Эльконин Д.Б. Психология игры.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
«Психология развития
и возрастная психология»
Направление подготовки: 030301 – «Психология»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО и предназначена для студентов направления подготовки 030301 – «Психология».
Курс «Психология развития и возрастная психология» вместе с другими общими курсами призван обеспечить общую теоретическую подготовку студентов, служить основанием для изучения последующих дисциплин, составляющих содержание данного направления подготовки.
Главная цель изучения психологии развития и возрастной психологии заключается в освоении студентами современными подходами к анализу процесса психического развития, его закономерностей, механизмов, условиях, ходом и факторами.
В основу курса положена идея деятельностного подхода, отражающая особенности развития отечественной возрастной психологии. При освещении указанной теории учитываются и другие точки зрения по ряду проблем деятельностного подхода, имеющие место в отечественной психологической науке.
Задачи данного курса состоят главным образом в том, чтобы научить студентов реализовывать деятельностный подход при анализе процесса развития, при оценке конкретных ситуаций развития. В то же время студенты должны ознакомиться и с основными положениями других современных теорий онтогенеза. Сопоставление подходов способствует формированию основ профессионального мировоззрения, определению собственной позиции в будущей практической деятельности, однако профессионал-психолог должен иметь не только свою позицию в науке, но и уметь отстаивать ее. Это предполагает активное использование студентами изучаемого материала на семинарских и практических занятиях, проблемный характер лекций.
Принципы построения курса:
- принцип соответствия содержания государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по направлению подготовки «Психология»;
- принцип согласованности формирования теоретических знаний и практических умений;
- принцип системного подхода к отбору программного материала.
Приступая к изучению курса, студент не только должен располагать его программой, понимать цели изучения данного курса, но иметь определенную ясность в логике его построения и результатах.
В соответствии с этим студент должен получать не готовый продукт профессионального труда, а учиться самому этому труду. Поэтому следует стремиться ставить студентов перед профессиональными проблемами, побуждать их к самостоятельному поиску решений.
Следовательно, изучение курса «Психология развития и возрастная психология» предполагает наличие системы учебных задач, соответствующих его главным целям. При организации работы студентов за основу следует брать цикл обучения, а не лекции, семинары, практические занятия как отдельные формы учебной деятельности.
Приступая к изучению курса, студенты должны иметь определенную ясность относительно целей изучения данного курса. Цели, применительно к теме (разделу), важно сформулировать на языке задач, которые студент должен научиться решать при изучении темы (раздела). Формулировка целей на языке задач с необходимостью ставит вопрос об основных умениях обучаемых. Каждая задача предполагает овладение умениями (методами), требуемыми для ее решения.
К первому классу задач относятся задания на выделение исследовательских проблем, соответствующих определенному теоретическому подходу к анализу процесса онтогенетического развития.
Второй класс составляют задачи, связанные с анализом конкретного этапа онтогенеза.
Третий класс задач связан с анализом конкретных психологических явлений в контексте определенного возраста.
Таким образом, пройти цикл по той или иной теме курса – это значит научиться решать те задачи, которые вошли в содержание целей изучения данной темы (раздела).
Введение задач в учебный процесс принципиально меняет характер контроля: студенты не должны пересказывать содержание лекций и учебных пособий, а показывать умение использовать возрастную психологию при решении различного вида профессиональных задач.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПК-17 (наименование в соответствии с ФГОС ВПО). В соответствии с данным перечнем компетенций бакалавр по окончании курса должен:
знать:
- содержание, специфику и уникальность детства;
- предмет, задачи, методы психологии развития и возрастной психологии;
- категориальный аппарат психологии развития и возрастной психологии;
- закономерности, факторы, условия, движущие силы и механизмы психического развития;
- теории психического развития;
- содержание психического развития на разных этапах онтогенеза.
понимать (уметь объяснить):
- культурно-историческую обусловленность детства и его роль в онтогенезе;
- сущность и взаимосвязь базовых категорий психологии развития и возрастной психологии;
- закономерности, движущие силы, условия и механизмы психического развития;
- сущность и методологические основания теорий психического развития;
- сущность психического развития на различных этапах онтогенеза.
