Тема 3. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста (3 - 6-7 лет)

Задание. Заполнить таблицу 7:

Таблица 7

Краткая психологическая характеристика дошкольного возраста (3- 6-7 лет)

Социальная ситуация развития  
Генетическая задача Противоречие между аффективно окрашенным и обобщенным желанием ребенка «быть как взрослый» и невозможностью его осуществления иным путем, кроме непосредственного включения во взрослую систему отношений
Ведущая деятельность Поэтапное развитие игры от предметной игры до сюжетно-ролевой игры, а также специфические виды детской деятельности – детское рисование, детское конструирование, детское экспериментирование, художественная деятельность, восприятие сказки
Характер общения Общение со взрослым: 3 – 5 лет – внеситуативно – познавательное; 5 – 7 внеситуативно – личностное. Общение со сверстниками – игровое сотрудничество, сопереживание, идентификация и отчуждение
Базовая потребность Потребность в деловом сотрудничестве со взрослыми, которое имеет форму ситуативно-делового общения
Психологические новообразования  
Содержание кризиса семи лет Симптомы кризиса:
Сензитивность 2-14 лет – для развития математических способностей 5 – 7 лет – обучение чтению 5 лет – обучение иностранным языкам (научаются говорить без акцента) и т.д.
Возможные психологические проблемы: См. Практическая психология образования /Под ред. И.В.Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с. (глава 3.)

Список использованной литературы:

Тема 4. Психологические особенности младшего школьного возраста (6-7 - 10-11 лет)

Задание.Заполнить таблицу 8: (см.выше)

Таблица 8

Краткая психологическая характеристика младшего школьного возраста

(6-7 – 10-11лет)

Социальная ситуация развития  
Генетическая задача Потребность соответствовать новой роли – быть хорошим учеником при отсутствии средств ее самостоятельного осуществления  
Ведущая деятельность  
Характер общения Учебное сотрудничество с общественным взрослым и со сверстниками.
Базовая потребность Уважение взрослых, признание суверенитета ребенка-школьника. Неудовлетворенность потребности не позволяет строить отношения на основе понимания.
Психологические новообразования  
Содержание предподросткового кризиса «Мотивационный вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя.
Сензитивность  
Возможные психологические проблемы:«группы риска» в младшем школьном возрасте [1, с. 256-277] 1. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Гиперактивность - целый комплекс нарушений. Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку. 2. Леворукий ребенок (10% людей). Сниженная способность зрительно-двигательных координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении "право" и "лево". Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия: правонаклонный разворот в тетради, не требовать безотрывного письма, рекомендуется сажать у окна, слева за партой. 3. Нарушения эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые. Причины: особенности семейного воспитания, тип темперамента, отношения учителя.  


Список использованной литературы:

1. Практическая психология образования /Под ред. И.В.Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с. (Глава 7. с. 256-278).

Практическое задание 5. Изучить личность младшего школьника и написать психологическую характеристику, используя метод наблюдения, эксперимента, опроса и т.д. (схему изучения личности школьника см. в приложении 1). В ходе написания психологической характеристики составить диагностическое портфолио.

Б. ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ

Наши рекомендации