Гештальтпсихология. Основные направления исследования.
Гештальтпсих — психол напр, возн в Герм в нач 10-х и просущ до сер 30-х гг. XX в. (до прих к вл гитл, когда больш ее представ эмигрир) и продолж разраб пробл целостности, постав Австрийской школой. Представит: Вертгеймер. В. Келер. К. Коффка.
Образ предмета созд через синтез отдел частей, выдвиг идея целостности образа Восприятие не есть сумма ощущений, свойства фигуры не описывается свойствами её частей. ФИ-ФЕНОМЕН - восприятие движения в отсутствие самого движения. Два одинаковых отрезка поочередно высвечивались и затемнялись. При уменьшении временных интервалов между вспышками один отрезок как бы переходит в другой. В восприятии пространство структурируется, элементы объединяются в фигуры. Гештальтисты пытались найти закон по которым фигура выделяется из фона. Явления фигуры и фона отчетливо выступают при рассмотрении двойственных изображений, где фигура и фон меняются местами. Переструктурирование лежит в основе обсуждения творческого мышления, внезапного открытия нового способа решения задачи, т.е. озарения. Это явление называется «АГА-РЕШЕНИЕ», свойственно для человека и высших обезьян. Обезьяна сбивает бананы палкой только тогда, когда палка находится в зрительном пространстве животного. Был открыт новый способ психологического мышления. Некоторые принципы были перенесены на психологию личности. К.Левин автор теории поля, полагал. Что образ мира формируется как целостный сразу, т.е. в данный момент. Поле связывается с системой объектов-побудителей человеческой активности, существующей здесь и сейчас в его субъективном пространстве При нарушении равновесия между индивидом и средой возникает напряжение, которое нуждается в разрядке, осуществляемой в реализации намерения. Ситуации. Определяющие поведение называются полевым наблюдением. При нормальном варианте -объект ведет себя соответствуя потребностям.
Перлз-основоположник гештальттерапии - принцип целостности распространил на проблему соотношения между психической и физической действительностью. Идея целостности - понимание индивида как части более широкого поля. Состоящего из организма и среды У здорового человека контактная граница между ними подвижна: возможен контакт со средой и уход из нее. У нервотика -он находится в ситуации незавершенных гештальтов, т.е. неотработанных проблем, что заставляет ориентироваться на прошлое или уходить в мир фантазий.
8. Дошкольное детство. Кризисы Основные новообразования.
Дошк вт с 3 до 6-7 лег. ВД - игра (ролевая, дидактическая, подвижные, продуктивные - рисование, лепка и т.п.) включающая компоненты: ребенок берет на себя роль взрослого; в игре создается ситуация воплощения выбранной роли; в игровых действиях развиваются познавательные процессы, особенно мышление. Развивается произв-ть, интенсив-ть ориентиров действий Основой мыш явлся развернутая поисковая деят, развитие произв-ти (вним, пам). Возн эл-ты с/сознания, самооценки.
В процессе ролевой игры происходит формирование творческого воображения и способности произвольно управлять своим поведением Ролевые игры также способствуют развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и речи.
Другой важнейшей особенностью данной стадии является процесс формирования личности ребенка. В ходе этою процесса закладываются черты характера ребенка. В этот период ребенок достаточно свободно осваивает основные нормы и правила поведения Этому способствуют не только сюжетные игры, но и чтение сказок, занятия рисованием, конструированием и т. д. По мнению А. Н. Леонтьева, в конце данной стадии развития психики ребенок стремится к овладению общественно значимой деятельностью. Тем самым он начинает вступать в новую стадию своего развития, характеризующуюся выполнением определенных обязанностей. Кроме игровой деятельности присутствует трудовая, появляются элементы учебной деятельности.
Новообразования:
потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;
формирование личности и новых этических норм;
развитие самооценки и притязаний;
преобладание произвольности психических процессов, мотивов поведения;
возникновение детской общности, межличностных отношений;
формирование внутреннего плана действия;
рефлексия.
Психологическая готовность к школе включает ряд параметров;
1. интеллектуальная готовность - понимание общих связей, закономерностей, развитие наглядно-образного мышления, понимание схематичного изображения.
2. Личностная и социальная готовность - интерес к школе через школьную атрибутику, информацию о школе; потребность ребенка во внимании и сопереживании взрослого. Установление нового типа взаимоотношений к учениками и учителем. 3.Волевая готовность. 4. Любознательность, 5. Адаптация к школе.
