Методические материалы и указания
«ПСИХОЛГИЯ РАЗВИТИЯ
И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Направление подготовки: 030300 – «Психология»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Методические рекомендации преподавателю
При подборе форм и методов преподавания, необходимо учитывать тот фактор, что студенты осваивают психологическую специальность, поэтому учебный материал должен быть максимально приближен к будущим производственным ситуациям. В лекционном материале данного курса соблюдается логика изложения материала и учитывается специфика будущей профессиональной деятельности. Используются традиционные формы обучения: лекции и семинары. Хорошо зарекомендовали себя ролевые игры и упражнения, воспроизводящие профессиональные ситуации.
Материал курса состоит из шестнадцати тем-разделов, следующих друг за другом в логической последовательности. Общая трудоемкость курса составляет 180 часов (4 зачетные единицы). 60% от общей трудоемкости курса отводится на материал, выносимый на самостоятельное изучение.
На занятиях по курсу «Психология развития и возрастная психология» целесообразно использовать методы активного обучения, которые объединяют формы индивидуального и коллективного освоения учебного материала, использующего фактические данные конкретной проблемы и ее теоретические обобщения. Наиболее эффективными из них являются ситуационные методы: анализ конкретных ситуаций, решение практических задач, деловые игры.
Сущность методов активного обучения заключается в том, что студент получает необходимые ему знания путем изучения и анализа различных источников информации, характеризующих практическую деятельность психолога. При этом студенты проявляют самостоятельную творческую выработку решений повышенной степени мотивации и эмоциональности.
Эффективно сказывается применение на практических занятиях следующих игровых методов: имитационных неигровых – анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения; имитационных игровых методов – деловая игра, разыгрывание ролей.
Применительно к целям обучения следует иметь в виду, что нас интересует продуктивный результат обучения. Поэтому на занятиях необходимо решать следующие дидактические задачи: проверять умение оперировать полученными знаниями, умение применять их при решении практических задач, умение самостоятельно анализировать, обобщать и делать практически значимые выводы, побудить к самоконтролю, самооценке и развитию собственных знаний, реализовать непосредственный переход от получения знаний к их применению в профессиональной деятельности. Формирование уменийпроисходит только в практической деятельности, поэтому при постановке такой задачи необходимо использование упражнений, анализ ситуаций, решения ситуационных задач, деловых игр.
Выбор методов обучения также зависит и от реальных возможностей преподавателя и соответствующих средств обучения.
Развитие познавательного интереса проходит три наиболее общих этапа:
ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях новизны, неопределенности и т.п.;
устойчивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности;
включение познавательных интересов в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов.
Методические указания для студентов
При освоении содержания курса «Психология развития и возрастная психология» студентам следует учитывать, что изучение любой дисциплины начинается с рассмотрения проблемы предмета и методов соответствующей науки. Применительно к психологическим дисциплинам это затруднено по причине наличия различных школ и направлений, по-разному трактующих предмет и методы науки.
При изучении курса психологии развития и детской возрастной психологии в разделе «Психологические теории онтогенеза» следует особое внимание обратить на этот факт.
Если обратиться к отечественной психологии, в частности, к детской возрастной, то свой предмет она трактует как изучение содержания развития на каждом возрастном этапе, закономерностей психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Изложение материала в данном курсе следует методологическим принципам деятельностного подхода:
1. Деятельностный подход к изучению процесса развития.
2. Единство внешней деятельности и деятельности внутренней, психической.
3. Социальная природа законов психического развития.
Содержательным ядром первого блока является проблема детерминант психического развития. Проблема развития является центральной в психологии развития и детской возрастной психологии, поэтому с первых занятий принципиально важно определить специфику психического развития ребенка и отграничить развитие от других изменений объекта.
Известно, что развитие — это всегда изменение, однако не всякое изменение является развитием. Наряду с понятием «развитие» существуют понятия «рост» и «созревание», пришедшие из биологии. Обычно говорят о росте и созревании, когда хотят подчеркнуть генетический (биологический) характер, аспект психического развития.
Есть изменения, которые можно назвать ростом. Рост – это процесс количественных изменений объекта, в том числе и психического процесса. Рост, как отмечает Л.Ф. Обухова, протекает во времени, измеряется в координатах времени; процессы роста могут быть описаны в категориях «больше — меньше». Принципиальная характеристика роста – это количественные изменения без изменения внутренних структур. Например, физический рост, предполагающий увеличение массы костей, мышц.
Созревание – это «процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивида» (Г. Крайг, 2000, с. 7).
