Модуль 1. Введение в детскую психологию
Кол-во часов на раздел (модуль) – 13.
Учебные цели: Сформировать у студентов представление о возрасте как культурно-историческом феномене, об общих закономерностях и логике развития психики, ведущей деятельности и новообразованиях психики ребенка, о концепциях психического развития; обеспечить понимание, что период детства является самоценным в жизни человека и на педагоге лежит большая ответственность за создание условий полноценного психического ребенка.
Лекция
Тема 1.1, 1.4 Предмет психологии дошкольного возраста. Закономерности психического развития – 1ч.
План
1. Психология дошкольного возраста как раздел психологии развития.
2. Детство как социокультурный феномен.
3. Основные закономерности психического развития.
4. Задачи психологии дошкольного возраста в свете развития образования на современном этапе.
Литература
Раздел 2.1: 1,4,8,9; Раздел 2.2: 10.11; Раздел 2.3: 2.
Информационное сопровождение:
1 Выставка учебной и методической литературы по детской психологии
2 Мультимедийная презентация «Иллюстрированный материал к теме».
Самостоятельная работа 12ч.
Темы | Изучаемые вопросы | Кол часов | Формы работы | Методическое обеспечение | Форма отчет ности |
Тема 1.1, Предмет психологии дошкольного возраста. | Значение знаний психологии дошкольного возраста в практической деятельности педагога. Задачи психологии дошкольного возраста | Выписать задачи психологии дошкольного возраста. Объянить усиливающуюся роль психологических знаний о ребенке на современном этапе | Баранова Э.А. Введение в детскую психологию: Курс лекций. Учеб. пособие. – СПб.,2006 Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М.: Пед. общество России, 2011. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М.: Владос, 2011. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999. * Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М. 2008. | Письменная работа | |
1.2.История психологических знаний о ребенке | 2Теории психического развития | 1.Подготовить сообщения на конференцию по одной из теорий психического развития 3.Подготовиться к анализу теорий психического развития по предложенным вопросам для самоконтроля. | Баранова Э.А. Введение в детскую психологию: Курс лекций. Учеб. пособие. – СПб.,2006 Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М.: Владос, 2011.. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии. – М.: Гардарики, 2004. | Письменная работа | |
1.3.Стратегия и методы исследования | Эмпирические методы исследова ния | 1.Составить структурно-логическую схему «Классификация методов детской психологии». | Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.:Владос, 2006. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 2003. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. | Письменная работа | |
1.4.Основные закономерности психического развития | 1Факторы психического развития 2Возрастная периодизация | 1. Составить структурно-логическую схему: «Факторы психического развития». 1.Составить таблицу «Возрастная периодизации в психологии | Баранова Э.А. Введение в детскую психологию: Курс лекций. Учеб. пособие. – СПб.,2006 Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001. * Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М. 2002. | Письменная работа |
Контрольные вопросы и задания по модулю
1. Что такое возрастные особенности психики?
2. Чем отличается детский возраст от других, более поздних возрастов?
3. Как менялось отношение к детям и к детству в исторической перспективе?
4. Дайте понятие психологического возраста и его основных показателей.
5. Докажите, что качественные характеристики детства зависят от общественных условий.
6. Для чего воспитателю или практическому психологу нужны знания о психическом развитии ребенка?
7. Назовите основные задачи детской психологии.
8. Почему возможны различные направления и течения в психологии?
9. Назовите основные принципы исследования психического развития детей.
10. Какие стратегии исследования Вам известны?
11. В чем состоят срезовая и лонгитюдная стратегии исследования?
12. В чем различие метода и методики исследования?
13. В чем отличие исследовательских и диагностических методов?
14. Какие виды наблюдения используются в детской психологии и почему?
15. В чем специфика и преимущества экспериментального метода в детской психологии?
16. В чем состоит своеобразие метода опроса?
17. Назовите основные требования к проведению беседы с ребенком?
18. Какие виды тестов используются при изучении ребенка?
19. Может ли использовать тесты воспитатель детского сада? Если да, то какие?
20. Можно ли получить информацию о психологических особенностях ребенка путем анализа детских рисунков и рассказов? Если да, то какую?
21. Какие методы исследования не применяются по отношению к детям и почему?
22. Как организуется обследование ребенка в детском саду?
23. В чем суть учения Л.С.Выготского о высших психических функциях?
24. Приведите пример интериоризации знаковых процессов.
25. В чем проявляется неравномерность психического развития?
26. Каковы показатели детской одаренности и задержки психического развития?
27. Раскройте ключевые положения биогенетического и социогенетического направлений в детской психологии.
