работы.
2. Тематический план
Тематический план дает представление о последовательности изучения учебной дисциплины и характеризует структуру расчетной сетки часов в разрезе форм организации учебного процесса (лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельная работа студентов и др.).
№ | Темы | Объем часов | Лекц. | Семинары | Самостоятельная работа студентов | Консультации | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Дневная форма обучения | |||||||
Политическая психология как наука и учебная дисциплина | - | тест | |||||
Основные понятия и категории, как логический и методологический аппарат политической психологии | тест | ||||||
Основные этапы в становлении политической психологии | - | коллоквиум | |||||
Психологический анализ личности как субъекта политики | - | тест | |||||
Психология политической власти | тест | ||||||
Психология малых групп в политике | тест | ||||||
Психология политического лидерства | тест | ||||||
Психология больших социальных групп в политике | тест | ||||||
Психология масс, массовых настроений и стихийных форм поведения | - | тест | |||||
Зачёт | 7,8 | Зачёт | |||||
Психология национально-этнических групп | тест | ||||||
Психология политического поведения, политическое участие и политические ориентации | тест | ||||||
Психология политического насилия | - | тест | |||||
Психотехнологическое обеспечения политических коммуникаций. Психология политических манипуляциЙ | - | ||||||
Имидж и авторитет субъекта политической деятельности | 12,2 | 1,2 | |||||
Психология политической рекламы и пропаганды | 12,2 | 1,2 | |||||
Психологический фактор в технологиях политических кампаний | - | - | |||||
Экзамен | 15,5 | Экзамен | |||||
Итого | 187,7 | 9,4 | 7,8/15,5 | ||||
Заочная форма обучения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Политическая психология как наука и учебная дисциплина | |||||||
Основные понятия и категории политической психологии | |||||||
Основные этапы в становлении политической психологии | |||||||
Психологический анализ личности как субъекта политики | |||||||
Психология политической власти | |||||||
Психология малых групп в политике | |||||||
Психология политического лидерства | |||||||
Психология больших социальных групп в политике | |||||||
Психология масс, массовых настроений и стихийных форм поведения | |||||||
Зачёт | 3,8 | Зачёт | |||||
Психология национально-этнических групп | |||||||
Психология политического поведения, политическое участие и политические ориентации | |||||||
Психология политического насилия | |||||||
Психотехнологическое обеспечения политических коммуникаций. Психология политических манипуляций | |||||||
Имидж и авторитет субъекта политической деятельности | |||||||
Психология политической рекламы и пропаганды | 2,7 | 0,7 | |||||
Психологический фактор в технологиях политических кампаний | 2,3 | 0,3 | |||||
Экзамен | 3,5 | Экзамен | |||||
49,3 | 6,3 | 5,7 | 3,8/3,5 |
3. Содержание дисциплины
Содержание лекций
Тема 1
Политическая психология как наука и учебная дисциплина
Становление и развитие политической психологии. Ее истоки и автономный статус. Психологические и политологические корни политической психологии. Междисциплинарный статус политической психологии (взаимосвязь политической психологии с политическими науками, с общей и социальной психологией, место в системе гуманитарного знания).
Основные принципы и проблематика политической психологии. Объект и предмет политической психологии: основные подходы к их трактовке, дискуссии о предмете политической психологии. Соотношение предметов политологии и политической психологии. Структура, задачи и функции политической психологии, ее место в системе наук.
Основные сферы прикладного использования политико-психологического знания. Методы политической психологии: диагностические, коррекционно-развивающие, консультационные. Основные методы политико-психологических исследований: эксперимент, анализ статистических данных, опросы, тесты, фокусированные интервью, проективные методики, метод ассоциаций, психобиографические подходы, и др. Междисциплинарный характер исследований.
Место и роль политической психологии в системе социальных наук. Основные направления исследований в современной политической психологии, логика и структура учебного курса «политическая психология». Теоретико-методологическая основа политической психологии (поведенческий, психоаналитический, гуманистический и деятельностный подходы). Прикладная ценность политической психологии.
Тема 2
Основные понятия и категории, как логический и методологический аппарат политической психологии
Основные понятия и категории как логический и методологический аппарат политической психологи.
Политическое сознание: определение, содержание, связи с другими понятиями и категориями. Направления и методы исследования. Механизмы функционирования, динамика развития и функциональные формы политического сознания. Мотивационные и познавательные компоненты.
Политическое самосознание, его субъекты. Когнитивный, эмоциональный и оценочно-волевой компоненты политического самосознания как целостного образа самого себя. Политическое самосознание и политическое самоопределение.
Коллективное бессознательное в политике. Структура коллективного бессознательного и массовое поведение. Влияние коллективного бессознательного на индивидуальное сознание.
Политическая культура. Содержание и история понятия. Основные определения политической культуры. Структура и базовая схема элементов: субъект — установка — действие — объект. Субъекты и основные характеристики политической культуры.
Политическая психика. Политическое восприятие. Политическое мышление. Политические эмоции. Инерция психики в политике. Многоуровневый характер проявлений инерции психики.
Политические установки и стереотипы. Понятие установки: определение. Истоки и содержание понятия «стереотип». История понятия. Двойственная роль стереотипов в политике. Основные факторы формирования стереотипов. Механизмы действия стереотипов и их использование в манипулятивных целях. Стереотипы, тоталитаризм и демократия.
Тема 3