Развитие – это всегда новое и характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых структур. Наиболее важными признаками развития, считают X. Вернер, Л.С. Выготский и др., можно считать дифференциацию, т.е. расчленение ранее глобального, целостного образования на отдельные элементы, а также перестройку отношений внутри «целостного ансамбля психических процессов». Примером сказанному может служить изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания.
Наконец, третьей принципиально значимой чертой развития следует назвать появление нового поведения.
В процессе изучения второго блока необходимо придерживаться следующих ниже приведённых положений.
К нашему времени создано много теорий, концепций, моделей, описывающих ход психического развития. Однако пока ни одной из них не удалось описать механизмы психического развития человека во всей его многогранности и своеобразии.
На всем протяжении развития эволюционного учения в нем боролись два взгляда на процесс психического развития: один, утверждающий обусловленность развития действием врожденной программы, и другой, для которого развитие — результат воздействий внешней среды, приводящих к появлению качественно нового.
Если в первом случае индивидуальное развитие – это просто рост, развертывание уже имеющихся задатков, то во втором, развитие – это всегда возникновение нового, образование разнородного из однородного (История эволюционных учений..., 1966).
Подобное понимание хода эволюции отразилось на содержании теорий психического развития.
Одни теории делали акцент на эндогенных (внутренних) факторах психического развития, другие – на экзогенных (внешних). Более того, в разных теориях внимание их авторов концентрировалось на разных сферах психического развития. Так, например, З. Фрейд объяснял развитие мотивационно-потребностной сферы человека; Ж. Пиаже – интеллектуальной; Л. Колберг – нравственной.
Таким образом, при классификации теорий психического развития следует использовать два параметра: во-первых, это источник и движущую силу развития, а во-вторых – область и сферу развития.
Асмолов А.Г., анализируя известные теоретические подходы, объясняющие развитие человека, выделяет три основных, в которые укладывается основное многообразие отдельных теорий и концепций (А.Г. Асмолов, 1998).
Первый подход – биогенетический (Ст. Холл, А. Гезелл, Л., З. Фрейд и др.), в центре внимания которого находится взгляд на развитие как на процесс созревания, в результате чего филогенетическая программа реализуется в онтогенезе.
Второй подход – социогенетический (Э. Эриксон, Б. Скиннер, А. Бандура, Р. Сирс и др.), в котором онтогенетическое развитие представлено как процесс социализации человека в результате чего индивид приобретает разнообразные формы поведения путем научения. Однако было бы слишком прямолинейно свести понимание развития к этим направлениям, так как внутри них представления об онтогенезе претерпевали изменения.
Третий подход – персоногенетический. Его содержание наиболее выражено представлено в работах А. Маслоу и К. Роджерса. Они отрицают детерминизм развития внутренними или внешними, средовыми факторами. По мнению этих авторов, процесс психического развития – результат выбора, сделанного человеком. Процесс развития носит спонтанный характер, так как его движущей силой является, по А. Маслоу, стремление к самоактуализации (врожденное стремление человека к максимально полному выявлению, развитию своих личностных возможностей) или, по К. Роджерсу, стремление к актуализации (врожденная тенденция личности развивать все свои способности, чтобы сохранить и развивать личность). Эта актуализирующая тенденция избирательна, она направлена на те аспекты среды, которые обещают конструктивное движение личности к завершенности и целостности. Смысл самоактуализации и актуализации состоит в развитии человеком своего потенциала, что ведет к развитию «полноценного функционального человека» (В.А. Аверин, 2001).
К предложенным А.Г. Асмоловым подходам многие исследователи добавляют стоящие особняком теории когнитивного направления, которые ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется. Поэтому уровень развития (уровень достижений) обусловливается не только разверткой генотипа, но и социальными условиями, благодаря которым происходит когнитивное развитие ребенка. К ним относятся теории Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л. Колберга и др. (Г. Крайг, 2000, с. 74).
При изучении общих вопросов теории психического развития ребенка в советской (в историческом смысле слова) детской возрастной психологии необходимо прежде всего проанализировать взгляды на процесс психического развития следующих психологов: Л.С. Выготского («Проблема возраста»), A.H. Леонтьева («Проблемы развития психики»), Д.Б. Эльконина («К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте»), Л.И. Божович («Этапы формирования личности в онтогенезе»).
При изучении третьего и четвёртого блоков необходимо обратить особое внимание на логику изложения учебного материала.
Изучение психического развития на конкретных этапах онтогенеза (периоды детства и отрочества) ведется в рамках культурно-исторической парадигмы (с позиций концепции Д.Б.Эльконина), хотя при рассмотрении отдельных тем («Развитие мышления и речи ребенка», «Проблема готовности к обучению», «Учебная деятельность в младшем школьном возрасте», «Характеристика периодов зрелости и старости» и т.д.) мы обращаемся к исследованиям Ж. Пиаже, Э. Эриксона, 3. Фрейда.
