Тема 3. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста (3 - 6-7 лет)
Задание. Заполнить таблицу 7:
Таблица 7
Краткая психологическая характеристика дошкольного возраста (3- 6-7 лет)
Социальная ситуация развития | |
Генетическая задача | Противоречие между аффективно окрашенным и обобщенным желанием ребенка «быть как взрослый» и невозможностью его осуществления иным путем, кроме непосредственного включения во взрослую систему отношений |
Ведущая деятельность | Поэтапное развитие игры от предметной игры до сюжетно-ролевой игры, а также специфические виды детской деятельности – детское рисование, детское конструирование, детское экспериментирование, художественная деятельность, восприятие сказки |
Характер общения | Общение со взрослым: 3 – 5 лет – внеситуативно – познавательное; 5 – 7 внеситуативно – личностное. Общение со сверстниками – игровое сотрудничество, сопереживание, идентификация и отчуждение |
Базовая потребность | Потребность в деловом сотрудничестве со взрослыми, которое имеет форму ситуативно-делового общения |
Психологические новообразования | |
Содержание кризиса семи лет | Симптомы кризиса: |
Сензитивность | 2-14 лет – для развития математических способностей 5 – 7 лет – обучение чтению 5 лет – обучение иностранным языкам (научаются говорить без акцента) и т.д. |
Возможные психологические проблемы: См. Практическая психология образования /Под ред. И.В.Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с. (глава 3.) |
Список использованной литературы:
Тема 4. Психологические особенности младшего школьного возраста (6-7 - 10-11 лет)
Задание.Заполнить таблицу 8: (см.выше)
Таблица 8
Краткая психологическая характеристика младшего школьного возраста
(6-7 – 10-11лет)
Социальная ситуация развития | |
Генетическая задача | Потребность соответствовать новой роли – быть хорошим учеником при отсутствии средств ее самостоятельного осуществления |
Ведущая деятельность | |
Характер общения | Учебное сотрудничество с общественным взрослым и со сверстниками. |
Базовая потребность | Уважение взрослых, признание суверенитета ребенка-школьника. Неудовлетворенность потребности не позволяет строить отношения на основе понимания. |
Психологические новообразования | |
Содержание предподросткового кризиса | «Мотивационный вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя. |
Сензитивность | |
Возможные психологические проблемы:«группы риска» в младшем школьном возрасте [1, с. 256-277] 1. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Гиперактивность - целый комплекс нарушений. Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку. 2. Леворукий ребенок (10% людей). Сниженная способность зрительно-двигательных координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении "право" и "лево". Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия: правонаклонный разворот в тетради, не требовать безотрывного письма, рекомендуется сажать у окна, слева за партой. 3. Нарушения эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые. Причины: особенности семейного воспитания, тип темперамента, отношения учителя. |
Список использованной литературы:
1. Практическая психология образования /Под ред. И.В.Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с. (Глава 7. с. 256-278).
Практическое задание 5. Изучить личность младшего школьника и написать психологическую характеристику, используя метод наблюдения, эксперимента, опроса и т.д. (схему изучения личности школьника см. в приложении 1). В ходе написания психологической характеристики составить диагностическое портфолио.
Б. ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