Формируется новая внутренняя позиция, проявляющаяся в решительном отказе от роли дошкольника и стремлением к положительному отношению к школьной действительности.
9.Подростковый возраст. Юношеский возраст. Кризисы. Основные новообразования.
Подр пд (11-15 лет). Переход от одной эпохи к другой, от детства к взр назыв-ся переходным возрастом.. Происход измен во всех сферах развития лти, эти измен могут происх в бурной форме и сопров труд-ми. Переход в ср. звено шк сопров ослож сод обуч, разграничение предметов, появл неск учителей со своими треб - может перестроить отнош к школе, в рез-те сниж-ся успев-ть и дисц-. В подр. возр. Склад- собств-ые убеждения по всем вопросам, появл-ся критичн ко всему окруж (взр). Появл-ся стремление занять знач место в кол-ве, желание самоутверд, централ НО явл-ся чув-во взрослости - отношение подр к себе как к взр, ощущ и осозн себя взр чел-ом. Ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение.
Общ со сверстн. Открытие своего «Я», новой позиции. Бурное физич изменение, разв полов смы. - переход от детства к взр-ти, проявл в направ-ти на свой внутр мир, противопоставл себя взр, конфликты с ними. Основные НО - связ с изменением ВД и разреш внутр противореч. Другая сма взаимоотнош с соц средой. Бурное развитие с/сознания, формир СО, влияющ на с/воспитание подр. Формир убежд и мировоззр, нравств идеалы У мл. подростков-идеал - конкрет чк, в более старшем возрасте - обобщ идеалы. В подр. вте усиливается сознат отнош к уч. Учеб деят-ть оказ влияние на разв всех психич-их процессов: Воспр - станов более управ-м, мыш - постеп переход от конкретно-образного к абстрактно-логическому мыш, речь - обогащ запас слов и понятий, происходит овлад образной речью (метафоры), пам - возрастт роль произвол форм запомин, сознат примен разл. мнемические приемы, вним -хар-ся противореч с одной ст-ны, большая роль принадл непроизв-му вним, т.к. все новое, интересное, эмоцион-ое, привлек., с др. стор происх рост и развитие произв вним. Подр может заставить себя произв удерж вним.
Юность - возр период развития от 15-21 года, две фазы: 15-17 лет младше-юн вт, 18-21 -собствено юность.
Особ-ти. ВД- выбор жизн пути, с/определ и выбор проф. С/стоят-ть выраж в формир собств взглядов и отнош, поиска с/опред. Подр выражают с/стоятельность в делах и поступ, юноши - в собств взгл, оценках, мнениях. Для них хар-рен максимализм с/стоятельности. Сохран значение и потребность общ со сверст, возр потреб в общ со взр. Харно: интелл зрелость, выраж полоролевая дифф-ция, резкие инд-ные отличия, акцентуация хра усил; дружба переход в любовь.
НО- формир мировоззрения, самостоятельности суждений, повышение требовательности к себе, стремление к самовоспитанию. Мотивы учения: познавательные, социальные (мотивы самоопределения, саморазвития, узкопрактические, общения со взрослыми, общение со сверстниками, самоутверждения через внешний вид). Продолжается развитие общих и спец-х способ на основе ведущих видов деят-ти - учение, общение, труда. В учении -формир-ся интеллект-ые сп-ти, в общений-форм. Коммун сп-ти, в труде - происх становл практич умений и навыков.
Формир убежд и мировоззр. Ранняя юность - возраст формир собств взгл и убежд (в этом выраж с/стояте шк-ков). Старший шк стрем сам во всем разобраться, а это помогает формир нравств взгл и убежд, формир м/воззр.
Для с/утвержд важно показать, что «Я» и есть этот «не каждый». Стар шк не просто стрем, чтобы его считали взр, он хочет, чтобы признали его ориг-ть, его право на инд-ть.
Потреб в общении не смотря на стремл к с/стоят, у старшекл потреб в общ со взр выше, чем в другие возрастные пды.
В ранней юности картина резко меняется. Около 2/3 старшекл указывают на актуал потреб в общ со взр. Объяснение, в том, что в этом в-те со своей знач встают пробл с/сознания и с/определения. Решить их самому бывает трудно, обсуждение этих вопросов в кругу ровесников не достигает цели (у всех мал жизненный опыт). Естественно нужна помощь взрослых.