Раскрыть содержание развития на каждом возрастном этапе означает охарактеризовать социальную ситуацию развития, при этом четко выделить заложенное в ней противоречие; определить ведущий тип деятельности, указав, как в ней зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности, развиваются психические процессы, и, наконец, сформулировать основные новообразования.
В процессе обучения данной дисциплине студент сталкивается с различными формами обучения: лекция, семинар, практические задания, реферат, мини – зачёт.
Лекция – ведущая форма организации учебного процесса в вузе. Примерно половину аудиторных занятий составляют лекции, поэтому умение работать на них – насущная необходимость студента. Принято выделять три этапа этой работы.
Первый – предварительная подготовка к восприятию, в которую входит просмотр записей предыдущей лекции, ознакомление с соответствующим разделом программы и предварительный просмотр учебника по теме предстоящей лекции, создание целевой установки на прослушивание.
Второй – прослушивание и запись, предполагающие внимательное слушание, анализ излагаемого, выделение главного, соотношение с ранее изученным материалом и личным опытом; краткую запись, уточнение непонятного или противоречиво изложенного материала путем вопросов лектору. Запись следует делать либо на отдельных пронумерованных листах, либо в тетради. Обязательно надо оставлять поля для методических пометок, дополнений. Пункты планов, формулировки правил, понятий следует выделять из общего текста. Целесообразно пользоваться системой сокращений наиболее часто употребляемых терминов (воспитание – в-е, личность – л-ть и т.п.), а также использовать цветовую разметку записанного при помощи фломастеров.
Третий – доработка лекции: перечитывание и правка записей, параллельное изучение учебника, дополнение выписками из рекомендованной литературы.
Семинар – одна из ведущих форм работы студентов в вузе, проводимая по учебным группам. Если лекция – это монолог преподавателя, то семинар – выступление студентов. Существует несколько вариантов проведения семинаров: прослушивание и обсуждение заранее подготовленных студенческих докладов, фронтальное коллективное обсуждение проблемы, семинар-диспут, семинар-деловая игра и т.д.
При многовариантности семинаров общей для них является тщательная самостоятельная подготовка студентов по планам, заранее выданным преподавателем. При подготовке к семинару можно выделить следующие этапы:
1. Ознакомление с планом семинара.
2. Воспроизведение материала, соответствующего теме семинара, по записям лекции и учебнику.
3. Подбор рекомендованной литературы.
4. Изучение первоисточников (чтение, конспектирование, подготовка тезисов и т.п.).
5. Составление плана выступления (ответа). При подготовке к семинару первого типа – написание текста доклада или тезисов.
В основе подготовки к семинару лежит самостоятельная работа студента с книгой. Важно отбирать в первоисточниках конкретный материал, раскрывающий содержание конкретного вопроса, задания семинара. В ходе семинара студент должен быть активен: высказывать свою точку зрения, отстаивать ее в ходе дискуссий, дополнять ответы других выступающих, уточнять непонятный материал. Желательно сохранять записи лекций и материалы, подготовленные к семинару, они потребуются в последующей работе.
Практические и лабораторные работы связаны с активной фронтальной деятельностью всей группы. Это может быть решение задач, проведение эксперимента, разработка и проигрывание различных ситуаций.
Подготовка к мини – зачёту – подготовка к мини – зачёту (рубежному контролю) должна осуществляться в течение всего времени изучения данного курса, в ходе регулярной самостоятельной работы.
Подготовку к мини – зачёту следует начать с расчета времени, которое необходимо для повторения. В этом случае учитывается степень освоения курса, работоспособность, умственные способности студента. Рекомендуется соблюдать следующие условия при подготовке к экзамену:
1. Требуется тщательное повторение ранее изученного материала, его осмысление и запоминание.
2. Если позволяет время, целесообразно составить сжатый конспект всего курса, выделив только главное, основное.
3. Необходимо основательно повторить понятийный аппарат курса.
4. Постарайтесь сформулировать дополнительные вопросы к материалу.
Ответ должен быть полным, аргументированным и чётким. Важно умение связать теоретические положения и особенности профессиональной деятельности.
Реферат.