уметь:
- анализировать основные категории: развитие, возраст, социальная ситуация развития, новообразование, кризис, ведущая деятельность;
- характеризовать методы исследования возрастной психологии, обосновывать особенности их применения;
- интерпретировать теории онтогенеза;
- реализовывать деятельностный подход при анализе процесса развития и оценке конкретных психологических исследований в области психологии развития и возрастной психологии.
Основное содержание курса представлено в трех разделах:
1. Введение в психологию развития и возрастную психологию;
2. Особенности процесса онтогенетического развития;
3. Особенности психического развития на различных возрастных этапах.
Учебная программа носит компилятивный характер и соответствует требованиям ФГОС ВПО.
Основные формы изучения данной дисциплины – лекционные, семинарские и практические занятия; 60 % материала отводится на самостоятельную работу студентов. Формами контроля самостоятельного изучения курса являются контрольные работы, коллоквиумы, индивидуальные собеседования, письменные работы (эссе), минизачеты.
Программой предусмотрен промежуточный контроль в виде зачета и итоговый – экзамен.
Таблица 1
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | трудоемкость | Аудиторные занятия | самостоят. работа | |||
всего | Из них | ||||||
лекции | семин. | лаборат. практич. | |||||
Блок I. Проблема детерминант психического развития | |||||||
Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии. | |||||||
Источник, условия и факторы психического развития | |||||||
Психология возрастных кризисов. | |||||||
Проблема соотношения обучения и развития. | |||||||
Развитие ребёнка в условиях депривации и особых условиях | |||||||
Блок II. Проблема возраста возрастной периодизации | |||||||
Краткий обзор психологических теорий онтогенеза. Понимание развития в психоанализе | |||||||
Понятие психического развития в когнитивной психологии. | |||||||
Культурно-историческое направление в психологии развития | |||||||
Блок III. Психическое развитие в детском возрасте и подростничестве | |||||||
Новорожденность и младенчество. | |||||||
Период раннего детства. | |||||||
Дошкольный возраст. | |||||||
Кризис 7 лет и психологическая готовность к школе. | |||||||
Младший школьный возраст. | |||||||
Психологические особенности в подростковом и юношеском возрастах | |||||||
Блок IV. Психолгия зрелых возрастов и старости | |||||||
Психологические особенности взрослости | |||||||
Старение и старость | |||||||
Всего: |
Содержание курса
БЛОК I. ПРОБЛЕМА ДЕТЕРМИНАНТ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии развития
и возрастной психологии
Предмет психологии развития и возрастной психологии – изучение закономерностей онтогенеза психических процессов и личности человека в условиях обучения и воспитания на каждой ступени его психического развития. Детство как культурно-историческая категория и объект науки. Содержание категорий «детство» и «возраст». Психологический возраст как единица анализа развития человеческой психики. Психологический и хронологический возрасты.
Разделы психологии развития и возрастной психологии: детская психология, психология подростка, психология юности, психология зрелости, геронтопсихология. Их разработанность и значение. Связи психологии развития и возрастной психологии с философией, общей психологией, педагогической психологией, педагогикой, с возрастной анатомией и физиологией и другими науками. Особенности использования методов наблюдения и эксперимента в психологии развития и возрастной психологии. Анкетные обследования, их особенности и значение. Метод анализа продуктов деятельности. Эксперимент в психологии развития и возрастной психологии; его виды. Констатирующая и формирующая стратегии исследования. Основные формы констатирующего эксперимента: «продольные» и «поперечные» срезы. Метод тестов.
Основные понятия:детство, возраст, психическое развитие, онтогенез, предмет психологии развития и возрастной психологии, геронтопсихология, закономерности развития, метод исследования.
