Психическое развитие в дошкольном возрасте.
Тема 1.
Новорожденность. Младенчество.
Вопросы:
1. Значение беспомощности новорожденного ребенка.-
2. Врожденные рефлексы. -
3. Критерии перехода от новорожденности к младенчеству (физиологические и психологические). -
4. «Комплекс оживления» и его значение. -
5. Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца. -
6. Развитие движений: хватание, манипулятивные действия, ходьба. -
7. Развитие сенсорной сферы, сензитивные периоды. Сенсорная депривация в данном возрасте (задержка развития). -
8. Интеллект ребенка до 1 года. -
9. Развитие речи. -
10. Воспитание младенца. -
11. Дети, требующие специального ухода. -
Литература:
Авдеева Н.Н. Младенческий возраст. В кн.: Психическое развитие воспитанников детского дома. - М.: Педагогика, 1990.
Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни. / / Вопр. психол. 1996. № 4.
Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М.: Педагогика, 1991.
Баженова О.В. Диагностика психического развития ребенка первого года жизни. М., 1985.
Батуев А.С. и др. Зрительное предпочтение как проявление привязанности у детей первого года жизни. // Вопр. психол. 1996. № 4.
Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М.: Прогресс, 1985.
Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч. Т.4. - М.: Педагогика, 1982.
Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. В кн.: Принцип развития в психологии. / Под ред. Анцыферовой А.И. - М.:Наука, 1978.
Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери. // Вопр. психол. 1985. № 6.
Исследование привязанности ребенка к матери //Вопр. психол. 1985. № 6.
Кушнир Н.Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни. //Вопр. психол. 1994. № 3.
Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни. Любое издание.
Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1991.
Менчинская Н.А. Развитие ребенка от рождения до года (Дневник бабушки). // Вопр. психол. 1996. № 3.
Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия ребенка и матери. //Вопр. психол. 1994. № 6.
Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1999.
Мухина В.С. Игрушка как средство развития ребенка. // Вопр. психол. 1988. №2.
Развитие личности ребенка. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1987.
Романова В. Кросс-культурные исследования младенчества в психологии. //Вопр. психол. 1997. № 5.
Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. //Вопр. психол. 1994. № 6.
Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент. //Вопр. психол. 1995. № 3.
Субботский Е.В. Концепция Л.С.Выготского о высших и низших психических функциях и современное исследование познавательного развития в младенчестве. // Вопр. психол. 1996. № 6.
Уайт Б. Первые три года жизни. (Пер. с англ.) – М.: Педагогика, 1982.
Тема 2.
Раннее детство.
Кризис трех лет.
Вопросы:
1. Общая характеристика и особенности психического развития ребенка на втором-третьем году жизни.
2. Развитие прямохождения и его влияние на психическое развитие ребенка.
3. Основные этапы развития речи. Закономерности речевого развития.
4. Развитие предметной деятельности как основного фактора психического развития ребенка. Наглядно-действенное мышление.
5. Особенности общения ребенка раннего возраста со взрослым.
6. Игровая деятельность в раннем детстве.
7. Развитие когнитивных процессов и восприимчивость к обучению.
8. Индивидуальные темпы развития в раннем детстве.
9. Основные симптомы кризиса трех лет и их психологическое содержание (негативизм, строптивость, упрямство и др.).
10. Ведущая деятельность и новообразования кризиса трех лет.
11. Стратегии родительского поведения по отношению к детям трехлетнего возраста.
12. Формирование личности и самосознания. Волевое поведение.
13. Адаптация к дошкольному учреждению.
Литература:
Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни. // Вопр. психол. 1996. № 4.
Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4. М.: 1982.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. - Саратов: Изд-во СГУ, 1990.
Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные образования у детей в период кризиса трех лет. // Вопр. психол. 1987. № 5.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: 1993.
Исенина Е.И. Начальный период развития речи у детей: проблемы и гипотезы. // Вопр. психол. 1987. № 2.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: 1995.
Трефилова Г.Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии (80-е гг. Х1Х в. - 20-е гг. ХХ в.) // Вопр. психол. 1997. № 5.
