Период взросления (23-30 лет)
Социальная ситуация развития во взрослости предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей. С внутренней стороны социальная ситуация развития в период взрослости определяется стремлением к самостоятельности, независимости и, главное, отношением к ответственности. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких и готовность принять эту ответственность — ключевое переживание социальной ситуации развития зрелости.
Молодость часто называют возрастом любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. В этот период подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. В молодости люди легче всего знакомятся и узнают друг друга, легче адаптируются к условиям совместной жизни.
Создание семьи чрезвычайно важно для личностного разбил. Человек реализует очень значимую для себя и других ворону своего предназначения, приобретает новый общественный статус, связанный с ответственностью за продолжение рода и воспитание будущего поколения, вступает в новый этап своего жизненного устройства.
Особенно большое значение имеет рождение детей. С появлением ребенка родители уже не просто женщина и мужчина, они становятся матерью и отцом. Созданная ими семья приобретает новое качество, получает окончательное завершение как важнейший институт продолжения человеческого рода и преемственности поколений. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.
В период взрослости ведущим типом деятельности является труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельностью становится не просто включение в производительную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), а максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности. Таким образом, речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях — физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной.
Период взрослости — наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:
• ранняя взрослость (молодость);
• средняя взрослость;
• поздняя взрослость (старение и старость).
Понятие взрослости и критерии достижения взрослости. Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность достижений в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости:
• новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;
• способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;
• преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других;
• некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать и др.);
• социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т. д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.
Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны.
Зрелость — это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, да может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности. Древниегреки называли этот возраст и состояние духа «акме», что означает «вершина», высшая ступень, цветущая пора.
Феномен «акме» используется в трех значениях:
- «акме» — это вся ступень взрослости человека, для которой характерны его физическая, личностная и субъектная зрелость;
- «акме» — это достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии его здоровья, когда его поведение как личности оказывается отмеченным наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его как субъекта находит свое выражение в максимально возможном для него и получающим материальное или духовное воплощение конкретном результате его творчества;
-«акме» — это пики или оптимумы, которых человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных ступенях. Некоторые исследователи эти пики или оптимумы в развитии называют малыми «акме» или «микро-акме».
Исследователи выделяют:
-содержательные характеристики «акме» (по каким направлениям своего развития тот или иной конкретный человек его достиг: развиваясь физически, проявляя себя как личность, действуя как профессионал или при совокупном объективировании на высоком уровне всех этих характеристик развития);
• величину достигнутого «акме» или его калибр;
• время достижения «акме» человеком и его продолжительность.
«Акме» в профессиональном развитии (профессиональное «акме») — это психическое состояние, означающее высший для данного человека уровень в его профессиональном развитии, который приходится на данный отрезок времени. Профессиональное «акме» — это психическое состояние, также означающее максимальную мобилизованность, реализованность всех профессиональных способностей, возможностей и резервов человека на конкретном этапе жизни (при отсутствии перенапряжения и использования предельных возможностей организма).
Профессиональные «акме» как формы достижения человеком высоких уровней в его профессиональном развитии изучали и описывали Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, А.А. Деркач, В.Г.Зазыкин, Е.А.Климов, Н.В.Кузьмина и др. Профессиональное «акме» — это кульминация, пик, оптимум в профессиональном развитии человека на данном отрезке жизненного пути. «Акме» в профессиональном развитии может не совпадать по времени с «акме», достигаемым человеком как индивидом, как личностью (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев).
Каждый человек в течение жизни может достигать профессиональных «акме» разной степени общественной и личностной значимости.
Общественно и объективно значимые профессиональные «акме» — это высокий уровень профессиональных достижений конкретного человека, признанный профессиональным сообществом как социально приемлемый результат, заметно превышающий нормативный уровень. Такого рода результаты труда означают обычно уровень профессионального мастерства и переход от него к уровню профессионального творчества, когда человек выходит за пределы профессионального опыта, включая в профессиональную деятельность новые задачи, новые приемы и технологии, достигает принципиально новых профессиональных результатов, вносит свой индивидуальный творческий вклад в опыт профессии.
Общественно значимые профессиональные «акме» могут представлять собой выдающиеся достижения (теоретические концепции и открытия) или включать отдельные творческие находки, передовой опыт новатора.
У человека наряду с крупными достижениями могут иметь место и спады, паузы в творчестве, низкие результаты, слабые места в деятельности, но о профессионалах судят обычно по тем наивысшим результатам, которые они достигали.