Тема 2. Источник, условия и факторы психического развития
Содержание психологических категорий «рост», «созревание», «развитие», их сравнительный анализ. Понятия преформированного и непреформированного типов развития. «Присвоение» социокультурного опыта как специфика психического развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Принципы и закономерности психического развития:
- гетерохронность и неравномерность развития;
- стадиальность психического развития (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования, кризис);
- сензитивность развития;
- дифференциация и интеграция процессов, свойств в ходе психического развития;
- смена детерминант – причин, определяющих развитие;
- пластичность психики ребенка как проявление новых возможностей онтогенетического развития.
Основные факторы психического развития – наследственность, среда, активность. Активность как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды. Филогенез и онтогенез – основные формы развития. Области (сферы) психического развития: психофизическая (внешние и внутренние изменения тела человека); психосоциальная (изменения в эмоциональной и личностной сферах); когнитивная (развитие познавательной сферы. Б.Г. Ананьев).
Основные характеристики психологического возраста: социальная ситуация развития как исходный момент динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода, как специфическая и неповторимая система (Выготский Л.С.); ведущий вид деятельности, виды ведущей деятельности (Леонтьев А.Н.); психологические новообразования; кризис развития.
Общение как условие психического развития. Развитие форм общения в детском возрасте: ситуативно – личностная, ситуативно – деловая, внеситуативно – познавательная и внеситуативно – личностная формы общения (М.И. Лисина).
Основные понятия:рост; созревание; развитие; преформированный и непреформированный типы развития; гетерохронность; неравномерность; сензитивность; наследственность, среда, активность, психологический возраст, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, виды ведущей деятельности, психологические новообразования, кризис развития, форма общения.
Тема 3. Психология возрастных кризисов.
Онтогенез как последовательное чередование стабильных и критических типов возрастов. Особенности развития ребенка в критический период; внешние поведенческие особенности кризисов (размытость, неотчетливость границ, трудновоспитуемость, негативизм).
Структура возрастного кризиса (Л.С. Выготский).
Развитие концепции о критических периодах (Леонтьев А.Н., Лисина М.И., Божович Л.И., Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б.).
Кризис как «акт развития» (Эльконин Б.Д.). Характеристика возрастных новообразований, появляющихся в критический период; двухтактность формирования новообразования в «пространстве» возрастного кризиса.
Основные понятия:литический период развития, критический период развития, акт развития, трудновоспитуемость, негативизм.
Тема 4. Проблема соотношения обучения и развития.
Проблема соотношения обучения и развития – стержневая проблема психологии развития. Развитие как «процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Выготский Л.С.). Обучение как внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека.
Эволюция взглядов на вопрос о соотношении обучения и развития. Отождествление процессов обучения и психического развития (Э. Торндайк, У. Джеймс, Дж. Уотсон, Коффка).
Ж. Пиаже, В. Штерн, А. Гезелл, З. Фрейд об отрицании связи между обучением и развитием.
Обучение как движущая сила развития в концепции умственного развития ребенка Л.С. Выготского. Уровень актуального развития. Понятие «зоны ближайшего развития», его общетеоретический и конкретно-психологический смысл.
Основные понятия:обучение, развитие, уровень актуального развития, зона ближайшего развития.
Тема 5. Развитие ребёнка в условиях депривации и в особых условиях.
Понятие психической депривации. Разработка проблематики психических лишений в исследованиях зарубежных (Ш. Бюлер, Г. Гетцер, У. Голдфарб, Р.А. Шпитц, Дж. Боулби, Й. Лангмейер, З. Матейчек) и отечественных психологов (Н.М. Щелованов, М.Ю. Кистяковская, Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан): «эмпирический», «мобилизирующий», «критический» и «экспериментально-теоретический» периоды в истории развития вопроса депривации. Значение концепции психической депривации в развитии представлений о воспитании детей в раннем возрасте в детских учреждениях, в больницах; на организацию и планирование дальнейшего развития заботы о ребёнке.
Изоляция (крайняя, частичная) и сепарация (внезапная и постепенная; полная и частичная; короткая и длительная) как факторы, вызывающие состояние депривации. Виды депривации: сенсорная, двигательная, социальная, материнская. Общая характеристика видов депривации. Последствия депривации.
