Модуль 4 Познавательное развитие дошкольника
Кол-во часов на раздел (модуль) – 26
Учебные цели: Сформировать у студентов представление о психологических механизмах познавательной деятельности, об особенностях протекания и развития познавательных процессов, развивать способность ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях умственного развития и обучения детей дошкольного возраста.
Лекция
Тема 4.1 Общая характеристика познавательного развития – 1ч.
План.
1 Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте.
2 Развитие психологического механизма познавательной деятельности как совокупности функционирования психических процессов.
3 Формирование знаково-символической деятельности на основе внутреннего плана сознания.
4 Формирование произвольности и опосредованности познавательного развития.
5 Развитие познавательных устремлений в дошкольном возрасте
Литература.
Раздел 2.1: 1,2,4,9,10; Раздел 2.2:9,27,31,33.
Информационное сопровождение.
1 Мультимедийная презентация «Формирование картины мира».
Таблица «Психологический механизм познавательной деятельности».
Лекция
Тема 4.3 Развитие мышления – 1ч.
План.
1 Мышление в онтогенезе.
2 Особенности развития мышления дошкольника.
3 Закономерности развития видов мышления в дошкольном возрасте.
4 Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже.
Литература.
Раздел 2.1: 1,2,4,9,10; Раздел 2.2:9,27,31,33.
Информационное сопровождение.
1 Мультимедийные презентации: «Особенности мышления в дошкольном возрасте», «Основные положения концепции интеллектуального развития Ж. Пиаже».
Структурно-логическая схема «Развитие видов мышления».
Практическое занятие – семинар
Тема 4.3 Развитие мышления.– 1ч.
План.
1 Особенности развития мышления дошкольника.
2 Роль моделирования в умственном развитии детей (сообщение).
3 Экспериментирование как способ установления скрытых связей и отношений.
4 Значение разных видов деятельности в развитии мышления. Соотношение умственной и практической деятельности.
Литература.
Раздел 2.1: 1,2,4,9,10; Раздел 2.2:9,27,31,33.
Информационное сопровождение.
1 Мультимедийные презентации: «Особенности мышления в дошкольном возрасте», «Основные положения концепции интеллектуального развития Ж. Пиаже».
Структурно-логическая схема «Развитие видов мышления».
3 Структурно-логическая схема «Формирование умственных действий и понятий».
4 Задачи для развития мышления детей дошкольного возраста (эксперименты, загадки, наглядные и словесные задачи).
Наглядные модели.
Самостоятельная работа 24ч.
Темы | Изучаемые вопросы | Кол часов | Формы работы | Методическое обеспечение | Форма отчет ности |
4.2.Сенсорное развитие | Развитие видов восприя тия | 1 Составить письменное сообщение «Система сенсорного обучения М,Монтессори» 2 Подготовить материалы в портфолиум для педагогической практики: набор дидактических упражнений по сенсорному развитию дошкольников | Венгер Л.А.Дидактические игры по сенсорному развитию детей – М.: Педагогика, 1991. Монтессори М. Разум ребенка (главы из книги). – М.:ГРААЛЬ, 1997. Сорокова М.Г. «Жизненная практика и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори .Учебное пособие – М.,1998. | Письменная работа | |
4.3.Развитие мышления | Развитие умствен-ных способнос-тей дошколь-ника | 1.Составить таблицу «Стадии когнитивного развития Ж.Пиаже и сделайте сопоставление с развитием видов мышления дошкольника в отечественных исследованиях Н.Н.Поддъякова. 2.Подготовить материалы в портфолиум для педагогической практики: набор загадок, задач (словесных и наглядных), список экспериментов, образцов детского моделирования и т. д. по развитию мышления дошкольников. | Венгер Л.А. Развитие умственных способностей детей. – М.: Педагогика, 1991. Венгер Л.А., Холмовская В.В. и др. Диагностика умственного развития дошкольников. - М., 1978. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М. 2009. Пиаже Ж.Речь и мышление ребенка. – М.:Педагогика-пресс,1999. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.,1977 | Письменная работа Выступление на семинаре | |
4.4.Развитие внимания и памяти | Условия развития внимания и памяти | Подготовить материалы в портфолиум для педагогической практики: набор дидактических упражнений и игр по развитию внимания и памяти дошкольников. | Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология в задачах и ответах. – М.:1996. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 2003. Развитие логической памяти у детей, / Под.ред. А.А,Смирнова, М., 1976.2004. | Письменная работа | |
4.6.Становление речи | Исследования речевого развития дошкольников. | 1.Составить письменное сообщение «Основные направления в развитии детской речи» 2.Подготовить материалы в портфолиум для педагогической практики: набор дидактических упражнений и игр по развитию речи дошкольников. | Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М. 2002. Общение и речь: развитие речи у детей, / Под ред. М.И.Лисиной. – М., 1985. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А..Венгера. - М., 1988. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 20009. | Письменная работа |
Контрольные вопросы и задания по модулю
1 Назовите отечественных и зарубежных психологов, занимающихся проблемой познавательного развития ребенка.
2 Каковы главные отличительные особенности представлений дошкольника о мире?
3 В чем заключается суть и проявления эгоцентризма мышления ребенка?
4 Почему происходит неразличение психического и объективного в познании мира р6ебенком?
5 Чем характеризуется познавательная позиция ребенка?
6 Можно ли снять эгоцентрическую позицию дошкольника и как это возможно сделать?
7 Чем характеризуется образ мира на основе представлений?
8 Как происходит становление образа мира на основе понятий?
9 Каковы функции познавательных процессов?
10 Почему познавательная деятельность ребенка носит непроизвольный характер?
11 Чем любопытство отличается от любознательности?
12 В каком возрасте формируется собственно познавательный интерес?