Тема 3.
Тема 4.
Тема 5.
Младший школьный возраст.
Вопросы:
1. Социальная ситуация развития ребенка, поступившего в школу. Обучение и воспитание в школе как основной фактор психического развития младших школьников.
2. Психологические особенности первого этапа обучения.
3. Динамика отношений с учителем в младшей школе и роль личности учителя в обучении и воспитании младшего школьника.
4. Место школьника в семьи. Необходимость единства педагогических воздействий семьи и школы.
5. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности, определяющий психическое развитие младших школьников. Структура учебной деятельности. Содержание учебной деятельности как источник умственного развития.
6. Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста. Влияние стиля работы учителя на формирование отношения к школе, сверстникам, самому учителю.
7. Проблема оценки. Усвоение моральных норм и правил поведения.
8. Умственное развитие в младшем школьном возрасте. Возрастные особенности и возможности усвоения знаний.
9. Проблема интеллектуализации психических процессов. Память младшего школьника и пути повышения ее эффективности.
10. Формирование личности младшего школьника. Особенности развития самосознания.
11. Общение в младшем школьном возрасте.
12. Игра и учение в младшем школьном возрасте.
Литература:
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
Выготский Л.С. Собр.соч. Т.4. Детская психология. - М., 1982.
Выготский Л.С. Мышление и речь. // Выготский Л.С. Собр.соч. в 6 т. Т.2. - М., 1982.
Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М., 1988.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986.
Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности. //Вопр. психол. 1992. № 3-4.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: 1995.
Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. - М., 1988.
Прохоров А.О., Генинг Г.Н. Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников. // Детский психолог. 1995. № 10.
Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.
Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии. // Вопр. психол. 1998. № 3.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. (Психическое развитие в детском возрасте). - М.: Педагогика, 1989.
Тема 6.
Психологических концепций.
Вопросы:
1. Классические исследования кризиса подросткового возраста.
2. Учебная деятельность в подростковом возрасте. Изменение отношения к учебе на протяжении подросткового возраста. Стимулы и мотивы учения.
3. Развитие когнитивных процессов в отрочестве. Развитие мышления, внимания, памяти, воображения. Восприятие искусства.
4. Особенности подростков со взрослыми, родителями и сверстниками. Потребность в доверительном общении со взрослым. Дружба в отрочестве.
5. Общение со сверстниками как потребность и значимая деятельность.
6. Развитие личности в отрочестве. Кризис идентификации со своей внешностью и со своими представлениями о себе.
7. Самосознание в отрочестве. Обострение потребности в признании. Возникновение новой внутренней позиции.
8. Развитие общих и специальных способностей в подростковом возрасте.
9. Индивидуальные и половые различия в подростковом возрасте.
10. Подростковая субкультура.
Литература:
Абрамова ГС. Возрастная психология. - М., 1998.
Баярд Р. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.
Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. - М., 1991.
Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
Особенности обучения и развития школьников 13 - 17 лет. / Под ред. И.В.Дубровиной, Круглова Б.С. - М., 1988.
Макферлайн А., Макферсон А. Дневник подростка. (Пер. с англ.) – М.: Медицина, 1992.
Поливанова К.Н. психологический анализ кризисов возрастного развития. // Вопр. психол. 1994. № 1.
Психология современного подростка. // Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1987.
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М., 1990.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. (Пер. с англ.) – СПб: «Питер», 1999.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994.
Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М., 1987.
Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987.
Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М.: Просвещение, 1967.
Тема 7.
Тема 8.
Взрослость.
Вопросы:
1. Общие условия перехода к зрелости. Социальная ситуация развития личности в период зрелости.
2. Социальное значение периода зрелости. Исследование периодов и задач взрослого развития.
3. Ведущая деятельность в период зрелости. Профессиональные и творческие достижения в различных видах деятельности взрослого человека. Стремление к новому и стереотипность в профессиональной деятельности.
4. Любовь и семья как ценности. Установление близких отношений.
5. Периоды взрослости. Специфика возрастных кризисов взрослых.