Основные понятия:депривация, сепарация, изоляция, госпитализм, фрустрация, депривационная ситуация, депривационный опыт, сенсорная депривация, двигательная депривация, социальная депривация, материнская депривация.
БЛОК II. ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТА
И ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Тема 6. Краткий обзор психологических теорий онтогенеза.
Понимание развития в психоанализе.
Проблема психического развития и его движущих сил в зарубежной психологии. Биогенетическое, социогенетическое и персоногенетическое направления в психологии развития. Рекапитуляции как квинтэссенция редукционизма (Ст. Холл, Д. Болдуин и др.). Механистическое понимание процесса психического развития как процесса приспособления к окружающей среде в бихевиоризме (Дж. Уотсон, Э. Торндайк), необихевиоризме (К. Халл, Б. Скиннер), в теории социального научения (Р. Сирс).
Концепция конвергенции двух факторов развития (В. Штерн).
Психоанализ о проблеме психического развития ребенка (З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, М. Клейн). Структура личности по Фрейду. Механизмы защиты. Психосексуальные стадии развития.
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Групповая и эго – идентичность как основа эго – психологии Э. Эриксона. Стадии жизненного пути по Эриксону.
Основные понятия:биогенетическое направление развития, социогенетическое направление развития, персоногенетическое направление развития; рекапитуляция; механизмы защиты (либидо, сублимация, подавление, регрессия, проекция), ид, супер- эго, эго, оральная стадия развития, анальная стадия развития, фаллическая стадия развития, латентная стадия развития, генитальная стадия развития.
Тема 7. Понятие психического развития в когнитивной психологии.
Понимание психического развития в школе Ж. Пиаже. Основные идеи концепции: идея трансформации, соотношения общего и частного, идея конструкции. Эгоцентризм как основная характеристика детского мышления. Феномены детского мышления: реализм, артификализм, анимизм, трансдукция, синкретизм. Развитие как движение к реципрокности, объективизму, релятивизму. Периодизация интеллектуального развития: сенсомоторный интеллект, стадия конкретных операций, стадия формальных операций.
Онтогенез психического развития в школе Дж. Брунера.
Основные понятия:эгоцентризм, трансдукция, реализм, артификализм, анимизм, реципрокность, сенсомоторный интеллект, стадия конкретных операций, стадия формальных операций.
Тема 8. Культурно-историческое направление в психологии развития.
Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского. Социально-опосредствованный характер психического развития человека. Ведущая роль обучения в психическом развитии. Понятие «зоны ближайшего развития». Его общетеоретический и конкретно-психологический смысл. Проблема возрастной динамики. Понятие «возраста», «социальной ситуации развития», «возрастных новообразований». Стабильные и критические периоды развития.
Периодизация детского развития. Проблема движущих сил психического развития в современной отечественной психологии. Роль деятельности в психическом развитии ребенка (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Психологическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев). Понятие условий, источников, движущих сил психического развития.
Проблема возраста. Периодизация психического развития на основе выделения ведущего типа деятельности (Д.Б. Эльконина, М.И. Лисина). Периодизация Д.Б. Эльконина как попытка преодоления дуализма в понимании соотношения развития аффективно-потребностной и познавательной сфер. Общение как вид деятельности (М.И. Лисина). Роль общения в психологическом развитии младенца, ребенка раннего и дошкольного возраста. Этапы формирования личности в онтогенезе (Л.И. Божович).
Основные понятия:возраст, социальная ситуация развития, возрастные новообразования, ведущая деятельность, интериоризация, мотивационно-потребностная сфера, операционально-техническая сфера, форма общения, зона ближайшего развития, уровень актуального развития, личность.
БЛОК III. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ И ПОДРОСТНИЧЕСТВЕ
Тема 9. Новорожденность и младенчество.
Общая характеристика новорожденности. Особенности перехода от пренатального к постнатальному детству. Характеристика окончания кризиса новорожденности. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте.