13 Почему необходимо развивать детскую вопросительность?
14 Какое значение имеет развитие основных видов чувствительности?
15 В чем суть теории сенсорного обучения М.Монтессори?
16 Чем отличается система обучения М.Монтессори от отечественной системы сенсорного воспитания Л.А.Венгера?
17 Что такое сенсорные эталоны?
18 Раскройте роль слова в усвоении сенсорных эталонов.
19 Что такое перцептивные действия?
20 Раскройте роль моделирования в формировании перцептивных действий.
21 Раскройте понятие «интеллектуализация восприятия».
22 Докажите необходимость сенсорного обучения.
23 Охарактеризуйте основные закономерности мышления в дошкольном возрасте.
24 Как проявляется эгоцентризм речи?
25 В чем особенность развития мыслительных операций в дошкольном возрасте?
26 Особенности и взаимосвязь наглядно-действенного, наглядно-образного и дискурсивного (логического) мышления.
27 Каковы особенности детского моделирования, его значение в развитии мышления.
28 Назовите виды детского моделирования в соответствии с возрастом.
29 Почему речь связана с усвоением понятий?
30 Что входит в понятие умственных способностей детей?
31 Как усложненяется и расширяется круг мыслительных задач в дошкольном детстве?
32 Почему экспериментирование рассматривается как способ установления скрытых связей и отношений?
33 Покажите взаимосвязь разных видов деятельности в развитии мышления.
34 В чем суть теории интеллектуального развития Ж. Пиаже? Дайте психологический анализ.
35 Назовите стадии интеллектуального развития детей (по Ж.Пиаже).
36 На каком новообразовании основывается словесно-логическое мышление?
37 Назовите особенности внимания дошкольников.
38 Как проявляется взаимосвязь внимания и деятельности дошкольников?
39 Какова роль внешней опоры в развитии произвольного внимания?
40 Какую роль играет слово в организации внимания у дошкольников.
41 При каких условиях у детей развиваются способности выполнять инструкции взрослого и контролировать собственную деятельность?
42 Почему произвольное внимание является важным показателем готовности ребенка к обучению?
43 Объясните высказывание С.Л,Рубинштейна «Память ребенка – это его интерес».
44 Назовите приемы логического запоминания.
45 В чем проявляется конкретность памяти?
46 Что такое эйдетизм образов памяти и воображения?
47 Приведите примеры смешения образов памяти и воображения.
48 Что такое реминисценция памяти?
49 Назовите виды детского воображения.
50 Какими способами создания образов пользуются дети?
51 Приведите примеры интериоризации образов воображения.
52 Когда познавательные процессы становятся произвольными?
53 Каковы условия развития детского творчества?
Примеры заданий итогового контроля
1 Сенсорное развитие осуществляется через:
а) усвоение знаний об окружающем мире;
б) формирование чувств и эмоций;
в) ознакомление с сенсорными эталонами и развитие перцептивных действий;
г) развитие рефлексии.
2 Способность ребенка мысленно представлять наблюдаемый объект непосредственно не воспринимаемое в данный момент событие в виде образов, символов или знаков, связано с понятием:
а) регрессия;
б) подражание;
в) знаковая функция сознания;
г) сублимация.
3 Определите технологию развития творческого воображения детей:
а) технология коллективной деятельности;
б) технология дифференцированного обучения;
в) технология решения изобретательских задач;
г) технология парного обучения.
4 Мышление на основе наглядных знаков называется:
а) наглядно-образным;
б) схематическим;
в) наглядно-действенным;
г) словесно-логическим.
5 Система обучения М.Монтессори строится на основе
а) дидактических методов;
б) подготовленной сред;
в) взаимодействия со сверстниками;
г) систематичности в усвоении знаний.
6 Перцептивные действия – это:
а) ориентировочные внутренние действия;
б) действия руки и глаза;
в) мыслительные приемы;
г) эмоциональные проявления.
7 Суть и проявления эгоцентризма мышления ребенка заключается в:
а) неразличении психического и объективного;
б) познавательном интересе;
в) непроизвольном характере деятельности;
г) особенностях самосознания.
8 Внимание и память ребенка отличаются:
а) опорой на внешние действия;
б) словесностью;
в) непроизвольностью;
г) конкретностью.
Терминологический минимум
Сенсорная система; сенсорное развитие; сенсорное воспитание; пороги ощущений; чувствительность анализаторов; сенсорные эталоны; действия восприятия; перцепция; предметность восприятия; константность восприятия; социальная перцепция.
Наглядно-действенное мышление; наглядно-образное мышление; схематическое, словесно-логическое мышление; моделирование; внеситуативность мышления; эгоцентризм мышления; этапы формирования умственных действий; ориентированная основа действий; умственные действия; умственное воспитание; конкретность мышления.
Непроизвольное внимание; устойчивость внимания; умственная работоспособность; концентрация внимания; утомляемость; произвольность деятельности; объем внимания; распределение внимания; произвольное внимание; переключение внимания; доминанта.
Непроизвольная память; латентный период; реминисценция; эйдетические образы; мнемические действия; образная, эмоциональная, словесно-логическая память.
Непроизвольность воображения; внешняя опора создания образов; фантазия; детское творчество; гиперболизация; агглютинация; антиципация; реконструкция; эйдетизм образов воображения.
Активный словарь; пассивный словарь; эгоцентрическая речь; планирующая функция; коммуникативная функция; языковое чутье; лексика; неологизм; фонематический слух.
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля
1 Мультимедийные презентации:
– «Эгоцентризм детского мышления и речи»;
– «Формирование картины мира»;
– «Основные положения концепции интеллектуального развития Ж. Пиаже»;
– «Особенности развития памяти».
2 Выставка литературы по игровой деятельности.