28. Какова позиция отечественных ученых в понимании факторов, детерминирующих психическое развитие индивида?
29. Каковы главные условия человеческого развития?
30. В чем главное отличие в развитии ребенка и детенышей животного?
31. Покажите на конкретных примерах роль наследственных предпосылок и среды.
32. Назовите основные направления развития детской активности.
33. Объясните, почему ребенок, родившийся в человеческом обществе, но оказавшийся в условиях социальной депривации, не может стать полноценным человеком?
34. В чем суть проблемы обучения и развития в психологии, и каковы основные варианты ее решения?
35. Почему деятельность рассматривается в психологии как условие, механизм и содержание психического развития?
36. Дайте понятие ведущей деятельности.
37. Какие показатели положены в основу возрастной периодизации?
38. Что такое социальная ситуация развития? Дайте характеристику социальных ситуаций развития в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте.
39. В чем суть понятия «психологическое новообразование»?
40. Покажите особенности кризисов развития. Почему говорят не только о негативном, но и о позитивном характере кризисов развития?
41. Может ли переход с одного периода развития на другой проходить без кризисов? Если да то докажите примерами и обоснуйте.
42. Почему ведущая деятельность является механизмом психологических новообразований, формирующихся к концу возрастного периода?
43. Почему в настоящее время перед детской психологией стоит задача уточнения границ периодов возрастного развития?
44. Объяснить высказывание Л.С.Выготского, опираясь на знания о возрастных закономерностях психического развития детей: «Если бы критические возрасты не были открыты чисто эмпирическим путем, поние оних следовало бы ввести в схему развития на основании теоретического анализа». (Л.С. Выготский, т.4, С. 252.)
Примеры заданий итогового контроля
1 Предметом детской психологии является:
а) возраст;
б) мозг ребенка;
в) закономерности и возрастные особенности психического развития в дошкольном возрасте;
г) детство как социокультурное явление.
2 «Детство» – это:
а) нормы психического развития;
б) возрастной период развития человека;
в) условие психического развития;
г) биогенетические задатки.
3 Психологический факт – это:
а) закономерность психического развития;
б) явление;
в) доказательство;
г) умозаключение.
4 Метод исследования направлен на:
а) сбор и интерпретацию фактов психического развития;
б) объяснение психических явлений;
в) обучение и воспитание;
г) определение понятий.
5 Интериоризация – это:
а) уровень психического развития;
б) процесс перехода внутренних действий во внешние;
в) неравномерность психического развития;
г) процесс перехода внешних действий во внутренний план.
6 Акселерация предполагает:
а) изменение возраста;
б) ускорение развития;
в) отклонение в развитии;
г) одаренность в развитии.
7 Показатели детской одаренности:
а) ускоренный темп психического развития;
б) нестандартность в решении жизненных ситуаций;
в) оригинальность результатов деятельности;
г) кризисы в развитии.
8 Отличие человеческого мозга от мозга животных проявляется в:
а) весе;
б) пластичности (обучаемости);
в) строении;
г) количестве нейронов.
9 Ведущая деятельность обусловливает:
а) ход психического развития;
б) развитие одаренности;
в) психологические новообразования;
г) кризисы развития.
10 Развивающее обучение – это:
а) зона ближайшего развития;
б) развитие мышление;
в) обучение, построенное на самостоятельном решении задач;
г) ускоренное развитие.
Терминологический минимум
Детство, онтогенез; социокультурный аспект; возраст, генезис; программа исследования; методика исследования; методы; выборка; тесты, валидность; надежность тестов; проектирование; методики; исследование ;диагностика; психотерапия; коррекция; тренинг; норма развития; развитие; социогенетические и биогенетические взгляды на психическое развитие; культурно-историческая теория развития психики; период; стадия; этап; возрастная периодизация; ведущая деятельность; новообразование психики; социальная ситуация развития; кризисы; внутренняя позиция; сензитивные периоды развития; внутренние ориентировочные действия; интериоризация; зона ближайшего развития; развивающее обучение; социализация; самоценность; наследственность; врожденность; психическая активность; акселерация; одаренность; темп психического развития; аномальное развитие.
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля
1 Мультимедийные презентации:
– «Основные закономерности психического развития»;
– «Ученые – исследователи методов психологии»;
– «Теории психического развития».
2 Выставка литературы:
– нормативно-правовые документы по детству;
– учебная и методическая литература по детской психологии;
– периодические издания (журналы, газеты).
3 Стимульный материал для изучения методов обследования детей дошкольного возраста.