Рефлексы младенца, специфика их развития. «Комплекс оживления» как главное новообразование раннего младенчества. Его значение для психического развития ребенка.
Проблема депривации в период младенчества. Соотношение развития сенсорики и моторики в период младенчества. Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте.
Становление зрительного и слухового восприятия в процессе развития форм общения ребенка со взрослым.
Развитие мануальных движений. Развитие хватания. Стадии развития манипуляций с предметом. Локомоторные движения.
Подготовительный период в развитии речи. Значение указательного жеста для развития речи. Особенности развития предпосылок к пассивной и активной речи (гуканье, гуление, лепет).
Новообразования младенческого возраста. Понятие о кризисе одного года (Выготский Л.С.; Поливанова К.Н.).
Основные понятия:новорожденность, комплекс оживления, вокализация, ситуативно-личностная форма общения, ситуативно-деловая форма общения, экспрессивно-мимические средства общения, локомоции, гипобулические реакции, автономная речь, мотивирующие представления.
Тема 10. Период раннего детства.
Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка раннего возраста. Формы общения в раннем возрасте. Усложнение видов деятельности ребенка.
Предметная деятельность – ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Стадии развития предметных действий. Орудийные и соотносящие действия ребенка. Развитие орудийных действий (П.Я. Гальперин). Особенности игровой деятельности в раннем детстве.
Основные закономерности развития восприятия. Начальные формы наглядно-действенного мышления. Особенности развития первых детских обобщений и суждений (Л.С. Выготский). Развитие речи. Особенности становления пассивной речи.
Развитие активной речи и её семантической, лексической, фонематической, грамматической сторонами.
Развитие познавательных процессов. Эмоциональная жизнь ребенка. Развитие личности ребенка раннего возраста.
Новообразования раннего возраста. Понятие о «кризисе трех лет». Симптомы кризиса трех лет.
Основные понятия:ситуативно-деловая форма общения, соотносящие действия, орудийные действия, наглядно-действенное мышление, знаково-символическая функция сознания, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание требований взрослых, деспотизм, феномен «Я-сам».
Тема 11. Дошкольный возраст.
Общая характеристика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте, развитие видов деятельности и форм общения со взрослыми и сверстниками (М.И. Лисина).
Игра как ведущая деятельность дошкольника. Социально-историческая обусловленность происхождения игры. Структура, развитие и функции игровой деятельности. Виды игр. Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка (Эльконин Д.Б.).
Другие виды деятельности дошкольника. Изобразительная деятельность, её развитие. Элементы труда и учебной деятельности. Их роль в развитии дошкольника.
Особенности развития восприятия. Сенсорное воспитание дошкольника. Развитие мышления дошкольника. Эгоцентризм детского мышления (Ж. Пиаже). Особенности развития наглядно-действенного мышления (Н.Н. Поддьяков). Наглядно-образное мышление как основное новообразование дошкольного возраста. Развитие рассуждающего мышления у дошкольника. Развитие памяти. Формирование произвольной и опосредованной памяти. Соотношение произвольной и непроизвольной памяти.
Развитие речи как средства общения познания и регулирования поведения дошкольника.
Формирование личности дошкольника. Развитие структуры самосознания. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника. Формирование системы мотивов.
Негативные личностные образования. Формирование характера и способностей. Основные новообразования дошкольного возраста.
Основные понятия:внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная формы общения, сюжетно-ролевая игра, сенсорные эталоны, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, рефлексия, психосексуальная идентификация, «образ Я», «Я-концепция».
Тема 12. Кризис семи лет и психологическая готовность к школе.
Основные симптомы кризиса 7 лет: утрата детской непосредственности, возникновение осмысленной ориентировки в собственных переживаниях, обобщение переживаний, интеллектуализация аффекта. Симптом «горькой конфеты» (Л.С. Выготский).
«Внутренняя позиция» как системное личностное новообразование ребенка 6-7 лет (Л.И. Божович). Новый уровень самосознания и рефлексии ребенка (осознание своего социального «Я»).