6. Индивидуальные и половые различия в характере физического, умственного и социального развития. Разнообразие типов личности взрослого человека.
Литература:
Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды: В 2 т. - М., 1980.
Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М., 1973.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.
Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1998.
Александрова М.Д., Рудкевич Л.А. Критический обзор основных методов исследования творческой продуктивности в возрастном аспекте.//Экспериментальная и прикладная психология. / Отв. ред. Б.Г.Ананьев. - Л., 1971.
Возрастные особенности умственной деятельности взрослых. / Под ред. Е.И. Степановой. Л., 1974.
Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев: Наукова думка, 1984.
Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
Психология личности и образ жизни. / Отв. Ред. Е.В.Шорохова. - М., 1987.
Развитие психофизиологических функций взрослых людей. / Под ред. Б.Г. Ананьева, Е.И. Степановой. - М.: 1972, 1977.
Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. – Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1990.
Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. - Л., 1981.
Степанова Е.И., Грановская Л.Н. Изменение структуры взаимосвязей интеллектуальных функций у взрослых // Вопр.психол. 1975. № 1.
Структура интеллекта взрослых. / Под ред. Е.И. Степановой, Я.И. Петрова. - Л., 1979.
Тема 9.
Период геронтогенеза.
Поздняя взрослость.
Вопросы:
1. Возрастная динамика психофизиологических функций. Причины старения. Профилактика старения.
2. Развитие личности в пожилом и старческом возрасте. Выход на пенсию, смена статуса. Семейные и личные отношения.
3. Развитие субъекта деятельности в геронтогенезе.
4. Индивидуальные различия в пожилом и старческом возрасте.
5. Завершение полного жизненного цикла. Смерть и умирание.
Литература:
Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения. - Л., 1965.
Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. - Л., 1974.
Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы. // Психологический журнал. - Т. 15. - 1994. - № 3.
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. – М.: Изд. Группа «Прогресс» – «Прогресс –Академия», 1992.
Бурльер Ф.А. Старение и старость. - М., 1962.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988.
Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. (Пер. с англ.) – М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1996.
Лабиринты одиночества. - М., 1989.
Основы геронтологии. / Под ред. А.Бине и Ф. Бурльера: Пер. с фр. – М.: Медгиз, 1960.
Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. – Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1990.
Тибилова А.У. Восстановительная терапия психически больных позднего возраста. - М., 1991.
Фролькис В.В. Природа старения. - М., 1969.
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия (Пер. с англ.) – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Для студентов-психологов
1. Предмет возрастной психологии, ее связь с другими психологическими дисциплинами.
2. Теоретические и практические задачи возрастной психологии.
3. Проблема психического развития и его движущих сил в классических теориях отечественной и зарубежной психологии.
4. Понятия условий, источников и движущих сил психического развития; их взаимоотношение в реальном процессе развития.
5. Основные положения и историческое значение теории культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского для развития возрастной психологии в России.
6. Проблема возраста в психологии.
7. Теории периодизации психического развития в зарубежной психологии.
8. Представления о периодизации психического развития в отечественной психологии. Современные представления о стадиальности психического развития.
9. Методы возрастно-психологических исследований и их особенности.
10. Психологические особенности младенца. Кризис одного года.
11. Психологические особенности ребенка раннего возраста.
12. Кризис трех лет. Основные симптомы и психологическое содержание.
13. Игра в отечественной и зарубежной психологии.
14. Развитие психики в дошкольном возрасте.
15. Психологическая готовность к обучению в школе. Диагностика школьной зрелости.
16. Развитие психики в младшем школьном возрасте. Основные новообразования.
17. Личностное развитие и социальная жизнь младшего школьника.
18. Проблема кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии.
19. Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками и взрослыми. Современные представления о ведущей деятельности в подростковом возрасте.
20. Развитие самосознания в подростковом возрасте.
21. Социально-психологические характеристики «трудных подростков».
22. Основные проблемы в изучении юношеского возраста. Новообразования юности.
23. Волевое и нравственное развитие в подростковом и юношеском возрасте.
24. Проблемы периодизации зрелости. Понятие о «нормальных» кризисах зрелого возраста.
