Используемые в аудиторных занятиях
Номер раздела, темы | Вид занятия ( ПР, С) | Используемая интерактивная образовательная технология | Кол-во часов |
Тема 1 | С | Дискуссия | |
Тема 2 | С | Дискуссия | |
Тема 4 | ПР, С | Ролевая игра, видеотренинг, дискуссия | |
Тема 5 | ПР, С | Ролевая игра, деловая игра, дискуссия | |
Итого: |
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения
учебной дисциплины
Самостоятельное изучение тем дисциплины базируется на лекционном материале, имеющем ориентирующее значение и организуется с использованием рабочей программы и плана семинарских и практических занятий путем самостоятельного изучения материалов, содержащихся в учебно-методическом комплексе и указанной литературы, а также материалов справочных систем и сети интернет.
Основное внимание при подготовке к практическому занятию следует обращать на изучение методик, которые предполагается использовать в ходе работы, особенно, на особенности процедуры их применения.
Промежуточная аттестация осуществляется, как правило, путем оценки письменного изложения вопросов, изученных к моменту контроля или аттестации по плану семинарских и практических занятий.
При оценивании (определении) результатов освоения дисциплины могут применяется как традиционная система (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), так и балльно-рейтинговая система.
При использовании бально-рейтинговой системы применяется стобалльная система оценивания, которая как правило привязана как к традиционной отечественной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), так и к системе оценок ECTS (A, B, C, D, E, F). При этом для каждого вида проверочных работ в течение семестра назначается максимальное количество баллов, в которое может быть оценено их отличное выполнение. В конце семестра реальные баллы, полученные обучаемыми за то или иное задание (вид деятельности), суммируются, и эта сумма считается итоговой оценкой успеваемости. Она также может быть переведена в качественную оценку по заранее заданным правилам (от 81 до 100 баллов — отлично, от 66 до 80 баллов — хорошо, от 51 до 65 баллов — удовлетворительно, до 50 баллов — неудовлетворительно).
В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется защита реферата, контрольной работы и экзамен.
Перечень литературы и иных источников для подготовки к занятиям и выполнения письменных работ, указанный в рабочей программе не является исчерпывающем. Обучающийся может и должен при необходимости пользоваться другими, не указанными в списке, доступными источниками.
Примерная тематика рефератов
1. Опрос в ОРД: психология проведения.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка: психология проведения.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение в ОРД: психология проведения.
7. Отождествление личности: психология проведения.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств: психология проведения.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров: психология проведения.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение: психология проведения.
13. Контролируемая поставка: психология проведения.
14. Оперативный эксперимент: психология проведения.
15. Психологические стратегии и приемы выведывания скрываемой информации.
16. Психологические стратегии и приемы оказания воздействия на лиц, представляющих оперативный интерес.
17. Психологические программы профессионально-личностного развития оперуполномоченных.
18. Распространенные психологические затруднения оперуполномоченных и психологические способы их разрешения.
19. Профессиональное взаимодействие психолога и оперуполномоченного в пенитенциарных учреждения.
20. Психологические основы оптимизации профессиональной деятельности оперуполномоченных.
21. Психологические технологии выявления осведомленности и причастности опрашиваемых лиц к событиям, представляющим оперативный интерес.
22. Признаки противодействия опросу с использованием полиграфа и способы контрпротиводействия.
23. Психологические особенности деятельности следователя.
24. Психограмма следователя.
25. Психология проведения осмотра места происшествия.
26. Психология допроса.
27. Психология очной ставки.
28. Психология предъявления для опознания.
29. Психология следственного эксперимента.
Примерная тематика курсовых работ
1. Психология установления и развития контактов с лицами, представляющими оперативный интерес.
2. Психология восстановления обстоятельств происшествия в ходе опроса
3. Психологические стратегии и приемы выведывания скрываемой информации.
4. Психологические стратегии и приемы оказания воздействия на лиц, представляющих оперативный интерес.
5. Опрос в ОРД: психология проведения.
6. Наведение справок.
7. Сбор образцов для сравнительного исследования.
8. Проверочная закупка: психология проведения.
9. Исследование предметов и документов.
10. Наблюдение в ОРД: психология проведения.
11. Отождествление личности: психология проведения.
12. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств: психология проведения.
13. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
14. Прослушивание телефонных переговоров: психология проведения.
15. Снятие информации с технических каналов связи.
16. Оперативное внедрение: психология проведения.
17. Контролируемая поставка: психология проведения.
18. Оперативный эксперимент: психология проведения.
19. Правовые основы ОРД в УИС
20. Психология личности оперуполномоченного
21. Психология личности лиц, содействующих оперативным аппаратам
22. Специфические психологические приемы и методы в ОРД
23. Психологические особенности деятельности следователя.
24. Психограмма следователя.
25. Психология проведения осмотра места происшествия.
26. Психология допроса.
27. Психология очной ставки.
28. Психология предъявления для опознания.
29. Психология следственного эксперимента.
.
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Задачи оперативно-розыскной деятельности.
2. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
3. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности.
4. История развития оперативно-розыскной психологии.
5. Контролируемая поставка как оперативно-розыскное мероприятие.
6. Контроль почтовых отправлений телеграфных и иных сообщений как оперативно-розыскное мероприятие.