Проблема готовности к школьному обучению. Линии развития основных предпосылок готовности к обучению: интеллектуальная готовность (наглядно образное мышление и отдельные операции понятийного, формирование знаково-симовлической функции); личностная готовность (готовность мотивационной сферы); социально-психологическая готовность (формирование сферы отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, к самому себе); эмоционально-волевая готовность (действенное отношение к собственным эмоциям, соподчинение мотивов, элементы произвольности, освоение функций планирования деятельности.
Основные понятия:кризис 7-и лет, внеситуативно-личностная форма общения, интеллектуализация аффекта, внутренняя позиция, психологическая готовность к школе.
Тема 13. Младший школьный возраст
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая. Структура и закономерности формирования учебной деятельности. Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника. Развитие мотивов учения. Формирование системы отношений к школе, учебным обязанностям, учителю. Особенности общения со сверстниками.
Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе. Проблема адаптации первоклассника к школе. Содержание обучения как основа источника умственного развития младшего школьника. Формирование научного мышления в начальной школе (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Основные этапы формирования действий, представлений и понятий (П.Я. Гальперин).
Развитие речи в младшем школьном возрасте.
Особенности восприятия, внимания и памяти. Развитие воображения. Речь как один из важнейших психических процессов младшего школьника. Развитие коммуникативной функции речи. Письменная речь младшего школьника. Произвольность, внутренний план действий и рефлексия как основные новообразования младшего школьного возраста.
Становление личности младшего школьника. Формирование мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Появление высших чувств (нравственных, интеллектуальных, эстетических, праксических) как усложнение и дифференциация эмоциональной жизни младшего школьника. Усвоение правил и норм поведения.
Ведущие потребности возраста – потребности в общении с людьми, во взаимопонимании и сопереживании. Развитие познавательных потребностей. Проявление нового уровня самосознания младшего школьника в самопознании и формировании «Я-концепции», в самооценке и системе притязаний, в самоконтроле и саморегуляции. Нарушения в развитии. Детская агрессия.
Основные понятия:учебная деятельность, адаптация к школе; мотивы учебной деятельности, учебная задача, учебные действия, действия оценки, действия контроля, теоретическое мышление, эмпирическое мышление, рефлексия.
Тема 14. Психологические особенности подросткового и юношеского возрастов
Проблема «кризиса» подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому и юношескому возрастам.
Проблема ведущей деятельности. «Чувство взрослости» как основное психологическое новообразование подросткового возраста. Особенности взаимодействий в группе сверстников. Дружба и любовь у подростков и юношей. Становление нового типа взаимоотношений со взрослыми. Психологический склад юноши и девушки. Юношеские дневники и их значение.
Учебная деятельность подростков, юношей и девушек. Развитие познавательных интересов и мотивов учения. Учебные и внеучебные интересы. Новая система требований к педагогу. Формирование профессиональной направленности. Трудовая деятельность и её значения для формирования подростка. Формирование личности. Нравственные убеждения и их развитие. Оценочное отношение к взрослым и сверстникам. Основные закономерности формирования самосознания. Проблема оценки и самооценки. Возникновение и динамика идеалов как воплощение уровня притязаний.
Развитие потребности в общении, самоутверждении и признании. Развитие воли и стремления к самовоспитанию. Развитие чувств, мотивы и ценностные ориентации. Основные показатели развития познавательных процессов. Условия воспитания мышления в юношеском возрасте. Развитие творческого воображения.
Основные понятия:чувство взрослости, формальные операции, рассуждающее мышление, учебно-профессиональная деятельность, теоретическое мышление, индивидуальный стиль умственной деятельности, творческие способности, рефлексия и самоанализ, диффузия, «Я»-идентичность, кризис идентичности.