Личностные, субъективно значимые профессиональные «акме» — это достаточно высокий уровень профессиональных достижений конкретного человека, заметно превышающий ранее достигаемые им результаты. Эти достижения порой незаметны для профессионального сообщества и не признаны им, но осознаются и оцениваются самим человеком как максимально возможный для него в данный отрезок времени уровень профессионализма.
Индивидуальные субъективно значимые профессиональные «акме» означают мобилизацию усилий человека, победу над собой, превышение человеком своих предыдущих профессиональных результатов, достижение нового для себя уровня профессионализма, способность человека придать своему профессиональному развитию восходящий прогрессивны характер.
Профессиональные «акме» могут различаться по числу вершин, пиков, подъемов. Выделяют:
Одновершинные «акме» — это главное достижение жизни человека, пик профессиональных результатов, уровень превышающий все ранее достигнутые конкретным человеком показатели успеха в профессии.
Многовершинные «акме» — это неоднократные профессиональные достижения конкретного человека — предшествующие большому «акме», следующие за ним или заменяющие его.
Профессиональные «акме» могут отличаться друг от друга:
1) по разной временной длительности и временным границам, охватывая дни, недели, месяцы, годы;
2)по масштабности, «калибру» (А.А. Бодалев), включая одну или несколько видов профессиональной и социальной деятельности человека;
3) по своему месту в общем ходе профессионального развития:
- профессиональные «акме» могут следовать за периодом спада, застоя (что может означать период скрытого развития) или за периодом стабилизации, плато в развитии;
профессиональные «акме» могут сами приводить к спаду, опустошенности, истощенности, кризису в развития;
- профессиональные «акме» могут стать основой новых «акме», подъемов, инноваций.
Сравнение «акме» у разных людей показывает, что его проявление может быть локальным, в пределах одной области деятельности, одной области знаний, а может быть широким, охватывающим большой спектр (яркий пример «акме» — у Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносова, которые состоялись как Ученые-энциклопедисты и одновременно как деятели искусства).
Выделяется ряд факторов, помогающих или мешающих Достижению «акме» человеком:
1) социальные макрофакторы (социально-экономические условия современного ему общества, конкретно-историческое время его жизни, социальная принадлежность, конкретная социальная ситуация, возраст человека, его пол);
2) социальные микрофакторы (семья, школа, другие учебные заведения, производственный коллектив, влияние отдельных членов семьи, учителей, крут общения);
3) фактор саморазвития — собственная работа человека над собой, непрерывная активность внутреннего мира. Пестрота терминологии и разнообразие временных рамок Дельных этапов взрослости указывают на сложность проблемы и становящийся характер этого раздела психологии развития.
Одна из первых периодизаций принадлежит Ш. Бюлер которая выделила пять фаз развития взрослого человека на основании осуществления самоопределения:
• Первая фаза (16-20 лет) — предшествует собственному самоопределению.
• Вторая фаза (с 16—20 лет до 25-30 лет) — фаза проб и поиска (профессии, спутника жизни и т. п.). Жизненные цели часто нереалистичны и подвержены изменениям.
• Третья фаза (с 25-30 до 45-50 лет) — пора зрелости - человек находит свое дело в жизни, обзаводится семьей. Субъективно этот возраст переживается как апогей жизни, желания становятся реалистичными, оценки трезвыми. К 40 годам устанавливается самооценка личности, в которой отражаются результаты жизненного пути как целого.
• Четвертая фаза (с 45-50 до 65—70 лет) — стареющий человек: завершение профессиональной деятельности, исчезновение активного самоопределения и постановки целей.
• Пятая фаза (старше 70 лет) — старый человек: обращение к прошлому и желание покоя.
Уотеринг выделяет семилетние фазы в жизни взрослого человека:
1) 21-28 лет — завоевание жизненного базиса,
2) 28—35 лет — подтверждение и сличение найденных основ жизни,
3) 35-42 года — вторая половая зрелость, переориентация в профессиональных целях,
4) 42-49 лет — маниакально-депрессивный период,
5) 49—56 лет — борьба с собственным закатом,
6) 56-63 года — мудрость,
7) 63 года — 70 лет — возможность еще раз осознанно достичь кульминации своей жизни, возможность «второй молодости».
Однако эти периодизации жизненного пути человека носят скорее описательный характер и не опираются на сколько-нибудь серьезные эмпирические основания. Хронологические рамки периода взрослости достаточно условно зависят от времени завершения юности и начала периода старения.