25. Познавательная деятельность в период зрелости, проблемы форм и методов обучения взрослых.
26. Историческая изменчивость социально-психологической оценки старости. Основные психологические проблемы пожилых.
27. Психологические факторы в процессе старения. Профилактика старения.
28. Возрастно-психологическое консультирование.
29. Возрастные и индивидуальные различия в психическом развитии на разных возрастных этапах.
30. Перспективные направления исследований возрастной психологии.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
по курсу «Возрастная психология»
1. Пренатальное развитие и роды.
2. Сенсорная депривация в раннем возрасте.
3. Проблемы детской одаренности.
4. Становление дружеских отношений в детстве и их влияние на психическое развитие.
5. Проблемы эстетического развития в детском возрасте.
6. Половые различия в дошкольном возрасте.
7. Индивидуальные различия в психологической готовности к школьному обучению и адаптации в школе.
8. Детская субкультура.
9. Факторы, влияющие на развитие средств и форм общения детей.
10. Противоречия в развитии взаимоотношений у детей подросткового возраста.
11. Особенности взаимоотношений с окружающими в ранней юности.
12. Подростки в семье.
13. Особенности психического развития студентов.
14. Этапы профессионального становления личности.
15. Одинокие люди: мифы и реальность.
16. Мужчины и женщины в середине жизни.
17. Семья в современном обществе.
18. Личность и старение.
19. Социальная политика и пожилые люди.
20. Жизненный цикл человека.
Тема 1.
Новорожденность. Младенчество.
Вопросы:
1. Значение беспомощности новорожденного ребенка.-
2. Врожденные рефлексы. -
3. Критерии перехода от новорожденности к младенчеству (физиологические и психологические). -
4. «Комплекс оживления» и его значение. -
5. Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца. -
6. Развитие движений: хватание, манипулятивные действия, ходьба. -
7. Развитие сенсорной сферы, сензитивные периоды. Сенсорная депривация в данном возрасте (задержка развития). -
8. Интеллект ребенка до 1 года. -
9. Развитие речи. -
10. Воспитание младенца. -
11. Дети, требующие специального ухода. -
Литература:
Авдеева Н.Н. Младенческий возраст. В кн.: Психическое развитие воспитанников детского дома. - М.: Педагогика, 1990.
Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни. / / Вопр. психол. 1996. № 4.
Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М.: Педагогика, 1991.
Баженова О.В. Диагностика психического развития ребенка первого года жизни. М., 1985.
Батуев А.С. и др. Зрительное предпочтение как проявление привязанности у детей первого года жизни. // Вопр. психол. 1996. № 4.
Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М.: Прогресс, 1985.
Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч. Т.4. - М.: Педагогика, 1982.
Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. В кн.: Принцип развития в психологии. / Под ред. Анцыферовой А.И. - М.:Наука, 1978.
Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери. // Вопр. психол. 1985. № 6.
Исследование привязанности ребенка к матери //Вопр. психол. 1985. № 6.
Кушнир Н.Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни. //Вопр. психол. 1994. № 3.
Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни. Любое издание.
Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1991.
Менчинская Н.А. Развитие ребенка от рождения до года (Дневник бабушки). // Вопр. психол. 1996. № 3.
Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия ребенка и матери. //Вопр. психол. 1994. № 6.
Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1999.
Мухина В.С. Игрушка как средство развития ребенка. // Вопр. психол. 1988. №2.
Развитие личности ребенка. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1987.
Романова В. Кросс-культурные исследования младенчества в психологии. //Вопр. психол. 1997. № 5.
Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. //Вопр. психол. 1994. № 6.
Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент. //Вопр. психол. 1995. № 3.
Субботский Е.В. Концепция Л.С.Выготского о высших и низших психических функциях и современное исследование познавательного развития в младенчестве. // Вопр. психол. 1996. № 6.
Уайт Б. Первые три года жизни. (Пер. с англ.) – М.: Педагогика, 1982.
Тема 2.
Раннее детство.
Кризис трех лет.