БЛОК IV. ПСИХОЛГИЯ ЗРЕЛЫХ ВОЗРАСТОВ И СТАРОСТИ
Тема 15. Психологические особенности взрослости
Общепсихологическая характеристика взрослости (зрелости). Границы возраста. Акмеология. Проблемы переходов от возраста к возрасту. Кризисы взрослости. Характеристика взрослой личности. Общественно-полезный труд как ведущая деятельность зрелого возраста. Самоактуализация в сфере выбранной профессиональной деятельности. Расширение сферы социальной активности и ответственности в зрелости. Типы коллективов взрослых: семья, производственные коллективы и т.д. Социальное значение периода зрелости. Особенности познавательной деятельности и развития психических процессов. Значение собственной активности в профессиональной деятельности для развития человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Индивидуальные и половые различия в характере физического, умственного и социального развития. Периодизация периода зрелости.
Основные понятия:взрослость, зрелость, акмеология, генеративность, самоактуализация.
Тема 16. Старение и старость
Биологические и социальные критерии и факторы старения. Историческая изменчивость социальной оценки старения и старости. Периодизация старения. Изменение когнитивных функций при старении. Роль психологического фактора в процессе старения. Проблема социализации и социально-психологическая адаптация пожилых людей. Значение общественных интересов в формировании деятельной старости. Особенности развития личности в позднем возрасте. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения. Старость как социальная проблема. Психологическая работа с пожилыми людьми. Смерть как кризис.
Основные понятия:геронтогенез, социально-психологическая адаптация.
Основная литература
1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1982-1984. – Т.I. – С. 192-209, 246-247, 282-290. – Т. 2. – С. 23-89, 118-294. – Т. 3. – С. 133-163. – Т. 4. – С. 244-269. – Т. 6. – С. 32-37, 53-59.
2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
3. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для ст-тов психолого-пед. факультетов вузов. – М.: Инст-т практич. психологии, 1998. – 488 с.
4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Тривола, 2006
5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 184 с.
6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
7. Эльконин Д.Б. Детская психология – М.: Педагогика, 2006. – 315 с.
Дополнительная литература
1. Акцентуированные личности: Пер. с нем. Карл Леонгард. – К.: Выща шк., 1989. – С. 12-170.
2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. – С. 207-246.
3. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – МГУ, 1990. – С. 46-62.
4. Жан Пиаже: Теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001. – 624 с.
5. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
6. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
7. Общая психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – С. 206-220.
8. Основы психодиагностики /Под ред. А.Г. Шмелева. – М.: Академия, 1998. – С. 211-223.
9. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М.: Педагогика, 1990. – С. 160.
10. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., 1994. – С. 289-304.
11. Фролов Ю.И. Психология подростка \ Хрестоматия. – М.: Роспедагенство, 1997.
12. Хрестоматия по детской психологии / ед. и сост. Г.В. Бурменская – М.: Инст. практич. психол., 1996. – 264 с.
13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
для проверки самостоятельной работы студентов по дисциплине
«Психология развития и возрастная психология»
Направление подготовки: 030300 – «Психология»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
ПО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Блок I. Развитие как психологическая категория
Домашняя работа
Тема: Закономерности психического развития
Задание.
Составить тезисы к данной теме с учетом следующих обязательных содержательных положений:
· Понятие «развитие» и «закономерность развития»;
· Неравномерность и гетерохронность развития;
· Стадиальность развития;
· Сензитивность развития;
· Дифференциация и интеграция психических свойств;
· Кумулятивность, пластичность развития;
· Проявление закономерностей развития в онтогенезе.
Основная литература
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1998. – С. 311-314.
2. Психология человека от рождения до смерти // Под ред. А.А. Реана. – М., – СПб., 2001. – С. 198-203.
Дополнительная литература
1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996. – С. 145-157.
Тема: Развитие как психологическая категория (рубежный контроль)
Вопросы к минизачету:
1. Предмет и методы психологии развития и возрастной психологии.
2. Детство как предмет психологического анализа. Специфика и уникальность детства.
3. Понятия «социальная ситуация развития», «психологическое новообразование», «возрастной кризис» в работах Л.С. Выготского.
4. Понятие общения, его предмет, мотивы и средства. Формы общения со