Я-концепция и самосознание линости. Социальноая идентичность личности. Личностная зрелость.

Я-КОНЦЕПЦИЯ — динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

2 основные позиции: 1.акцент на процесс активного и реального взаимодействия человека со своим социальным окружением. «Я» при этом преимущественно рассматривается как средство для удовлетворения требований социального мира. 2.акцент в основном на изучении процессов включения в «Я» отраженных оценок, суждений других людей, в том числе в процессе не реального, символического взаимодействия. «Я» при этом рассматривается преимущественно как средство интеграции внутренней картины социального мира, конструирование социальной реальности.

В «Я – концепции» выделяют 3 составляющие: 1-образ «Я» - представление индивида о самом себе; 2- самооценка– аффективная оценка этого представления; 3-поведенческая реакция– те действия, которые вызываются образом «Я» и самооценкой. Каждый из этих трех компонентов может быть представлен с точки зрения Р. Бернса в трех модальностей: реальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с актуальными способностями, ролями, статусами («Я – на самом деле»); социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с мнением человека о том, как его видят другие («Я - глазами других»); идеальное «Я», отражающее установки, которые связаны с представлениями человека о желаемом «Я» («Я – каким бы – я – хотел быть»).

Иными словами «Я – концепция» обозначает всю совокупность представлений человека о себе, и, следовательно, включает 3 основных составляющих: КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ – отражает основные характеристики нашего самовосприятия; АФФЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ – когнитивная составляющая Я – концепции не воспринимается человеком нейтрально, а всегда пробуждает те или иные чувства и оценки, интенсивность которых зависит от когнитивного содержания; ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ – поведенческая составляющая выражается понятием – самопрезентации.Самопрезентация служит целям проверки и подтверждения её когнитивной и аффективной структур. Выделяют некоторые цели самопрезентации: желание понравиться, продвижение себя, стремление вызвать сочувствие, стремление запугать.

Впервые детально понятие идентичности было представлено Э. Эриксоном. Он понимал идентичность как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное «Я», основной функцией которого является адаптация. В - А. Тэшфел «Теория социальной идентичности» и Дж. Тернер «концепция самокатегоризации».

Тешфел – говорил, что «Я – концепция» - это когнитивная система, исполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях. Включает в себя 2 подсистемы: 1-личностную идентичность (личностное самоопределение себя в терминах физических, индивидуальных и нравственных черт); 2-социальная идентичность (она множественна и складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям). Тернер– определяет социальную идентичность как категорию, которая состоит из 3-х когнитивных процессов: самоопределение себя как члена соц. категории; усвоение норм, стереотипов поведения, свойственные этой группе членства; приписывание этих норм, которые становятся регуляторами соц. поведения.

«Я – концепция» является следствием категоризации,и представляет собой иерархическую структуру, отражающая разные уровни: наивысший – отражает бытиё человека в целом (например, Я – человек); средний – соответствует межгрупповым отношениям (соц. идентичность) – Я член группы.; низший – формирует персональную идентичность. Одними из основных понятий этих концепций являются понятия социальной категоризации =это упорядочивание соц. окружения, приводящее к подчеркиванию внутриклассового подобия и межклассовых различий. Соц. сравнение =это процесс, который преобразует перцептивные и когнитивные признаки в аттитюды и действия. Соц. идентичность =это персональное знание человека о том, что он принадлежит к какой-то социальной группе вместе с эмоциональным и ценностным смыслом группового членства.

Понятие личностной зрелости:Зрелый человек: 1. имеет широкие границы Я. 2. способен к теплым, сердечным социальным отношениям. 3. демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. 4. демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. 5. демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора... 6. обладает цельной жизненной философией.

45. Социально психологические аспекты социального влияния. Соц. влияние предполагает такое поведение человека, которое имеет своей целью или следствием изменение в поведении, чувствах, или мыслях другого человека по отношению к некоторому стимулу. Стимулом может быть проблема, продукт, действие, человек, в том числе и сам человек который воздействует и на которого воздействуют (изменение отношения о себе или о другом человеке). Агент влияния – это тот, кто влияет. Объект-тот, на кого влияют. Причем агент и стимул могут совпадать (изменяю чье-то мнение о себе); стимул и объект могут совпадать (влияю на мнение другого человека о нем самом); также агент, объект, стимул также могут совпадать (убеждаю сам себя во мнении о себе). 3 основные среды взаимодействия: 1)межличностн. среда, влияние проих. индивидуально; 2)спец. среда (школа, универ, собрания и т.д. 3)СМИ, резко увеличивается аудитория, безлично, нет непосредственного контакта, нет обратоной связи.

Конформизм или влияние большинства. (Автокинетический эффект Шерифа, Аш -зрительное различение отрезков, эксп-т Милграма.) Нормативное – влияние, основано на необходимости, быть принятыми и одобренными другими, информационное влияние - основано на информационной оценке. Инновация или влияние меньшинства Московиси он объяснял, так меньшинство выполняет в группе прогрессивную роль и способствует развитию группы. Всегда предполагалось что большинство – хорошо, меньшинство – плохо. Большинство действует, контролирует активно и всегда действует правильно. Меньшинство сопротивляется, но подчиняется. Московиси это опроверг – мен. часто активнее, эта активность заключается в сопротивлении большинству, и часто побеждает. Влияние большинства нормативное, м-ва - информационное, б-во влияет единодушием, представлением норм. М-во должно убедить, логически доказать, подойти к доказательству творчески, интеллектуально. М-во влияет и тогда, когда оно проигрывает, влияет ч/з конфликт, начинаются дискуссии, они задают новые нормы. Бесконфликтного не бывает. Факторы, усиливающие влияние м-ва – сформироваться, единодушие, не отступать от намеченной цели это подрывает б-во. М-во лучше влияет на б-во, если они сплочены и в психологическом и эмоциональном плане, они должны быть информированы и уметь влиять. Субъектом влияния м/б м/группа, отдельный человек и общество в целом. Соц псих. рассматривает влияние ситуаций, соц-ных и несоц. факторов. Ф.Зимбардо (рассказать эксперимент) вывод – ситуация больше влияет на поведение чем индивидуальные характеристики личности. Известный исследователь в области психологии влияния Чалдини выделяет 6 целенаправленных принципов влияния в м\л в\з-вии, следование которым приводит к эффективности. 1 принцип взаимного обмена – для большинства культур одной из ведущих соц норм, регулирующих просоц-ное поведение, является норма взаимности, на ур-не межлич-ного в\з-вия оказывается эффективной практика предварительной уступки перед просьбой об ответной услуге (дать что-то перед тем, как взять что-то); 2 п-п последовательности и обязательности – послед-ность высоко ценится, а непослед-ность считается отрицательной чертой характера. Беря на себя обязательство, мы автоматически создаем плацдарм для последовательности (эксп-т на пляже - «посмотрите за моими вещами»); 3 п-п социального доказательства мы считаем свое поведение правильным в данной ситуации, если видим, что др люди ведут себя подобным образом; 4 п-п благорасположения мы охотнее всего соглашаемся выполнять требования тех, кого мы знаем и кто нам нравится (большей кредитностью располагает привлекательный коммуникатор); 5 п-п влияния авторитета люди склонны подчинятся авторитетам даже тогда, когда это бессмысленно или же не подкреплено ничем эксп-т Милгрома с током; 6-п-п дефицита – «это не для всех, а только для вас», это последняя пара и т.д.

Наши рекомендации