Студенту предлагается выполнить реферат по одной из предложенных тем. Для правильного выполнения реферата студенту необходимо составить план работы по данной теме. Затем осуществить работу над введением в тему, затем подробно ответить на вопросы составленного им плана реферата. Ответы должны быть подробными, содержательными. Студенту необходимо обязательно приводить примеры по каждому рассматриваемому вопросу. В качестве примеров могут быть приведены таблицы, графики, схемы, процентные соотношения, статистические данные. В конце реферата необходимо сделать заключение в целом по теме выполненной работы. Заключение желательно сделать своими словами, то есть высказать собственное мнение по данной теме реферата. Далее студенту необходимо указать список литературы, по которой выполнялась работа. Реферат выполняется на отдельных листах писчей бумаги формата А-4, объем, предъявляемым к подобному виду работам.
Следует помнить, что реферат – это не конспект монографии или статьи. Чтение литературы должно быть критическим. Необходимо выразить собственное отношение к идеям автора. Качество письменной работы (реферата) оценивается по следующим критериям:
- единство содержания (четкая формулировка главной идеи, однонаправленность используемого для ее раскрытия материала);
- четкость композиции (связь между всеми разделами, частями);
- использование конкретных фактов (для подкрепления основной мысли);
- грамматическая правильность.
Выполняя работу, руководствуйтесь следующими правилами:
1) работа оформляется в соответствии с требованиями, которые предъявляются к заданиям такого рода;
2) для комментариев преподавателя оставляйте поля слева;
3) страницы должны быть пронумерованы, заголовки вопросов и подпунктов четко выделены в соответствии с планом;
4) в тексте обязательно делайте сноски на используемую литературу в соответствии с требованиями ФГОС ВП;
5) список используемой литературы приводится в конце работы в алфавитном порядке; это составная часть работы, в определенной мере отражающая степень изученности проблемы студентом.
Реферат представляет собой либо письменную работу, либо устную (в форме публичного доклада).
При написании рефератов наиболее часто встречаются следующие недостатки:
- отсутствие плана работы;
- теоретические вопросы рассматриваются в отрыве от практики;
- отсутствуют ссылки на источники (список в конце работы);
- выводы формулируются нечетко (либо отсутствуют совсем).
Примерные темы рефератов
по курсу «Психология развития и возрастная психология»
1. Школьные проблемы леворуких детей.
2. Особенности общения акцентуированных подростков (2-3 акцентуации).
3. Мотивация учения мальчиков и девочек начальной школы.
4. Проявления девиантного поведения в подростковом возрасте (аутодеструктиный аспект).
5. Страхи детей школьного возраста.
6. Молодежные субкультуры.
7. Школьные проблемы одаренных детей.
8. Особенности сексуального поведения в юношеском возрасте.
9. Роль сказки в психическом развитии ребенка.
10. Страхи детей дошкольного возраста.
11. Особенности памяти детей раннего возраста.
12. Личностные проблемы мужчин и женщин в период средней взрослости (40-60 (65) лет).
13. Ценности в подростковом возрасте.
14. Восприятие будущего как проблема в юношеском возрасте.
15. Психологические проблемы депривированных детей.
16. Развитие чувств детей младшего школьного возраста.
17. Особенности развития мышления ребенка в сюжетно – ролевой игре.
18. Особенности самооценки мальчиков и девочек школьного возраста.
Вопросы входного контроля
1. Понятие филогенеза.
2. Понятие онтогенеза.
3. Понятие антропогенеза.
4. Деятельности и ее структурные компоненты
5. Общение и его структурные компоненты.
6. Толкование предмета психологии в различных психологических направлениях (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, теория деятельности).
7. Особенности метода наблюдения.
8. Эксперимент и его виды.
9. Прокомментируйте мнение: «Человек становится личностью в той мере, в какой система его мотивов оказывается сформированной требованиями общества».
10. Прокомментируйте мнение: «Присвоение общественно-исторического опыта есть специфически человеческий путь онтогенеза, отсутствующий у животного».
Примерная тематика курсовых работ
1. Психологические особенности Я-концепции в подростковом возрасте (на примере школьников 10-12 лет).
2. Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками.
3. Детско-родительские отношения как условие преодоления негативных проявлений кризиса подросткового возраста.
4. Развитие механизма рефлексии в игровой деятельности у ребенка дошкольного возраста.
5. Особенности взаимосвязи самооценки и лидерских качеств подростков.
6. Психологический анализ связи ценностных ориентаций и удовлетворенности семейными отношениями супругов
7. Влияние конфликтов на сплоченность педагогического коллектива детского сада
8. Влияние уровня развития рефлексии на становление имиджа младшего подростка (10-12 лет)
9. Психологические особенности взаимосвязи уровня самооценки и волевых качеств младших школьников
10. Влияние мотивации боязни неудачи на успеваемость (на примере студентов – первокурсников).
11. Психологические трудности студентов на этапе адаптации к вузу.