Вопросы:
1. Общая характеристика и особенности психического развития ребенка на втором-третьем году жизни.
2. Развитие прямохождения и его влияние на психическое развитие ребенка.
3. Основные этапы развития речи. Закономерности речевого развития.
4. Развитие предметной деятельности как основного фактора психического развития ребенка. Наглядно-действенное мышление.
5. Особенности общения ребенка раннего возраста со взрослым.
6. Игровая деятельность в раннем детстве.
7. Развитие когнитивных процессов и восприимчивость к обучению.
8. Индивидуальные темпы развития в раннем детстве.
9. Основные симптомы кризиса трех лет и их психологическое содержание (негативизм, строптивость, упрямство и др.).
10. Ведущая деятельность и новообразования кризиса трех лет.
11. Стратегии родительского поведения по отношению к детям трехлетнего возраста.
12. Формирование личности и самосознания. Волевое поведение.
13. Адаптация к дошкольному учреждению.
Литература:
Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни. // Вопр. психол. 1996. № 4.
Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4. М.: 1982.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. - Саратов: Изд-во СГУ, 1990.
Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные образования у детей в период кризиса трех лет. // Вопр. психол. 1987. № 5.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: 1993.
Исенина Е.И. Начальный период развития речи у детей: проблемы и гипотезы. // Вопр. психол. 1987. № 2.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: 1995.
Трефилова Г.Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии (80-е гг. Х1Х в. - 20-е гг. ХХ в.) // Вопр. психол. 1997. № 5.
Тема 3.
Психическое развитие в дошкольном возрасте.
Вопросы:
1. Особенности предметной деятельности дошкольника. Когнитивное развитие.
2. Личность дошкольника: усвоение нравственных норм, особенности самосознания, общение в дошкольном возрасте, первый социальный опыт.
3. Игра как основная деятельность дошкольника, структура игровой деятельности.
4. Теории игры в отечественной и зарубежной психологии.
5. Значение игровой деятельности для психического развития дошкольника.
6. Психокоррекционные возможности игровой деятельности.
7. Продуктивные виды деятельности дошкольника (конструирование, рисование и др.)
8. Основные эмоциональные характеристики дошкольников.
9. Использование диагностических методик для выявления эмоциональных особенностей дошкольников.
10. Нарушения эмоционального развития: трудности общения со взрослыми и сверстниками, тревожность, страхи, упрямство, агрессия и др.
Литература:
Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург: 1995.
Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопр. психол. 1988. № 6.
Житомирская И.Г., Орешкина Н.А. Сравнительное изучение умственных действий старших школьников. // Вопр. психол. 1991. № 3.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: 1993.
Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1993.
Катаева А.А., Обухова Т.И., Стребелева Е.А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте. // Вопр. психол. 1991. № 3.
Кравцова Е.Е. Психологические образования в дошкольном возрасте. // Вопр. психол. 1996. № 6.
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. //Избранные психологические произведения. Т.1. - М.: педагогика, 1983.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. М., 1987.
Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
Менчинская Н.А. Страницы дневника развития дочери. //Вопр. психол. 1995. № 3.
Пауэр Ф.К., Хиггинс Э., Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию. // Психол. журн. 1992. Т.13. № 3.
Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: 1969.
Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду. // Вопр. психол. 1984. №4.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.
Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение, 1995.
Эльконин Д.Б. Проблемы психологии игры. // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990.
Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4. Детская психология. - М., 1982.
Выготский Л.С. Мышление и речь. // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.2. - М., 1982.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: 1993.
Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1993.
Кряжева И.Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.
Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. - СПб: Питер Пресс, 1996.
Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности. - М., 1996.
Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993.
Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
Степанов С.С. Большие проблемы маленького ребенка. - М.: Педагогика Пресс, 1995.
Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. Психоаналитическое исследование. / Пер. с нем. - М.: Наука, 1995.
Чистякова М.И. Психогимнастика. / Под ред. М.И.Буянова. - М.,1990.
Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. : Пер. с нем. - М., 1981.
Эмоциональное развитие дошкольников. / Под ред. Кошелевой. - М.,1985.
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.
Тема 4.