7. Наблюдение как оперативно-розыскное мероприятие.
8. Негативные психологические последствия профессиональной деятельности сотрудников оперативных аппаратов.
9. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
10. Общие задачи оперативно-розыскной психологии.
11. Оперативное внедрение как оперативно-розыскное мероприятие.
12. Опросы по установлению причастности и осведомленности о событиях, представляющих оперативный интерес.
13. ОРД как вид правоохранительной деятельности.
14. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
15. Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
16. Основные требования к личности оперуполномоченного.
17. Понятие и формы оперативно-розыскной деятельности.
18. Понятие оперативно-розыскного мероприятия.
19. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности
20. Предмет оперативно-розыскной психологии.
21. Причины конфликтов в оперативно-розыскной деятельности.
22. Проверочная закупка как оперативно-розыскное мероприятие.
23. Профилактика и коррекция развития профессиональной деформации у оперуполномоченных.
24. Профилактика конфликтов в оперативно-розыскной деятельности.
25. Психологические основы добывания необходимой информации в ходе опросов.
26. Психологические основы проведения оперативного эксперимента.
27. Психологические особенности оперативно-розыскной деятельности.
28. Снятие информации с технических каналов связи как оперативно-розыскное мероприятие.
29. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
30. Структура оперативно-розыскной психологии.
31. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.
32. Частные задачи оперативно-розыскной психологии.
33. Психологические особенности деятельности следователя.
34. Психограмма следователя.
35. Психология проведения осмотра места происшествия.
36. Психология допроса.
37. Психология очной ставки.
38. Психология предъявления для опознания.
39. Психология следственного эксперимента.
40. Приемы противодействия обыску и их нейтрализация.
41. Субъекты ОРД.
42. Оперативно-розыскные мероприятия, требующие санкции суда.
43. Практическое задание: объясните значение для деятельности следователя (оперуполномоченного) профессионально-важного качества личности, предложенного преподавателем.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
учебной дисциплины
8.1 Рекомендуемая литература
Базовый учебник:
1. Психология оперативно-розыскной деятельности : учеб. поосбие для вузов / В. М. Шевченко [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012. - 255 с.
2. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности : учеб. пособие./ Ю.В. Чуфаровский. – М.: Проспект, 2010. – 208 с.
Основная литература:
3. Оперативно-розыскная деятельность: учебное пособие в схемах и определениях / А.В. Богданов [и др.]; под ред. Е.С. Дубоносова. – М.: Кн.мир, 2009. – 128 с.
4. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / О.А. Вагин [и др].- М.: ИФРА-М, 2012. – 689 с.
5. Юдин Е.Г.Основы проведения оперативно-розыскных мероприятий в уголовно-исполнительной системе России : авт. курс лекций /
Е.Г. Юдин. – Иваново, 2008. – 191 с.
Дополнительная литература:
6. Гельманов, А. Г. Как установить участие лица в правонарушении? Эффективный и экономичный метод диагностики скрываемой причастности и получения признания виновного в отсутствие доказательств : [Практ.пособие] / А. Г. Гельманов, С. А. Гонтарь. - М. : Б.и., 1999. - 154с.
7. Бродченко О. И. Развитие психологических профессионально важных качеств сотрудников оперативных подразделений ОВД как средство повышения эффективности раскрытия преступлений : Метод. пособие / О. И. Бродченко, П. В. Акентьев ; ВНИИ МВД РФ. - М., 2003. - 91 с.
8. Ковалев О. Г. Оперативно-розыскная деятельность: историко-правовой и психологический анализ : Учеб. пособие / О. Г. Ковалев. - Владимир, 2003. – 189 с.
9. Котов Д. П. Психология следователя / Д. П. Котов, Г. Г. Шиханцов. - 2-е изд. - Воронеж : Изд-во Воронеж.ун-та, 1977. - 134с.
10. Поздняков В. М. Психология в следственной и оперативно-розыскной деятельности : Лекция / В. М. Поздняков ; РИПЭ МВД России. - Рязань, 1998. – 37 с.
11. Психология оперативно-розыскной деятельности. / В.Л. Цветков– М.: ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2010. – 255 с.
12. Харин Ю.Л. Детектор лжи: как это делается. / Ю.Л. Харин. – М.: Эксмо, 2006. – 352 с.
13. Христолюбов П. И.Оперативно-розыскная деятельность : фондовая лекция. Тема: "Оперативно-розыскные мероприятия" (для слушателей спец. 030501.65 "Юриспруденция") / П. И. Христолюбов ; Акад. ФСИН России, Киров. фил. – Киров, 2006. – 81 с.
Периодические издания:
14. Закон и право.
15. Вестник Владимирского юридического института.
16. Человек: преступление и наказание.
17. Прикладная юридическая психология.
Интернет-ресурсы:
18. Информационно-правовой портал «Гарант» URL: http://www.garant.ru/.
8.2. Нормативно-правовые акты:
19. "Об оперативно-розыскной деятельности" : Федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации 1995. № 33. Ст. 3349; 1997. № 29. Ст. 3502; 1998. № 30. Ст. 3613; 1999. № 2. Ст. 233; Рос. газ. 2000. 6 янв.
20. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. - М. : Издательство: Ось-89., 2013.
Программное обеспечение
Не предусмотрено