12. Влияние потребности в аффилиации на социометрический статус подростка.
13. Особенности мотивации неуспевающих учащихся.
14. Особенности развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
15. Особенности формирования направленности личности подростков из детского дома.
16. Особенности развития самооценки девочек и мальчиков в подростковом возрасте.
17. Развитие внутренней позиции школьника как фактор повышения мотивации учения первоклассников.
18. Особенности социометрического статуса акцентуированных подростков с разным уровнем соц-го интеллекта.
19. Формирование временной перспективы самосознания подростков в зависимости от условий семейного воспитания.
20. Влияние уровня тревожности младших школьников на академическую успеваемость.
21. Влияние субкультуры на положение подростка в группе.
22. Особенности готовности к обучению в зависимости от внутренней позиции школьника.
23. Формирование мотивации учения как фактор оптимизации процесса адаптации первоклассника к школе.
24. Развитие самооценки младших подростков как фактор, влияющий на их социометрический статус в группе сверстников.
25. Развитие ценностных ориентаций старших подростков в группе сверстников.
26. Особенности формирования навыков общения младших школьников в учебной деятельности.
27. Формирование целеполагания у подростков в ситуациях успеха и неуспеха.
28. Особенности развития мотивации учения младших школьников.
Вопросы для итогового контроля по дисциплине
«Психология развития и возрастная психология»
1. Исторический анализ понятия «детство». Предмет и задачи возрастной психологии.
2. Метод наблюдения в возрастной психологии, его виды.
3. Эксперимент в возрастной психологии. Его виды.
4. Метод опроса, его разновидности. Требования к методу опроса.
5. Метод тестов и анализ продуктов деятельности ребенка.
6. Психоанализ детства. Основные понятия. Стадии психосексуального развития (З. Фрейд, А. Фрейд, М. Клейн).
7. Концепция Э. Эриксона о развитии психики ребенка.
8. Ж. Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка. Феномены детского мышления.
9. Стадии интеллектуального развития в теории Пиаже.
10. Понятия «социальная ситуация развития», «психологическое новообразование», «возрастной кризис» в работах Л.С. Выготского.
11. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Роль знака в организации ВПФ.
12. Д.Б. Эльконин о закономерностях психического развития ребенка. Периодизация детского развития по Эльконину.
13. Понятие общения, его предмет, мотивы и средства. Формы общения в детском возрасте (М.И. Лисина).
14. Развитие форм общения в детском возрасте (М.И. Лисина).
15. Психическая депривация и ее виды.
16. Влияние депривации на психическое развитие ребенка.
17. Механизм психического развития по Д.Б. Эльконину (работа «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте»).
18. Основные закономерности психического развития.
19. Психическое развитие как усвоение общественно-исторического опыта.
20. Представители теории социального научения о психическом развитии (Р. Сирс, А. Бандура).
21. Проблема соотношения обучения и развития. Психологический смысл понятия «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский «Проблема возраста»).
22. Понятие психологического возраста. Его определение в культурно-исторической теории и теории деятельности.
23. Факторы психического развития.
24. Психологический смысл критических возрастов. Структура возрастного кризиса. Особенности поведения детей в критический период.
25. Кризис новорожденности. Общая характеристика младенческого возраста.
26. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Первые детские обобщения и суждения.
27. Общая характеристика раннего детства.
28. Игра как ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте.
29. Развитие игровой деятельности (Д.Б. Эльконин «Психология игры»).
30. Виды деятельности в раннем и дошкольном возрасте, их влияние на психическое развитие ребенка.
31. Проблема адаптации детей к обучению в школе.
32. Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе.
33. Общая характеристика структуры учебной деятельности. Роль учебной деятельности в психическом развитии младшего школьника.
34. Проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе.
35. Психологическая характеристика кризиса 3-х лет.
36. Основные новообразования дошкольного возраста. Кризис 7-и лет.
37. Морфологические и функциональные изменения в пубертатный период.
38. Половое созревание в период взросления.
39. Становление нового типа взаимоотношений подростков и юношей со взрослыми.
40. Особенности взаимодействия подростков в группе сверстников.
41. Развитие самосознания в подростковом возрасте.
42. Акцентуация характера у подростков. Характеристика психотипов по А.В. Личко.
43. Формы проявления нарушений поведения в подростковом и юношеском возрастах, их характеристика.
44. Сенсорное развитие ребёнка.
45. Развитие структуры самосознания дошкольника. Негативные личностные образования.
46. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста.
47. Психическое развитие дошкольников в игровой деятельности.
48. Общая характеристика периода зрелости.
49. Основные проблемы геронтогенеза.