Модуль 5 Развитие личности дошкольника
Тема 5.1 Формирование самооценки и «образа Я»
Субъектное и объектное начало самосознания. Теория «Я-концепции» Р.Бернса. Исследования М.И.Лисиной по проблеме самопознания дошкольников.
Предпосылки развития самосознания в раннем детстве человека Основные направления развития самосознания у дошкольников. Развитие осознания самоценности собственной личности.Осознание себя во времени. Половая идентификация и осознание своей индивидуальности. Осознание своего места в системе общественных отношений. Новая внутренняя позиция как итог развития самосознания у дошкольников.
Особенности развития самооценки. Формирование оценочного отношения к себе и другим. Усвоение критериев самооценки. Возникновение критического отношения к оценке взрослого и сверстника, самокритичности и способности мотивировать самооценку. Самоутверждение и демонстрация своих достоинств.
Влияние завышенной и заниженной самооценки на развитие личности. Подход к детям с заниженной самооценкой. Развитие самооценки в зависимости от особенностей отношений с родителями (эмоционального благополучия).
Тема 5.2 Развитие личностных механизмов поведения
Мотивы поведения в дошкольном возрасте. Основные виды мотивов поведения дошкольника и их развитие на протяжении дошкольного возраста. Притязания на признание и формы их проявления. Развитие нравственных и социальных мотивов.
Соподчиненность (иерархия) мотивов как важное новообразование в развитии личности дошкольника.
Произвольные действия как основа волевого развития. Развитие способности к волевому усилию. Формирование у детей отношения к волевому усилию, как к самоценному проявлению личности. Становление этапов волевого действия у детей дошкольного возраста. Развитие волевых устремлений дошкольника. Роль планирования и самоконтроля в развитии произвольного поведения дошкольника.
Тема5.3 Развитие эмоциональной сферы
Значение эмоций в психическом развитии детей. Особенности эмоциональной сферы дошкольника. Направления развития эмоций: глубина и устойчивость, осознанность и произвольность, социализация. Социальные, интеллектуальные, эстетические чувства дошкольника, их характеристика. Развитие экспрессивного компонента эмоций. Освоение ребенком социальных форм выражения чувств.
Личностный аспект развития эмоций. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины. Отрицательные эмоциональные переживания и личностные комплексы. Влияние эмоциогенной развивающей среды в дошкольном учреждении на эмоциональные состояния ребенка. Диагностика эмоциональных состояний ребенка и выявление личностных комплексов с помощью проективных методов.
Тема 5.4 Развитие нравственного сознания и характера
Дошкольный возраст – период интенсивного морально-нравственного развития ребенка. Основные линии становления внутренних этических инстанций: развитие морального сознания, становление моральной саморегуляции поведения, развитие нравственных чувств и качеств.
Этические оценки как показатель развития морального сознания. Формирование моральных понятий и суждений как основы нравственного развития ребенка. Развитие представлений ребенка о собственном соответствии положительным моральным эталонам и способности к моральной оценке своих поступков.
Опосредование поведения ребенка моральными нормами. Развитие действенности нравственных представлений и стремления к нравственному поступку.
Нравственные качества в дошкольном возрасте. Формирование основ ассертивности как условия успешной социализации детей. Развитие негативных личностных образований (ложь, жалобы, зависть, недоброжелательство, эгоизм, стремление быть лучше других) их изучение и методы психологической коррекции.
Тема 5.5 Детская индивидуальность
Индивидуально-личностные особенности как основа своеобразия и неповторимости каждого ребенка, его поведения. Истоки индивидуальности. Роль врожденных особенностей индивида и условий жизни в формировании индивидуальности. Влияние индивидуальных особенностей на развитие личности дошкольников.
Проявления индивидуальности. Индивидуально-психологические особенности детской личности: темперамент, характер, способности.
Особенности свойств темперамента у детей. Характеристика детей с разными типами темперамента. Учет свойств темперамента во взаимодействии и в образовательной работе.